40.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
40.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 37-40.
ТЕКСТ 37
арджуна увача
айатих шраддхайопето
йогач чалита-манасах
апрапйа йога-самсиддхим
кам гатим кришна гаччхати
арджунах увача - Aрджуна сказал; айатих - неудачливый йог; шраддхайа - с верой; упетах - занятый; йогат - с пути мистической йоги; чалита - сошедший; манасах - тот, чей ум; апрапйа - не достигнув; йога-самсиддхим - высшей ступени совершенства в йоге; кам - к какой; гатим - цели; кришна - о Кришна; гаччхати - приходит.
Aрджуна спросил: О Кришна, какова судьба неудачливого йога, который с верой шел путем духовного самопознания, но затем оставил его, прельстившись мирскими удовольствиями, и не достиг совершенства?
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «37.Арджуна сказал. Если неудачливый йог, с верой занятый практикой йоги, уклонится с пути из-за мистически настроенного ума, не достигнув успеха в йоге, что он достигает, о, Кришна?».
КОММЕНТAРИЙ: В «Бхагавад-гите» описан путь самоосознания.
БОГ: Нет. Путь самосознания не описан в Бхагавад-Гите. Буквально в нескольких стихах второй главы Бог дает сведения о том, что есть душа, о ее качествах, о ее природе. Это можно отнести к тем духовным знаниям, которые имеют непосредственное отношение к душе. Их достаточно, чтобы человек понимал, откуда он, какова его изначальная природа, каково его положение перед Богом, для чего дано материальное существование, понимал, что он вечное живое существо, зависимое от Бога, полностью Управляемое Богом, не подвержено уничтожению, есть частица Бога, продолжение Бога, неотделим от Бога. Особых знаний о душе Бог более в Бхагавад-Гите не дает. Их достаточно, чтобы человек именно так себя и осознавал, из этого исходил, так понимал свое существование и зависимость от Бога. Нет никакого более объемного знания в Бхагавад-Гите на эту тему. Для преданного этих знаний достаточно, чтобы иметь понимание о себе. Их достаточно, чтобы заниматься преданным служением, так видя себя. Святое Писание Бхагавад-Гита не содержит более обширных знаний о душе, не есть наука самосознания, т.е. осознания себя. Это Писание дает знание о Боге, о пути к Богу, о Божественных энергиях, об Управлении Бога материальным миром, о связующих процессах с Богом, о пути отрешения от материального мира, о требуемых Богом качествах преданных, об иллюзорных энергиях Бога, о видах деятельности человека, об очищении своего существования, о существующих в материальном мире ступенях развития людей, о самом преданном служении, о сути работы, о разрешенной и запрещенной деятельности, о высшей и низшей природе в материальном мире, о разных видах йоги, об отрешенном образе жизни, о непосредственных качествах Бога, о формах Бога, о присутствии Бога в материальном мире, о Могуществе Бога, о формах жертвоприношений, о полном подчинении творения Богу, о том, что есть поле деятельности и Кто есть познаваемый, о том, что есть совершенное знание, о зависимости работы, счастья, религиозного направления, решимости, еды, знания, работы, исполнителя… от гунн материальной природы, о видах отрешения… Все это и более того не имеет отношения к самосознанию.
В основе самоосознания лежит понимание того, что живое существо отлично от материального тела и что оно может быть счастливо лишь там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства.
БОГ: Нигде в Бхагавад-Гите Бог не Говорит, что из того, что душа есть частица Бога, следует, что она должна быть счастлива и жизнь ее должна быть исполнена знания и блаженства. Это как понимать? Бог ей чем-то обязан? У Бога нет и на духовном плане блаженства, как и счастья… Это не про духовный план. Это – материальные запросы с некоторой ориентировкой на своего могущественного родственника… У Бога и в материальном мире и на духовном плане все свое счастье устраивает душа своими руками, т.е. через труд. На духовном плане это есть преданное служение. Отсюда все блага. Отсюда и знание высокого порядка, отсюда и Милость Бога и можно дать и блаженство. Но немного. Много блаженства тупит живое существо. Принципы достижения всех благ на духовном плане такие же, как и в материальном мире. Особо переучиваться не надо. Просто надо трудиться. А желание трудиться Бог даст, как и удовлетворение, как и мир в себе и многое другое, о чем здесь не говорится.
Это духовный уровень, превосходящий уровень тела и ума. Познать свою духовную природу можно с помощью гьяна-йоги, восьмиступенчатой йоги или же бхакти-йоги.
