Перейти к основному содержанию
42.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
42.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 45-47. ТЕКСТ 45 прайатнад йатаманас ту йоги самшуддха-килбишах анека-джанма-самсиддхас тато йати парам гатим прайатнат - упорными занятиями; йатаманах - прилагающий усилия; ту - и; йоги - йог; самшуддха - очистившийся; килбишах - от всех грехов; анека - после великого множества; джанма - жизней; самсиддхах - достигший совершенства; татах - затем; йати - приходит; парам - к высшей; гатим - цели. Он искренне занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «45.Но устремившись умом к строгой практике йоги, йог, очистившийся от грязи, достигает успех после многих рождений и после этого (вследствие этого) идет к высшей цели.». КОММЕНТAРИЙ: Родившись в семье богатых и знатных людей, праведников или возвышенных преданных, падший йог осознаСт, что у него есть все возможности для занятий йогой. БОГ: Никогда Бог не дает йогу легкий путь к преданному служению. Никогда не обставляет его материальными благами, ибо они всегда губительны для духовного пути и развития любого человека. Родиться в семье богатых и знатных людей Бог дает преимущественно тем людям, которых надо поднимать по преимущественно материальным ступеням развития, или дает тем, кто в прошлой жизни нищенствовал, или многие годы был болезнью прикован к постели, или тем, кто был очень добродетельным человеком, но при этом рассчитывал на плоды своей добродетели. Есть и многие другие причины, но никак сюда не может входить духовное развитие человека, ибо, чтобы заниматься преданным служением, необходимы качества. Но качества должны быть преимущественно аскетического направления. Человек должен быть неприхотлив, неизбалован, не притязать, быть милосердным, терпеливым, смиренным, трудолюбивым, ответственным, снисходящим, понимающим… Богатая, успешная, внешне благоприятная обстановка не только не помогает, но и губительна для качеств человека. Человек, по сути, немощен душой, не может точно знать, что правильно и что нет, как надо правильно мыслить, от чего отказываться и что принимать, что ему во благо и что нет. Любое благо он будет автоматически или стараться преумножать или через него наслаждать все чувства, или будет ублажать родных, или будет вести образ жизни далекий от аскетизма и везде будет брать мысли себе в защиту и в защиту своего духовного подвижничества, которое по любому будет обречено, ибо материальные блага заставляют вовлекаться в те игры и роли, которые далеки от преданного служения, которые те качества положительные, духовного направления, которые еще теплились, будут изничтожать на корню, таким образом труд Бога над душой в прошлых рождениях заглушая, что непозволительно, Бог не даст. Тогда он с решимостью берется за свой незавершенный труд и постепенно очищается от всей материальной скверны. БОГ: Так Бог не работает с человеком в материальном мире. Бог такому человеку не даст решимость в практике йоги, не даст желаний воспользоваться этими благами для духовного развития. В лучшем случае Бог может эти блага отобрать и поставить человека принудительно в ту ситуацию, когда он сможет едва поддерживать свое тело, или же вопрос может быть решен через самого человека, который добровольно, ибо его так поведет Бог, откажется от материальных благ и от опекающей его в этом плане родни. Но Бог не особо такими вещами усложняет путь будущего йога к практике йоги, а скорее всего сразу дает ему то существование, которое минимизирует все лишнее и направляет, согласно карме человека, его на духовный путь, что опять же делается не рывком, не прорывом, а более мягко, постепенно, естественно, через его усилия и труд, ибо этот человек понятия не имеет, какова его карма и что ему из прошлого причитается, и не знает, откуда у него духовные устремления, откуда у него к практике йоги устойчивый интерес, откуда у него и качества, в этом направлении, откуда он религиозен и восприимчив к Святым Писаниям и может ими наслаждаться, более ничего для себя не желая, но увлекаясь и привлекаясь Словом Бога, и находя в этом великое для себя утешение и радость, как и желание духовно практиковаться и следовать Воле Бога. Полностью очистившись, он наконец достигает высшего совершенства - обретает сознание БОГ: Никто и никогда ПОЛНОСТЬЮ в материальном мире от качеств низшего порядка не очищается. Тем более тот, кто живет в достатке и хочет свои материальные блага употребить для своего духовного развития. Кришны. Сознание Кришны - высшая ступень процесса очищения. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (7.28): йешам тв анта-гатам папам джананам пунйа-карманам те двандва-моха-нирмукта бхаджанте мам дридха-вратах «После великого множества жизней, посвященных благочестивой деятельности, человек полностью очищается от материальной скверны и выходит из-под власти иллюзорной двойственности. Тогда он с решимостью посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу». БОГ: Никогда много жизней человека Бог не употребляет только на благочестивую деятельность. В каждой жизни есть место, Бог отводит, для человека, чтобы проявлять милосердие, добродетель, жертвовать другим, заниматься любой благочестивой деятельностью. Но непременно Бог каждого направляет и на развитие других качеств высокого порядка, и иногда это направление для человека бывает доминирующим, или более необходимым для его развития, нежели пожертвования другим людям. Поэтому утверждать, что много жизней подряд человек занимался благочестивой деятельностью, невозможно. Иногда, чтобы развить в человеке положительные качества, пригодные впоследствии для преданного служения, необходимо, чтобы он проиграл и греховные роли, далеко не добродетельные, и только через путь страданий и преодолений, через последствия греховной деятельности Бог в человеке развивает качества, как и закрепляет, более высокого порядка. И так в судьбах людей бывает достаточно часто. Ибо качества, угодные Богу, надо растить через средства и условия материального существования, и это происходит постоянно, и до преданного служения и в преданном служении. Поэтому невозможно о любом преданном, как бы он себя не проявлял, считать, что многие жизни подряд он был образцом смирения, терпения, благочестия, доброты, милосердия и пр. ТЕКСТ 46 тапасвибхйо 'дхико йоги джнанибхйо 'пи мато 'дхиках кармибхйаш чадхико йоги тасмад йоги бхаварджуна тапасвибхйах - чем аскеты; адхиках - более великий; йоги - йог; джнанибхйах - чем мудрецы; апи - также; матах - считающийся; адхиках - более великий; кармибхйах - чем те, кто занимаются кармической деятельностью; ча - также; адхиках - более великий; йоги - йог; тасмат - поэтому; йоги - йогом; бхава - стань; арджуна - о Aрджуна. Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Aрджуна, невзирая ни на что, стань йогом. БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «46. Йог выше, чем аскет, также считается выше того, кто обладает знаниями, йог выше того, кто занят кармической деятельностью. Поэтому стань йогом, о, Аржуна.». КОММЕНТAРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Aбсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода духовного самопознания. Когда в основе этого процесса лежит кармическая деятельность, его называют карма-йогой, когда он базируется на философских изысканиях, его называют гьяна-йогой, а когда его основу составляет преданное служение Верховному Господу, его именуют бхакти-йогой. БОГ: НЕВЕРНО. В основе карма-йоги не лежит кармическая деятельность. Кармическая деятельность лежит в основе материального развития материальных людей, привязанных к плодам любой своей деятельности. Даже будучи запрещенной, порождающей привязанность к работе и ее плодам, а также последствия кармической деятельности, такая работа имеет своей целью от Бога не только поддержание жизни материального человека, но и через нее Бог в человеке развивает качества, которые в свое время употребит в преданном служении. Также кармическая работа ни есть преданное служение ни для кого. Это просто путь материального развития как одного человека, так и всего человеческого общества. В основу карма-йоги ложится не кармическая деятельность, а духовная, та деятельность, которая одухотворяет работу, прежде кармическую, возводя ее на ступень преданного служения через посвящение своего труда Богу Кришне, как и отказа от плодов любой своей работы или деятельности. Карма-йога есть преданное служение, которое только одной работой не ограничивается, но и требует изучение Святых Писаний, поклонение Богу Кришне, развитие качеств, угодных Богу, требует добродетельные качества, смирение, терпение, независтливость, контроль ума, желаний и чувств. Это целый комплекс духовных практик и стараний, в центре которого карма-йога. Далее, гйана-йога не есть философские изыскания. Это тоже связующий процесс с Богом Кришной, в основе которого лежит преимущественно изучение СВЯТЫХ ПИСАНИЙ. Это тоже есть преданное служение, куда также могут входить и другие духовные практики и старания, такие, как контроль ума, желаний, чувств, поклонение Богу Кришне, развитие качеств духовного порядка, аскетизм, добродетель, простой