121. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. Г...
121. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 59-62.
ТЕКСТ 59
йад аханкарам ашритйа
на йотсйа ити манйасе
митхйаиша вйавасайас те
пракритис твам нийокшйати
йат - если; аханкарам - ложное эго; ашритйа - обретя как прибежище; на йотсйе - не буду сражаться; ити - так; манйасе - думаешь; митхйа эшах - эта ложная; вйавасайах - решимость; те - твоя; пракритих - природа; твам - тебя; нийокшйати - будет использовать.
Если же ты не выполнишь Моей воли и не вступишь в сражение, то выберешь неверный путь. Твоя природа все равно заставит тебя сражаться.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «59.Если же, находя убежище в ложном эго, ты думаешь, поэтому, что не будешь сражаться, то такая твоя решимость – ложная, и тебе придется следовать своей собственной природе.». Этим стихом Бог предупреждает и Арджуну и всех, что на самом деле, на какой бы ступени человеческого развития ни стоял человек, какими бы качествами ни обладал, все творение, каждый зависит только от Воли Бога. Если человек не религиозен, если он следует своим греховным качествам, если он считает причиной во всем себя, если им управляет ложное эго, то в любом случае человек полностью подчинен Богу и будет так, как запланировал Бог. Бог полностью Управляет материальным миром; но тот, кто считает во всем причиной себя и свои желания, кто идет на поводу своего эго, такой человек в любом случае поступит так, как хочет Бог, но это может принести ему страдания, ибо Бог действует, побуждает через страдания, через внутренние преодоления. Значительно легче преданным Бога Кришны, которые вверяют себя Богу и чье желание не отлично от Воли Бога, или кто всегда готов подчиниться Воле Бога, понимая свое изначальное подчиненное положение перед Богом. Нет никого, кто мог бы поступить по своему собственному почину и по своему личному желанию. Любое решение осуществляет только Бог согласно Божественной Воле. Если же человек считает, что все зависит от него, если он на поводу иллюзорных энергий Бога, если поэтому он думает, что любой вопрос зависит от него, не видя стоящего за всем Бога, то говорят, что он управляем ложным эго. И непременно ему еще предстоит долгий путь в колесе сансары, который в свое время выведет его на понимание, Кто на самом деле всем Управляет и за всем стоит. Это должен понимать каждый. На примере Арджуны и его сомнений по поводу того, следует ли принимать участие в сражении или нет, Бог Говорит и всем и отдельному конкретному человеку, что решение от него не зависит и будет так, как желает Бог. А Свою Волю относительно участия Арджуны в сражении Бог уже неоднократно провозгласил. Теперь, что касается собственной природы Арджуны. Ну, природа у всех одна, Божественная. Но каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития. Именно об этой ступени и идет речь и о качествах, которые человек имеет на данный период соответственно его ступени. А качества Арджуны – качества кшатрия; и сражение, принятие участия сражения есть его религиозный долг, соответствующий этим качествам. Это качества – навыки ведения Боя, решительность, бесстрашие, некоторый самоконтроль, твердость, стойкость… Именно этими качествами, соответствующими его ступени развития, он и будет сражаться; и об этом его предупреждает Бог Кришна, ибо в нем, в Арджуне, как и во всех, присутствует Бог, и Бог полностью управляет человеком через его качества и в соответствии с Планом Бога на человека, качествами человека и кармой. Или говорят, что человек управляем его гуной материальной природы.
КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна был воином, от природы наделенным темпераментом кшатрия. Поэтому сражаться было для него естественно. Но под влиянием ложного эго он боялся, что, убив своего учителя, деда и друзей, совершит грех. По сути дела, он считал себя хозяином своих поступков, как будто он сам определял, какими - плохими или хорошими - будут последствия его деятельности.
БОГ: Что касается Арджуны, то он проявил себя именно так, как хотел Бог Кришна. Бог полностью Управлял его чувствами, речью, пониманием, исходя из его качеств, знаний, ступени материального и духовного развития.
Он забыл, что рядом с ним находился Господь, Верховная Личность Бога, который приказывал ему вступить в бой.
БОГ: Арджуна не забыл и не смог бы забыть. Он хорошо осознавал, что находится перед Лицом Бога Кришны. Но степень этого осознания полностью Управляется Богом, и человек не может больше осознать или проникнуться этим фактом, что перед ним Бог, чем даст Личность Бога. А Бог это понимание как бы развивает в процессе диалога, по мере сообщения Арджуне Бхагавад-Гиты.
Такая забывчивость присуща обусловленной душе. Верховный повелитель говорит нам, что хорошо, а что плохо, и, просто действуя в сознании Кришны, мы можем достичь совершенства жизни.
БОГ: Что касается забывчивости живых существ, то память есть один из инструментов, через которые Бог Управляет живыми существами. И этот инструмент не зависит в большой степени от религиозности человека или его ступени материального и духовного развития. Его использует Бог Кришна тогда, когда в этом есть Божественная необходимость; Бог напоминает то живому существу, что поможет ему перенаправить Волею Бога мысль, углубить ее, даст основание к тому или иному поступку или действию или вовлечет в те или иные игры и роли развивающего или назидательного порядка.
Никто не может предвидеть, что уготовала ему судьба, так же хорошо, как Верховный Господь, поэтому самое лучшее, что мы можем сделать, - это поступать в соответствии с волей Верховного Господа.
БОГ: Пути Бога для живого существа должны быть неисповедимы, ибо только так живое существо может пройти все, что ему наметил Бог, и извлечь свои уроки материального и духовного порядка, что помогает человеку, любому живому существу, и отдавать кармические долги Богу и подниматься по ступеням своего материального и духовного развития. Что касается того, что человек должен поступать в соответствии с Волей Бога, то все требования Бога даются в Новых Святых Писаниях. Следовать этим Писаниям обязаны только преданные Бога Кришны. Остальные же люди должны следовать законам материального государства, в котором живут, и средствами этого государства Бог также наказывает или учит тех, кто нарушает законы общежития людей, следуя своим греховным помыслам и желаниям. Везде Бог контролирует человека, везде Бог работает над человеком и поднимает каждого через путь страданий и преодолений вверх по ступеням материального и духовного развития.
Никто не должен пренебрегать указаниями Верховной Личности Бога или действовать вопреки воле духовного учителя, который является представителем Господа. Волю Верховной Личности Бога нужно выполнять беспрекословно - тогда мы всегда будем в полной безопасности.