БОГ: Свой духовный уровень человек в условиях материального мира ощутить не может никакой йогой. И вообще, задаваться этим вопросом преданному не следует, ибо это пустая трата времени и излишняя спекуляция ума. Человек в теле и чувствует себя как человек в теле, какой бы духовной практикой он не занимался. Никакого особого о себе понимания на уровне души он от Бога не получает. Все просто на уровне ума и телесного восприятия. Никакие йоги не дают человеку как-то ощутить себя особо, как некую духовную сущность. Вообще, душа это не дух, и тем более не чистый дух. Поэтому в ней нет духовных особенностей и не надо их искать через йогу. Только у Бога Кришны Духовное тело. А у человека и в материальном мире и на духовном плане – душа. И нет здесь чистоты, и нет здесь чистого духа. Ну, не может человек уподобиться Богу по качествам и совершенству НИКАК. Бог развивает эти души средствами Бога, очищает их и в материальном мире и на духовном плане средствами Бога, и они очищаются, несомненно, но при этом никогда до чистого духа. Пора это себе уяснить. Поэтому духовную природу надо понимать умом. И давать себе отчет. Природа у души духовная, т.е. она часть Великого Духа. Отсюда ее природа. Но сама душа Чистый Дух не достигает никогда. Она всегда остается душой, несовершенным живым существом. В этом вся правда ее самопознания. Но из этой правды следует, что душа обязана служить Богу. Это ее извечное положение, отсюда все ее блага, отсюда весь ее смысл, сюда все ее должны быть устремления.
Тот, кто следует по одному из этих трех путей, должен познать изначальное положение живого существа, его связь с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить эту связь и достичь высшей ступени совершенства - обрести сознание Кришны.
БОГ: Каждая йога, из приведенных выше комментатором, гьяна-йога, восьмиступенчатая йога или же бхакти-йога, даны были Богом Кришной в материальный мир, как средства развития, прежде всего, качеств человека через духовные практики, ориентирующие на преданное служение. У каждой йоги есть свой контингент, который именно этому связующему процессу своими качествами и подходит. Все существующие в материальном мире йоги ведут именно к бхакти-йоге. Развитие качеств – главная цель в любой йоге. Также, каждая йога есть то средство Бога, которое помогает человеку осознать присутствие Бога в себе, ибо на определенном этапе такого связующего процесса Бог дает Божественными средствами йогу как выход на Бога в себе, что происходит у каждого так практикующего достаточно индивидуально через Божественные энергии, проявляющие себя на уровне мысли, чувств, внутреннего зрения и внутреннего слуха, все также в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека, как и в соответствии с его совершенными духовными знаниями, которыми он оперирует на момент занятия йогой. Однако, речь идет не о восстановлении связи йога с Богом Кришной, а о первом духовном опыте постижения Бога в себе средствами йоги. Но и здесь средства йоги есть весьма относительные, есть то условие, при котором Бог может явить себя йогу в той или иной мере согласно его качествам, ступени развития и непременно старанию преданного. В таком случае, Бог дает человеку понимание, подтвержденное внутренним состоянием, что в нем действительно присутствует Бог, таким образом вдохновляя на духовные практики, на опять же старания, на развитие качеств, которые угодны Богу и которые будут в свое время задействованы в преданном служении. Также, после такого осознания Бога в себе, йог уже не может не мыслить о Боге, не может привлекаться материальным планом, не может не устремляться к Богу в себе, не может более не видеть Бога в себе и вне себя. Его ум полностью перестраивается; и постепенно начинает накапливаться большое неудовлетворение потому, что он, постигнув, что Бог в нем, не знает, как Богу угодить, как служить Богу, как вообще себя проявлять после такого великого в себе откровения. Ему, такому йогу, Бог очень скоро уготавливает полноценное и всеобъемлющее служение Себе. Но это может быть и в следующем рождении.
Каждый из этих путей рано или поздно приведет человека к высшей цели жизни. Господь говорил об этом во второй главе «Бхагавад-гиты»: даже незначительное продвижение по духовному пути является залогом того, что человек обретет освобождение.