образ жизни. Все это непременно по мере изучения Святых Писаний Бог требует выполнять так идущему преданному, ибо, иначе, он не найдет в себе мир и удовлетворение. Любое прочтение Святых Писаний непременно должно переходить в духовные практики и постоянное поклонение Богу Кришне. Также, что касается бхакти-йоги, то здесь все должно присутствовать, и посвящение любой своей деятельности Богу Кришне, и изучение Святых Писаний, и поклонение Богу Кришне, и контроль ума, желаний и чувств, и простой образ жизни, и аскетизм, и элементы отрешенности, и проповедование, и развитие духовных качеств и молитвы, и пожертвование, и благотворительность. Все эти направления есть то, что должно иметь место для преданных в современном материальном мире. Все есть путь к Богу Кришне, через все Бог и развивает качества, угодные Богу, которые и будут определяющими при решении вопроса о выходе на духовный план для каждого преданного. Бхакти-йога, или метод сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, - это самый совершенный из всех видов йоги. В данном стихе Господь утвердил превосходство мистической йоги, но не сказал, что она лучше бхакти-йоги. БОГ: Йога – это и есть бхакти-йога, и есть гйана-йога, и есть карма –йога. В приведенном стихе речи нет о мистической йоге вообще. Йога обозначает связующий процесс с Богом. Мистический настрой ума не есть связующий процесс с Богом, но есть очень удаленный перешеек на пути к Богу, который многие не могут миновать, и очень условно, отдаленно можно сказать, что мистика есть направляющий к именно Богу процесс, ибо в основе его лежат низкие качества, неугодные Богу, такие, как тщеславие, желание власти, денег, богатства, благополучия, поклонения. Это очень обходной путь к Богу, хотя и направлен на опробование потустороннего. Не более и не менее того. И карма-йога и гйана-йога, и бхакти-йога – есть йоги, связующий процесс с Богом. Йог это тот, кто занят преданным служением Богу. Если человек просто изучает Святое Писание, время от времени садится дома и просматривает, продумывает, сомневается или нет, что-то записывает, с чем-то согласен или нет – то такой человек не йог. Чтобы стать ему йогом – надо начинать поклоняться Богу, надо начинать сотрудничать с Богом по развитию своих качеств в духовном направлении, надо начинать отказываться от объектов, наслаждающих чувства, начинать вести простой образ жизни, быть добродетельным и пр. Пока он только изучает Святое Писание – он не находится в связующем процессе с Богом, его путь не есть йога, но более низкая ступень. Или так идущий человек находится на подступах к преданному служению, или занимается его маленькой толикой. Но точно о каждом Знает только Бог. Точно также аскет. Даже если человек посвящает свой аскетический образ жизни Богу, он еще не преданный. Необходимы и другие неотъемлемые составляющие преданного служения и непременно поклонение Богу Кришне постоянное. И также, несомненно, в плане духовного развития, в плане развития качеств тот, кто находится в связующем процессе с Богом, йог, какой бы преимущественной йогой из выше указанных он ни занимался, непременно будет превосходить в духовном плане материальных людей. Об этом стих. Бхакти-йога дает человеку полное духовное знание, поэтому она является непревзойденной. БОГ: Это в не меньшей степени относится и к карма-йоге и к гйана-йоге в современном мире. Если человек совершает аскезу, не обладая знанием о своей духовной природе, эта аскеза несовершенна, равно как и философские изыскания, которые не основаны на преданности Верховному Господу. БОГ: Если речь идет о материальной деятельности людей, о пути, преследующем материальные цели, или речь идет о людях, имеющих очень туманные представления о духовном направлении, то такие старания дает Бог материальным людям, как первые ласточки будущего осознанного пути к Богу. Никакие практики, даже материального порядка, никакие воздержания или философствования Бог просто так не дает людям. Они еще не могут иметь отношение к йоге никакого, но через свои усилия в плане философских размышлений или аскетического образа жизни человек как бы показывает Богу, что ищет пути совершенствования. И это будет непременно продолжено Богом, ибо в человеке уже просыпается его природа, и это начинание дает Бог, Знающий к какому пути уже пора готовить идущего и что пора ему начинать постепенно вручать, но а пока это те практики, которые рождены ступенью человека, его качествами и которые непременно будут иметь духовное в свое время продолжение. Точно так же тот, кто занимается кармической деятельностью, не