БОГ: Волю Бога могут знать только преданные Бога Кришны. Материальный человек должен быть законопослушный в пределах правовых норм и законодательства своего государства. Но и преданных, и материальных людей Бог Кришна наказывает за греховные деяния, ибо Бог непременно все видит и Сам помогает человеку проявить свои низменные качества, ибо только потом возможно применение к человеку того или иного наказания, которое должно не только уничтожить его греховные качества, но и поднять его на более высокую ступени материального и духовного развития. Никто у Бога не находится в безопасности, никто не знает доподлинно своих качеств и своей кармы. Никто не может надеяться на особую Милость Бога. Но молиться Богу постоянно, просить Бога о прощении, уповать на Бога Кришну, служить Богу Кришне необходимо тем, кто готов по своим качествам, кто уже занят в преданном служении и кто понимает, что другого пути у него уже нет. Таким образом, возвращаясь к тексту стиха. Дело не в Арджуне. Не его проблемой занят, по сути, Бог. Надо понимать, что Всевышний использует все и вся, чтобы донести не до одного человека, но для человечества еще одну грань Высшей Истины, которую в данной сложившейся ситуации можно поднять с успехом нагара и дать в заключительной главе еще одно важнейшее наставление, ибо все у Бога работает на развитие, одухотворение человека, его понимание, развитие ума, качеств. Заканчивается, идет к концу сокровенный разговор, но Арджуна все еще как бы не определился, не высказал свое мнение о предстоящем для него сражении, остался вопрос открытым. У Бога так не бывает. Бог припас для него тот вызов, те аргументы, которые, если положить на все сказанное Богом, должны повернуть, отвести Арджуну с прежнего убеждения и войти в согласие с Богом относительно принятия участия в сражении. Несомненно, Арджуна поступит так, как требует Бог. У Бога иначе не бывает. Но отсюда многим следует усвоить, извлечь урок и для себя. Но вспомним, что говорил Арджуна по поводу принятия участия в сражении, обращаемся к стихам гл.1: 28,29,30, 31,32-35, 36, 37, 38,39….45. Гл.2: ст.4, 5, 6, 7, 8, 9; гл.3 ст.1, 2. Пожалуй, это все, что сказал Арджуна Богу Кришне касательно этого для него немаловажного вопроса. Этот вопрос был как бы оставлен, ибо Богу Кришне предстояло дать всем через Арджуну более важные, существенные знания, которые постепенно вырастали из пояснений Арджуне в Божественных доводах о необходимости сражаться. Полезно будет также вспомнить, как Бог Кришна, давая Арджуне Советы и совершенные духовные знания, пытался доказать, убедить, наставить, подвести к необходимости сражаться, в то же время постепенно углубляя разговор, расширяя, поясняя, убеждая, выводя на уровень более высоких знаний. Рекомендуется прочитать Божественные наставления Арджуне такие, как: гл.2 ст.2, 3, 11, 12, 13, 18,19,20, 21-27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35-38, 48,49, 50, 51; гл.3 ст. 4, 5, 8, 9, 19, 20, 21, 25, 30, 35; гл. 4, ст.15, 16-20, 42; гл.11, ст. 33, 34; гл.16, ст.24. Во время диалога Бог Кришна время от времени, но настойчиво напоминает Арджуне суть нерешенного вопроса касательно участия в сражении. Но увы. Арджуна как бы не определился, и к концу беседы, не понятно, что он избрал. Но надо знать, что какую бы мысль, какие бы знания Бог не устремлялся через избранных донести человечеству, сам человек, его вопрос Богом не игнорируется, но с ним Бог доводит и его тему до логического конца, того завершения, которое будет правильным, полезным человеку и что может послужить наставлением и другим. К какому выводу относительно сражения придет Арджуна, понятно. Но что кроме этого здесь хотел Сказать Бог? Достаточно простую истину, которая работает в материальном мире безупречно. Ее следует знать всем, ибо это есть совершенные духовные знания, знания сокровенные, открывающие глаза человеку на его положение в материальном мире. Ложное эго человека есть не только осознание своего абсолютного «я», но и есть тот стержень, на который навешивается неразвитым и зависимым умом гордыня, самовозвеличивание, самоуверенность, абсолютное понимание себя причиной, видение себя решающим, избирающим, независимым, знающим, управляющим, распоряжающимся. Чем выше эго в человеке, тем менее он способен к здравому мышлению и видению, ибо все списывает на обстоятельства, на случай, на других людей, на свой ум, свои чувства, свои догмы, и так же мерит мир материальных отношений принимая за чистую монету игры и роли, в которые вовлекается, навязанные иллюзорными энергиями Бога, ориентируясь на условные ценности материального мира, ими измеряя, их ставя во главу угла, в них видя смысл жизни и счастье, которое для такого человека есть основная мишень всех его умозаключений. Именно эго человека позволяет выходить из норм нравственности материальных отношений, ибо говорит человеку о его превосходстве, возможностях, силе, воле, твердости, где нет и не может быть, согласно его ступени развития, никаких других альтернатив. Видя и понимая себя решающим, такой человек не может позволить себе преклониться, прислушаться к Мнению Бога. Для него не существует авторитета Святых Писаний, он не знает и не хочет знать, что есть предписанные обязанности, дхарма, он далек от того, чтобы свой труд посвятить Богу, а тем более отречься от плодов любой деятельности. Такой человек медитирует не на Бога, но на внешние объекты наслаждений, на то, что может принести ему славу, деньги, власть, удовлетворение чувств… Он не смирится с тем, что на работе у него не получается, он не станет претерпевать там, где увидит, почувствует неудобство телу или небольшое вознаграждение. У него своя логика, своя нравственность, свое понимание долга. По сути, у него обычное, принятое в материальном мире мышление, не отягощенное совершенными духовные знаниями. В нем нет качеств, нет знаний, нет ничего, что изменило бы на данный период его образ жизни и мышления. Он пока находится в пути, в свое развитии, в своих все же проблемах, в своих качествах. Что же такому человеку хочет сказать Бог? Только одно. Он находится на своей ступени развития в материальном мире. Каждая ступень общей лестницы развития имеет свои качества, которые попадают под преимущественное влияние той или иной гунны: невежества, страсти или благости. В каждой гунне – свой набор, достаточно устойчивый, качеств. Как у хорошей хозяйки в шкафу все вещи разложены строго по цвету, по употреблению, по изношенности, так и у Бога все люди материального мира в каждый данный момент распределены по качествам. Согласно этим качествам, наработанным в предыдущих рождениях, им подбирается направление образования, как и уровень, подбираются родственники, супруги, дети, окружение и виды деятельности. На каждый данный период считается, что качества характеризуют человека полностью и человек на этот период считается имеющим такую природу. Считается условно. Но на данный период это факт. Со временем человек качества волею Бога меняет, приобретая, совершенствуя, обожествляя свою природу. Но это со временем. Бог говорит о той природе человека, о тех качествах, которые уже сложились, ведут человека, определяют его мысли, уровень эго, поступки и вырабатывают кармические реакции на будущее рождение. Таким образом, хочет человек или нет, как бы им не управляло его эго, заводило и выводило, но все же им управляет Бог не зависимо от того, знает он или нет. Бог управляет человеком согласно его качествам и согласно этим качествам подбирает ему работу, ту деятельность, которая необходима, ибо любая деятельность выполняет от Бога задание непременно - вести, развивать, дать опыт, дать новые качества, откорректировать то, что есть, отказаться от качеств греховных. Хочет или нет человек, но работа будет ему дана согласно его природе, его качествам, будет дана до его рождения, силою обстоятельств, как бы высоко не было его эго и как бы не парировал невежественный ум, вечно изыскивающий для себя лучшие блага и в угоду материи и чувствам. Это - для всех, к сведению всех. Это и для Арджуны. Хочет или нет, но Бог обладает силой, всеми необходимыми средствами, чтобы заставить, повести заданным путем. Ибо для другого движения души нет у Бога судьбы, нет открытых дверей, не состыкуется и с другими судьбами, с которыми Бог соединил в будущем только при этих условиях. Бог никогда не отменяет решение. И даже если Он говорит как бы не очень настойчиво, в виде совета, надо знать, что и Волю Свою Он проявляет неуклонно, но в свое время.
ТЕКСТ 60
свабхава-джена каунтейа
нибаддхах свена кармана
картум неччхаси йан мохат
каришйасй авашо 'пи тат
свабхава-джена - соответствующей твоей природе; каунтейа - о сын Кунти; нибаддхах - обусловленный; свена - своей; кармана - деятельностью; картум - делать; на - не; иччхаси - желаешь; йат - которое; мохат - из-за иллюзии; каришйаси - будешь исполнять; авашах - против воли; апи - даже; тат - то.
