56.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
56.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 9. ТЕКСТ 1-2.
Глава 9. Самое сокровенное знание
ТЕКСТ 1
шри-бхагаван увача
идам ту те гухйатамам
правакшйамй анасуйаве
джнанам виджнана-сахитам
йадж джнатва мокшйасе 'шубхат
шри-бхагаван увача - Господь, Верховная Личность Бога, сказал; идам - это; ту - но; те - тебе; гухйа-тамам - самое сокровенное; правакшйами - рассказываю; анасуйаве - независтливому; джнанам - знание; виджнана - знание, подкрепленное опытом; сахитам - сопровождаемое; йат - которое; джнатва - постигнув; мокшйасе - освободишься; ашубхат - от мучительного материального существования.
Верховный Господь сказал: Дорогой Aрджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «1.Шри Бхагаван Сказал.
Теперь Я тебе, независтливому, объясню самые сокровенные знания, зная которые вместе с практическим их применением ты будешь освобожден от неблагоприятного.».
КОММЕНТAРИЙ: Постоянно слушая о Верховном Господе, преданный постепенно обретает духовное знание. Метод слушания рекомендован в «Шримад-Бхагаватам»: «Слова Господа необыкновенно могущественны и ощутить их силу можно, слушая повествования о Верховной Личности Бога и обсуждая их в обществе Его преданных». Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими философами или учеными-теоретиками, ибо духовное знание подразумевает духовный опыт.
БОГ: Совершенные духовные знания входят в человека только Волею и Планом Бога. Но невозможно надеяться, что слушать Святые Писания достаточно, чтобы их понимать, ими мыслить, через призму этих знаний объяснять все вопросы материального мира и преданного служения. Слушание – есть неактивный или достаточно пассивный путь к Богу и к постижению Слова Бога. Этот путь не благословлен Богом, ибо он не результативен и достаточно ненадежен. Непременно, человек должен сам вникать с Богом в себе в Святое Писание, должен корпеть, должен постоянно медитировать на эти знания, испытывая от Бога тягу к ним и желание уединиться и читать, читать… Человек должен обеспокоить себя и духовными практиками, должен выискивать в Святом Писании Указания Бога, как достичь Бога (в своей мере), должен постоянно нацеливать себя на изучение Святого Писания так, чтобы оно запоминалось. Оставалось, чтобы оно становилось неотъемлемым, и превышало все другие желания человека, наслаждало и тянуло к себе вновь и вновь… Все это дает постепенно Бог человеку, заставляя мыслить, искать ответы на свои вопросы, наслаждаться, находить для себя, что из всех источников духовных знаний, это высочайшее, наиболее точное и приемлемое для него, должен видеть, что преимущественно эти знания написаны как для него лично и с ними ему спокойно и надежно… Это только личное усердие, которое ни с кем не следует делить, ни с кем не захочется обсуждать, никому не захочется и доносить, ибо это твое откровение, тебе данное Богом. А других Бог ведет своим путем, у каждого к этим знаниям свой путь, и тебя это особо как и не интересует, ибо есть Бог и ты, и лично тебе Бог дает эти Высочайшие Указания.
Преданные постоянно служат Верховному Господу. Господь знает, о чем думает человек, практикующий сознание Кришны, знает, насколько он искренен, и дает ему разум, необходимый для того, чтобы он мог постичь науку Кришны, общаясь с преданными.
БОГ: Преданному Бог Сам дает мыслительный процесс согласно его ступени преданного служения и в соответствии с качествами и заслугами человека перед Богом. Также, что касается искренности, то и здесь этим вопросом полностью Управляет Бог, Зная, насколько человек уже погружен в преданное служение и как он может вообще в этом направлении себя проявлять. Также, разум и понимание Бог дает преданному только вследствие его старания в преданном служении и непременно в результате выполнения духовных практик, рекомендуемых Богом в Святом Писании.
Беседы о Кришне обладают огромной силой воздействия, и если тот, кому посчастливилось слушать их, постарается понять эту науку, то со временем он, безусловно, обретет духовный опыт. Чтобы побудить Aрджуну целиком посвятить себя могущественному служению Господу, Кришна в девятой главе «Бхагавад-гиты» рассказывает о предметах более сокровенных, чем те, которые обсуждались до сих пор.
БОГ: Беседы о Боге Кришне непременно благоприятны среди преданных или в виде проповедей. Но это лишь толика и достаточно незначительная в преданном служении Богу Кришне, и это надо понимать. Путь к Богу преимущественно должен быть у человека сокрытым от других преданных, преимущественный акцент здесь приходится на внутренние переживания и мыслительный процесс, как в духовных практиках, так и в изучении Святого Писания. Внешне человек должен быть аскетичным, вести простой образ жизни, должен быть немногословным, трудолюбивым, в некотором роде отрешенным от внешних материальных объектов, не устремляться к наслаждениям, которые предлагает современная эпоха, быть также добродетельным, порядочным и внешне в своей степени умиротворенным, не проявляя никаких претензий к материальному миру ни в каких ситуациях или к людям и не эмоциональным, но плакать может, скорбеть может, немного улыбаться может, никогда не смеяться, не кричать, не насиловать волю другого ни по какому вопросу и непременно во всем видеть Волю Бога и за всем стоящим только Личность Бога. Что касается сокровенных знаний, то всё, что Говорит Бог Арджуне, есть сокровенное Знание, Знание Абсолютное. Но каждую часть диалога Бог называет наиболее сокровенной, ибо так надо снова привлечь внимание Арджуны, любого человека, сосредоточиться и внимать Слову Бога.
Начало «Бхагавад-гиты», первая глава, является своего рода вступлением ко всей книге. Во второй и третьей главах рассказывается о духовном знании, которое называют сокровенным.
БОГ: Первая глава Бхагавад-Гиты есть не столько вступительная, но предстоящая всем последующим главам, как то, что должно дать понимание человеку, в каких условиях Бхагавад-Гита передавалась человеку, Арджуне, дабы люди понимали, что этот труд не есть вымысел, но есть Истинное Слово Бога, которое Бог направляет в материальный мир с целью дать то средство духовного направления, которое может Волею Бога решить вопрос о переходе человека на духовный план.
Темы, обсуждаемые в седьмой и восьмой главах, непосредственно связаны с преданным служением, и, поскольку они проливают свет сознания Кришны, их называют еще более сокровенной частью духовного знания.
БОГ: Эти главы на столько же сокровенные, как и все другие. Но Арджуна должен был постоянно быть сосредоточенным и должен был в своей мере понимать, чтобы правильно отвечать на вопросы, или их задавать или входить в Слова Бога в ходе священного диалога. Он не мог полностью сосредоточиться, присутствовал элемент усталости и напряжения, и потому Бог его вновь и вновь таким образом возвращал в состояние внимания Богу, сопровождая эти Свои Слова необходимыми энергиями, поддерживающими диалог, дающими интерес и повышенное внимание. Точно также эти акценты необходимы и читающему Бхагавад-Гиту человеку. Поэтому Бог периодически Указывает на то, что снова пора вникать и осмысливать Слова Бога.
