88.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
88.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 18-21.
ТЕКСТ 18
джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
хриди сарвасйа виштхитам
джйотишам - во всем, что излучает свет; апи - также; тат - то; джйотих - источник света; тамасах - тьмы; парам - за пределами; учйате - сказано; джнанам - знание; джнейам - следует знать; джнана-гамйам - цель познания; хриди - в сердце; сарвасйа - каждого; виштхитам - находящийся.
Она - источник света во всех светилах. Непроявленная, Она находится за пределами тьмы материального мира. Она - знание, объект познания и цель познания. Она пребывает в сердце каждого.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «18.Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.».
КОММЕНТAРИЙ: Сверхдуша, Верховная Личность Бога, является источником света во всех светящихся телах, таких, как солнце, луна и звезды.
БОГ: Речь в стихе идет только и единственно о Личности Бога Кришны. Ни о какой сверхдуше речи быть не может. Это то, что не существует. Бог Кришна есть Высочайший ДУХ, не душа. Душа имеет в себе материальные энергии. Божественный Дух – Чистый Дух, без малейшей примеси материи.
В Ведах сказано, что в духовном царстве не нужно ни солнца, ни луны, ибо там все озарено сиянием Верховного Господа.
БОГ: В духовном мире все освещено ДУХОВНЫМ СИЯНИЕМ Бога Кришны.
В материальном мире духовное сияние Господа, брахмаджьоти, покрыто материальными элементами (махат-таттвой), поэтому здесь нужны источники света - солнце, луна, электричество и т.д.
БОГ: Нет у Бога Кришны брахмаджйоти, некоего безличного сияния. Материальный мир сотворен Богом Кришной согласно законам материального существования, где источниками света должны быть именно материальные объекты. Бог Кришна не освещает Своим Чистым Духом материальный мир, ибо этот Свет Высокой духовной Чистоты не может быть там, где работают только законы материального существования, и люди не должны видеть Свет Божественной Личности, будучи преимущественно вне религии, вне Совершенных Знаний, не поклоняясь Богу Кришне, не служа Богу Кришне. Ибо такое проявление Бога препятствовало бы материальному и духовному развитию человека, решив многие его проблемы материального порядка и таким образом направив на бездействие и потерю инициативы в постижении материального мира, в вопросах исследования материального мира и создало бы много вопросов, которые при материальном существовании неразрешимы и непостижимы для человека, не знающего Бога и не готового по своим качествам служить Богу, ибо все знания касательно Личности Бога дает только Преданное служение и само Слово Бога в Святом Писании.
Но в духовном мире в них нет необходимости. В Ведах ясно сказано, что там все озарено ярким сиянием, исходящим от Господа.
БОГ: Надо говорить более точно. На духовном плане все освещает Свет, исходящий от Чистого Духа Абсолютной Божественной Личности, Бога Кришны.
Из этого следует, что Господь находится за пределами материального мира, в духовной обители, в бесконечно далеком от нас духовном небе.
БОГ: Нет, не следует. Никак. И в материальном мире Бог Кришна присутствует Лично, полным Своим целым, Своим Чистым Духом, но духовный свет в материальный мир не дает. Этими процессами Бог Управляет Абсолютно, давая в материальный мир тот свет, те источники, которые есть также от Бога, но через материальные объекты, которые именно для материального мира и предназначены и играют свою роль не только в плане света, но и для решения и других вопросов материальной вселенной, направленные на равновесие вселенной, на поддержание жизни живых существ и их спокойное в материальном мире пребывание, не подернутое теми проявлениями, о которых людям в целом в материальном мире знать невозможно, ибо он рассчитан на материальные чувства, материальное мышление, материальные способы исследований, на материальное развитие в целом, на основе чего далее и возможно духовное развитие человека.
Это также подтверждается в ведических писаниях: адитйа-варнам тамасах парастат (Шветашватара-упанишад, 3.8). Господь, подобно солнцу, вечно излучает свет, но Он находится далеко за пределами покрытого тьмой материального мира.
БОГ: Шветашватара-упанишад – неавторитетное, запрещенное Богом писание. Домыслы. Материальный мир не покрыт тьмой. Бог сотворил светила и Сам через них освещает материальный мир незыблемо, но согласно материальным законам материального мира, абсолютно все учитывая и все в своей мере давая в понимание человеку, давая возможности человеку изучать и постигать этот труд Бога материальными средствами и таким образом находить ответы на вопрос в своей мере о себе, о сотворении вселенных, о законах и закономерностях в развитии вселенной и находя в своей мере ответы на вопросы о происхождении космоса, космических тел и таким образом начиная в итоге мыслить о себе и о пути происхождения жизни на планете, во вселенной и о том, что эту жизнь обеспечивает и где эта жизнь может быть и при каких условиях. Все это работа Бога, направленная, прежде всего, на развитие человеческого интеллекта, на развитие умственных способностей, на то, чтобы человек в свое время эти знания мог приложить и к тому периоду, когда Бог поведет его по пути преданного служения и покажет, Кто за всем стоит и от Кого все исходит. Ибо и те материальные знания, которые уже теперь существуют в материальном мире рождают в человеке понимание, что материальный мир не имеет в себе хаоса, что он создан достаточно последовательно и все указывает на то, что за всем Стоит Абсолютный разум. Далее, человек будет уже понимать, Кто именно Управляет материальным миром и отсюда уже может постигать и Самого Бога, но это уже будет происходить только через Святое Писание и только на ступенях преданного служения, и далее это продолжится, но уже несколько в другом аспекте на духовном плане.
Знание, которым обладает Господь, трансцендентно. В Ведах сказано, что Брахман представляет собой средоточие трансцендентного знания, и тот, кто очень хочет попасть в духовный мир, получает знание от Верховного Господа, находящегося в сердце каждого.