Под влиянием иллюзии ты отказываешься сейчас действовать по Моему приказу. Но твоя собственная природа все равно заставит тебя действовать точно так же, о сын Кунти.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «60.О, сын Кунти, ты будешь связан своей собственной предписанной деятельностью, порожденной твоей собственной природой. Но если из-за иллюзии ты не пожелаешь исполнить свой долг, тебе придется исполнить его даже против твоей воли.». Каждый человек выполняет ту или иную работу именно своими качествами или уровнем его личной ступени развития; считается, что человек не может отклониться от своей ступени развития, от своих качеств, тех качеств, что человек достиг в процессе материального и духовного пути Волею и Планом Бога. Вообще, врач выполняет свою работу исключительно своими качествами, точно также учитель, юрист, торговец, слесарь, каменщик или президент… Любой, имея определенные Богом данные знания и навыки, тем не менее, работает своими качествами, порожденными ступенью материального и духовного развития на каждый данный момент. Человек полностью зависим от своих качеств, не может им противостоять, ибо не имеет в себе другой основы и причины. Ему еще предстоит развиваться. Но то, что имеет, есть его на данный период основа и мышления и выбора, и усилий, и стараний. Поэтому говорится, что человек связан своими качествами. Точно также и Арджуна, как воин, связан своими качествами и в пределах их и Волею Бога будет сражаться. И он и любой другой. Всеми управляет Бог. И любой исход любого предприятия есть План и Воля Бога. Живое существо лишь то, через что Воля Бога исполняется, и привнести что-то от себя не может; и это надо принять. Но тот, кто Волю Бога принимает за свою, такой человек счастливый и считается ничем не связан и всегда успешен. Даже если Бог даст проиграть, уступить, отказаться. Ничего не ввергнет такого человека в печаль. Он полностью вверяет себя Богу и в свое время пожинает плоды духовного очень неслабого порядка и этим наслаждается. Но, а тот, кто не видит за всем стоящего Бога, такой человек будет принуждаться к исполнению Воли Бога даже помимо своего желания; и это будет выглядеть, как путь страданий и преодолений, и так во всем. Но чтобы человек точнее знал Волю Бога, он непременно должен быть занятым преданным служением и здесь постоянной духовной практикой. Другого пути нет.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто отказывается выполнять волю Верховного Господа, будет вынужден действовать в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится. Каждый из нас испытывает на себе влияние определенного сочетания материальных гун и действует в соответствии с этим. Но тот, кто добровольно следует указаниям Верховного Господа, воистину, достоин славы.
БОГ: Никто не достоин славы, но только Личность Бога Кришны, ибо только Бог работает над человеком и поднимает его вверх по ступеням материального и духовного развития, что относится в равной степени и к материальным людям и к преданным Бога Кришны. О собственной природе человека говорилось уже неоднократно. Что же такое собственная природа? Прежде всего, это качества человека, определяющие его ступень на общей и личной лестнице развития. Совокупность качеств человека на каждый данный период его развития определяют его судьбу, все в судьбе, включая его детей, супруга, образование, работу, увлечения, привязанности. Такая привязка существует. Только Бог, давая человеку жизнь в новом рождении, смотрит на совокупность его качеств, на уровень добродетели, смирения, терпения, разумности, гнева, зависти… У Бога на каждого есть точные весы его заслуг, его прошлых качеств и существует на каждого своя программа развития, которая опирается на реальные, добытые человеком качества в прошлом рождении и ранее, те качества, которые возьмут на себя в новом рождении долги, обязанности, повлекут за собой определенного уровня деяния, могут быть откорректированы или усилены, или пора от них той или иной деятельностью отказаться, переходя на новый уровень мышления. Таким образом, от набора своих качеств никуда не деться, а потому никуда и не деться с Планом Бога на человека, жестко привязанным к его качествам. Но совокупность существующих качеств индивида не есть неизменная, но имеет свойство меняться в сторону совершенствования к концу каждой данной жизни, для каждого в определенном направлении, как задумал Бог. И все же, в начале жизни качества каждого есть его отправная точка. Они все определяют, определили до рождения Богом. Именно эта совокупность называется Богом природой живого существа, т.е. его внутренний заряд на судьбу и все, что в ней должно проявиться. В следующей жизни природа этого же живого существа по отношению к себе самому будет несколько иная, будет требовать другую судьбу, другое самопроявление, другие виды деятельности и т.д. Т.е. надо понимать, что здесь имеет Бог в виду некую условную природу, то, что может изменяться от рождения к рождению. Но есть и другое понимание о природе живого существа, которую не следует путать с данной, здесь описанной, условной. По большому счету природа живых существ куда выше в своем потенциале, в развитии на будущее. Природа живых существ - Божественная, духовная изначально. Это означает, что живое существо есть частица Бога, отделенная неотделимая. Дхарма живого существа изначальная – достижение Божественных качеств, совершенство. На это и дается долгий круговорот сансары, исправляющий, развивающий живые существа до уровня того совершенства, когда оно готово будет выйти за пределы рождений и смертей на духовный план, ибо ее качества будут того уровня, что Бог позволит Себе служить и с Собой общаться. Но достичь свое назначение, свою изначальную природу непросто. Это происходит Волею Бога жизнь за жизнью, где через материальные игры и роли под присмотром иллюзорных энергий Бога живое существо добывает свои вожделенные качества, проходя через страдания трех видов, достигая качества по тому Плану, который наметил Бог, и чаще всего через деятельность, в которую живое существо вовлечено и обязано исполнять, независимо от того, нравится или нет, ибо любая деятельность подобрана именно Богом, по Божественному Плану и Воле, ибо развивает человека в том направлении, которое предусмотрел Бог. Не отклониться, не передумать, не пойти на попятную. У Бога есть много средств удержать человека именно на этом месте работы, применяя самые непредвиденные методы материального мира и отношений в нем. Таким образом, качества человека на данный период есть его как бы лицо, его паспорт, то, что и будет диктовать, что сделает Бога неумолимым, требовательным, что обусловит рамки жизни и деятельности в ней. Т.е. качества, называемые природой человека, и будут достаточно цепко следить за тем, что делает человек и в какой мере. Поэтому говорят, что деятельность человека порождена его собственной природой. Таким образом, собственная природа – это качества, совокупность качеств достаточно устойчивых в этой жизни. Эти качества могут пригодиться и развиться и дать ростки новым качествам только через строго определенный вид деятельности. А Бог, имеющий главной Своей целью развитие качеств, не позволит отклониться от намеченной на живое существо деятельности, заставит своими средствами работать, принудит, уговорит, заманит, обставит обстоятельствами, сделает невозможным уйти с работы. И непременно добьется того, чтобы человек здесь работал, здесь себя проявлял, здесь развивал то, что ему недостает. Но как работать над человеком, если он буквально вырывается из Божественных рук, не желает претерпевать на работе, не видит необходимости работать там, где ему плохо платят, или где не подходит коллектив, или где много страданий, или где сам не имеет навыков и знаний в достаточной мере, или видит уровень работы ниже, чем оценивает себя и свои возможности, или претендует на управляющую роль… Легче с преданными, с теми, кто знает, Кто за всем стоит, знает, что надо сотрудничать с Богом, кто вверяет себя Богу, кто может работать везде без привязанности, кто по качествам на любой работе старателен, кто желает сотрудничать с Богом, кто усвоил Божественные требования, чье эго не диктует лишнее, не направляет в иллюзорные дебри, кто видит вещи, как есть, кто готов претерпевать, зная этому цену, имея цель духовного развития и слышит в себе достаточно отчетливо голос Бога. Кого не заманить высокой оплатой, кто не идет на пустые разговоры, кто в любом труде старателен, терпелив, сосредоточен, активен, умел. Но как быть с человеком, чьи качества пониже, чья природа такова, что он еще может входить в игры и роли, проявлять радость, агрессивность, зависть, стремление к славе, почету, признанию, кто желает заработать деньги и побольше, кто желает руководить, подчинять, диктовать, насаждать. Как быть с такими? О таких Бог знает до их рождения. Одних понуждает одними желаниями, других – другими, заставляет обстоятельствами, семейным положением, потерями, страданиями разных уровней, меняя ситуации, местоположение, уговаривая друзьями, суля желаемое, давая интерес материальный, обещая продвижение, сосредотачивая мыслью и показывая выигрыш, свои плюсы, просто давая наслаждение в работе беспричинное. К каждому у Бога свой подход. Хочет или нет душа, но отработает там и столько, сколько потребует Всевышний. Хочет или нет душа, но Бог вынуждает заниматься строго определенной деятельностью, даже против ее воли. Но в этом случае работает так, что Воля Бога становится желанием души. Об этом Бог Кришна и говорит Арджуне, имея ввиду его нежелание принять участие в сражении. Те знания, которые ему открыл Бог теперь, ставят его на один уровень с чистыми преданными, ибо теперь ему пора руководствоваться именно ими, понимая, что за всем стоит Бог, что Бог Кришна есть высший Управляющий, что душа обязана достичь те качества, которые дает Бог, и именно через труд, посвященный Богу.