Однако девятая глава «Бхагавад-гиты» рассказывает о беспримесном, чистом служении Господу. Поэтому говорится, что в ней заключено самое сокровенное знание.
БОГ: Ни одну главу на самом деле Бог Кришна в Бхагавад-Гите не выделил и не рекомендует это делать преданным, но понять надо, что здесь все важно, все сказано вовремя, все есть то, что необходимо употребить в связующем процессе с Богом, есть требование Бога, есть единственный путь за пределы материального существования. Все надо знать, все надо заучивать, все надо сделать своим мыслительным процессом, все надо переводить в свои качества, в свое единственное понимание, в свои этапы развития в свой мыслительный процесс, направленный на Бога Кришну.
Тот, кто обрел самое сокровенное знание о Кришне, естественным образом выходит из-под влияния материальной энергии и избавляется от материальных страданий, даже продолжая оставаться в этом мире.
БОГ: Во всей полноте обрести Совершенное Знание невозможно, но в достаточно высокой степени это может быть дано Богом исключительно тому преданному, который долгое время занимается преданным служением, старателен, непременно проходит духовные практики и выполняет все Указания Бога в Новом Святом Писании, через призму Совершенных Знаний начинает мыслить, видеть, объяснять, делать, видеть Бога и Волю Бога везде и во всем, как и во всех и в каждом. Но при этом преданный также должен знать, что от всех материальных страданий преданное служение, все в себя вмещающее, не может освободить, ибо здесь также продолжают работать кармические последствия прошлых рождений и также этого рождения, ибо человек всегда перед Богом грешит, и зная и не зная об этом. Поэтому чистить преданного приходится постоянно. А это путь страданий и преодолений. Но правильно мыслящий преданный, все видящий через призму Совершенных Знаний, зная за всем стоящего Бога и Волю Бога, может этим ослабить свои страдания в значительной мере при их реальном присутствии в материальном мире.
В «Бхакти-расамрита-синдху» сказано, что человека, искренне желающего заниматься преданным служением Господу, нужно считать освобожденным, даже если он находится в обусловленном состоянии материального бытия.
БОГ: Нет, конечно. Никто не может, без Воли на то Бога, себя, свой уровень желания преданно служить Богу, считать искренним. Только Бог Знает, на сколько человек может так себя считать. И никто, кроме Бога, этого Знать не может. Этот вопрос никому не известен, кроме Личности Бога; так, как в таком случае можно говорить об освобождении человека из материального мира. У Бога нет условных освобождений. Сначала непременно должно быть само преданное служение во всей своей полноте. А предвещать человеку, настроенному на преданное служение, освобождение – не следует. Это может Знать только Бог. А тот, кто настроен на преданное служение, пусть сначала начнет этот путь, удержится в нем, проявит свои старания и достигнет той точки преданного служения, которая уже будет необратимой.
В десятой главе «Бхагавад-гиты» тоже сказано, что каждый, кто служит Господу, освобождается из материального плена.
БОГ: так можно сказать. Но все зависит от того, как долго человек занят в преданном служении и насколько он старался на пути к Богу.
Этот стих, открывающий девятую главу, имеет глубокий смысл. Слова идам джнанам («это знание») относятся к чистому преданному служению, состоящему из девяти видов деятельности: слушания, повторения, памятования, служения, поклонения, вознесения молитв, выполнения приказаний Господа, дружбы с Ним и полного вручения себя Ему.
БОГ: Есть ошибки. Чистого преданного служения не существует. Ибо качества преданных всегда несовершенны. Далее, из предлагаемых девяти врат невозможно принять такое направление, как выполнение приказаний Бога Кришны. Есть Слово Бога в Святом Писании. Ему надо следовать. О приказании речи быть не может, ибо Бог Управляет живыми существами, но это не приказание, это совсем другая форма воздействия на человека и любое живое существо. Также. Невозможно полностью во всех вопросах преданного служения вручить себя Богу. Этот вопрос тоже Управляется Богом. Существуют ступени вручения себя Богу, но это ни есть полное вручение себя, поскольку, если это допустить, то в таком вручении себя Богу Кришне ничего полезного для развития преданного не произойдет, но речь может идти только о деградации. Также, невозможно с Богом дружить. Это нонсенс. Богу можно только преданно служить. Никакие отношения с Личностью Бога ни на каком этапе преданного служения невозможны, кроме подчиненного, кроме непосредственного преданного служения.
Занимаясь этими видами преданного служения, человек обретает духовное сознание, сознание Кришны. И когда в результате этого его сердце очищается от материальной скверны, он обретает способность постичь это знание - науку о Кришне.
БОГ: Науки о Боге Кришне не существует. Существуют Святые Писания, Слово Бога, которые направляют на путь преданного служения и открывают в свое время врата на духовный план. О Боге в Бхагавад-Гите сказано достаточно ограниченно, но столько, чтобы человек мог иметь некоторое представление о Боге и мог думать о Боге со своей человеческой ступени материального и духовного развития; эти знания ориентированы на возможности ума человека, его мыслительного процесса, на уровень его понимания и никак не могут охватить Величие Бога Кришны во всей полноте, и не могут также эти знания называться наукой о Боге. Ибо это слово чисто материальное и не применимо к Верховной Личности Бога. Также, в процессе преданного служения не происходит очищения сердца преданного, а происходит вхождение Бога в человека и человека в Бога, но в своей мере, что называется одухотворением, которое достаточно условное, но достаточное, чтобы в свое время выйти на духовный план.
Мало просто понять, что живое существо - дух, а не материя. Это может стать началом пути духовного самопознания, но необходимо понять также разницу между деятельностью тела и духовной деятельностью человека, сознающего, что он не тело.
БОГ: Не так. Невозможно, Бог не даст душе осознать, что она – дух. У человека – душа. Душа и в материальном мире и на духовном плане. На этом все самопознание и должно закончиться. Далее – мысль должна быть направлена только на Бога и преданное служение. А все, что касается души непосредственно, Бог объясняет Арджуне во второй главе.
В седьмой главе мы уже говорили о величии проявлений Верховного Господа, о Его разнообразных энергиях, низшей и высшей природе и материальном космосе в целом. Девятая же глава описывает величие Самого Господа.
БОГ: Так можно сказать.
Весьма примечательно и употребленное в данном стихе слово анасуйаве. Люди, берущиеся комментировать «Бхагавад-гиту», даже если это известные ученые, как правило, завидуют Кришне, Верховной Личности Бога. Даже самые эрудированные ученые сильно искажают в своих комментариях смысл «Бхагавад-гиты». Поскольку они завидуют Кришне, все их комментарии бесполезны.