БОГ: Человек не через свое хотение попадает на духовный план, а исключительно по Воле и Плану Бога вследствие только преданного служения, достаточно длительного и старательного, направленного также на развитие тех высоких качеств материального и духовного порядка, которые единственно Волею Бога в свое время и откроют врата на духовный план. Что касается Высоких Духовных Знаний, то эти Знания Бог дает человеку только в процессе самого преданного служения, настраивая его ум, память и понимание на овладение этими Совершенными Духовными Знаниями в той мере, которая будет достаточна для того, чтобы эти знания обусловили вхождение в Бога, утверждение в Боге Кришне и перешли в незыблемые качества высокого духовного порядка, которые и обусловят выход на духовный план в свое время Волею и Планом Бога Кришны.
В ведической мантре (Шветашватара-упанишад, 6.18) говорится: там ха девам атма-буддхи-пракашам мумукшур ваи шаранам ахам прападйе. Тот, кто стремится к освобождению, должен предаться Верховной Личности Бога. О высшей цели познания в ведических писаниях тоже сказано: там эва видитвати мритйум эти - «Только познав Его, можно вырваться из круговорота рождений и смертей» (Шветашватара-упанишад, 3.8).
БОГ: «Шветашватара-упанишад» - неавторитетное писание. Преданным надо знать, что освобождение из материального мира есть плоды преданного служения. Но этот вопрос относительно выхода на духовный план решает только Личность Бога Кришны, согласно длительности и старательности преданного служения и вследствие качеств, которые преданный в этом пути преданного служения Волею Бога в себе развил. Но лучше всего в вопросе выхода на духовный план положиться на Бога Кришну и не привязываться к плодам своего преданного служения. Такой мыслительный процесс и понимание преданного, как и его полную непривязанность к своей дальнейшей судьбе, Бог Кришна непременно учтет, решая вопрос о выходе преданного на духовный план. Но этот вопрос выхода на духовный план лучше всего не называть освобождением из материального мира, ибо преданный должен понимать, что так поставленный вопрос рождает в нем враждебность к материальному миру, а между тем именно благодаря ему, именно через его возможности, через такой инструмент Бога человек и поднимается к Богу, и только здесь в круговороте сансары Милостью Бога достигает качества высокого духовного порядка, которые и открывают врата на духовный план. Поэтому к материальному миру, к труду Бога здесь над человеком, надо относиться с должным почтением и не считать себя выше или достойней тех, кто еще в материальном мире остается и кому еще надо добывать те качества, которые в свое время также выведут на духовный план Волею и трудом Бога Кришны.
Господь пребывает в сердце каждого как верховный повелитель. Его руки и ноги находятся всюду, чего нельзя сказать об индивидуальной душе.
БОГ: Бог равно присутствует во всех частях тела живого существа, в любой его точке Своим полным целым. О руках и ногах Бога лучше лишний раз не говорить, ибо никто не может знать сколько-нибудь, что это за энергии и как они работают и проявляют себя в материальном и духовном мире. Могущество Бога можно и указать через то, как Бог Говорит о Себе в Святом Писании: Верховная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Причина Всех причин, Абсолютная Личность, Высшая Истина, Великий Бог, Творец, Чистейший, Высший Дух, Безгрешный, Могущественный, Всепроникающий, Всесильный, Величайший… чего нельзя сказать о душе.
Поэтому необходимо признать существование двух знающих поле деятельности - индивидуальной души и Сверхдуши.
БОГ: Поле деятельности Знает только Личность Бога. А душа получает из Рук Бога только те знания, которые считает возможным дать ей Бог, ибо она должна понимать, для чего ей дано тело и как можно Волею Бога в нем присутствовать и через него осуществлять свою жизнедеятельность. Если душа также знает, что в этом ее теле присутствует Личность Бога, то она просто это знает. Но нельзя сказать, что она исполнена всех Знаний о своем теле и ее можно назвать знающей. Но через путь преданного служения, всеобъемлемый, долгий и старательный, она может достичь тех высоких духовных знаний и тех качеств, которые Волей и Планом Бога Кришны обеспечат ей выход на духовный план в свое время.
Руки и ноги живого существа находятся в одном месте, тогда как руки и ноги Кришны есть всюду. В «Шветашватара-упанишад» (3.17) сказано: сарвасйа прабхум ишанам сарвасйа шаранам брихат. Верховный Господь, Сверхдуша - это прабху, владыка всех живых существ, и потому Он - их последнее прибежище. Итак, не подлежит сомнению, что Сверхдуша и индивидуальная душа всегда отличны друг от друга.
БОГ: Не серьезно искать отличия между Богом и живым существом на основании количества рук и ног. Это совсем детское занятие и не достойно преданного, его уровня мыслительного процесса. Более того, не существует сверхдуши. Есть только Бог Кришна, Верховная Божественная Личность. Сравнивать или искать отличия между Богом и душой – нельзя. Несоизмеримы. Но если очень хочется, то просто надо назвать достояния Бога, о которых Бог Сам Говорит в Святом Писании: Верховная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Причина Всех причин, Абсолютная Личность, Высшая Истина, Великий Бог, Творец, Чистейший, Высший Дух, Безгрешный, Могущественный, Всепроникающий, Всесильный, Величайший… чего нельзя сказать о душе.
ТЕКСТ 19
ити кшетрам татха джнанам
джнейам чоктам самасатах
мад-бхакта этад виджнайа
мад-бхавайопападйате
ити - итак; кшетрам - поле деятельности (тело); татха - также; джнанам - знание; джнейам - познаваемое; ча - также; уктам - описан; самасатах - вкратце; мат-бхактах - Мой преданный; этат - все это; виджнайа - понявший; мат-бхавайа - Мою природу; упападйате - обретает.