ТЕКСТ 61
ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше 'рджуна тиштхати
бхрамайан сарва-бхутани
йантрарудхани майайа
ишварах - Верховный Господь; сарва-бхутанам - всех живых существ; хрит-деше - в сердце; арджуна - о Aрджуна; тиштхати - пребывает; бхрамайан - заставляющий перемещаться; сарва-бхутани - все живые существа; йантра - в машину; арудхани - помещенные; майайа - материальной энергией.
Верховный Господь, о Aрджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «61.Высший Управляющий всеми живыми существами, расположенный в сердце, о, Арджуна, заставляет все живые существа действовать под влиянием иллюзорной энергии, как если бы они были помещены внутрь машины.» Бог Кришна не находится в сердце живых существ. Так было сказано для древних. Бог равно расположен во всех точках тела живого существа, пронизывая Собою все свое творение и соединяясь с душой в теле в районе мозжечка. Здесь речь идет и о материальных живых существах и все же о преданных Бога Кришны. Сам Бог расположен в своем творении и полностью Управляет им извне и изнутри, Управляет непременно качествами творения, исходя из Плана Бога на каждого. Но Бог расположен не в сердце живых существ, как во времена Арджуны надо было считать, и это казалось понятным, но полностью пронизывает тела живых существ, оставаясь в них равно, Своим полным целым, Управляя всем телом, всеми органами и чувствами, изнутри и извне, соединяясь с душой полностью, но работая с ней на уровне мысли через затылочную часть тела, мозжечок, отсюда давая ей энергии мысли и осознания деятельности чувств и управляя живым существом неизменно, непрерывно, на основании ее качеств, входя в душу и управляя ею так, что она не может отличить свой умственный процесс, свои деяния и намерения, свои, даваемые ей Богом, желания, свои убеждения, свои восприятия от Бога, дающего ей все по ее ступени, по ее качествам, по ее уровню восприятия и реакций. В материальном мире все живые существа без исключения полностью следуют Воле Бога, преследуя свои цели, но достигая то, что на каждого изначально имел по Божественному Плану Бог. Поэтому, действительно, не зная Управляющей причины, человек понуждается иллюзорными энергиями Бога, Самим Богом действовать, понимая свое в этом естественное, логическое, понятное свое собственное проявление. Но преданные Бога, изучающие Святые Писания, понимают, Кто за всем стоит, вверяют себя Богу, и точно также выполняют любое действие или входят в мыслительный процесс, как если бы он исходил от них. И тем не менее, преданные в своем пути менее страдают, ибо очень дорого стоит осознание, понимание в себе Воли Бога и своего подчиненного перед Богом положения. В таких случаях Бог дает человеку возможность не очень часто ошибаться, что делает его жизнь более чистой, более угодной Богу, с меньшими страданиями и преодолениями, но и с потрясениями, ибо всегда все же найдется, в чем надо преданному помочь и какие качества еще развить.
КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна не обладал совершенным знанием, и его решение сражаться или не сражаться было сделано на основе его ограниченного видения мира.
БОГ: Во время диалога Сам Бог полностью Управлял состоянием Арджуны, исходя из его общей ступени материального и духовного развития, как и тех качеств и знаний религиозного порядка, которые бытовали в обществе и считались прогрессивными.
Господь Кришна объяснил ему, что индивидуальное живое существо не является самостоятельным и независимым.
БОГ: Живое существо не является индивидуальным, оно полностью зависит от Личности Бога Кришны и развивается по Божественному стандарту, не имея особенностей того порядка, которые бы его могли характеризовать, как индивида.
Верховная Личность Бога, то есть Он Сам, Кришна, в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа, направляя его действия.
БОГ: В теле живого существа нет сверхдуши. Есть Сам Бог Кришна, Абсолютная Божественная Личность, Творец, присутствующий в телах Своего творения неотъемлемо, развивающий живые существа в условиях материального мира средствами этого материального мира и поднимающий Свое творение вверх по ступеням материального и духовного развития вверх.
Поменяв тело, живое существо забывает о совершенных в прошлом поступках, но Сверхдуша, которой известно прошлое, настоящее и будущее, остается свидетелем всего, что делает душа.
БОГ: Не некая сверхдуша, но Сам Бог Кришна вращает живые существа в колесе сансары, являясь не свидетелем, а Управляющим полностью Своим творением в лице каждого живого существа
Таким образом, Сверхдуша руководит всеми действиями живого существа.
БОГ: сверхдуши не существует. В телах живых существ присутствует Сам Бог Кришна полным Своим целым, Управляя каждым через мыслительный процесс, понимание, органы чувств, состояния, внешние воздействия, через речь, память, разум, обстоятельства и ситуации. Бог есть воздействие извне, и Бог есть все ответные реакции человека, все его желания, устремления, деятельность и отдельные действия, связи, зависимости, намерения, отдых, сон, удовлетворение тела, состояния счастья, тревоги, обиды, переживаний, зависти, гнева... Бог есть все чувства, через которые человек должен пройти в материальном мире, извлечь из них, отработать полностью и оставить в итоге только те качества, которые есть оптимальные и достаточные для перехода в свое время на духовный план.
Восседая на колеснице материального тела, созданного материальной энергией по указанию Сверхдуши, живое существо пожинает плоды своих прошлых поступков, получая все, что заслужило.
БОГ: Ну, живое существо не на некоей колеснице материального тела, а все же воплощено в теле и его состояние нормально воспринимает свое телесное существование. Также, Бог никому ничего не Указывает, а Сам Лично творит тела живых существ и Сам работает с каждым живым существом в плане его развития через материальное тело и возможности условного материального мира.
Как только живое существо переселяется в тело определенного вида, это тело начинает определять характер его деятельности.
БОГ: И до переселения в то или иное тело души Бог Кришна уже Планирует через судьбу живого существа все, что оно должно в этом теле пройти, преодолеть, извлечь, используя именно возможности тела и той среды и окружения, которые в соответствии с Планом Бога Кришны будут даны живому существу.
Один и тот же водитель в скоростном автомобиле едет гораздо быстрее, чем в обыкновенной машине. Точно так же, в соответствии с указанием Сверхдуши, материальная природа создает для каждого живого существа тело определенного вида, чтобы, действуя в соответствии с возможностями своего тела, оно могло осуществить желания, которые не успело исполнить в прошлой жизни.
БОГ: Материальная природа ни есть разумное живое существо, чтобы находиться на связи с Богом и выполнять Его Указания. Материальная природа полностью через все стихии, через все живые существа Управляется Богом Кришной, как и развивается, как и поднимается по ступеням своего развития. Материальная природа не создает тела живых существ, как бы это ни казалось очевидным. Все делает только Личность Бога Кришны, и других причин нет и быть не может. Бог не только пронизывает собой материальный мир, материальную природу, но и остается в своем творении полным Своим целым и в нем продолжает творить, ибо Бог Кришна работает с творением и его развитием, как и поддержанием, непрерывно, никому не указывая, в все ведет Сам Лично.
Никто не должен считать себя независимым от Верховной Личности Бога. Индивидуальная душа всегда находится под властью Верховного Господа. Поэтому ее долг - предаться Ему, как гласит следующий стих.
