41.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
41.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 41-44.
ТЕКСТ 41
прапйа пунйа-критам локан
ушитва шашватих самах
шучинам шриматам гехе
йога-бхрашто 'бхиджайате
прапйа - достигнув; пунйа-критам - населенных теми, кто совершал благочестивые поступки; локан - планет; ушитва - прожив; шашватих - множество; самах - лет; шучинам - праведников; шри-матам - богатых; гехе - в доме; йога-бхраштах - тот, кто сошел с духовного пути; абхиджайате - рождается.
Йог, не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: 41.После достижения планет праведников и проведения там многих лет в благочестивом и процветающем доме, йог, сбившийся с пути реализации, рождается снова (на Земле).».
КОММЕНТAРИЙ: Есть два типа неудачливых йогов: те, кто оставил занятия йогой, едва начав их, и те, кто сошел с этого пути, пройдя значительную его часть. Первые отправляются на планеты, куда обычно попадают благочестивые существа. Прожив там очень долгую жизнь, они вновь возвращаются на землю и рождаются в семьях благочестивых брахманов-вайшнавов или богатых и знатных представителей торгового сословия.
БОГ: Бог не делит неудачливых йогов на типы в приведенном стихе. Речь идет просто о йогах, которые, занимаясь практикой йоги, отклонились с этого пути. Здесь абсолютно не важно, как долго они занимались йогой. Это Знает Бог о каждом. И к каждому будут применены те последствия их связующего процесса с Богом, которые йог заслужил. Но надо понять, что к любой йоге приходит человек не сам. Его приводит Бог согласно его качествам, его ступени материального и духовного развития и согласно его карме. А карма смотрит прежде всего на аскетизм в прошлых и в этом рождениях, на образ жизни, на мыслительный преимущественно процесс, и более всего на благочестивые деяния человека. Любой йог непременно должен иметь перед Богом заслуги. Стих о том, что такой йог, даже оказавшийся неспособным без отклонений служить Богу, непременно будет вознагражден. Эту награду Бог описывает в стихе как то, что Бог дает неудачливому йогу за его плоды благочестивой деятельности в прошлых или в этом рождении, которые, по сути, и привели его в йогу. Т.е. Бог дает такому незадачливому йогу рождение на некоей планете праведников в благочестивой семье, возможно и обеспеченной. Суть в том, что йог, претендующий в себе на материальные блага, должен их как бы исчерпать, пресытив себя ими в тех условиях, которые человеку даст в новом рождении Бог. И далее дается рождение на Земле, той планете, которая наиболее подходит для подготовки людей для выхода на духовный план. И тогда, когда карма человека уже не будет ему должна, он может пойти, как все, и Волею Бога через свой путь страданий и преодолений достигнет те качества, которые уже помогут такому человеку служить Богу без отклонений.
Истинная цель занятий йогой, как сказано в последнем стихе этой главы, заключается в том, чтобы достичь высшей ступени сознания Кришны. Но тем, кто не сумел достичь этой цели, став жертвой материальных соблазнов, по милости Господа дается возможность полностью осуществить свои материальные желания. Затем они появляются на свет в благочестивых, знатных семьях и получают все возможности для того, чтобы полностью развить в себе сознание Кришны.