БОГ: У каждого человека в материальном мире высшая цель своя. Она дается Богом человеку в соответствии с его ступенью материального и духовного развития, дается каждому лично через его мыслительный процесс, обстоятельства, его окружающие, через его уровень качеств и кармических возможностей. Надо хорошо понимать, что в этом вопросе обобщение быть не может, не может быть у всех людей материального мира на каждый данный период одна высшая цель. Но все жизни людей направлены именно к этой высшей цели через круговорот сансары. Т.е. в материальном мире в каждой своей жизни человек решает вопросы и ставит Волею Бога цели материального порядка, которые при достижении этой цели, в пути достижения развивают те качества от рождения к рождению, которые и будут способствовать главной цели материального бытия, что есть преданное служение Богу Кришне. У преданных эта конечная цель уже оформилась и уже идет по ступеням своего проявления, что есть само преданное служение. А материальные люди, занимаясь устремлением к своим материальным целям, на самом деле развивают качества, которые в свое время и выведут на путь преданного служения и таким образом Бог даст человеку его осознанную высшую цель, завершающую, по сути, само материальное существование. Но понятно должно быть, что идут одни уже осознанно к своей высшей цели, другие неосознанно. Но достижение преданного служения никому не миновать, но каждому Бог даст в свое время; и следует также понимать, что эта высшая цель не может быть всем дана одновременно, ибо вопрос всегда упирается здесь в качества человека. Поэтому тот, кто к своей высшей цели идет еще не осознанно, тот человек Волею Бога добирает необходимые качества через достижение более земных многочисленных целей, которые опять же дает каждому только Бог. Также, незначительное продвижение в духовной практике тоже не очень желательно. Здесь несколько вопрос утрирован. Необходимо понимать, если Бог дал йогу ту или иную духовную практику, то это не на пять минут. Бог ничего и тем более касающееся связующего с Богом процесса не дает едва. Все-равно придется такому йогу постараться, а не просто коснуться йоги и этим обеспечить себе защиту Бога и прочие духовные блага. У Бога надо работать до пота лица, до изнеможения иногда и неслабый период. Чтобы Бог зачел, чтобы Бог и продолжил и помиловал в свое время. Это лучше держать в своем понимании, нежели незначительное продвижение. Но если все же было и незначительное продвижение, то оно, несомненно, будет продолжено в свое время, и будет Бог плоды такого духовного процесса в любом случае направлять и на качества и на само преданное служение. У Бога ничего не пропадает, ничего не забывается, никакие плоды не могут не дать свои последствия.
Из этих трех видов йоги бхакти-йога лучше всего подходит для нынешней эпохи, ибо это - самый легкий и прямой путь постижения Бога.
БОГ: Бхакти-йога рекомендуется Богом Кришной в современный период как основной связующий процесс с Богом Кришной. Это понятный, достаточно прямой и Богом полностью поддерживаемый путь, но он, если выполнять все требования Бога, не очень прост, не очень легок и не очень быстрый. Это тоже надо понимать.
Чтобы еще раз удостовериться в этом, Aрджуна просит Господа Кришну подтвердить сказанное Им ранее. Человек может быть искренним в своем стремлении к самоосознанию, однако в нынешнюю эпоху очень трудно заниматься гьяна-йогой либо восьмиступенчатой йогой. Поэтому, даже если он постоянно прилагает усилия, на его пути возникает множество препятствий.
БОГ: Трудности и пути преодоления в любом связующем процессе с Богом дает Сам Бог Кришна. И это никак не связано с эпохой или какими-то сторонними причинами. Именно путь преодолений Волею Бога помогает человеку через само преодоление более усердно стараться, уповать на Бога, молиться Богу, таким образом входить в Бога, делая сам связующий процесс необратимой духовной практикой, ибо способствует развитию тех качеств более высокого порядка, которые и возвратят йога к связующему процессу с Богом, но уже в более прогрессивной йоге, т.е. приведут к полному и всеохватывающему преданному служению. Также, иногда трудности и препятствия бывают такой величины, что отбирают всякое желание у йога заниматься той или иной духовной практикой. И это тоже дает Бог, постепенно отводя йога от таких духовных стараний, ибо они или уже все необходимое касательно качеств привнесли, или Бог дал человеку просто опробовать тот путь, который человек постоянно держал в уме, полагая, что этот путь поможет ему найти себя, не терять времени даром, употребить свою жизнь максимально на свое духовное развитие и в то же время не имея от Бога благословение, ибо этот путь не соответствует ступени материального и духовного развития человека или неблагоприятен, или Бог уготовал ему другое направление духовной практики, где промежуточные такие этапы не входят в План Бога.
Главное из них - недостаток серьезности и решимости следовать избранному пути.