БОГ: Душа ни есть индивидуальное живое существо. Эти слова Бога в тексте 61 следует считать высочайшим откровением, ибо как бы посягают на святая святых материального человека, его чувство свободы действия, выбора, обустройства своей судьбы. Что делать? Из-за очень низких ступеней развития материального человека, ему почти изначально приходится давать эту извечную сказку о самостоятельности движения, дабы вовлечь душу в те игры и роли, которые рано или поздно, но выведут к признанию Бога, Его единственной на все времена Воли, правления, Планов на Свое творение, где Бог никогда на самом деле не попускает, не устраняется, не взирает со стороны, не бывает так, чтобы оставлял человека один на один с самим собой и своим эго перед лицом материального мира, по сути беззащитным и неразумным, не знающим в корне, куда идти и что для него лучше. Никогда человек, ограниченный временем, пространством, телом, мышлением не может отыскать свою нишу среди миллионов таких же странствующих существ, не может знать и на сотую долю то, что ему благоприятно, а что нет, да и не возможно предоставить полностью свободу тому, кто изначально связан с Богом по роду своего происхождения, являясь отделенной неотделимой частицей своего Высшего Отца, Который не просто, не для развлечения создал и привел в мир земной, не для экспериментов, ибо это вещи достаточно дорогостоящие. А потому требуют, чтобы каждое мгновение жизни, проведенное живым существом в материальном мире, было использовано с пользой, по Божественному Плану и назначению, без излишних отклонений, без того, что заводит в абсолютные тупики, не давая, не решая в своей мере каждым рождением хоть часть того глобального плана, который имеет в виду Бог на каждое Свое дитя. Только Бог может, будучи Всемогущим, в сети материальных отношений состыковать судьбы, строить жизнь, судьбу, в ней связи, зависимости, встречи, расставания, окружение, виды деятельности, друзей, врагов, проявление качеств, давая свою нишу каждому в общем стеллаже человеческих отношений. Только Бог, держащий в Своих руках все бразды правления, знает личную история движения каждого и здесь осуществляет великую справедливость воздаяний. Только Бог знает цель рождения, цель пребывания, цель любого события, результат всех связей, встреч, опытов, только Бог может всех точно и вовремя расставить по своим местам, уготавливая всем и каждому задолго до рождения именно свое, предначертанное, единственно верное событие и его неумолимое следствие, только Бог знает, из чего и какими затратами какую мысль, опыт, знание, решение можно вынести и куда успешно привнести и направить. Только Бог соединяет пары, ведя их к друг другу столь непредсказуемо и путями настолько непростыми, что в этом движении человек начинает постигать себя, как личность, и начинает оценивать себя в унисон с Богом, делая мышление пристрастным и к себе, удивляясь разумности судьбы и бесценности приобретенного опыта. Только Бог знает, у кого когда и в результате каких событий какой ребенок должен родиться и почему, знает, кому и какое следует дать образование, кому дать и какой вид деятельности и на сколько продолжительно, только Бог знает, кого рассорить, кого примирить, кем помочь, кому дать или пожертвовать, к какой религии придти и какие качества из нее в себе развить. Только Бог знает все действия и противодействия, дает мысли, планы, желания, дает и иллюзорные энергии, так входит в душу, так работает с ней и над ней, что душа не может, не в состоянии отличить себя от Воли Бога в себе, ибо Бог всегда действует в диапазоне ее ступени развития, качеств, пониманий и желаний, которые Бог желает, однако расширить претерпеваниями, преодолениями и страданиями разного уровня, но на справедливой основе. В каждом Бог действует исходя из той ступени духовного и материального развития, на которой человек и стоит на данный момент, Бог изнутри мыслью говорит с человеком на уровне его качеств, его пониманий, опыта, нравственности, идеалов, знаний, представлений. Только Бог знает доподлинно, в чем ущербен человек, где мысль его слаба, где опыт не велик, где его следует изменить и каким способом. Чаще всего приходится, расширяя границы мышления, изменяя качества, действовать через страдания трех уровней (личное тело, другие люди и материальная природа, стихии), давая человеку тот опыт, который он еще не прошел или не усвоил в достаточной мере. Так, человек на себе испытывает чужой гнев, зависть, предательство, неуважение, нетерпение, не умение выслушать, не умение ответить… Все, что считается греховным, не развитым, не совершенным, все непременно Бог корректирует жизненными обстоятельствами и зависимостями через качества таких же людей. Входить в такие игры не просто. Сам человек себе не пожелает. Но конечная цель Бога на живое существо велика, того требует, а потому требует Божественной Воли и насилия, тем более, что оно справедливо, ибо человек получает то, что некогда по своему невежеству проявил относительно другого. Так через страдания расширяется понимание, углубляется знание, усваиваются в материальном мире принципы сосуществования, где каждый должен начинать понимать цену своему поступку, слову, поведению, желаниям, устремлениям к удовлетворению чувств за счет других людей. Немалое значение во всем этом придает Бог труду, деятельности, которая более, чем что либо еще, отшлифовывает качества человека, этим решая в значительной степени План Бога на каждого. Таким образом, данный стих поясняет человеку, открывает ему глаза на то, что до сих пор было для него табу – его личная воля и неприкосновенность, где он никого на уровне мысли и понимания и близко не подпускал к любому своему деянию или мыслительному процессу. Но надо, крайне необходимо все же выходить из подобного невежества, понимать, как дела у каждого здесь, по сути, изначально обстоят. Никто, никогда, ни при каких условиях не может быть независимым от Бога. Все, что бы человек ни делал, ни мыслил, не избирал – все с Богом. Также работа. И непременно работа. В первую очередь работа. Даже пытаясь, давая себе внутреннюю установку, практически желая действовать независимо, человек никогда не сможет быть независимым от Бога. Это пора начинать видеть, чувствовать, замечать на каждом шагу, надо быть внимательным к событиям в своей жизни, напрягать ум, напрягать все свои чувства и видеть, что за всем стоит Воля Бога. Ни твоя, ни его, ни их. Как бы ни казалось, как бы ни хотелось. Такое понимание – свойственно преданным Бога, людям религиозным, ибо на каждом шагу они волею и милостью Бога ни раз, но постоянно видят подтверждения присутствия Бога в своей жизни. Об этом люди свидетельствуют друг другу, в этом находят и радость и утешение, ибо так понимая, вверяют себя Богу, так ослабевают привязанности в материальном мире, так учатся видеть во всем причиной Бога и Божественную Волю. Так выходят и из под влияние иллюзорных энергий Бога, так начинают понимать работу Бога и в судьбах других людей, так устремляются и к очищению своего существования, ибо перед лицом Бога невозможно вынашивать греховные планы против других, невозможно плохо работать, невозможно устремляться к наслаждениям. Образно говоря, человек не работает, не создает, не принимает решения, не соглашается и не отказывается, не одевается и не раздевается… все автоматически делает душа с Богом, что похоже на то, как если бы человек находился в машине и просто взирал, как ее ведет другой. Но этот другой на самом деле – Сам Бог. Это - Высшая Истина. Но до нее тоже надо дорасти, увидеть, применить, насладиться ею. В этом пути люди часто внутри себя время от времени удивляются: не хотел сказать, но слова сами как-то были произнесены, не хотел туда идти, а ноги как бы повели, не знаешь, когда руки взяли и положили именно туда эту вещь… нечаянно встретил, там случай, там – повезло, там нечто в тебе все расслабило, не придало значение, обнулило… и ты легко сдался, пошел на уговоры или сам поменял то мнение, которое стояло в тебе каменной стеной.. там… Во всех таких вещах Бог как бы тормозит человека и спрашивает его: не странно ли? и как это получилось? На самом деле такие вещи искорками вспыхивают, отмечаются, запоминаются и как-то укладываются в сознании. Укладывает Сам Бог. Бережно. На будущее. Пока без ответа, работая на некую констатацию факта, изумляя и оставляя в человеке вопрос, которому в каждом в свое время Бог уготавливает и ответ. Но все ждет своего времени. Постепенно религия в любой конфессии перенаправляет стрелки из цепи случайностей на Бога. Требует такое понимание, такое суждение, подкрепляя это свидетельствами и личным уже религиозным опытом и знаниями. В свое время, когда человек вооружается совершенными духовными знаниями, эти искорки опыта, где-то припрятанные в сознании, становятся самым убедительным багажом, который позволяет слова Бога в Святых Писаниях принять бесповоротно и уже отсюда начинать мыслить, понимать, развивать качества и видеть реально