БОГ: Здесь ошибка. Так Бог не работает. Все блага, все вознаграждения за свою благочестивую деятельность йог получает на некоей планете праведников. Там он исчерпывает, пресыщается материальными благами и через свою там семью, и через просто пребывание на этой планете, через ее условия и возможности, которые она Волею Бога дает человеку. Но эта планета материальная. На ней есть и рождение и смерть. В этой связи неудачливый некогда йог, все исчерпав, что ему причиталось за его благодеяния, умирает и получает рождение опять же на Земле, но уже так сказать без льгот. Ему карма ничего больше не должна, но очистила его от притязаний, дала ему понимание, что теперь у него будет все как у всех, через труд, через путь преодолений и все в колесе сансары. Справедливость восторжествовала, доги отданы. И теперь надо развивать качества те, которые больше не подведут. Поэтому на Земле Бог ему уже не обещает никаких благ материальных, никакого рождения в богатой семье, ибо это достаточно ошибочное и распространенное среди преданных мнение, что богатая семья непременно может способствовать преданному служению, создавая якобы все условия для человека. Нет. Богатая семья есть, прежде всего, материалистичная, привязанная к материальным благам семья. Она может только навредить человеку. Бог такие вещи не делает. Чтобы сохранить качества и преумножить от первых попыток йоги, непременно нужно, чтобы семья была невысокого достатка. Но каждому будущему преданному у Бога есть свой индивидуальный путь, с учетом всех особенностей его предыдущих рождений, такой путь, который разовьет аскетизм, добродетель, даст религиозность, терпение, умение не претендовать, умение воздерживаться, устремление к духовному развитию, что иногда происходит и материальными средствами, когда кто-то в семье занят поиском смысла жизни, аскетичен, добродетелен или сильно религиозен или много читает оккультной литературы или увлекается мировой религией. Или в семье просто ведут очень бедный образ жизни, претерпевают, просят Бога помочь, всегда в поисках работы, всегда в проблемах или болезнях… Неисповедимы пути Бога. Каждому будущему преданному уготован свой путь, и никогда он не должен быть легким до преданного служения, ибо преданное служение требует от человека здравомыслия, опыт, понимание, невысокое эго, трудолюбие, порою и смирение…
ТЕКСТ 42
атха ва йогинам эва
куле бхавати дхиматам
этад дхи дурлабхатарам
локе джанма йад идришам
атха ва - или; йогинам - йогов (постигших духовную науку); эва - даже; куле - в семье; бхавати - рождается; дхи-матам - тех, кто наделен великой мудростью; этат - это; хи - безусловно; дурлабха-тарам - редчайшее; локе - в (этом) мире; джанма - рождение; йат - которое; идришам - такое.
Или [если йог сошел с духовного пути, пройдя боџльшую его часть] он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «42. Или же он непременно рождается в семье йога, тех, кто одарен великой мудростью, но такое рождение, как это, с большим трудом достигается в этом мире.».
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе говорится, что появиться на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку, - великая удача, поскольку в такой семье человека с самого начала жизни приобщают к духовной практике.
БОГ: Так можно сказать. Но все же речь не идет о людях «глубоко постигших духовную науку», ибо у Бога нет таких людей, Бог так никогда не характеризует даже очень старательных преданных, постоянно изучающих Святое Писание и старающихся следовать Слову Бога в нем. Все преданные, почти без исключения, имеют ошибки в трактовке Святых Писаний, далеко не все могут вообще запоминать суть Святого Писания, не могут связно и доходчиво передать изложение той или иной главы, связывать между собой отдельные стихи, улавливать причины и следствия в изложении Писаний, очень много допускают ошибок в проповедях, иногда столь серьезные, что наносят вред начинающим преданным, изначально направляя их по ложному или греховному пониманию и мыслительному процессу. Поэтому речь может идти о преданных Бога, как таковых. Рождение в их семьях есть удача, но и этот вопрос решает Бог, учитывая все особенности качеств бывшего йога, все, что будет ему во благо, что он заслужил у Бога. Но, кроме преданных, можно родиться у просто религиозных людей, знающих и поклоняющихся Богу постоянно. Но в таком случае это могут быть друзья или доброжелатели преданных или прихожане или служители любой конфессии. И рождение в такой семье может сразу или в этой жизни не направить к преданному служению Богу Кришне, но через рождение или несколько рождений. Все вопросы в этом плане решает только Бог. И, на самом деле, дать рождение человеку в семье высоко духовных людей, далеко не всегда обозначает, что это будет полезно для того или иного йога. Ибо Бог Знает, как, какими путями напомнить бывшему йогу о его склонностях, о его духовном рвении в прошлом рождении, и иногда это лучше сделать в чисто материальной средней семье. Поэтому лучше всего особо за себя, за свой путь, за свои успехи и неуспехи в преданном служении не переживать, ибо это и не даст ничего. Надо просто в этом вопросе каждому и преданному и нет, и начинающему йогу, и сбившемуся в пути преданного служения полностью положиться на Бога. А со своей стороны просто стараться, просто просить Бога помочь, просто уповать на Бога. Другого пути нет ни у кого и не будет. Ибо все вопросы такого уровня и любого другого решает только Бог.