БОГ: Не совсем правильная трактовака этого слова «анасуйаве». Здесь речь идет о независтливом качестве Арджуны, как говорится, вообще, не в отношении Бога. Он независтлив к людям, прежде всего. Что касается зависти к Богу, то такой энергии Бог человеку не дает, ибо непонятно, как человек может Богу завидовать, даже если он на некоторое время и возьмет эту мысль, то он сам не будет понимать, что с этим делать, к чему приложить, как это вообще может реально выглядеть и работать…
Aвторитетны лишь комментарии, написанные преданными Господа. Тот, в ком есть зависть, никогда не сможет открыть другим смысл «Бхагавад-гиты», то есть дать людям совершенное знание о Кришне.
БОГ: Этот вопрос о комментировании Бхагавад-Гиты не может быть решен без Воли на то Бога, объявленной человеку непосредственно. Но таких людей в материальном мире не было никогда, и никто не был уполномочен хоть как-то прокомментировать с позиции своих качеств и материальных и духовных знаний это Высочайшее Слово Бога; но только одному человеку в материальном мире Бог дал это сделать. Только Наталия Маркова, пройдя необходимое обучение в этой жизни и нескольких прошлых, Волею Бога могла именно прокомментировать этот труд и непременно к нему сделать точный перевод стихов, которые были даны Арджуне во время битвы на Курукшетре и были даны на санскрите.
Человек, ищущий изъяны в характере Кришны, не зная Его, - просто глупец. Поэтому такого рода комментариев следует тщательно избегать. Но тому, кто осознал, что Кришна - это Верховная Личность Бога, чистая и духовная, эти главы принесут большое благо.
БОГ: Нет таких людей, которые бы смогли успешно прокомментировать Бхагавад-Гиту без Воли на то Бога. Но те, кто брались за этот труд, пытаясь как-то объяснить тексты Бхагавад-Гиты, делали это преимущественно для того, чтобы через этот труд поднять вопросы те, которые были особенно сложны для человеческого понимания, и этим направляли людей через несогласие на поиск точного перевода текстов и правильное их восприятие через мыслительный процесс.
ТЕКСТ 2
раджа-видйа раджа-гухйам
павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам
су-сукхам картум авйайам
раджа-видйа - царь знания; раджа-гухйам - царь сокровенного знания; павитрам - чистейшее; идам - это; уттамам - трансцендентное; пратйакша - через непосредственный опыт; авагамам - постигаемое; дхармйам - являющееся законом религии; су-сукхам - очень радостное; картум - выполнять; авйайам - вечное.
Это знание - царь знания, самая сокровенная из тайн. Это - чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2.Царь сокровенное знания, это знание чистейшее, лучшее. Тот, кто пришел к этому знанию через непосредственный опыт, очень счастливо исполняет вечные принципы религии.».
КОММЕНТAРИЙ: Эту главу «Бхагавад-гиты» называют царем знания, поскольку в ней изложена суть всех философских доктрин, о которых шла речь до этого.
БОГ: Ни о какой философии и философских доктринах в Святом Писании Бхагавад-Гите речи не может быть. Также, эта глава не важнее всех предшествующих или последующих, ибо нет, не бывает в Слове Бога главного или второстепенного. Бхагавад-Гита – есть абсолютный труд Бога, универсальный, Изначальный, не имеющий аналогов, значимый в каждом стихе, есть единое целое направление людям на духовный план, где знать все важно, все есть постижение Бога и Воли Бога, все есть Высочайший Труд Творца, где нет ничего лишнего или не своевременного, или частичного. Во всем высочайший смысл, во всем Воля и План Бога на творение, его развитие, его выход к Богу на духовный план.
Основные направления индийской философской мысли представлены в трудах Гаутамы, Канады, Капилы, Ягьявалкьи, Шандильи и Вайшванары. Этот ряд замыкает Вьясадева, автор «Веданта-сутры».
БОГ: Нельзя в Бхагавад-Гите, в этом Святом Писании, упоминать никакие имена материальных мыслителей и философов, нельзя ими осквернять Слово Бога, нельзя их приводить и ими смущать умы преданных, которые должны идти к Богу только через Чистое Слово Бога и разрешенные Богом в этом труде пояснения.
Таким образом, в философском и духовном знании нет недостатка. Однако Господь называет девятую главу «Бхагавад-гиты» царем знания и сутью всех наставлений Вед и всех философских систем.
БОГ: Забыли философские системы, забыли наставления старых вед. Все это грязь, все это недопустимо на страницах Святого Писания.
Это самое сокровенное знание, поскольку сокровенное, или духовное, знание объясняет разницу между душой и материальным телом, а венцом сокровенного знания является преданное служение.
БОГ: Сокровенное знание никогда Богом не направляется именно на душу. О ней все сказано, и эта тема не должна более рассматриваться никак. Речь только может идти о Личности Бога и о преданном служении и всем, что этому благоприятствует и какие знания этому способствуют. И все. Все другие рассуждения здесь неприемлемы, как и постоянные рассуждения о душе. С душой должно быть все предельно понятно. Это частица Бога, абсолютно беспомощная и, постигай она себя - не постигай, но от этого выше не станет и не станет значимей, и не станет достойней. Ее дело только служить Богу, и это Бог ей дает в своей мере в материальном мире и полностью на духовном плане; и только отсюда она может иметь все свои блага и все свои наслаждения.
Люди в большинстве своем не знакомы с этим сокровенным знанием; знание, которое им дают, касается природы внешнего мира.
БОГ: Не знающие – узнают. Нет в этом проблемы. Каждому Бог даст этот Божественный труд, Бхагавад-Гиту, в свое время и прямо в руки. Это Знание Высочайшее и выходит за пределы внешнего материального мира. Это Знание прежде всего о Боге, о пути к Богу
В системе мирского образования люди изучают множество различных наук: политику, социологию, физику, химию, математику, астрономию, технические дисциплины и т.д. В мире много больших университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе.
БОГ: Науки, как таковой, о душе нет и в Бхагавад-Гите. Это перекос – так считать. О душе Бог Сказал все в нескольких стихах второй главы. И Хватит. Там все предельно понятно. Надо смотреть на Бхагавад-Гиту через призму, прежде всего, преданного служения и постижения Личности Бога в ту меру, которую дает здесь Бог. И все. Душа – частица Бога, душа – извечна, душа есть энергия Бога, человек – вечно подчиненное живое существо, зависимое и беспомощное. Изначальное положение перед Богом – подчиненное и в этом состоянии занятое преданным служением. И только отсюда душа может черпать свои силы и поддержку, как и наслаждения, как и благость, как и общение с Богом в свою меру. Этим знания о душе и исчерпываются. Ничего в ней нет особого. Ничего в ней нет, что бы она сама в себе заслужила, никакого особого чуда она собой не представляет, но есть извечный на нее направленный Божественный труд, труд на Свою энергию, труд на Свое развитие, труд на вхождение в Бога в свою меру. Таких энергий у Бога не счесть, и Личность Бога извечно работает над ними, ибо они есть продолжение и развитие Личности Бога, Самого Творца. Но всегда при этом эти энергии подчинены Богу и зависимы от Него во всей полноте и Богом не являются.