за всем стоящего только Бога. Об этом и говорит Бог Кришна Арджуне и всем в данном стихе. И тот, кто это готов усвоить, так видеть и понимать, такой человек имеет точно высокую реализацию и непременно будет находиться всегда на связи с Богом, зная Божественное Мнение и Волю и так идя по пути очищения. Таким, образом, Высший Управляющий, Сам Бог расположен на самом деле не только в сердце, но вместе с душой пронизывает все тело, присутствует в теле и за его пределами, знает абсолютно малейшее движение души, все ее потаенные мысли, желания, чувства, ибо все Сам ей и дает в пути ее духовного взросления, поднимая по ступеням личного становления, развивая качества, совершенствуя мышление, давая желания им соответствующие, вовлекая иллюзорной энергией извне и изнутри в материальные игры и роли, неотступен в Своей конечной цели. Невозможно хоть как-то, сколько-нибудь уклониться от Планов Бога на любое живое существо. Но самое здесь главное, на что Бог делает извечно ставку, – это эго живого существа, посредством которого Бог дает, внушает на слабых ступенях, что живое существо само изъявляет волю, само проявляет желание, само мыслит, полагая, что мысль есть таинство, которое не постичь, невозможно проникнуть, понять, что с собой наедине замыслило, планирует, хочет исполнить человек. Так необходимо, таков принцип работы Бога, Божественная кухня. Но фактически Бог знает, что дает, Бог знает, зачем дает, Бог знает, что из этого последует. Бог также знает совокупность тех качеств, которые существуют в душе на данный период развития, которые душа развила в себе с Богом в предыдущих рождениях, взяла за основу поступков, мышления, взглядов, неизменно считает собой и с таким собой не желает расставаться, ибо все качества работают на защиту невежественной души, как бы ей в помощь, ибо она на первых порах не может, не умеет предаться Богу, не знает, как это делается, не готова мышлением, разумом и тем более знаниями. Ее качества оказываются и ее цепями, ибо сильна привязка, сильны ложные, ведущие к греховной деятельности убеждения. Но надо вести в итоге душу к Богу, развивать, изменять, корректировать или отвергать то, на чем осела, прибавлять, отсеивать, уничтожать то, что в защиту себе, но работает против других из-за страха и все того же невежества. Чтобы изменить, обожествить, сделать душу более гибкой, податливой, ведомой Богом, размышляющей, справедливой, понимающей и воспринимающей свое бытие ни как случайность, которую нужно боготворить и цепляться за каждый миг, а чтобы душа видела себя среди других, понимала свою роль и изначальное назначение, чтобы расслабилась, предалась Богу и не входила со всем своим естеством в игры и роли, чтобы душа была, становилась адекватна ко всему, что с ней в материальном мире происходит, Бог вовлекает ее в те игры и роли, которые, пока идя на поводу эго и выступая, как ее страстные желания и привязанности, в итоге несут душе неизбежный набор тех страданий, что напрочь выбивают из одного уровня мышления в другой, на более прогрессивный. Бог работает с каждым неустанно, и малое используя для Своей цели, зная наперед, что благоприятно, а что – никак. Не может знать душа по большому счету, на что была направлена ее жизнь и что в итоге хотел и достиг этой ее жизнью в ней Сам Бог. Но на самом деле каждая данная жизнь непременно поднимает, вырывает их привычного сонма качеств и суждений на другую, более высокую ступень, даже если видится, что жизнь человека – сплошное падение. И погружая через желания на греховный уровень, давая здесь себя проявить душе во всей своей полноте, Бог на самом деле заводит туда, где душа не бывала, не имеет представления о себе в такой ситуации, где не опробовала свои качества и не выработала устойчивого отношения к греху данного рода. Попросту – душа здесь, будучи в мнимой благости, может быть невежественна и, не хлебнув этой смуты в себе, будет склонна на осуждение любого подобного проявления. А потому любой мудрец, прежде, чем стать таковым, проходит и ни по одному кругу через врата вопиющей греховности, и только так и никакими другими средствами Бог выращивает стену запрета на подобные деяния себе и абсолютное понимание других как и не осуждение как и видение в итоге ступени развития человека и его качеств. И снова новая жизнь, новое рождение имеет смысл, ибо процесс труда Бога над человеком неиссякаем в условиях материального мира и отношений. Сам человек не может знать никак, что, какой путь, какой вид деятельности для него благоприятен, не может понимать, как, каким чудом делая одно, он неизменно развивает другое, приближаясь к одному, развивает помыслы другие, как вообще все в его бытии взаимосвязано и обусловлено. Все знает только Бог. Поэтому Бог строго, жестко, без вопросов привязывает душу к ее судьбе, к тому, чего не миновать, где Бога не упросить. Мудрец знает, что человек потому, воистину, в своей судьбе не хозяин, не предвидит, не решает, но ведом, как бы находится в той машине бытия, которая управляема Богом всегда. Ну, а иллюзорная энергия Бога, дабы жизнь не казалась навязанной, подает все согласно качествам, уровню мышления, желаний и так, что человек чувствует себя в своей судьбе вершащим, знающим, решающим, только, вот, иногда Бог его приостанавливает некоторыми событиями, отнюдь нежданными и не всегда радостными и на уровне ума тихо спрашивает: и что? ты это хотел? ой ли… Кажется тебя касается, но без тебя решилось… И человек бросается искать виноватых, а то и задумается и согласится: судьба… А где судьба, там со временем Бог подаст и истинный ответ: Бог. И только религия напомнит и утвердит. Все от Бога. И покажет не раз и даст в этом в свое время и удовлетворение, ибо и качества к тому времени подоспеют и опыт.
ТЕКСТ 62
там эва шаранам гаччха
сарва-бхавена бхарата
тат-прасадат парам шантим
стханам прапсйаси шашватам
там - Ему; эва - непременно; шаранам гаччха - предайся; сарва-бхавена - всем существом; бхарата - о потомок Бхараты; тат-прасадат - благодаря Его милости; парам - трансцендентный; шантим - покой; стханам - обитель; прапсйаси - получишь; шашватам - вечную.
Предайся Ему безоговорочно, о потомок рода Бхараты. По Его милости ты обретешь трансцендентный покой и достигнешь Его вечной обители.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «62.Непременно следует предаться Ему во всех отношениях, о, Бхарата. Его Милостью ты получишь высший мир и достигнешь Вечную Обитель.». Предаться Богу может только преданный. Материальный и очень благочестивый человек это сможет взять на вооружение, но постоянно предаваться Богу в период страданий и преодолений без духовной практики, без самого полноценного преданного служения невозможно. Но попытки могут быть и даже у материалиста. Но очень скоро такой мыслительный процесс забудется, Сам Бог не станет поддерживать того, кто не служит Богу, не занят постоянной благочестивой деятельностью, кто привязан к наслаждениям материального мира. Но все же старательного и добродетельного материалиста Бог очень скоро поведет по тем играм и ролям, даст тот путь преодолений, которые разовьют те качества, которые и помогут в свое время встать на путь преданного служения, ибо и самые малые попытки души угодить Богу непременно вознаградятся и поведут ее за пределы материального существования. Однако, предаться Богу, вверить себя Богу очень и очень непросто, ибо неокрепшая в духовной практике душа возопит при первых же испытаниях, которых на самом деле будет и не счесть, ибо, чтобы предаться Богу, этому надо учиться именно через путь страданий, когда человек постоянно будет видеть, что в каждую трудную минуту ему помогает только Бог, когда поймет отчетливо, что Бог дает ситуации, приводит людей, дает мысль и понимание, выручает в самых сложных ситуациях. Когда все сомнения отпадут и человек очень точно будет видеть за всем стоящего Бога и Милость; и помощь Бога, тогда он начнет предаваться Богу, более не видя причины ни в ком, но только в Боге. Но, вот, что касается мира, то мир в преданных не есть мир в материалистах. Это очень непростой и постоянно нарушаемый мир многими и многими испытаниями. Но при этом есть стабильное понимание, что Бог постоянно помогает, есть понимание цели и предназначение материального существования и что ты уже на конечном отрезке пути к Богу, что тебе не надо метаться в поисках смысла жизни, не надо дорожить материальными посулами и бороться за то, что тлен, что тебе совсем не обязательно постоянно страшиться за свою жизнь, и все это будет привносить мир, или фон всему, что бы с тобой ни происходило, ибо Бог постоянно учит, не отступает от своего творения, скрупулезно работает над каждым и ты всегда есть поле деятельности Бога. Но ты в руках Бога, и это дает мир и необходимое состояние все преодолевать и сотрудничать с Богом в своем собственном развитии.
КОММЕНТAРИЙ: Итак, живое существо должно предаться Верховной Личности Бога, Господу, который пребывает в сердце каждого живого существа.