БОГ: Если Бог останавливает йога, то это происходит так, что человек видит причиной своей неудачи самого себя, ибо нежелание, леность, великие сомнения, непредвиденные материальные события или условия становятся, воспринимаются для такого человека убедительными причинами личного порядка, отводящими этот путь духовного развития или совсем или на неопределенное время. Бог отбирает и решимость и планы, и строгость, и понимание в необходимости продолжить этот путь, переводя человека на другие планы, другие проблемы, другие возможности, другие обстоятельства. Все решает только Бог.
Встать на путь самоосознания - значит, по сути дела, объявить войну иллюзии.
БОГ: Грамотный преданный, знающий Святые Писания не понаслышке, не объявляет никому никакой войны, ибо знает за всем стоящего Бога и Волю Бога. Он просто хорошо понимает, что работа иллюзорных энергий Бога есть Сам Бог. И Сам Бог помогает человеку в преданном служении при условии, если человек будет строго относиться к этому связующему процессу и будет достаточно в нем старателен и терпелив, как и смиренен перед Богом, уповая и полагаясь в преданном служении на Бога и Волю Бога. А потому и будет честно преданно служить, тем самым и Волею Бога развивая качества, угодные Богу, те качества, которые и помогут преодолевать влияние гунн материальной природы и которые и обусловят в свое время выход на духовный план.
Всякий раз, когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она мешает ему, прибегая ко всевозможным уловкам.
БОГ: Иллюзорные энергии Бога есть Сам Бог. У Бога нет уловок. Бог работает с преданными, и каждый преданный будет находиться под влиянием той или иной гунны столько времени, сколько потребуется, ибо Бог Знает, кто и на какой ступени материального и духовного развития стоит и какая гунна преимущественно соответствует его качествам. Также, надо переставать видеть в гуннах материальной природы зло. Отнюдь. Это те энергии Бога, которые Бог направляет на развитие человека на его ступени. Гуна работает с каждым адресно, зная все уязвимые места каждого и непременно поднимает нагара все низменный качества человека, проявляет их и далее вовлекает в развивающие игры и роли, которые эти качества низкого порядка и выкорчевывают, тем поднимая человека на более высокую ступень материального и духовного развития.
Обусловленная душа уже однажды попалась в сети гун материальной природы и в любой момент может снова стать их жертвой, даже если занимается духовной практикой.
БОГ: В сети гунн материальной природы никто не попадает и не падает в них. Все, все живые существа из этих гунн произрастают и развиваются, и ими очищаются, то есть освобождаются от низших качеств и Волею Бога через материальный мир и здесь игры и роли достигают качества более высокого порядка, выводящие в свое время на путь преданного служения.
В данном стихе это выражено словами йогач чалита-манасах («оставить путь духовного развития»). Aрджуна хочет знать, какая участь ожидает того, кто сошел с этого пути.
ТЕКСТ 38
каччин нобхайа-вибхрашташ
чхиннабхрам ива нашйати
апратиштхо маха-бахо
вимудхо брахманах патхи
каччит - разве; на - не; убхайа - от обоих; вибхраштах - отклонившийся; чхинна - разорванное; абхрам - облако; ива - как; нашйати - исчезает; апратиштхах - не имеющий опоры; маха-бахо - о могучерукий Кришна; вимудхах - сбитый с толку; брахманах - духовном; патхи - на пути.
О могучерукий Кришна, разве человек, сошедший с пути йоги, не лишается всех духовных и материальных приобретений и не исчезает, подобно разорванному облаку, нигде не найдя прибежища?
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «38.Разве отклонившийся, подобно разорванному надвое облаку, не погибает без всякого положения, о, Сильнорукий, введенный в заблуждение на пути к духовному совершенству?».
КОММЕНТAРИЙ: Прогресс бывает двух видов: духовный и материальный. Материалистичных людей не привлекает ничто духовное - их больше интересует то, как преуспеть в этом мире: разбогатеть или, совершив определенные жертвоприношения, попасть на райские планеты.