Между тем душа - самое важное, что есть в теле: тело, лишенное души, перестает представлять какую-либо ценность. Тем не менее люди сосредоточивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, забывая об источнике жизни - душе.
БОГ: Сама душа тело не оживляет, но извечно в ней присутствующий Сам Бог. Источник жизни – также в любом теле – Сам Бог. Душа без Бога не сможет и пылинку оживить и дать ей жизнь. Она, душа, полностью без Бога парализована или ее просто не существует. Всему Причина только БОГ. И нет и не может быть другой причины.
В «Бхагавад-гите», начиная со второй главы, постоянно подчеркивается важность души. В начале второй главы Господь говорит, что тело бренно, а душа бессмертна (антаванта име деха нитйасйоктах шариринах).
БОГ: Это искажение. О важности души Бог Не Говорит и никак ее не восхваляет, но дает те Знания о душе, которые есть базовые, без них правильное религиозное мышление невозможно, ибо надо знать человеку свою изначальную божественную природу, как душа соотносится к Богу, каково ее положение перед Богом, что она есть такое и что следует из того, что она частица Бога, ибо человек всегда в страхе за свою жизнь, и это ему на более высоких ступенях материального развития может существенно мешать и препятствовать его духовному становлению.
Знание о том, что бессмертная душа отлична от материального тела и по природе своей неизменна, неразрушима и вечна, само по себе является сокровенным.
БОГ: Любое духовное знание, которое человек только-только услышит от Бога, является сокровенным. Далее, Бог помогает в это знание войти, в нем как расположиться и считать его естественным для себя, дающим опору для уже следующих сокровенных Духовных Знаний, которые тоже проходят этап сокровенности и становятся просто базовыми. Одни знания долго укладываются в сознании человека, другие должны восприниматься как «слёту», и муссировать их уже особо не следует, постоянно принимая как первозданные и самые сокровенные. Этап сокровенности проходит. Они становятся просто духовными знаниями для преданного и надо уже идти дальше, их приняв за непоколебимые и базовые или азовые. Знания о душе – именно азовые. И пытаться из них как-то извлечь свое величие душе Бог не рекомендует, ибо здесь можно и увязнуть до колеса сансары.
Но это знание еще не раскрывает подлинную природу души. Некоторые думают, что душа отлична от тела и после смерти тела, или после освобождения от материального тела, она попадает в пустоту и становится безличной.
БОГ: Подлинная природа души – божественная, но до этой божественности надо доразвиться, дорасти. А это – не труд самой души, а труд Бога, постоянно вкладывающего в нее Свои Божественные Силы. Также, недопустимо здесь рассматривать спекуляции некоторых людей касательно пустоты или безличности. Этих рассуждений в материальном мире пруд пруди. Это все – ступени развития людей на пути к преданному служению, это те ошибки, которые многие не могут миновать, но Волею Бога должны здесь повращаться, помыслить, пофилософствовать… Это тоже труд Бога над людьми, каждому по его ступени, по его качествам. И каждый непременно извлечет свое. Но здесь все эти нюансы выкладывать не следует, ибо и у многих преданных шаткий ум. Так зачем же их лишний раз вводить в сомнения или свои спекуляции не утвердившегося еще в преданном служении ума…
Но на самом деле это не так. Как может душа, столь деятельная в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков?
БОГ: И в теле и вне тела душа пассивная, полностью Управляется Богом, через все чувства и мыслительный процесс, понимание, память, настроение, характер, убеждения, качества, желания, разум, эго, речь… нет ничего в проявлении человека, что бы не было ему дано Богом в каждый момент его существования в любом направлении…
Душа всегда действует. Раз она вечна, то и действует она вечно, и ее деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Поэтому знание о деятельности вечной души названо здесь царем знания, его самой сокровенной частью.
БОГ: Глупость. Никак речь не может идти о некоей деятельности души на духовном плане. Там только преданное служение Всевышнему. Это знание о преданном служении Богу не есть сокровенное. Это просто духовное знание о быте человека на духовном плане. Также, будучи вечной, душа вечно не действует. Так можно сказать только о Боге Кришне, но и не о действии, а о труде Бога в материальном и духовном мире. А душа только дорастает до состояния преданного служения, что возможно только в теле человека. И идет она к телу человека с малейших и мельчайших форм жизни, проходя многие и многие тела и формы существования в материальном мире и так дорастая до формы тела человека и только в теле человека можно говорить о разумной деятельности, но при этом полностью Управляемой Богом. Поэтому, все сокровенные знания ОТНОСЯТСЯ ТОЛЬКО К ЛИЧНОСТИ БОГА. О душе сокровенных знаний нет. Они просты, просто есть духовные знания и не более. Здесь нет ничего особого, чтобы постигать. И нет также ничего особо значимого для человека. Он просто должен понять, что он есть частица Бога. И все из этого следует. И само преданное служение и необходимость постижения в свою меру Всевышнего, ибо это есть путь развития души, и это есть путь более совершенного преданного служения.
Это знание, как сказано в Ведах, является знанием о чистейшей из всех форм деятельности.
БОГ: Чистейшим является только Личность Бога, и Знания о Боге есть, поэтому, чистейшие и сокровенные Изначально. Знания о душе не являются чистейшими и не могут называться сокровенными.
В «Падма-пуране» рассказывается о различных видах греховной деятельности людей. Там утверждается, что любой грех всегда влечет за собой другой грех.
БОГ: Это писание «Падма-пурана» ни есть Слово Бога и не считается авторитетным, чтобы на него ссылаться в каких бы то ни было вопросах Бхагавад-Гиты. Также, грех влечет только качество человека, которое соответствует его ступени материального и духовного развития. Сам по себе грех ничего не может повлечь. Вся греховная деятельность человека произрастает из его несовершенных качеств, из уровня его мыслительного процесса, желаний, пониманий, убеждений, устремлений, из его просто невежества и внутреннего попущения, из его психического несовершенства и из его многих материальных практик и знаний, направленных преимущественно на материю и выживание, также их страха, из отсутствия добродетели, зависти, привязанности, нерелигиозности.
Люди, поглощенные кармической деятельностью, запутываются в последствиях грехов различных видов и стадий зрелости.