обладая сознанием Кришны, лишь напрасно теряет время. БОГ: Никто в материальном мире времени зря не теряет. Все работает на развитие качеств материального человека, и именно они в свое время Волею Бога приведут каждого на путь преданного служения. Поэтому самым лучшим из всех перечисленных здесь видов йоги является бхакти-йога. Более подробно об этом будет рассказано в следующем стихе. ТЕКСТ 47 йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах йогинам - йогов; апи - также; сарвешам - всех; мат-гатена - пребыванием во Мне, постоянными мыслями обо Мне; антах-атмана - в глубине своего сердца; шраддха-ван - обладающий непоколебимой верой; бхаджате - занимается трансцендентным любовным служением; йах - который; мам - Мне (Верховному Господу); сах - он; ме - у Меня; йукта-тамах - величайший йог; матах - считающийся. A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение. БОГ: «Неточный перево. Правильный перевод: «47.Также из всех йогов тот йог, кто постиг Меня в себе, кто с верой служит Мне, такой йог считается Мной великим йогом.». КОММЕНТAРИЙ: Особого внимания в этом стихе заслуживает слово бхаджате. Оно образовано от глагольного корня бхадж, который несет в себе идею служения. Слово «поклоняться» не полностью совпадает по смыслу со словом бхадж. Поклоняться - значит чтить кого-то, оказывать ему почести. БОГ: Нет необходимости в слове «бхаджате» выискивать особый смысл. У Бога все смыслы на поверхности. Но те, кто пытается из слово больше извлечь, чем оно обозначает, занимается спекуляцией ума. Не надо искать в словах особые смыслы или значения, ибо это может завести туда, где кроется только ошибка, что может повлечь за собой искажение многих простых смыслов. Но слова, выражающие идею служения с любовью и верой, используются исключительно в связи с Верховной Личностью Бога. Тот, кто отказывается выражать почтение какому-нибудь полубогу или уважаемому человеку, рискует прослыть невежей, но тот, кто отказался служить Верховному Господу, обрекает себя на жалкое существование. БОГ: Все стихи в Святом Писании и прямо и косвенно направлены на постижение и прославление Личности Бога. Исключены другие понимания априори. Ни о каких полубогах речи не должно быть никаким образом, ибо эти живые существа есть вымысел, они не существуют и лишний раз упоминать их в комментариях не следует. Также, если Бог отказывает кому-либо служить Себе, значит, ему еще рано, качества не позволяют. Но в таком случае в современном мире есть другие конфессии, где человек может поклоняться Богу согласно его ступени материального и духовного развития и таким образом Бог также поддерживает его религиозность и развивает те качества, которые в свое время и приведут на путь преданного служения именно Богу Кришне. Каждое живое существо - неотъемлемая частица Господа и по природе своей предназначено для того, чтобы служить Ему. Отказываясь делать это, оно падает в низшие сферы бытия. БОГ: Ни одно живое существо само не решает и не может решить вопрос о своем преданному служении, ибо только Бог Знает, кому пора, а кому не пора быть вовлеченным в преданное служение. И если человек отказывается, то отказывается Бог в нем, ибо качества человека, его мыслительный процесс, его материальное положение и окружение не подходят для преданного служения. Ему еще предстоит вращаться в колесе сансары и Волею Бога достичь таким образом те качества, которые позволят ему Волею Бога перейти на путь преданного служения Богу Кришне. Это подтверждается в «Бхагаватам» (11.5.3): йа эшам пурушам сакшад атма-прабхавам ишварам на бхаджантй аваджананти стханад бхраштах патантй адхах «Тот, кто не желает служить предвечному Господу, источнику всех существ, и не исполняет своего долга перед Ним, неизбежно лишится своего естественного положения и окажется в сетях адской жизни». БОГ: Если человек не желает служить Богу Кришне, то на это есть Воля Бога. Бог не дает ему желание и дает ему те слова, которые, которые подтверждают это. Человек Волю Бога в себе слышит через свой ум, разум, желания, чувства и никогда не может ошибиться насчет себя в этом вопросе. Пока его долг перед Богом тот, который соответствует его качествам, пониманию, ступени мыслительного процесса, склонностям, образованию, требованию окружающего материального мира. У материальных людей есть свой долг перед Богом, но проявлен и претворяется через его качества, работу, материальные игры и роли, долги, через также карму человека и Волю и План Бога на человека. Об этом преданным печься не следует. Пусть думают о себе и своем преданном служении. Что касается адской