Итак, Я вкратце рассказал тебе о поле деятельности [теле], о знании и объекте познания. Только Мои преданные могут до конца понять это и так обрести Мою природу.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «19.Таким образом, Мною вкратце описаны поле деятельности, также Знание и Познаваемый. Мой бхакта, осознав это, полностью достигает Моей Природы.
КОММЕНТAРИЙ: Господь кратко рассказал Aрджуне о материальном теле, о знании и объекте познания.
БОГ: Так можно сказать.
Описанное Им знание включает в себя три аспекта: познающего, объект познания и процесс познания. Все это в совокупности именуют вигьяной, наукой познания.
БОГ: если говорить о трех аспектах знания, изложенного Богом в этой главе, то это: 1) ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ. 2) ЧТО ЕСТЬ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3) ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, т.е. ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ. О познающем, о душе можно вообще не говорить. Душа сама по себе не должна представлять интереса и для самой души. Это мелкое творение Бога, крупица энергии Бога, которая, однако, направляется и развивается через условия материального мира к Богу через развиваемые в ней Богом качества высокого духовного порядка. Но все это только труд Бога, в нее вкладываемый очень долгий период времени и не имеющий в этом конца.
Только чистые преданные Господа могут непосредственно обрести совершенное знание. Другие на это не способны.
БОГ: Постоянно подчеркивать преданным свою чистоту перед Богом не обязательно, ибо и не так обстоят у преданных дела. Высокое самомнение – да, есть. А вот чистоты нет и не будет. Ибо Чист только Бог. Все живые существа, творение Бога, никогда не могут быть совершенными через свои качества. Они всегда склонны ошибаться, ибо не могут руководствоваться или быть полными тех Знаний, которые присутствуют в Боге. Не имея всей полноты Знаний, живые существа никогда доподлинно не могут знать, что можно делать и что нельзя. Отсюда ошибки или греховная деятельность. И это непреодолимо и в материальном мире и на духовном плане. Поэтому преданные не могут объявлять себя чистыми преданными. Но есть то, что доступно для преданного. Это подъем по ступеням преданного служения. Но и эти ступени каждого Знает только Личность Бога. Поэтому, преданному ничего другого не остается, как просто преданно служить и стараться, и в этом вопросе уповать на помощь Бога, не пытаясь сравнивать себя с другими людьми и не пытаясь предсказывать себе чистоту или высокую ступень преданного служения, но быть в этом вопросе смиренным и не отличать себя от любого другого человека, преданного Бога Кришны или нет.
Монисты утверждают, что в конечном счете три аспекта знания сливаются воедино, но преданные оспаривают это. Знание и процесс познания подразумевают постижение себя в сознании Кришны.
БОГ: Нет, конечно. О постижении себя речи не должно быть. Преданный обязан постигать только Бога Кришну, входить в Бога Кришну, утверждаться в Боге Кришне через путь преданного служения. О себе знать много не надо. Достаточно того, что Бог Кришна говорит о душе во второй главе Бхагавад-Гиты и не искать лазейки для утверждения в своей исключительности и о своем каком-то перед Богом Кришной особом положении.
Сейчас мы руководствуемся в своей деятельности материальным сознанием, но, когда мы сосредоточим его на деяниях Кришны и осознаем, что Кришна - это всС, мы обретем истинное знание. Иными словами, знание есть не что иное, как предварительная ступень овладения наукой преданного служения. Все это будет подробно объяснено в пятнадцатой главе «Бхагавад-гиты».
БОГ: Сосредоточить свой ум и разум на Боге Кришне необходимо не через деяния Бога, описанные в мифических сказках, а через то, что Бог Говорит о Себе в Святом Писании, через путь преданного служения, через видение Бога и помощь Бога в любых ситуациях своей жизни в материальном мире, через путь поклонения и прославления Бога Кришны, через качества Бога Кришны, через понимание Воли Бога в себе, через беседы о Боге между преданными, через Слово Бога и следование ему. Также, Знания о Боге даются не предварительно, а на ступенях именно преданного служения и в процессе этого длительного и старательного, как и всеобъёмного преданного служения.
Подводя итог, можно сказать, что в шестом и седьмом стихах этой главы, начиная со слов маха-бхутани и кончая словами четана дхритих, Кришна описывает материальные элементы и некоторые проявления жизни.
БОГ: Вот эти стихи в переводе: «6-7. Великие элементы, ложное эго, разум, также непременно непроявленное, также одиннадцать чувств, направленные на пять видов объектов чувств, желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующих отсюда направлений мышления, убеждений – все это вкратце представляет собой поле с приведенными здесь взаимодействиями.». В этих стихах Бог Кришна описывает примерно из чего состоит материальное тело, что есть те инструменты, которым Бог обеспечивает жизнедеятельность живых существ. Все это далеко не полный перечень, но достаточный, чтобы понять, что в теле человека происходят в процессе его жизнедеятельности разные внутренние процессы и реакции, как следствие взаимодействия поля деятельности с материальным миром. Но все это есть очень приближенные описания, и далеко не все обстоит так, как приводится человеку времен Арджуны. И самое главное здесь в том, что всеми этими процессами в теле и самими элементами тела и всеми реакциями Управляет только Личность Бога, хотя все представлено так для древнего человека, что он всеми процессами Управляет сам или может эти процессы считать своим полем деятельности.
Все вместе они составляют тело, или поле деятельности. В стихах с восьмого по двенадцатый, со слова аманитвам и до таттва-джнанартха-даршанам, описан процесс познания, дающий возможность постичь двух знающих поле деятельности: душу и Сверхдушу.