Это в особенности относится к семьям ачарьев и госвами. Члены таких семей бережно хранят традиции и дают детям надлежащее воспитание. Они сведущи в духовной науке, преданы Господу и потому становятся духовными учителями.
БОГ: Так можно сказать.
В Индии живет много семей ачарьев, однако в настоящее время почти все они выродились из-за недостатка духовного образования и воспитания. Но все же по милости Господа еще сохранились семьи, которые из поколения в поколение воспитывают преданных Господа. Родиться в такой семье, несомненно, большая удача.
БОГ: Так можно сказать. Это имеет место быть. Выродились ачарьи, ибо проку в них нет. Одно невежество и великое самомнение, ожидание почета и мзды. Есть в Индии семьи, воспитывающие преданных. Но в этих семьях присутствует грех, присутствует невежество, присутствует искажение Слова Бога. Всех надо переучивать. И Бог этим занимается.
К счастью, мой духовный учитель, Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, а также ваш покорный слуга по милости Господа получили возможность родиться в таких семьях, где с первых дней жизни нас учили с любовью и преданностью служить Господу. Позднее мы встретились по воле Всевышнего.
БОГ: Этого покорного слугу плохо научил его духовный учитель, ибо исполненные им комментарии к «Бхагавад-Гите как она есть» достаточно неудачны и греховны. За что Бог этого автора комментариев будет долго учить. Пусть не сомневается.
ТЕКСТ 43
татра там буддхи-самйогам
лабхате паурва-дехикам
йатате ча тато бхуйах
самсиддхау куру-нандана
татра - там; там - то; буддхи-самйогам - пробуждение сознания; лабхате - обретает; паурва-дехикам - того, которым он обладал в предыдущем теле; йатате - пытается; ча - также; татах - затем; бхуйах - вновь; самсиддхау - в достижении совершенства; куру-нандана - о потомок Куру.
Тогда, о потомок Куру, в нем просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «43.С тех пор он выигрывает в том, что возрождает сознание (разум, понимание, качества) предыдущего воплощения и снова, поэтому, устремляется к совершенству, о, Курунандана.».
КОММЕНТAРИЙ: Примером человека, в котором пробудилось божественное сознание, развитое в предыдущих жизнях, является царь Бхарата
БОГ: Надо понимать, что Божественное сознание никак не пробуждается в новом рождении человека. Бог его напоминает далеко не сразу, ни каким-то мгновением, и не получается, чтобы на человека понимание или осознание как снизошло или его осенило. Бог не сразу, в определенном возрасте вначале дает смутное беспокойство, неудовлетворение, дает внутреннее ожидание, предчувствие, но очень неясное и неотступное, направляющее мыслительный процесс на потустороннее, на себя, смысл своего пути, на религиозные практики и высказывания и поведение других людей… Также, Божественное сознание непременно требует Совершенных знаний, ибо они не сохраняются в уме человека после смерти, их надо оживить, войти в них, начинать изучать, почувствовать к ним тягу, почувствовать в них то, что тебе, твоим качествам, пониманию как близко, созвучно… Т.е. непременно должен в человеке прозвучать внутренний отклик на Слово Бога, человек должен в себе почувствовать тягу к Слову Бога. Просто слушать других – не подходит, это не даст результатов, не даст осознанный путь, не даст необходимую духовную практику, или человек начнет поклоняться Богу в невежестве. Бог без Знаний высокого духовного порядка никак ему не даст Божественность ума, чувств, желаний, мыслительного процесса, хорошего понимания, что ему надо от Бога, к чему вообще он стремится. Это будет религиозность, но это не будет Божественность сознания. Даже если человек в прошлой жизни был великим йогом, все понимающим, знающим Бога Кришну, то в новое рождение Бог передаст только его качества - аскетизм, добродетель, не многословие, элементы отрешенности, уклонение от многолюдных мест, от праздников, увеселений, смирение, терпение, другие качества. Но Совершенные Знания не передаст. А без них как без