БОГ: Люди не запутываются. У Бога все достаточно строго в этом плане и нет никакой неопределенности. Люди вообще не знают, не могут оценивать никакие свои поступки, и понятия не могут иметь о том, что и что может за собой повлечь. Все находятся в упорядоченном движении событий своей жизни и шаг за шагом Волею и Планом Бога преодолевают свои проблемы и идут дальше, получая свой опыт, развивая более совершенные качества, поднимаясь на более высокую ступень материального и духовного развития. Греховность у всех идет на нет, но это человеку не видно. Это может видеть только Бог. Но этот процесс очищения долгий, достаточно изнурительный, не простой, но и преодолимый, ибо, иначе, не возможно дойти до ступеней преданного служения в материальном мире, как и не будет возможности достичь духовный план. Но с Богом все и все преодолеют. О запутанности же говорить нет смысла, ибо все в Руках Бога, и потому все вершится абсолютно.
Если посадить семя дерева, дерево не вырастет в одночасье: для этого необходимо время. Сначала должен появиться маленький росток, который постепенно становится деревом, начинает цвести и плодоносить, и, когда дерево набирает силу, люди, посадившие дерево, могут наслаждаться его цветами и плодами. Точно так же, совершая греховный поступок, человек словно бросает в землю семя, которое через некоторое время прорастает.
БОГ: У Бога греховное семя не прорастает. У Бога это семя видно еще до того, как было посажено. Греховная деятельность для человека начинается с его качеств, и Бог далеко не всегда ждет, когда качество перейдет в грех или проявит себя, но может его искоренить через уничтожение этого качества даже в не проявленном виде. У Бога много средств. Никакие материальные примеры не могут ни в каком приближении хоть как-то показать подобие работы Бога в материальном мире. И лучше этот вопрос на материальных изобретенных примерах не обсуждать, ибо это далеко не истина и никак ни в чем не в помощь человеку, изучающему Бхагавад-Гиту.
Существует несколько стадий созревания последствий греха. Человек может уже прекратить заниматься греховной деятельностью, но плоды его греховных поступков ему только предстоит получить. Последствия одних грехов дремлют в форме семени, а другие уже созрели и приносят плоды в виде страданий и боли.
БОГ: Причиной любой греховной деятельности всегда являются качества низкого порядка. Если человек совершил грех и долго его после этого не совершает, то это не говорит о том, что он уже освободился от качества, которое его понуждало к такому проявлению себя. Качества греховного порядка сами не уходят. Их может спровоцировать ситуация или обстоятельства, пока они, качества или качество, еще не искоренены Богом. Человек никогда самостоятельно не сможет прекратить то или иное направление греховной деятельности, если качество в нем есть. Только Бог, давая последствие греховной деятельности и неоднократно и с разных сторон, может это качество свести на нет. Наказание находит человека иногда не сразу не потому, что якобы оно должно созревать, а потому, что любое наказание, во-первых, все же направлено на изъятие греховных качеств, которые еще никуда не делись, и также наказание Бог присылает тогда, когда человек это наказание имеет силы, разум, окружение, материальное подспорье, чтобы его преодолеть и извлечь из него для себя запрет на это качество. Также, наказание тогда находит человека, когда карма окружающих людей это позволяет, ибо всегда наказание греховного человека сказывается и на его родных, супругах, детях, родителях. Они все также должны быть при этом защищены от ненужных для них последствий или уметь их преодолеть.
Как было сказано в двадцать восьмом стихе седьмой главы, человек, сбросивший бремя грехов и посвятивший себя исключительно благочестивой деятельности, свободный от влияния двойственности материального мира, может вступить на путь преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне.
БОГ: Греховная деятельность человека неисчерпаема ни в материальном мире, ни на духовном плане. Но в материальном мире… здесь что ни шаг, то – грех. Все это в Новых Святых Писаниях описано. Ибо человек в упор не видит, в чем он грешит. Так что, в материальном мире сбросить бремя грехов невозможно и не потому, что человек не знает, в чем именно состоит его грех, но и потому, что само материальное тело, его поддержание, также материальный быт, который неизбежен в материальном мире, - все это вмещает в себя грех непреодолимый изначально. Также, исключительно посвятить себя благочестивой деятельности также невозможно. Прежде всего, Бог не даст. Но даст строго в свою меру. Не человек этим управляет, но Бог. И потому, невозможно себе дать внутреннюю установку, на что преимущественно направить свою материальную деятельность, ибо только Бог Знает, где человека надо чистить и через что. Также, благочестивая деятельность может даваться человеку весьма в неожиданных ситуациях, когда Бог будет понуждать человека отдать последнее самым непредвиденным способом и в самое неожиданное или неподходящее время. И вот такая добродетель может быть и угодна Богу и будет весьма болезненной для человека, ибо отберет у одного и отдаст другому и далее погрузит в неслабую нужду и надолго. И попытайся при этом не возопить. Также, что касается двойственности… То и здесь сам человек не сможет дать себе такое внутреннее понимание. От двойственности освобождаются не до преданного служения, а во время и только при постоянном старании и долгом периоде преданного служения. При этом полного отказа от таких иллюзорных энергий Бога не существует. А в свою меру. Ну и вопрос о преданном служении решает не сам человек, а Бог.
Иными словами, те, кто действительно занимается преданным служением Верховному Господу, уже освободились от всех последствий своих прошлых грехов.
БОГ: Не освободились.
Подтверждение этому мы находим в «Падма-пуране»:
апрарабдха-пхалам папам
кутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийета
вишну-бхакти-рататманам
Те, кто занимается преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляются от всех последствий совершенных ими грехов: уже созревших, только накопленных, а также дремлющих в форме семени.
БОГ: Постепенно освобождаются – да. Уже освободились – нет. Что же касается грехов, то они на такие варианты Богом не делятся. Это вещь более сложная, тайная, не возможно здесь что-то упорядочить, что-то и понять. Труд Бога над грехами человека достаточно объемный, абсолютный, невидный со стороны, никак не может быть объясним человеку на его уровне материального и духовного развития; никогда не понятно, в каком виде может прийти наказание, через кого, на какой срок, с какими для человека последствиями и из какой глубины его прошлых рождений, как и по сколько раз может прийти на одну и ту же тему или в связи с одним и тем же качеством, как урок будет повторен и через кого и какими испытаниями человек может показать Богу, что в том или ином качестве стал неуязвим и предостаточно усвоил урок данного направления.
Таким образом, преданное служение обладает огромной очистительной силой, за что его называют павитрам уттамам, чистейшим.
БОГ: Вообще-то речь в стихе не о преданном служении, а о совершенных духовных знаниях. Они есть основа преданного служения, они есть путь развития духовных качеств, они есть путь постижения Всевышнего, они есть изначальная причина выхода преданного на духовный план. Чистейшее, обладает большой направляющей силой есть только СЛОВО БОГА. На это направляет стих. Этот вопрос о совершенном знании есть первичный в данном стихе.