БОГ: Бог Кришна не пребывает в сердце живого существа. Бог равно расположен во всех точках тела живого существа Своим полным целым.
Только тогда оно избавится от всех материальных страданий.
БОГ: Бог Кришна никогда и никому не дает полностью предаться Себе, Личности Бога Кришне, ибо предаться Богу означает потерю активности человека, что влечет за собой невозможность его материального и духовного развития, что не должно прекращаться ни на какой ступени развития человека, включая преданное служение. Также, предание себя Богу возможно лишь в некоторых вопросах человеческого бытия, что человек начинает Волею Бога практиковать и на уровне материального существования и продолжается и в пути преданного служения. Но избавить человека полностью от страданий через предание себя Богу невозможно, ибо в материальном мире постоянно идет процесс очищения живых существ от греховных качеств, и этот процесс не бывает безболезненным ни для материалистов, ни для преданных; и далеко не всегда те или иные вопросы в пути преодолений разрешаются через предание себя или ситуации Богу. Ибо Бог Кришна ставит человека в такие ситуации, которые понуждают действовать, а не выжидать, полагаясь на тот или иной исход, который возможен сам по себе, но предвидеть его невозможно ни материалисту, ни преданному.
Предавшись Господу, человек не только освободится от страданий материальной жизни, но в конечном счете достигнет обители Всевышнего.
БОГ: Само по себе предание Богу Кришне в некоторых вопросах преданного служения благоприятно. Но далеко не всегда так Бог разрешает выходить из ситуаций. Также, предание себя Богу Кришне не есть тот религиозный акт, который избавляет непременно от страданий и выводит на духовный план. Таким свойством выводить на духовный план обладает только путь преданного служения, старательный, полный, продолжительный.
В Ведах духовный мир описан следующим образом: тад вишнох парамам падам (Риг-веда, 1.22.20). Все материальное в действительности имеет духовную природу, однако слова парамам падам относятся непосредственно к вечной обители, которую называют духовным небом, или Вайкунтхой.
БОГ: Старые веды запрещаются Богом Кришной. Как и ссылки на них. Все творение Бога имеет божественную природу. И через живые существа происходит одухотворение материальной природы. Но при этом духовной природы, чистой духовной природы живые существа не достигают никогда, хотя постоянно в этом направлении и устремляются Богом Кришной.
В пятнадцатой главе «Бхагавад-гиты» сказано: сарвасйа чахам хриди саннивиштах. Господь пребывает в сердце каждого живого существа.
БОГ: Это было сказано во времена Арджуны для древних людей. В современном мире цивилизованный человек должен знать, что Бог Кришна расположен равным образом во всех телах живых существ, в каждое точке каждого тела Своим полным целым.
Поэтому предаться Сверхдуше, находящейся в сердце, - значит предаться Верховной Личности Бога, Кришне.
БОГ: Сверхдуши, как таковой, не существует. В каждом живом существе присутствует Бог Кришна Своим полным целым, одинаково расположенный в каждой точке тела.
Aрджуна уже признал Кришну Верховной Личностью Бога. В десятой главе он назвал Его парам брахма парам дхама. Aрджуна признал Кришну Верховной Личностью Бога и высшей обителью всех живых существ, опираясь не только на собственный опыт, но и на мнение таких великих мудрецов, как Нарада, Aсита, Девала и Вьяса.
БОГ: «Нарада, Aсита, Девала и Вьяса» - все это перечисленные ведические никогда не существующие персонажи. На них ссылаться нельзя. Они были в свое время сотворены Богом Кришной для древних людей, согласно их общей ступени материального и духовного развития. Из всех наставлений Бога Кришны, данных Арджуне в Бхагавад-Гите, самым всё же настоятельным, лучшим, абсолютным является именно это, требующее предаться (в своей мере, насколько даст Бог Кришна) Всевышнему во всех отношениях без исключения. Рекомендуется эти требования Бога еще раз вспомнить и глубоко осознать здесь Волю Бога: гл.4, ст.11; гл.7, ст.13-14,19,28,29; гл.9, ст.32, 34, гл.18, ст.62, 66.
Надо знать, что предаться Себе Бог дает далеко не каждому и не во всем. Для многих и многих это состояние есть табу, запрет, абсолютно невозможно, поскольку до этого состояния ума необходимо дорасти, что есть достаточно непростой и непременно материальный и религиозный путь. Почему? Сначала следует ответить на вопрос, что означает предаться Богу? Как это достижимо? Что при этом требуется от человека?
Предаться Богу означает:
1.Обладать совершенными духовными знаниями.
2.Преданно служить Богу.
3.Посвящать Богу любую свою деятельность и не привязываться к плодам.
4. Не считать себя создающим и распоряжающимся.
5.Не иметь жилья, иной собственности, кроме своей одежды.
6.Видеть причиной во всем не людей, не случай, не стечение обстоятельств, не себя, не природу и природные явления – но только Бога.
7. Признавать абсолютное могущество Бога над всем и всеми, не зная ни одного ответа на вопрос без упоминания Бога и Его Плана и Воли.
8.Изучение Святых Писаний.
9.Аскетизм.
10.Благотворительность.
Вот далеко не полный перечень необходимых знаний и практик души, которые в основе своей могут иметь материальную и духовную практику такого масштаба, чтобы такой путь стал потребностью, волей, единственным и неизменным желанием, смыслом, целью человека.
Все эти в сути своей качества достижимы человеком не по его личной воле, желанию, энтузиазму, но только по Воле Самого Бога, ведущего человека по пути духовного совершенства путем признанных религиозных практик, известных среди преданных, как Слово Бога в святых Писаниях. Длительное, бескомпромиссное преданное служение только одно материальные качества и опыт чудесным образом переплавляет в те совершенные знания, находящие себе подтверждение в Ведах, которые и будут вести, наставлять и приводить мысль на тот уровень, когда она будет в унисон с мнением Бога, а качества, стартуя из низших форм жизни, будут обожествляться до уровня восприятия совершенных духовных знаний так, что мысль и поведение человека станут божественно необратимыми, оперирующими только к Богу и не знающими более своих усилий и воли.