БОГ: С 8 по 12 стих этой главы описан не процесс познания, ибо описаны просто качества, перечислены: «8-12.Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, стойкость, самоконтроль, отказ от объектов чувственного удовлетворения, также непременно отсутствие ложного эго, видение в рождении, смерти, старости, болезнях и страданиях последствия греховной деятельности, отсутствие привязанностей, не устремленность в большой степени управлять родными: сыном, дочерью и другими членами семьи, постоянная уравновешенность ума как при обретении желаемого, так и не желаемого, также неустанное преданное служение Мне без отклонений, устремленность в уединенные места, не привязанность к людям, постоянная устремленность к духовным знаниям, видение цели знания в постижении Истины – все это, таким образом, Я называю знанием, а все другое – невежеством.». Качества, здесь Указанные Богом Кришной, не есть процесс познания, а результат работы Бога над человеком в материальном мире и через круговорот сансары и в пути преданного служения. Это то, что как бы должно ориентировать человека на такие качества высокого духовного и материального порядка. Но эти качества ни есть сам процесс познания, ибо процесс познания есть изучение Святого Писания, процесс познания есть извлечение из материальных и духовных практик опыта и соответственно знаний. Здесь не описываются таким материальные практики и не направляется человек непосредственно на изучение Слова Бога. Просто приведены качества. И эти качества объявлены – ЗНАНИЕМ. Почему? Потому что, эти высокие духовные качества преимущественно достигаются в процессе преданного служения и здесь при изучении Святого Писания, объединенного с духовными практиками, человек входит в Бога, постигает Бога и автоматически Волею и Планом Бога привлекается и утверждается в качествах высокого духовного порядка в процессе преданного служения и высоких духовных Знаний, которые переходят в образ мышления, в понимание, в качества человека, ибо иначе уже преданный не может себя проявлять, не может иначе себя понимать, не может иначе выходить на Бога, он в эти качества как врастает необратимо. Или его Знания высокого духовного порядка переходят в его качества, и по качествам уже можно говорить о том, что человек Знает. И в некотором смысле такие качества можно объявить ЗНАНИЕМ. Что в стихе Бог Кришна и делает. Качества называет Знанием. Человек Знает, почему он эти качества проявляет и что они собой олицетворяют. Это результат его Совершенных Знаний, а по сути – результат работы Бога над ним. Также, в этих стихах с 8-12 данной главы ничего не сказано о постижении души и сверхдуши. Это уже комментатор говорит от себя, ибо хочет это увязать со своим переводом и пониманием сути стиха.
Затем в стихах с тринадцатого по восемнадцатый, начиная со слов анади мат-парам и кончая словами хриди сарвасйа виштхитам, описаны душа и Верховный Господь, или Сверхдуша.
БОГ: Тоже не верно. Ни о душе, ни о сверхдуше Бог не говорит в обозначенных стихах. Бог Говорит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО О БОГЕ КРИШНЕ. Вот эти стихи: «13.Познаваемый Тот, Я объясню тебе, познавая Который, пробуют на вкус нектар, не имеющий начала Мой Высший Дух, Который, говорится, вне причин и вне следствий.
14.Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы, лица. Везде в мире имея уши, все покрывая, Он существует.
15.Властитель всех чувств и качеств, Он тот, Кто независим от чувств. Будучи ни к чему непривязанным, Он Тот, Кто все поддерживает, также Независимый от гунн материальной природы, Он Тот, Кто ими Управляет.
16.Он Тот, Кто расположен во вне, так и внутри всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Он также Тот, Кто Непостижим вследствие своей тонкой природы. Также, Недосягаемый, Он Тот, Кто совсем рядом.
17.Также Неделимый, Он расположен во всех живых существах, как если бы был разделен. Поддерживающий все живые существа, Он также известен как Тот, Кто все поглощает и всему дает рождение.
18.Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.».
Таким образом, Кришна описал три предмета: поле деятельности (тело), процесс познания, а также душу и Сверхдушу.
БОГ: Нет. Бог Кришна описал, что есть ЗНАНИЕ, что есть ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, и Кто есть познаваемый, БОГА КРИШНУ.
Здесь особо подчеркивается, что правильно понять все это могут только чистые преданные Господа.
БОГ: При внимательном прочтении это может понять и материальный человек. Это достаточно несложные вещи. Что касается так называемых чистых преданных, то пусть благодарят своих духовных учителей, которые эти простые вещи исказили донельзя. И преданным, так усвоившим Слово Бога, придется теперь повращаться в колесе сансары, если не станут менять свой источник Знаний, переориентируясь на НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ.
Такие преданные извлекают максимальную пользу из «Бхагавад-гиты» и достигают высшей цели - обретают природу Верховного Господа, Кришны. Иначе говоря, только преданные, и никто другой, способны проникнуть в сокровенный смысл «Бхагавад-гиты» и добиться желаемого результата.
БОГ: Если говорить строго, то Бхагавад-гита может быть понята и не только преданными. Но каждого к преданному служению Бог допускает строго в соответствии с Планом Бога на человека, его возможностями, материальным положением, окружением, внутренней готовностью, качествами… Но просто понять Бхагавад-Гиту могут многие материалисты. Поэтому не следует преданным как-то особо гордиться своим перед Богом положением и умственными возможностями. Надо быть скромнее и не пытаться себя переоценивать, ибо это не путь на духовный план, а в колесо сансары.