Уттама значит «трансцендентный». Тамас - это материальный мир, или царство тьмы, а прилагательное уттама значит «запредельный, находящийся вне сферы материальной деятельности». Преданное служение ни в коем случае нельзя считать материальной деятельностью, даже если порой кажется, что деятельность преданных не отличается от деятельности обыкновенных людей. Тот, кто обладает духовным видением и сведущ в науке преданного служения, знает, что деятельность преданных не материальна. Все их действия духовны и посвящены Господу, а потому не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун.
БОГ: И все же речь идет не о преданном служении, а о Совершенных Духовных знаниях. Вот та часть стиха, где об этом говорится: «2.Царь сокровенного знания, это знание чистейшее, лучшее…». Слово «уттама» – здесь обозначает: лучшее. Также, если говорить о преданном служении, то в материально мире и на духовном плане чисто духовного преданного служения не существует, ибо повинны в этом несовершенные качества людей, которые всему и причина. Поэтому, отсюда действия преданных невозможно назвать чисто духовными, хоть они и посвящены Богу Кришне, как и невозможно сказать, что они «…не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун.». Но также, гунны материальной природы не оскверняют, ибо это есть САМ БОГ КРИШНА. Но воздают всем и каждому строго по качествам и по их ступени материального и духовного развития.
Здесь сказано, что деятельность в преданном служении настолько совершенна, что человек может непосредственно ощутить ее результаты. Это действительно так. Мы на собственном опыте убедились в том, что каждый, кто повторяет святые имена Кришны (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) без оскорблений, начинает ощущать духовное блаженство и очень быстро очищается от материальной скверны.
БОГ: Мантра харе-кришна в современном материальном мире Богом Кришной отменяется. Взамен ее Бог Кришна дает людям в постоянное употребление и на уровне мысли и вслух простую молитву, содержащую в себе и благодарение Богу и просьбу о прощении, не привязывая эту молитву к четкам и числу повторений. Также, мантра харе-кршна не может очищать человека, как и прасад. Очищает преданного только долгий путь преданного служения, старание в этом направлении, изучение Новых Святых Писаний, духовные непременно практики, аскетизм, добродетель и пр. Мантра харе-кришна лишь может ужерживать преданного на памятовании о Личности Бога. Но не хуже с этим справляется и новая молитва, но более понятная человеку и не забирающая у современного человека в современном мире время и руки.
Это можно видеть. Более того, человек, который не только слушает святые имена, но и старается проповедовать философию преданного служения или оказывает содействие проповеднической деятельности Движения сознания Кришны, ощущает, как начинает духовно развиваться. Его духовное развитие не зависит от полученного ранее образования или других качеств. Метод сам по себе настолько чист, что, просто занимаясь преданным служением, мы очищаемся.
БОГ: Нельзя говорить о некоей философии преданного служения. Можно говорить о Религиозном направлении к Богу Кришне, о преданном служении непосредственно и о Совершенных Духовных Знаниях. Также, никакие доброжелатели или друзья преданных не могут очищаться ни через какую свою помощь или содействие преданным, но только через личный путь преданного служения в полном объеме. Также, путь к преданному служению напрямую зависит от качеств человека, но от образования его может не зависеть. Однако, этот вопрос решает только Бог, и судить преданным в этом направлении не следует.
В «Веданта-сутре» (3.2.26) об этом сказано следующее: пракашаш ча карманй абхйасат - «Преданное служение столь могущественно, что, просто занимаясь им, человек обретает духовное знание».
БОГ: Преданное служение не следует называть могущественным. Это просто инструмент Бога, развивающий человека в духовном направлении, дающий ему необходимые практики духовного порядка; это также путь развития качеств и правильного понимания Святых Писаний. Но все это работает только по Воле Бога и только по Воле Бога дает каждому его плоды. Также, без изучения Святых Писаний само преданное служение ниоткуда эти Совершенные Знания не дает. Необходимо прилагать усилия, старательность, большое сосредоточение, чтобы начать постигать Слово Бога, изучая Священные труды. Их надо ИЗУЧАТЬ. И не надеяться, что преданное служение само как-то эти знания в человека привнесет и еще и утвердит и даже разовьет качества высокого духовного порядка. Нет. Везде необходим личный труд.
Наглядным примером тому может служить предыдущая жизнь Нарады, который родился тогда сыном служанки. Он не мог похвастаться ни хорошим образованием, ни знатным происхождением. Но когда его мать прислуживала великим преданным, Нарада помогал ей, и иногда в ее отсутствие сам служил преданным Господа.
БОГ: Нарада не существовал никогда. Это вымышленный образ. Был необходим, как пример, обещающий человеку многое при небольших личных затратах, или чудесный поворот в его жизни в плане религиозного развития и успехов. Современный преданный должен много работать, проявлять великую трудоспособность в преданном служении и не рассчитывать, что где-то когда-то в какой-то жизни был преданным и потому все у него будет достаточно быстро или успешно или его ожидает некий особый путь и свои особые лавры. Нет и нет. Надо быть преданным в поте лица своего всегда.
Сам Нарада так говорит об этом:
уччхишта-лепан анумодито двиджаих
сакрит сма бхундже тад-апаста-килбишах
эвам правриттасйа вишуддха-четасас
тад-дхарма эватма-ручих праджайате
В этом стихе «Шримад-Бхагаватам» (1.5.25) Нарада рассказывает о том, что с ним случилось в прошлой жизни, своему ученику Вьясадеве. Он говорит, что в течение четырех месяцев, пока в их доме находились чистые преданные, он служил им и тесно общался с ними. Убирая за ними посуду, он увидел там остатки их пищи и захотел попробовать их. Спросив у мудрецов разрешения, Нарада съел то, что осталось после них, и таким образом очистился от всех последствий прошлых грехов.
БОГ: Это сказки для очень-очень простых людей, мыслящих так, что уже проще не бывает… Нет, конечно. Никогда ни за кем доеденная пища, как бы велик не был тот, чьи остатки пищи доедает другой, не сможет дать этому другому достичь никаких духовных плодов, тем более полного очищения, без самого преданного служения, долгого, изнурительного, все в себя вмещающего. Но на тот период, когда эти знания были написаны, надо было людей ублажать такими вымышленными историями, чтобы дать им большую надежду и убрать все опасения о том, что их труд в преданном служении может и не иметь успех. Эти сказки многих подвигли на старания и достигли своей цели. Но современный человек не должен исходить из таких неавторитетных писаний и входящих туда чудесных событий и должен хорошо понимать, что путь на духовный план не открыт всем и каждому, а надо все же потрудиться и немало, ибо, иначе, не развить качества, угодные Богу, без которых нечего делать на столь высоком плане. Поэтому надо работать в преданном служении и быть усердным, изучать Слово Бога и во всем ему следовать неустанно.