И все-таки, что значит предаться Богу во всех отношениях? Даже глубоко религиозный человек живет все же в мире материальных отношений и хочет или нет, но для духовного развития втягивается Богом в отношения с другими людьми через долги, родство, природу, желания, привязанности, труд, ответственность, радость, отчаянье, благотворительность и т.д. Бог никогда даже великого преданного не держит в неких инкубаторских или тепличных условиях, но выводит на связь с материальным миром, как бы человек не сторонился пустых разговоров, связей и общения. Не бывает так, чтобы человека, своего лучшего преданного Бог изолировал, дал чистое беспримесное служение Себе и никак не вовлекал в мир материи. Бог совершенен и дела Его уникальны. Ни минуты, ни секунды живое существо не проводит без пользы, ибо Бог доподлинно знает ущербность каждого и заставляет проявлять себя, поднимая нагара через общение и связи материального мира то, что человек от себя не ждет, что не видит качеством слабым или недостаточно развитым или крайне нежелательным. Бог трудится над всеми в достаточной мере, не упуская и малейших возможностей привнести не только раздумья, но и страдания, потрясая, заставляя мыслить, искать, выходить на диалоги, избирать, ошибаться, обращаться к Богу, Бога просить, на Бога уповать. Никто в материальном мире без дела не засидится. Поэтому человеку религиозному, знающему Бога Кришну, приходится то и дело поднимать глаза к Богу, ибо и нет, не видно другого пути. И знает, что Бог дает мысль, дает встречи, дает возможности, дает и препятствия, которые надо или пережидать, или закачивать рукава, или использовать те резервы, которые Бог считает возможными и соответствующими. Богу начинают предаваться и в вопросах семьи, детей, супругов, в вопросах касающихся работы, долгов. Никто не видит, но только реализованный преданный, что хочет сказать ему Бог, что требует Бог. Человек перестает выходить на других с обидами, просьбами, угрозами, не считает их причиной своих неудач или, напротив, успехов. Люди вокруг для него уже не являются объектом, куда направлены чувства, желания, цели. Но – Бог. Обращение к Богу становится абсолютно естественным, необходимым, как воздух, потребностью и устойчивым знанием человека, его реальностью, его радостью, его внутренним миром и всеми здесь переживаниями. До этого состояния, видения, понимания человек дорастает, доходит Волею Бога легко, с радостью, с облегчением, с чувством сброшенной с плеч долгой поклажи. Ничем такой человек внешне не отличается от других. Работает, говорит, обращается к другим.. Но все без нервов, без настойчивых требований и взаимных упреков, он выслушивает, он отвечает, но он вне событий, он вне игр, будучи в них задействованным, он уже добирает качества и отшлифовывает себя только Волею Бога, зная, что все во благо, все отзовется успехом даже там, где другие видят потери. Предаваясь Богу, человек начинает видеть, что у него другого пути нет, другой возможности нет. Много раз Бог событиями, другими людьми доказывает Свое неизменное присутствие в нем, в других. И только слепой не увидит, что и он, преданный, не избран Богом, все находятся во Власти Всевышнего, но не знают, не могут это увидеть, этим мыслить, на это уповать. Всего-то отличие – Преданный знает, а другие - нет. И те, кто не знает, начинают строить в уме многие мыслительные спекуляции, лишая себя мира, радости, удовлетворения, счастья. Им еще так идти и идти. Им еще надо так мыслить и набивать шишки, им еще рано полагаться мыслью на Бога. Им еще надо преодолевать, заставлять себя, выходить на тупики, совершать ошибки, видеть в итоге, как судьба все же требовательна и однозначна и как ни крути, но получится так, как предписано, как хочет Бог, как дано до рождения. Все события в судьбах невежественных по-своему нацелены на просвещение, на добычу качеств, на путь к Богу. Но это у каждого в своей мере, в своем направлении, через свои препятствия и страдания. Много воды утечет, пока человек поймет, что судьбу Сам Бог диктует неизменно и от самого человека мало что зависит. Все будет от рождения к рождению неизменно подводить к одному – пора предаться Тому, от Кого все исходит, Кто Один ведет, Кто знает, Кто имеет Свой План и неумолим.
Предаются Богу те, кто обладает для этого достаточными качествами и знаниями, кто получил Милость Бога, кто может позволить уже себе лишними играми и ролями не запутываться в сетях иллюзий, ибо уже отсюда извлечь лучшие качества становится все проблематичней и проблематичней. Ибо все качества уже направлены на Бога и подчиняются совершенным духовным знаниям. Таким преданным считается уже пора завершать круговорот в колесе сансары, и теперь Бог очень изысканно, крайне осторожно извлекает из души, ее закоулков некоторые материальные залежи и требует от человека подчинения мыслью, сосредоточения в себе, осмысления и доверия Богу, как бы странными ситуации, причины и следствия не показались, ибо бывает и такое, что душа никак не желает себе, не считает полезным для своего развития, но… Бог знает. Другим же так идти часто категорически противопоказано, ибо бунт в себе, поиск, мысль, активная деятельность и выход на контакты есть сам путь развития, есть то, что и подведет к Богу в свое время, что и очищает мысль и сжигает чувства на огне чувств и ума. Им рано занимать позицию непричастности. Таким Бог и не даст со стороны созерцать свою судьбу, не штормя, не вовлекаясь, не работая в материи всеми своими средствами. Такая позиция, ее попытка занять нейтральную позицию к своей судьбе может показаться надуманной, безрезультатной, и Сам Бог не даст в этом направлении надеяться на Себя, заняв иждивенческую позицию, которая характерна для неофитов преданного служения, чьи качества еще не готовы. Но локально, постепенно, средствами религиозными, почти автоматически такой путь преданным все же уготавливает Сам Бог, обращая, ориентируя на Свое Мнение в Святых Писаниях.
Надо знать, что даже опытному преданному, стоящему на достаточно высокой ступени духовного развития, достаточно трудно полностью предаться Богу, ибо и ему Бог оставляет часть иллюзорной свободы, требующей не обращения к Богу тотчас по возникновению проблемы, но спустя некоторое время, когда человек попытается предпринять нечто, согласно той бреши в качествах, которые выводят на самость, на эго, на личные усилия, которые сплошь и рядом приводят к предприимчивости и страданиям. Эту лазейку для самопроявления Бог также использует для лечения, для развития, для выхода в мир материальных отношений, чтобы снова выгрести то, что залежалось, что несовершенно, что надо менять путями уникальными и непредвиденными. Но в чем же трудность? – Невозможно пойти против себя, своих свойств, своего опыта, своей позиции и активности, занимая выжидательную позицию. Опыт материальный всегда диктует настоятельно, указывает на пути исхоженные. И тогда Бог усиливает страдание, перекрывает там, где был уже опыт, где есть своя практика действий и отзывов души. Часто человек буквально лопатит умом все свои возможности, все варианты, исследует все двери судьбы, закоулки… Все как бы молчит. Не отзывается на привычные запросы судьбы. Люди не идут Волею Бога на контакты или идут не так, обстоятельства не складываются ожидаемым образом, даже погода не благоприятствует. Человек поневоле, по всем параметрам вынужден подчиниться требованию Бога и оставить усилия, отдав себя в руки Бога. Иногда события обостряются так, в такой степени, что человек начинает чувствовать себя на грани жизни и смерти, великой потери, падения, другой ситуации крайне неблагоприятной. И постепенно, шаг за шагом становится очевидцем, свидетелем, почти не участником, ибо измотан в конец, но видит, что все начинает выстраиваться и так и не так, вовлекая и то и не то, и ожидаемое и нет… Судьба выстраивает узкий и единственный проход, Сам Бог начинает вести, вести без чудес, но так, что налицо выход, налицо торжество жизни и милости Бога. И далее человек не знает, стоит ли ему снова вручить себя Богу или нет. Страх за жизнь, за других диктует одно, знания Вед, практика преданного служения – требуют предаться. Как предаться? Ничего не делать? Бог не позволит. Предаться умом. Все делая, что от тебя зависит, но не паникуя, не считая себя решающим, но согласовывая с Богом. Сохраняя бесстрашие, зная, что все игры и роли, что все по Воле Бога, что все приходит и уходит, что Бог поможет, что Бог требует проявления только Божественных качеств, желаний, аскез, добродетели и только в этом случае, ведя как всех, гарантирует выход, гарантирует мир в душе, гарантирует духовное развитие, ту ступень, которая выводит за пределы материального мира на духовный план.
Предаться Богу - невозможно без милости на то Бога. Ибо непредание себя Богу – важнейший фактор развития человека материального. Именно на это абсолютно не зря и работают иллюзорные энергии Бога, утверждающие, убеждающие человека в его воле, его силе воли, в его независимости, о важности его личных усилий, желаний. Человек должен ошибку списывать на свой счет, видя свою причину, идя на пересмотр своих убеждений, опыта и знаний, выходя на контакты с другими людьми, обсуждая, готовя себя к новому мышлению. Ему никак нельзя предаваться Богу. Ему надо набивать шишки, биться головой, брать в свои руки ответственность, мыслить и мыслить, не спать ночами и не беспокоить Бога своими к Нему претензиями. На Бога можно полагаться, вверять себя тем, кто уже достаточно поварился в материальном мире, кто уже знает Бога и знает высшую Причину всему, кого уже материальный мир ничему не научит, кто уже не столько работает над своими качествами, сколько обожествляет их, одухотворяет преданным служением и поклонением. В кого материя уже ничего не может привнести, кто уже сидит на чемоданах, готовясь за пределы материального мира и отношений, о ком не плачет колесо сансары, где все материальные игрушки безуспешны, вкус к ним окончательно притупился. Такие люди получают милость Бога буквально автоматически, не надуманно, но и не спонтанно. Они врастают в это понимание шаг за шагом, непременно через религию. Но и материальный мир волею Бога этому способствует в немалой степени, каждый раз ставя человека перед фактом его все-таки зависимости от Высшей Воли. Эта практика в преданном служении, ложась на совершенные духовные знания, окончательно переводит человека в свой час на рельсы предания себя Богу (но, опять же, отчасти).