рук. Никакой Божественности. Все надо начинать сначала, чтобы понимать, кто ты и куда идешь. Но при этом при изучении Святых Писаний Бог дает более хорошую память, более быстрое понимание и усвоение, более точный мыслительный процесс, более правильную религиозную речь, также дает желания на духовные практики, осознание важности и строгости этого процесса, как и дает особое, более осознанное понимание Бога, Божественного присутствия в своей жизни, начинает видеть Бога и мыслить Бога значительно быстрее, нежели другие преданные, как бы понимая Бога с великим внутренним вниманием, слыша Мнение Бога в себе, отзываясь на Указания Бога в себе, находясь в осознанном страхе не угодить Богу, не выполнить то, на что Бог Указал через мыслительный процесс, отличая свой мыслительный процесс о Воли Бога о голоса Бога в себе. Но для таких проявлений тоже требуется время напоминания, время, где непременно будут и потрясения, и преодоления и страдания и все другое, как и в жизни других людей; и через все это Бог будет восстанавливать прежний опыт, религиозность, мыслительный процесс до уровня Божественности. Если же, согласно приданиям, некая персона обрела божественность неким другим путем, как озарение, то это состояние такого человек в религии все же надо считать невежественным; и это невежество, незнание Слова Бога должно его беспокоить постоянно, все же выводя на ту ступень, на которой он по своим качествам и стараниям в преданном служении и был. Но если человек ограничивается поклонением Богу и здесь усердием без преданного служения, как такового, то с этой позиции он и должен начинать и другой у него не было высоты в прежних рождениях однозначно. И потому говорить о его унаследовании Божественности из прошлого рождения нельзя. Также, часто в религиозных преданиях присутствует много преувеличений, называющих Божественными тех, кто не является божественной душой по многим параметрам. Но лишь по некоторым проявлениям ввел других в заблуждение. Царь Бхарата не был Божественной душой, не имел Божественного сознания. Он даже не был преданным Бога. О чем тут говорить?
: в третьем своем воплощении он появился на свет в семье достойного брахмана.
БОГ: О царе Бхарата много существует вымыслов. В современном мире они утратили свою значимость. Воплощения его все Знает Бог. Там не было особого пути и особых угодных Богу деяний. Но религиозный вымысел наделил его многими добродетелями, дабы было на кого смотреть и по качествам и по деяниям.
Когда-то царь Бхарата был императором мира, и с тех пор полубоги стали называть эту планету Бхарата-варшей (до этого она называлась Илаврита-варшей).
БОГ: Название планете в свое время дал Бог божественным путем. Полубогов никогда не существовало. Это вымышленные живые существа и никакие живые существа к названию планеты Земля на тот период руку не прикладывали. Все есть Воля и труд Бога. В современном мире их, этих несуществующих живых существ, упоминать не следует, ибо они утратили свою значимость и применимость в материальном мире в условиях современной цивилизации.
Еще в молодые годы царь отошел от дел и удалился в лес, чтобы обрести духовное совершенство, но не сумел достичь этой цели. Позже он родился в семье истинного брахмана и был известен под именем Джады Бхараты, потому что всегда искал уединения и ни с кем не хотел разговаривать. Позднее царь Рахугана обнаружил, что Джада Бхарата был великим йогом. На примере его жизни видно, что усилия йога никогда не пропадают даром. По милости Господа он снова получает возможность достичь совершенства в сознании Кришны.
ТЕКСТ 44
пурвабхйасена тенаива
хрийате хй авашо 'пи сах
джиджнасур апи йогасйа
шабда-брахмативартате
пурва - прежним; абхйасена - занятием; тена - тем; эва - безусловно; хрийате - привлекается; хи - несомненно; авашах - без принуждения; апи - также; сах - он; джиджнасух - который желает знать; апи - даже; йогасйа - йогу; шабда-брахма - обряды, предписанные Ведами; ативартате - превосходит.