Доедая за мудрецами пищу, Нарада стал столь же чист сердцем, как они сами.
БОГ: не было такого.
Беспрерывно слушая и пересказывая повествования о Господе, эти великие преданные наслаждались вкусом преданного служения, и такой же вкус со временем появился у Нарады.
БОГ: Слушание и пересказывание Святых Писаний никогда не может вывести человека на духовный план. Необходимо полномасштабное преданное служение.
Далее Нарада говорит:
татранвахам кришна-катхах прагайатам
ануграхенашринавам манохарах
тах шраддхайа ме 'нупадам вишринватах
прийашравасй анга мамабхавад ручих
Общаясь с мудрецами, Нарада пристрастился слушать и пересказывать повествования о величии Господа, и у него появилось огромное желание заниматься преданным служением. Поэтому в «Веданта-сутре» сказано: пракашаш ча карманй абхйасат - к тому, кто преданно служит Господу, знание приходит само собой, и он обретает способность постичь истину. Таков смысл слова пратйакша («непосредственное восприятие»).
БОГ: Это сказки. В современном мире они не работают. Ни к кому просто через путь преданного служения сами собой Совершенные Знания не приходят. Это величайшее заблуждение преданных.
Дхармйам значит «путь религии». Нарада был сыном простой служанки. У него не было возможности ходить в школу. Он просто помогал матери, которой посчастливилось служить преданным Господа. Таким образом мальчик Нарада тоже получил возможность служить им, и общение с ними дало ему возможность достичь высшей цели религиозной практики.
БОГ: Нет. Такого не было. Но если человек надеется, что таким образом он может достичь духовный план, то он находится в великой иллюзии. Прислуживание другим, как бы высоко духовно они не стояли, доедание за ними остатков пищи и даже вникание в их религиозный разговор не очищает человека никак, но только полноценное преданное служение. А этот факт лишь может говорить о том, что попавший в такие условия ребенок или взрослый человек просто намечен Богом на преданное служение в следующем рождении. Это можно обещать человеку. Но не более. И не всегда.
Высшей целью религиозной практики, как сказано в «Шримад-Бхагаватам», является преданное служение (са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже). Обычные верующие люди, как правило, не знают, что высшей целью религии является преданное служение. Как мы уже говорили в комментарии к последнему стиху восьмой главы (ведешу йаджнешу тапахсу чаива), чтобы постичь свою духовную природу, необходимо знать Веды. Однако в данном случае мы видим, что Нарада, который никогда не учился в школе духовного учителя и не изучал законов Вед, тем не менее достиг высшей цели всех, кто изучает Веды.
БОГ: Именно. Только преданное служение, и без каких-либо исключений, может открыть врата на духовный план. Все иное есть вымысел, который неприемлем в современном мире для современного человека. И тем более, это должны понимать преданные. Много раз Бог им Говорит и повторяет: путь на духовный план только через преданное служение и непременное изучение Нового Святого Писания, данного людям Самим Богом в начале третьего тысячелетия.
Преданное служение обладает такой силой, что, даже не выполняя всех религиозных обрядов, человек может достичь высшей ступени совершенства.
БОГ: Именно. Преданное служение Благословлено Богом и обладает великой силой при условии длительного пути преданного служения и старания преданного. Но преданное служение не может само по себе отменить все религиозные обряды. Ибо они также даны Богом и контролируются Богом, как и имеют немалый смысл. Но отменять Бог будет обряды только связанные с поклонением Богу Кришне, где поклонение происходит через панча-таттву. Необходимо поклоняться именно Личности Бога Кришны, не имея перед глазами ни образов Бога, ни божеств, ибо это уже идолопоклонство. Надо поклоняться Богу в помещении, где нет никаких обозначений бога, кроме того, что будет преданным в свое время еще сказано через Наталию Маркову.
Как это может быть? Это положение подтверждают Веды: ачарйаван пурушо веда. Общаясь с великими ачарьями, человек, даже если он не образован и никогда не изучал Вед, может обрести знание, необходимое для того, чтобы постичь истину.
БОГ: Никогда. Никакое общение ни с кем в современном мире никак не заменит преданному личное изучение Святого Писания. Никого Бог в современном мире не признает великим ачарьем, никто не может заменить непосредственно преданное служение и изучение Нового Святого Писания. Никто такими знаниями не обладает, ни один преданный ни на какой ступени преданного служения.
Преданное служение приносит человеку радость (сукхам). Почему? Преданное служение состоит из шраванам киртанам вишнох, иначе говоря, достаточно просто слушать рассказы, прославляющие Господа, или философские беседы истинных ачарьев, в которых обсуждается духовное знание.
БОГ: Уже недостаточно просто слушать чтение Святого Писания. Необходимо его лично изучать, считая его неотъемлемой частью преданного служения. Что касается радости в преданном служении, то Бог может давать такую радость и через общение преданных между собой и через религиозные праздники. Остальное время должно быть задействовано в строгом преданном служении, в основе которого лежит изучение Нового Святого Писания и непременно поклонение Богу, как и духовные практики, такие, как карма-йога или гйана-йога преимущественно.
Просто присутствуя при таких беседах, человек обретает знание; он может также вкушать остатки изысканных блюд, предложенных Господу. ВсС в преданном служении приносит радость. И заниматься им может даже тот, кто живет в крайней нужде. Господь говорит: патрам пушпам пхалам тойам. Он готов принять от преданного любое подношение.
БОГ: На самом деле Бог Кришна не принимает и не вкушает предложенную Ему еду. Такое понимание было дано преданным в предшествующие периоды, когда преданные только формировали преданное служение в современном мире и еще не были посланы Богом в материальный мир Новые Совершенные Знания. Но теперь преданные должны понимать, что на их пищу Бог не смотрит, ибо полностью отрешен. Этот обряд подношения и предложение еды Богу Кришне должен быть отменен. Вместо него преданные, любой человек, может просто поблагодарить Бога за еду, и этим получит благословение его еды. Такая пища не очищает от грехов, но само принятие пищи не становится при этом для человека греховной или наказуемой деятельностью.
Любой человек, независимо от его положения в обществе, может предложить Господу хотя бы листок, цветок, немного фруктов или воды, что доступно в любой части мира, и Господь примет это подношение, если оно будет сделано с любовью.