жизни, то не следует запугивать или угрожать материальным людям. Все одинаково находятся под Богом, и всех Бог меряет одной меркой. Все идут через путь страданий и преодолений, идут и через труд и через удовлетворение чувств, идут, ведомые Богом, всех Бог Хранит, всем Бог помогает, Все под защитой Всевышнего, и никто не будет более наказан, нежели того у Бога заслужил. В данном стихе из «Шримад-Бхагаватам» тоже употреблено слово бхаджанти. Это подтверждает, что бхаджанти указывает на служение Верховному Господу, тогда как слово «поклонение» может также употребляться по отношению к полубогам и обыкновенным существам. БОГ: Не следует акцентировать внимание на этом слове «бхаджанте». Нет в этом особой необходимости; достаточно в переводе использовать слово «служение». И более на этом вопросе не останавливаться. В этом стихе есть еще одно слово - аваджананти, - которое также встречается в «Бхагавад-гите» (9.11). Aваджананти мам мудхах: «Только глупцы и негодяи пытаются принизить Верховную Личность Бога, Господа Кришну». Такие глупцы берутся писать комментарии к «Бхагавад-гите», хотя сами не желают служить Господу. В результате они не могут понять разницу между словами бхаджанти и «поклонение». БОГ: Здесь «аваджананти» обозначает «не признают». Речь о непризнании Верховной Божественной Личности, когда Она принимает человеческую форму. В стихе 47 это слово не встречается. Однако, слово «принизить» В отношении Верховной Личности Бога категорически нельзя употреблять в комментариях, избегать таких переводов, нельзя выбирать из всех значение слова на санскрите самое непригодное для перевода и толкования текста. Речь в стихе 9.11 идет о непризнании Верховной Личности теми, кому Бог, по сути, и не дал себя признать, ибо это зависит от качеств людей, от ступени их материального и духовного развития на тот период, зависит также от Воли и Плана Бога. Да, в План Бога входит такое, чтобы не все люди признали за телом человека Воплощение Бога или Самого Бога. Таковы игры и роли были на тот период в материальном мире в связи с воплощением, приходом Бога через Свое воплощение в материальный мир. Такие люди присутствуют всегда, ибо не все обладают подходящими качествами, чтобы распознать Бога, да и для этого необходим контакт на тот период Бога с другими. А такой План у Бога на всех быть не может. Только ограниченное число людей, более-менее подходящие по качествам, могут получить от Бога внутреннее понимание, что перед Ними воплощение Бога, неотличное от Личности Бога. Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги - не более чем средства достижения бхакти. БОГ: В современном мире Бог объявляет и бхакти-йогу и гйана-йогу и карма-йогу равноценными связующими с Богом процессами. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги - это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. БОГ: Все йоги имеют свои ступени развития, все имеют одинаковые формы духовных практик, везде присутствует изучение Святых Писаний, везде присутствует посвящение своей работы и ее плодов Богу, везде присутствует путь отрешения от внешних материальных объектов, также контроль ума, желаний и чувств, все йоги непременно работают на развитие духовных качеств и из всех этих йог существует выход на духовный план. Речь идет о карма-йоге, гйана-йоге и бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. БОГ: Нет. Каждая йога имеет свои ступени духовного развития, все они работают над качествами человека в полной мере, все они есть Воля Бога и План Бога на развитие качеств духовного порядка в людях, кому уже пора через свою йогу подниматься до уровня выхода на духовный план. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. БОГ: В полноценную карма-йогу входит изучение Святых Писаний однозначно. В гйана-йогу входит путь практики полученных духовных знаний, где практика есть путь отрешения от плодов кармической деятельности, т.е. речь идет о практиковании карма-йоги. Иначе ни одна и ни другая йога не будут фактически считаться полноценным связующим процессом с Богом. A когда к гьяна-йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанга-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. БОГ: В современном мире все не так. Современный человек вовлекается просто Богом в изучение Святых Писаний. Бог вовлечет многих, на первых порах ничего более от человека не требуя. Просто сиди и читай и наслаждайся и разбирайся. Далее, Бог даст такому подходящему для преданного служения человеку последовать некоторым указаниям и рекомендациям в Бхагавад-Гите, далее, вовлечет в поклонение Богу Кришне, далее приведет и к преданным, далее и подскажет о возможности у себя на работе просто предлагать на уровне мысли плоды труда Богу… Ни в какие практики дыхательного порядка, в излишнюю медитацию Бог не будет вовлекать никого в современном мире, ибо надо беречь время и силы человека, ибо и не просто в современном мире все успеть. Ни о какой антанга-йоге речи быть не может. Человек дома, сидя на диване, может начинать шаги к преданному служению и так с Богом разовьет его до полноценного, ибо всем и каждым Управляет Бог, Бог Знает возможности каждого, качества каждого, на каждого есть у Бога План. Все лишнее будет убрано. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. БОГ: От преданного в современном мире ничего не требуется особого, никаких себе лишних указаний или установок он делать не должен. Вся его практика в том, чтобы изучать Новые Святые Писания, свой труд предлагать Богу Кришне, не претендовать на плоды своего труда, видеть за всем стоящего Бога, видеть все в Боге, контролировать свои желания, чувства, мыслительный процесс, предаваться Богу, когда Бог даст такую ситуацию и напомнит мыслью, что в ней лучше положиться на Бога, также слушать в себе Голос Бога, понимать в себе Мнение Бога и все другое… Все это содержится в Новых Святых Писаниях. Их брать за основу. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. БОГ: Вечное счастье не существует. Есть труд, есть преданное служение, есть поклонение Богу, есть развитие качеств, есть пути преодолений… Все это есть и в материальном мире и на духовном плане. Этот путь может дать преданному мир в себе, иногда благость, удовлетворение, духовную радость иногда, но вот счастье… это непонятно что и в материальном мире и на духовном плане. По сути, это мизер, это ничто, это не то, на что можно смотреть и себе этим помогать в преданном служении. A тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавливаются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. БОГ: Нет, не так. Бог может остановить человека на любом этапе преданного служения в любом связующем процессе. Бог Знает, почему останавливает и Знает, что последует для человека дальше. Если путь к Богу Кришне начат, то не следует сомневаться. Бог выведет человека на духовный план. Если Бог дал нежелание человеку продолжать преданное служение на каком-то этапе этого пути, то это может быть связано с тем, что ему надо добрать в материальном мире подходящие качества или ему более благоприятно будет продолжить этот путь в другой жизни. Никто не застрахован. Но и никому не следует паниковать на свой счет или осуждать других. Надо всегда сохранять спокойствие и полностью в этом вопросе себя вверять Богу. Как бы ни выглядел духовный путь человека, он непременно будет увенчан выходом на духовный план. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги. БОГ: Нет. Ничего о таком человеке лучше не предполагать, и этот вопрос не следует никак просматривать с высоты своих человеческих пониманий. Неисповедимы пути Бога. Бог может привести к преданному служению человека с самых разных ступеней и не по одному кругу. Лучше не пытаться за этот путь себя восхвалять. Лучше не искать великие причины в прошлой жизни, лучше заниматься своим преданным служением со спокойным умом, не привязываясь к труду Бога. Это тайные вещи, не могут быть правильно поняты человеком, ибо, как бы он ни старался в преданном служении, он всегда смотрит по сторонам, всегда привязан мыслью к другим, дорожит мнением других, желает на фоне других преуспеть… всегда занят сравнением преданных между собой, не искренен, восхваляя духовные старания других… тут не следует отнекиваться. Это так есть. Бог видит. И эти комментарии лучшего из преданных столь греховны, что что же можно сказать о тех, кто эти комментарии читает и следует их указаниям, по сути, указаниям человека в гунне невежества. Иными словами, сознание Кришны - это высшая ступень йоги. Так, Гималаи - это самые высокие горы в мире, а среди них высочайшая вершина - Эверест. БОГ: И карма-йога и гйана-йога и бхакти-йога есть путь в Богу Кришне. Все эти путь равноценны. Только тот, кому очень посчастливится, может встать на путь бхакти-йоги и, следуя указаниям ведических писаний, утвердиться в сознании Кришны. БОГ: Невозможно сказать, что путь бхакти-йоги – более удачный, более угоден Богу, более быстрый или более счастливый или более результативный… И если Бог дает человеку этот путь, то речи не может быть об удаче или случайности, как и о счастье. Все это этапы материального и духовного развития, все это то, через что надо пройти каждому в свое