ТЕКСТ 20
пракритим пурушам чаива
виддхй анади убхав апи
викарамш ча гунамш чаива
виддхи пракрити-самбхаван
пракритим - материальная природа; пурушам - живые существа; ча - также; эва - безусловно; виддхи - знай же; анади - без начала; убхау - оба; апи - также; викаран - изменений; ча - также; гунан - трех гун природы; ча - также; эва - безусловно; виддхи - знай; пракрити - материальной природой; самбхаван - вызванных.
Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной всех происходящих здесь изменений и источником материальных гун является материальная природа.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «20.Знай, и материальная природа, и живые существа, оба, не имеют начала. Все изменения и непременно гунны материальной природы, знай, порождаются материальной природой.». Нельзя считать на самом деле, что причиной гунн материальной природы является материальная природа. Гуны природы есть иллюзорные энергии Бога, Сам Бог. Ему не может быть причиной материальная природа. Надо понимать так, что гунны природы или иллюзорные энергии Бога всегда сопровождают материальный мир. Т.е. как только Бог творит материальную природу, автоматически дает в материальную природу гунны природы или те иллюзорные энергии Бога, которые как-то обязаны эту природу поддерживать, давая живым существам тотчас осознание себя живыми существами в этой материальной природе и на нее соответственно реагировать, потреблять, развиваться в ней в процессе жизнедеятельности, т.е. под Управлением Бога изнутри и извне через гунны природы или иллюзорные энергии Бога, обеспечивающие адекватное состояние живых существ в материальном мире.
КОММЕНТAРИЙ: Усвоив знание, изложенное в этой главе, мы поймем природу тела (поля деятельности) и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши).
БОГ: Знание этой главы направляют только и единственно на постижение Личности Бога Кришны. Ни о какой душе и сверхдуше Бог не акцентирует внимание, но на поле деятельности и на Том, Кто это поле деятельности Знает и им Управляет. Это не душа. Она частично может быть об этом уведомлена Богом через свой личный материальный опыт, но не более. А что касается сверхдуши, то таковой вообще не существует. Есть Бог Кришна, Высший Дух. Не душа, не сверхдуша. ВЫСШИЙ ДУХ.
Тело - это поле деятельности, состоящее из материальных элементов.
БОГ: Само тело есть набор материальных элементов. Это еще не поле деятельности. Но поле деятельности есть все то, что в него входит, т.е. все чувства, все энергетические состояния, все мыслительные процессы, все реакции на материальный мир, все желания, все процессы внутреннего контроля, понимание, память, все, что человек осмысливает и в чем делает выводы, правильные или нет заключения, все, что в себе человек терпит, с чем смиряется, что сравнивает и оценивает, о чем в себе рассуждает, что выбирает и предпочитает, что планирует, от чего отказывается, что считает важным и второстепенным, все убеждения, и все другое, что следует из внутреннего состояния, даваемого Богом, и вводящее во все связи и взаимосвязи, как и ответные реакции, все это вместе и более того есть поле деятельности души, воплощенной в тело. Или согласно стиху: «6-7. Великие элементы, ложное эго, разум, также непременно непроявленное, также одиннадцать чувств, направленные на пять видов объектов чувств, желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующих отсюда направлений мышления, убеждений – все это вкратце представляет собой поле с приведенными здесь взаимодействиями.».
Заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью индивидуальная душа - это пуруша, живое существо, один из знающих поле деятельности.
БОГ: Воплощенная в материальном теле душа не имеет статус индивидуальности. Она есть полностью зависимое от Бога живое существо, как и все живые существа, отличающаяся от других живых существ только по фазе начала своего Земного пути с мельчайших видимых и невидимых форм и тел существования. Но ведомая Богом, проходит и развивает в себе качества те, которые никак не индивидуальны, а есть единое требование Бога ко всем душам на этапе выхода из условного материального мира на духовный план. Никто у Бога не индивидуален, все творятся и развиваются по одному божественному стандарту, и всем надо быть задействованными в однонаправленном преданном служении Богу Кришне, но каждому это дается на своей фазе своей ступени материального и духовного развития. Душа человека не считается знающей поле своей деятельности, но просто осведомлена Богом в некоторой степени о возможностях своего тела и в лучшем случае о его физических составляющих или элементах. Знает поле деятельности всех живых существ только Личность Бога Кришны, Сам Творец.
Другим знающим поле является Сверхдуша. Разумеется, нужно понимать, что и Сверхдуша, и индивидуальное живое существо - это, по сути дела, разные проявления Верховной Личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша - Его личностной экспансией.
БОГ: Сверхдуши не существует. Нет такого проявления Верховной Личности Бога. Душа есть частица Бога, незначительная, не индивидуальная, по сути не знающая свое поле деятельности, но только в очень приблизительной форме. Знает все поля деятельности только Личность Бога Кришны.
И материальная природа, и живое существо вечны.
БОГ: Материальная природа вечна в плане того, что всегда присутствует в Теле Бога, как материальная субстанция и как организованная, в виде творения, и как состоящая их материальных элементов. Т.е. материальная природа, будучи вечной, подлежит творению, поддержанию и уничтожению. В течение этих процессов она проходит этапы своего развития, из нее Бог извлекает материальную жизнь, которую начинает направлять через формы жизни к одухотворению. Т.е. Бог постоянно работает над материальной природой, извлекая из нее Свою энергию, давая ей жизнь, движение и развитие. Далее, оставшаяся материальная природа уничтожается, перерабатывается и вновь используется для сотворения. Живые существа, входя в тела, начинают необратимый процесс своего развития можно сказать и независимо от периодов уничтожения материальной природы.
Это значит, что они существовали до сотворения материального мира.
БОГ: Да, до сотворения материального мира материальная природа присутствует в Теле Бога в виде материальных элементов, которые в свое время будут использованы Богом в процессе творения.
Материальный мир возникает из энергии Господа, так же как и живые существа, однако живые существа относятся к Его высшей энергии.