БОГ: Благодарить Бога Кришну за еду может любой человек, просто перед началом еды прочитав молитву, что также надо делать и после принятия пищи. Но предлагать Богу цветок, листок… - Бог не примет, ибо это непонятно, что такое. Только речь идет о пище, которую человек хочет употребить. Каждый благодарит Бога сам. Речи о других подношениях быть не может. Бог в эту сторону не смотрит. Такое понимание, где надо абы что, но предлагать Богу, есть низкий уровень сознания. Бог - Величайшая Личность, и речь может идти перед Богом только касательно пищи, того, что поддерживает жизнь в человеке и дает ему силы и возможности работать и идти по пути материального и духовного развития. Гирлянды, цветы, огонь, вода, один цветок, лист… прочие предметы Богу не нужны. Богу нужно преданное служение и старание в этом направлении. На это Бог смотрит. Все другое – детский сад и цацки. Также, с любовью никто и ничего Богу не может предложить, ибо такую энергию просто так Бог никому не дает и ни для таких ритуалов.
История знает немало подобных случаев. Просто вдохнув аромат листьев туласи, поднесенных лотосным стопам Господа, такие великие мудрецы, как Санат-кумар и его братья, стали великими преданными. Следовательно, преданное служение несет человеку радость. Бог принимает только любовь, с которой мы предлагаем Ему свои подношения.
БОГ: Никто не сможет стать никаким преданным, просто вдохнув аромат листьев туласи. Не было таких у Бога Кришны великих преданных. Это сказки. Также. Это дерево туласи не является более священным, оно не должно упоминаться в преданном служении, все ведические повествования на эту тему Бог объявляет неавторитетными, засоряющими Новое Святое Писание. Никакие также подношения Бог не принимает ни от кого, но благословляет только пищу. Все остальное преданные могут достичь через путь преданного служения Богу Кришне. Не иначе.
Здесь сказано, что преданное служение существует вечно. Это прямо противоречит философии майявады. Иногда майявади занимаются так называемым преданным служением, но при этом считают, что преданное служение необходимо до тех пор, пока они не получили освобождение, поскольку в конце концов, освободившись из материального плена, они сами «станут Богом».
БОГ: Преданное служение извечно, но в каждую эпоху имеет свои особенности, которые привязаны к общей ступени материального и духовного развития человека в материальном мире. Что касается разных философов материального мира, рассуждающих на тему преданного служения и достижения Бога Кришны, то таких религиозных течений в материальном мире предостаточно. Все это ступени материального и духовного развития человека на этапе достижений качеств, которые в свое время и приведут к преданному служению. А пока идет брожение в умах, пока Бог разрешает философствовать и принимать за основу мышления самые разные существующие в материальном мире религиозные направления. Ибо это тоже есть поиск Бога. Их упоминать и перечислять в Святом Писании Бог запрещает.
Такое временное, обусловленное сроками преданное служение нельзя назвать чистым. Настоящее преданное служение продолжается и после освобождения. Вернувшись в духовный мир, в царство Бога, преданный и там служит Верховному Господу, а не пытается стать Им.
БОГ: В любом случае у Бога нет чистых преданных. Все в своих качествах несовершенны, все склонны ошибаться и потому ошибаются и в преданном служении в условиях материального мира и на духовном плане. Также, человек не возвращается на духовный план, ибо и никогда с духовного плана не падает в материальный мир. Человек есть то живое существо, которое достигает духовный план, проходя предварительно развитие во всех формах тел и материального существования только в условиях Земли (планет среднего уровня), начиная свое развитие с малейший форм жизни, проходя все формы жизни, все среды существования и только в теле человека достигая те качества, которые и выводят человека через преданное служение впервые и безвозвратно на духовный план.
Из последующих глав станет ясно, что настоящее преданное служение начинается только после того, как живое существо освободится из материального плена.
БОГ: Везде у Бога преданное служение настоящее. Везде Бог требует от человека полного включения в труд преданного, и это человеку и в материальном мире и на духовном плане приносит большое удовлетворение.
Когда, получив освобождение, живое существо поднимается на уровень Брахмана (брахма-бхута), оно начинает заниматься преданным служением (самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам).
БОГ: брахма-бхута – обозначает слияние с Богом. Но это условное понимание. Нет такого слияния, но есть то состояние человека, когда он входит в Бога так, что уже не отличает свои мысли от мыслительного процесса, данного ему Богом, свои желания от желания в нем Бога, свое решение от решения в нем Бога, свои действия, от действий в нем Бога, с очень небольшой вероятностью ошибок, хотя они всегда в той или иной мере в мыслительном процессе и желаниях человека, как и в его деяниях, присутствуют.
Верховную Личность Бога нельзя постичь, просто занимаясь карма-йогой, гьяна-йогой, аштанга-йогой или любым другим видом йоги. Все эти виды йоги способны помочь человеку приблизиться к уровню бхакти-йоги, но постичь Личность Бога можно только в процессе преданного служения.
БОГ: В современном мире и карма-йога и гйана-йога есть преданное служение; и все они приводят к полномасштабному всеохватывающему преданному служению, неотличному от бхакти-йоги. Каждый путь преданного служения начинает с того, что ему дает Бог, согласно его качествам, карме, согласно Плану Бога на человека и его ступени материального и духовного развития.
«Шримад-Бхагаватам» также подтверждает, что человек постигает науку о Кришне, науку о Боге, когда сознание его очищается в процессе преданного служения, особенно если он слушает «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту» от осознавших себя душ.
БОГ: «Шримад-Бхагаватам» - является неавторитетным писанием и ссылаться на него преданным не следует. Также, не существует науки о Боге, а есть Совершенные Духовные Знания. Также, слушание «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-Гиты как она есть» - не считается преданным служением, никак не способствует духовному развитию человека и никак не может очищать человека от его грехов. Это те труды, которые Бог разрешает читать и изучать староверам, но предупреждает, что эти знания и рекомендуемые здесь духовные практики не могут вывести человека за пределы материального существования.
Эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах. Когда сердце человека очищается от скверны, он обретает способность понять, кто такой Бог.
БОГ: Когда человек старается в преданном служении, когда изучает Святые Писания, рекомендованные Самим Богом, и следует Слову Бога, тогда он начинает идти по пути развития тех духовных качеств, которые и помогают ему очищать мыслительный процесс, чувства и желания в такой степени от материи, что Бог дает ему более точное понимание о качествах Бога, о Личности Бога, о требованиях Бога, то понимание, которое необходимо иметь, когда речь уже может идти о духовном плане.
Таким образом, путь преданного служения, сознания Кришны, - это вершина всех методов познания и царь сокровенного знания. Это самая чистая форма религиозной деятельности, заниматься которой легко и радостно. Поэтому преданное служение рекомендуют каждому.
БОГ: Преданное служение не может быть рекомендовано каждому, ибо этот вопрос может решать только Бог и для каждого в строго свое время, ибо для преданного служения необходимо развить те качества, которые и смогут этот путь выдержать или осилить до конца с пониманием и старанием. Также, о легкости этого пути преданного служения говорить нельзя. Оно далеко не простое и далеко не под силу каждому. До этого уровня надо еще в материальном мире дорасти. На это и направлен труд Бога в материальном мире на каждого.