Благодаря этому божественному сознанию в нем само собой просыпается влечение к практике йоги. Такого йога, стремящегося к духовному знанию, не привлекают ведические обряды и ритуалы.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «44.Непременно снова привлеченный этой предыдущей практикой йоги, что происходит автоматически, он снова желает знать об этой йоге и в результате превосходит ритуальные принципы шастр.».
КОММЕНТAРИЙ: Йогов, достигших высокого духовного уровня, не интересуют ведические обряды и ритуалы, но естественным образом привлекает практика йоги, которая поможет им полностью развить в себе сознание Кришны, то есть достичь высшего совершенства йоги.
БОГ: Практика йоги, сам непосредственный связующий с Богом Кришной процесс есть основа преданного служения, есть применение самое эффективное и рекомендуемое совершенных духовных знаний, есть то, что и поднимает по ступеням материального и духовного развития, есть также Воля Бога. Это не подлежит сомнению. Но преданному также нужно понимать, что путь к Богу не требует спешки, не требует пренебрежений и к другим составляющим полнообъемного преданного служения, ибо все это Бог рекомендует и все вносит свою непременную толику в развитие преданного, как и может решать окончательный вопрос о выходе преданного на духовный план. Что касается ритуалов и обрядов, то к этим вещам надо относиться достаточно осторожно в плане отказа от них. Надо понимать, что и этими актами полностью Управляет Бог. Нельзя оставлять их пока Сам Бог не отберет желание, пока Сам Бог не поставит человека и неоднократно в условия невозможности проведения обрядов и ритуалов, пока человеку не будет дано Божественное знамение, что эта часть преданного служения для него лично отменяется Богом. А такое знамение есть вещь достаточно редкая. Нельзя отказываться от обрядов и ритуалов из-за того, что ты считаешь себя достигшем того уровня преданного служения, что для тебя эти вещи уже автоматически теряют и смысл и необходимость; нельзя считать себя успешным, продвинутым, достойным идти более узким путем к Богу. Нельзя на этих вещах как-то экономить время преданного служения или это время задействовать тем, что тебе лично кажется более важным и действенным. Надо всегда понимать, что ритуал, обряд есть вещи мистического уровня. Они и есть сам реальный связующий процесс с Богом здесь и сейчас, они есть тот язык, на котором человек может говорить с Богом, в то же время не нарушая закон, который требует перед Богом молчания, не выхода на диалог, пока на это не будет Воли и Плана Бога. Человек никогда кроме молитв, не должен сам первый пытаться начать разговор с Богом. Но через обряд, через ритуал Бог принимает обращение к себе человека. Такая мистика работает и не только у религиозных людей, но и для материальных людей. Через обряды Бог слышит и отвечает. Они есть могущественное средство Бога устанавливать контакт с живым существом. Все маги материального мира этой возможностью и пользуются, и поэтому именно от Бога они получают и результат. Поэтому, отказываться в преданном служении от обрядов надо все же осторожно, чтобы себе не навредить, чтобы не отказаться от того, от чего Бог не дал разрешение отказаться. Ибо идти против Воли Бога есть величайший грех, который может на нет направить все плоды и успехи преданного служения. Также, никогда преданный никакой практикой йоги не может достичь высшего совершенства. Но тот уровень, который достаточен, чтобы подниматься по ступеням материального и духовного развития вверх.