БОГ: Живые существа действительно относятся к высшей природе или энергии Бога. Но до этой высшей энергии Бога они были развиты Самим Богом через путь материального развития энергий Бога, когда Бог Свои энергии, присутствующие в материальном мире в виде твердых пород обличал в тела малейших и мельчайших, давал им движение в материальном мире и повел через разные формы существования и развития к телам животных и далее человека, таким образом поднимая свои энергии из низших форм до высшей Божественной энергии, называемой человеком.
И живые существа, и материальная природа существовали до того, как был проявлен материальный космос.
БОГ: так можно сказать. Но здесь есть те вещи, которые пока сокрыты от понимания человека, и это не столь важные для человека знания, ибо главное для современного человека понять, Кто за всем стоит, Кто всем Управляет, положение живого существа перед Личностью Бога и путь преданного служения, как средство выхода каждого на духовный план.
Материальная природа покоилась в теле Верховной Личности Бога, Маха-Вишну, а когда возникла необходимость, она была проявлена с помощью махат-таттвы.
БОГ: Материальная природа никогда не покоится в Теле Бога. И в проявленном состоянии и в непроявленном она всегда пронизана Богом и находится в процессе развития, не имея перерыва. Но в проявленном состоянии она используется как синтезатор живых существ, как и для их поддержания, а в не проявленном виде не стоит на месте, а находится в своеобразном вращении, тем очищаясь и принимая изначальное то состояние, из которого Бог и начинает творить материальный мир пригодный для рождения и жизнедеятельности живых существ, как энергий Бога, но уже направленных на путь развития к Богу, что есть также достаточно долгий и не очень простой процесс. Также, маха-вишны не существует. Можно говорить только о Боге Кришне и работе Бога Кришны. Что касается махат-таттвы, то это есть материальная субстанция в Теле Бога Кришны, та субстанция, из которой Бог и творит материальные вселенные.
Живые существа также покоились в теле Маха-Вишну.
БОГ: если говорить уже о подвижных живых существах, то в Теле Бога Кришны они никак не могут покоиться. После уничтожения вселенной часть живых существ, люди, отправляются на духовный план. Другие же более низкие формы жизни рождаются на других планетах того же уровня развития и продолжают свое развития как все в колесе сансары.
В силу своей обусловленности они не хотели служить Верховному Господу, тем самым закрывая себе доступ на планеты духовного неба.
БОГ: Нет такого. Никто в материальный мир с духовного не падает. Нет такого. Невозможно также, чтобы на духовном плане не желали служить Богу Кришне, ибо это величайшее наслаждение и благость, и душа от этого никогда не сможет отказаться ни по своим качествам, ни по своему положению, ибо она настолько привлекается Богом, что не знает большей для себя радости, как угодить Богу и быть с Богом.
Но, когда материальная природа перешла в проявленное состояние, обусловленные живые существа вновь получили возможность действовать в материальном мире, чтобы подготовиться к вступлению в духовное царство.
БОГ: Живые существа, когда Бог уничтожает вселенные, не застревают нигде, ибо всегда у Бога предусмотрены те планеты схожего уровня, где они продолжают свое развитие в колесе сансары и откуда в свое время отправляются на духовный план через путь преданного служения.
В этом тайна материального творения. Изначально живое существо является неотъемлемой духовной частицей Верховного Господа, но, восстав против Его власти, оно попадает в царство материальной природы, где ведет обусловленное существование.
БОГ: Нет такого. Никогда живое существо не восстает против Бога и Божественной Власти. Это абсурд. Сказки для древних, чтобы им как-то объяснить, откуда в материальном мире появился человек. Не с духовного мира. А естественным путем через путь развития с мельчайших форм жизни, которым Бог дал движение из молекул и атомов, клеток, других форм божественной энергии при определенных биологических условиях и средах, так поднимая по пути развития до всех форм жизни, во всех средах, во всех телах и так до тела человека, и в теле человека уже осознанно направляя к Богу через колесо сансары и путь преданного служения.
То, каким образом живые существа, частицы высшей энергии Господа, пришли в соприкосновение с материальной природой, не имеет особого значения. Однако Верховной Личности Бога известно, как и почему это произошло. В писаниях Господь говорит, что живые существа, зачарованные материальной природой, ведут отчаянную борьбу за существование.
БОГ: Ну, не сказать, что это отчаянная борьба. Но не без трудностей и преодолений, ибо это и есть путь развития живых существ в материальном мире во всех телах, ибо душа должна в каждом теле и наслаждаться, и умнеть, и набираться опыта, и преодолевать, и хорошо ориентироваться в возможностях своего тела и среды обитания, должна развивать понимание, память, качества своего вида и уровня, мыслительный развивать процесс, знать в себе разум, знать и ошибки, осознавать себя, понимать, что есть опасность, болезни, иметь страх, охранять себя, своих детей, должна уметь устраивать и свой быт, свою территорию, должна отличать от себя другие виды живых существ и понимать какаю от них ждать угрозу, должно иметь вкус, должно наслаждаться и знать печаль… и все это до тела человека. И все это контролируется Богом, и все это дается Богом в умеренной форме и так, что живое существо учится терпеть, сносить, ждать, надеяться и получать не просто, но через свои усилия и этому радоваться… материальный мир для живых существ труден, но выносим, и имеет много врат для наслаждений и развития.
Мы должны уяснить из этих стихов «Бхагавад-гиты», что причиной всех изменений, происходящих в материальной природе под влиянием трех материальных гун, является сама материальная природа.
БОГ: Нет, конечно. Так могли думать древние. Причиной всех изменений в материальном мире надо видеть только Личность Бога. Другой причины не существует. Только Бог Кришна.