время, все это есть труд, все это есть творение Бога, есть Воля Бога, и никто этот путь не сможет миновать. Это в равной степени относится и в карма-йоге и к гйана-йоге. Но в современном мире самой масштабной, самой приемлемой для всех будет путь карма-йоги. Совершенные йоги сосредоточивают ум на Кришне, Шьямасундаре, чье прекрасное тело цветом напоминает грозовое облако, а лотосоподобный лик сияет, словно солнце. БОГ: В современном мире не позволительно сосредотачивать свой ум, медитировать на Бога Кришну ни в каких образах, ни при каких украшениях, ни с какими атрибутами и символами, но можно думать о Боге Кришне, держать Его в своем уме, как Высший Дух без плоти. Не позволительно пытаться изображать Бога, ибо нет у Бога для человека такой формы. Но так мыслят, так сосредотачиваются, так представляют Бога только староверы Бога Кришны. Но они должны понимать, что старые святые писания, поклонение парампаре, поклонение Богу через некие формы Бога есть то, что запрещено Богом в современном мире, их течения будут отныне называться сектами, которые занимаются идолопоклонством; они не будут поддерживаться Богом материально, их духовные стараний не будут засчитываться Богом, и никогда с этой ступени староверов ни один не выйдет на духовный план. Такова Воля Бога. Одежды Господа усыпаны драгоценными камнями, а грудь украшена гирляндой из цветов. Ослепительное сияние, исходящее от Его тела и называемое брахмаджьоти, освещает все стороны света. БОГ: От Бога исходит сияние. Но это не брахмаджйоти. У Бога нет безличного аспекта. Он приходит в этот мир в разных образах, таких, как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике человека, Он становится сыном матери Яшоды и носит имена Кришна, Говинда и Васудева. Он - идеальный сын, муж, друг и господин, и Он исполнен всех совершенств и божественных качеств. Того, кто полностью сознает эти свойства Господа, считают лучшим из йогов. БОГ: Бог Кришна на самом деле никогда не покидает ни материальный мир, ни духовный. Когда есть Божественная необходимость, Бог является в материальный мир через Свое уполномоченное воплощение. Никогда Бог не был в материальном мире через такие воплощения, как Рама, Нрсимха, Вараха. Но воплощение Бога Кришны было. Сам Бог никогда не становится ничьим сыном. Но воплощение Бога Кришны может быть сыном, дочерью, другом, супругом… Достичь этой высшей ступени совершенства можно, только идя путем бхакти-йоги. Ведические писания подтверждают это: йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах «Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается суть ведического знания» (Шветашватара-упанишад, 6.23). БОГ: суть Святых Писаний открывается преданному только вследствие большого старания в преданном служении и в зависимости от продолжительности преданного служения. Духовный учитель здесь вообще не рассматривается, а вера в Бога есть начальная стадия преданного служения. Это то, что далее неотъемлемо от преданного, подтверждается Святыми Писаниями, не допускает и малейшего сомнения, ни есть некий духовный труд, есть данность, на основании чего Бог поддерживает человека в преданном служении. Не нужно быть великой душой, чтобы верить в Бога. Эту веру Бог у преданного никогда не забирает, никогда не вносит в нее сомнение, никогда на основании ее присутствия не измеряет ступень преданного служения. Есть несколько другое понимание, следующее за верой. Это – вхождение в Бога или этап постижения Бога. Но он не имеет конца. А о вере можно говорить в других религиозных конфессиях, которые Богом и направляются на веру и закрепление в человеке веры Божественными средствами. Это все предварительные этапы религиозного пути, предшествующие преданному служению Богу Кришне. Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манах-калпанам, этад эва наишкармйам. «Бхакти - это преданное служение Господу, свободное от стремления получить выгоду в этой жизни или в следующей. БОГ: Так можно сказать. Но все же надо говорить о Боге Кришне, а не о Господе. Господом позволительно называть только Сына Божьего, Иисуса. Избавившись от этого стремления, человек должен сосредоточить ум на Всевышнем. В этом смысл слова наишкармйаБуквально «бездеятельность» или «свобода от последствий деятельности» (Прим. редактора.) (Гопала-тапани-упанишад, 1.15). БОГ: так можно сказать. Вот некоторые из принципов бхакти-йоги, позволяющие обрести сознание Кришны, которое является высшей ступенью совершенства йоги. Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к Шестой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Дхьяна-йога».