В «Шримад-Бхагаватам» (3.33.7) объясняется, почему такие йоги пренебрегают ведическими ритуалами:
ахо бата шва-пачо 'то гарийан
йадж-джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама гринанти йе те
«О Господь, те, кто повторяет Твои святые имена, уже достигли высот духовной жизни, даже если они рождены в семьях собакоедов. Такие люди, несомненно, уже совершили всевозможные аскетические подвиги и жертвоприношения, омылись во всех священных водах и изучили все богооткровенные писания»
БОГ: Это слишком самонадеяяное понимание. Из одного другое не следует. Все поправки к преданному служению, все дополнения, все изменения, все толкования дает Бог Кришна в преданном служении через Свои уполномоченные воплощения. В современном мире не было поступлений таких Указаний от Бога. Никто не вправе, не может себя считать достигшим высокого духовного развития на основе только повторения Святых имен Бога. Джапа медитация ни есть свидетельство того, что человек в прошлых рождениях совершил всевозможные аскетические подвиги или жертвоприношения или полностью изучил Святые Писания. Для того, чтобы привести человека к преданному служению, достаточно просто достичь некоторые качества, которые позволят это сделать. А качества добываются в материальном мире через путь страданий и преодолений, через простой образ жизни, через те условия, которые Бог насильственно создает человеку, и которые в нем развивают качества, которые и выводят на путь преданного служения. Бог дает и болезни и бедность, и потери, и работу, и материальные зависимости, и неволю, и власть, и славу, и богатство… и из всего в совокупности Бог добывает в человеке качества, пригодные для преданного служения. Никто особых предварительных подвигов у Бога не совершает. Все в материальном мире делается просто, естественно, постепенно, без героизма, без подвигов духовного особого порядка, без великих аскез преимущественно… Поэтому в том, что люди совершали на пути к преданному служению великие духовные подвиги, надо сомневаться и не считать преданных достойными по своему желанию и заслугам самим решать вопрос касательно ритуалов, полагая, что и так они находятся в великом жертвоприношении, вибрируя имена Бога, и это покрывает преимущественно все другие составляющие всеобъемлющего преданного служения. Джапа медитация не дает титул, не дает ступень преданного служения, не дает также и божественность сознания, но удерживает в состоянии преданного служения и дает устойчивое понимание касательно своего духовного пути к Богу, но этот путь требует прежде всего работу и работу преданного, само преданное служение со всем, что сюда входит.
. Самым известным примером таких людей является Харидас Тхакур, которого Господь Чайтанья считал одним из Своих главных учеников. Хотя Харидас Тхакур вырос в мусульманской семье, Господь Чайтанья наградил его возвышенным титулом нама-ачарьи, потому что Харидас Тхакур дал обет ежедневно повторять триста тысяч имен Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и следовал ему неукоснительно. Он повторял святые имена постоянно, а это значит, что в предыдущих жизнях он уже совершил все ведические ритуалы.
БОГ: Отнюдь не значит. И только Бог Знает, в какой степени он вибрировал джапу. Также, чтобы человек так или примерно так шел, для этого просто надо, чтобы он в прошлых жизнях Волею Бога развил некоторые необходимые для этого качества. Качества развивает Бог в материальном мире материальными средствами, т.е. через путь страданий и преодолений. Далее, Бог в новом рождении просто дает человеку очень большое желание именно в религиозном направлении, и это желание и этот обет постоянно поддерживает, ибо и для такого пути необходимы условия и Бог ему такие условия и создал через окружение, через его качества, через решение вопросов поддержания тела, через его здоровье, через качества его родных. Все абсолютно ему дал Бог и дал по этому пути следовать, по сути, делая из него для преданных будущего пример для подражания. В предыдущем рождении у него такого пути, таких духовных порывов, таких преодолений духовного порядка не было, ибо надо понимать, что для таких примеров берется душа, которая в такой и подобной практике не устала, не пресытилась, ибо, иначе, она уже не найдет в себе силы и желания. Он, напротив, в прошлом рождении был успешен, едва религиозен, никакие ритуалы не совершал, о Ведах понятия не имел, не занимался никакой йогой, но благотворительностью все же заниматься Бог его в прошлой жизни обязал.
Другими словами, до тех пор пока человек не очистится, он не сможет встать на путь сознания Кришны и начать повторять святые имена Господа, мантру Харе Кришна.
БОГ: неверно. На путь преданного служения никто не встает, будучи уже очищенным от греховных качеств и последствий греховной деятельности. Но Бог приводит тех, чьи качества достаточны, чтобы человек этот путь принял и Волею Бога начал.