Иначе говоря, все изменения, которые претерпевают живые существа, и все многообразие видов жизни вызваны материальным телом. Что же касается души, то все живые существа имеют одинаковую духовную природу.
БОГ: Тело само по себе никакой роли не играет, ничего не меняет, но только Тот, Кто этим телом Управляет. Все остальное домыслы. Причиной всех изменений, которые претерпевает материальная природа и живые существа, является только и Единственно Бог Кришна, Высший Управляющий материальным миром.
ТЕКСТ 21
карйа-карана-картритве
хетух пракритир учйате
пурушах сукха-духкханам
бхоктритве хетур учйате
карйа - следствия; карана - и причины; картритве - в возникновении; хетух - орудием; пракритих - материальная природа; учйате - считается; пурушах - живое существо; сукха - радостей; духкханам - и страданий; бхоктритве - в процессе наслаждения; хетух - орудием; учйате - считается.
Сказано, что природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо - причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материальном мире.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «21.В вопросе создания, говорится, природа является причиной всех причин и следствий. В вопросе наслаждения, сказано, живое существо есть причина счастья и страдания.». Не следует забывать, что это было сказано современникам Арджуны. Их уровень развития не позволял им говорить все, как есть. Должна была быть, остаться толика в них понимании, что они зависимы от материального мира, ибо на этом строились многие их суждения и религиозные ответвления, которые надо было поддерживать. На самом деле не природа есть причина всех причин, а только и единственно Личность Бога, Который ЗНАЕТ, как работать с природой и использовать ее возможности для развития материального мира, что непременно связано и со всеми переменами в материальном мире. Что касается живых существ, то надо было донести людям, что именно их привязанности к наслаждениям материального мира есть причина их многих страданий. Но это актуально и для современного человека, и человек, имеющий опыт жизни, всегда понимает, что для любых наслаждений надо изыскивать средства, а это вовлекает часто в греховные игры и роли, за которыми следуют и наказания. Это материальный мир знает.
КОММЕНТAРИЙ: Различными телами и органами чувств живые существа наделяет материальная природа.
БОГ: Нет, только Бог, но через материальную природу. Сама материальная природа не может ничего предпринять. В ней присутствует Личность Бога Своим полным целым и Управляет ею извне и изнутри, направляя ее на Свои Божественные Планы.
Существует 8 400 000 видов жизни, и все это многообразие является творением материальной природы.
БОГ: Нет, ни столько видов живых существ, поменьше. И в любом случае такое многообразие есть только и единственно труд Бога. Не материальной природы.
Живое существо хочет испытать те или иные формы наслаждения и потому выбирает соответствующие материальные тела.
БОГ: Нет. Живое существо не может выбирать себе материальные тела. Их дает каждому живому существу только Личность Бога и в зависимости от уже приобретенных качеств живым существом, от общей его ступени материального развития, от предыдущих форм тел и сред обитания, в связи с Планом Бога на развитие живого существа в следующем рождении, в зависимости от кармы живого существа и его долгов перед Богом, даже если это дочеловеческая форма существования. И никак форма тела не зависит от того, чем живое существо склонно наслаждаться.
Находясь в разных телах, оно наслаждается и страдает по-разному. Источником материального счастья и страданий является тело, а не само живое существо.
БОГ: Нет. Наслаждается через возможности тела все же душа, направляющая себя вместе с Богом в себе на удовлетворение своих чувств через возможности тела. И именно душа есть источник своих страданий, ибо ее к страданиям подводят ее несовершенные качества и желания. Само тело никак ничего не хочет и никуда душу не вовлекает. Но и душа сама не может желать. Все желания ей дает только Бог в ней, но согласно ее качествам, но так, чтобы через достижение цели, через путь преодолений душа развивалась и таким образом через посулы материального мира, на которые постоянно Указывает Бог в ней, могла и преодолевать и удовлетворять желания и набивать ими оскомину, и осознавать цену этим желаниям, и чтобы могла от некоторых наслаждений постепенно отказываться, тем переходя на путь воздержания или пожертвования другим живым существам, скажем, своему потомству.
В своем изначальном состоянии живое существо абсолютно счастливо. Иначе говоря, состояние счастья является для живого существа естественным.
БОГ: Нет. Энергии счастья Бог дает живому существу только на уровне более высоких ступеней материального развития, уже в животном мире. А до этих ступеней есть просто чувство удовлетворения, мира в себе, покоя, есть радость от спасения… но это достаточно ограниченное чувство и быстро живым существом забывается. Есть удовлетворение от насыщения пищей или утолением жажды… но все это живое существо не ввергает в радость, просто проносится в сознании как чувство успокоения, или некоторого уровня воодушевления и активности или мира в себе и сна.
Но желание господствовать над материальной природой приводит его в материальный мир. В духовном мире живое существо лишено возможности осуществить это желание.
БОГ: Нет. В духовном мире ни у кого не возникает желания господствовать над материальной природой. Такого нет. Это сказки для древних, чтобы как-то объяснить им, как человек попал в материальный мир.
Духовный мир чист, тогда как в материальном мире каждый изо всех сил старается получить как можно больше плотских удовольствий.
БОГ: В материальном мире люди непременно развивают Волею и Планом Бога те качества, которые в свое время выводят на духовный план. Это неминуемый путь живых существ. Что касается наслаждений в материальном мире и их разнообразии, то и это находится под контролем Бога, и осуждать материальных людей преданный не может, ибо только вчера сам был на этой ступени развития и сам здесь развивался, преодолевал и достигал те качества, которые и вывели Волею Бога на путь преданного служения.
Чтобы стало яснее, можно сказать, что тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств - это инструменты для удовлетворения желаний живого существа. И то и другое - и тело, и инструменты-чувства - мы получаем от материальной природы. И как явствует из следующего стиха, мы оказываемся в хороших или плохих условиях в зависимости от того, что мы делали и желали в прошлом.
БОГ: Нет, конечно. Тело дает живому существу Бог для материального и духовного развития через контакт с материальным миром. Оно не порождено желанием живого существа наслаждаться. Все желания, все чувства дает живому существу только Личность Бога и Управляет ими Сам, находясь в каждом теле и имея Свою Божественную цель на то или иное живое существо. Именно Бог дает и чувство наслаждения, и чувство радости, и чувство страданий и боли, и чувства гнева, и чувства сытости, и чувства голода, и чувство зависти… на ток дает, чтобы человек все эти чувства принимал за себя, через них воспринимал материальное бытие, через них вовлекался в материальные игры и роли и извлекал для себя божественные Наставления и уроки, как и опыт, чтобы через чувства и отдыхал и воодушевлялся и набирал силы для новых направлений развития и достижения новых материальных целей. Поэтому, обвинять человека, любое другое живое существо в том, что оно постоянно направленно на наслаждения, нельзя. Наслаждения дают желание жить, отдыхать, преодолевать, надеяться, планировать, наслаждаться своей работой, творением своих рук, едой, достижениями науки, искусством, материальными праздниками… Все есть работа Бога над человеком, все во благо, все на помощь живому существу развить в нем божественные качества с тем, чтобы в свое время вывести за пределы материального существования на духовный план. Поэтому, и тело и органы чувств есть только инструменты Бога, направленные на развитие творения. И даются живому существу по Плану Бога, а не потому, что живое существо непременно хочет наслаждаться и тогда в таком случае пусть и получает соответствующее тело и чувства. Нет. Это понимание неразвитого ума. Так Бог не работает, и работа Бога направлена только во благо живому существу, а не так, чтобы его оставить на его прежнем уровне развития или, еще хуже, понизить его ступень развития.
В соответствии с желаниями и кармой живых существ, материальная природа наделяет их теми или иными материальными телами.
БОГ: Нет, конечно. Природа ничего не может. Все делает Личность Бога, согласно карме человека, согласно его качествам, согласно Воле и Плану Бога на развитие человека в каждом новом рождении.
Живое существо само повинно в том, что получило определенное тело и, находясь в нем, испытывает уготованные ему наслаждения и муки.
БОГ: Живое существо не получает от Бога такое тело, где бы оно терпело муки, если только речь не идет о великом грешнике в прошлом рождении, который покушался на жизни других людей или согласно своим качествам послужил причиной страданий или увечья или болезни других людей. Живому существу, Бог Знает, в своем теле комфортно, он знает, как им надо распоряжаться, он понимает все свои возможности в теле, он всегда от Бога в себе в виде своего мыслительного процесса получает рекомендации, как следить за своим телом и как охранять его от болезней, повреждений, насильственных воздействий внешнего материального мира.
Получив тело, живое существо оказывается во власти материальной природы, поскольку тело, будучи материальным, подчиняется законам природы. Само по себе живое существо бессильно изменить эти законы.
БОГ: Не следует здесь ничего сгущать. Бог постоянно помогает человеку оберегать тело от травм, от ударов, от всего, что может причинить и боль и страдание. Но если человек греховен, если у него есть кармические долги перед Богом, то здесь ничего и никого не убережет, пока те или иные долги не будут отданы и через тело, и через чувства, и через потрясения и через материальные потери… Это в материальном мире просто надо понимать. Здесь не идет речь о неких законах природы, а о работе Бога со Своим творением.
Предположим, живое существо получило тело собаки. Оказавшись в нем, оно вынуждено вести себя как собака. Оно не может действовать иначе. Или, если живое существо попадает в тело свиньи, ему приходится питаться испражнениями и делать все, что делают свиньи. A если живое существо получает тело полубога, оно тоже ведет себя соответствующим образом. Таков закон природы.
БОГ: Это не о законе природы. Это просто, опять же, домысел или невежество. Всеми воплощениями живых существ Управляет только Личность Бога. И Бог смотрит только на то, какие греховные качества в прошлых рождениях совершила душа, при каких условиях, с какой целью, какие находила в себе оправдания, как долго не решалась на преступление, какую имела конечную цель, как понимала себя до и после события, как просила прощение у Бога, кого винила и насколько оправдывала себя… - все это для того, чтобы формировать карму человека или его судьбу в новом рождении. Но непременно воздавать в теле животного – это не так часто бывает, ибо этому могут быть и отнюдь не греховные причины. Если необходимо наказать очень греховного человека, его просто можно поставить в следующей жизни в те же условия, в какие он ставил свою жертву, и поступить с ним точно также, показав ему наглядно суть таких качеств и их последствий. Этот путь весьма действенный, нежели дать тело любого животного. Но все эти вещи – дело тонкое и на уровне человеческого понимания и знаний этот вопрос не решить и не объяснить. Это только Божье дело.
Однако при любых обстоятельствах Сверхдуша находится рядом с индивидуальной душой. В Ведах (Мундака-упанишад, 3.1.1) об этом сказано следующее: два супарна сайуджа сакхайах. Верховный Господь так добр к живому существу, что в образе Сверхдуши, Параматмы, всегда и всюду сопровождает индивидуальную душу.
БОГ: Сверхдуши нет. При любых обстоятельствах Бог Кришна всегда, в любом теле присутствует вместе с душой и всегда помогает ей преодолевать все последствия греховной деятельности души и таким образом очищает ее от низших качеств, направляя по ступеням собственного материального и духовного развития только вверх.