БОГ: Не верно. Материальные люди есть те, кто в свое время будут призваны к преданному служению. Поэтому некоторый духовный базис Бог помогает материальным людям пополнять и средствами материального мира. Для этого Бог дает и другие религиозные предварительные направления, также дает путь добродетели и аскетизма, также дает многие религиозные постулаты из творчества людей. Нет такого человека, который бы не принадлежал до преданного служения той или иной религиозной конфессии. Также, Бог ведет всех по пути материального и духовного развития так, что люди привлекаются такими проявлениями, как милосердие, любовь, самоотверженность, трудолюбие, защита, помощь, изучение Святых Писаний своей конфессии, также посещают святые места, поклоняются Богу в храме и дома, стараются быть и благочестивыми и проявляют перед Богом смирение, упование на Бога, молятся, просят, надеются. И даже если человек хочет разбогатеть, он и об этом просит Бога, видя в Боге Высшего Управляющего, Того, от Кого все исходит и Кому все принадлежит. Приходя к преданному служению, люди нормально воспринимают требования этой религии, ничто их не удивляет, ничто не становится неожиданностью, ибо Бог в каждом проводит изнутри и извне подготовительную работу, вводит ум и понимание человека в необходимое состояние, пригодное для преданного служения. Никто не оказывается в ситуации непредвиденного или не желательного, каждый своими качествами и религиозным базисом легко вливается в практику преданного служения, увлекается Богом и начинает в себе изыскивать возможности следовать религиозным предписаниям и у себя дома и вне дома. Материальные люди полностью подготавливаются Богом для преданного служения или для пути друга преданных, что тоже возможно на первом этапе этого пути. Нет непригодных, нет недостойных, нет слишком материалистичных, полностью идущих и желающих идти по пути удовлетворения чувств. Поэтому преданным надо уважать, не осуждать материальных людей, не приводить их в качестве греховного примера, не ссылаться на них, как на падших и недостойных перед Богом, как бы они себя не проявляли. Бог Знает каждого скрупулезно, и Богу на материальный мир не надо открывать глаза, тем более преданным Бога Кришны.
Тот, кто встал на духовный путь, должен прекратить всякую материальную деятельность и оставить попытки обрести пресловутое материальное счастье в любых его формах.
БОГ: Никто сам на духовный путь не встает. Каждого ведет Бог, и каждого Сам Бог приводит на путь преданного служения. Причем, этот духовный путь в своей мере Бог обеспечивает заранее, всеми предыдущими рождениями и духовными практиками, которые также присутствуют в материальном мире помимо тех, которые рекомендуют Святые Писания для преданных Бога Кришны. Также, намерения преданных прекратить всякую материальную деятельность можно назвать правильным, как и попытки обрести материальное счастье. Но при этом преданный должен понимать, что в материальном мире полностью отказаться от материальной деятельности почти невозможно, ибо тело всегда обуславливает в той или иной мере именно материальную деятельность, поскольку через него преданный непременно вовлекается в контакт с материальным миром и что-то в нем делает. Просто покупка продуктов есть материальная деятельность, ответ на звонок – есть материальная деятельность, пошив одежды, сам процесс есть материальная деятельность, проезд в транспорте есть материальная деятельность, все, где человек направляет усилия реальные на свое тело или через свое тело, есть материальная деятельность, как бы преданный это своим умом не обговаривал, как бы ни считал, что все во имя преданного служения или как бы не посвящал любое свое дело и его плоды Богу. Т.е. в любом случае чисто духовной деятельности через материальное тело, чувства, желания самые простые не происходит, но есть частичное одухотворение. ЧАСТИЧНОЕ. Поэтому в материальном мире встать на чисто духовный путь или прекратить всякую материальную деятельность не получится ни у кого. Но в той мере, которая достаточна, чтобы человек в свое время был выведен на духовный план.
Если начинающий йог сходит с духовного пути, может показаться, что он проигрывает и в духовном, и в материальном отношении: не обретает ни материального счастья, ни духовного совершенства. Он нигде не находит прибежища, подобно разорванному облаку. Иногда часть маленького облака отделяется от него и прибивается к большому. Но если она не присоединится к нему, то, унесенная ветром, исчезнет в небесных просторах.
БОГ: Речь в основном о духовных возможных потерях йога, но ни как о проигрыше в материальном плане. Однако, не следует здесь спекулировать умом и делать ненужные домыслы. Бог все объяснит Арджуне. Как есть. Но и здесь Говорит. И в материальном смысле и в духовном смысле человек ничего не теряет. Все в свое время Бог возвращает, но не материальными преимущественно благами, а качествами, склонностями, желаниями в основном, но на своем этапе человеческой зрелости, когда он может эти качества Волею Бога употребить. И снова в новом теле направляет человека на путь его материального и духовного развития. Более того, человек в новом рождении не теряет и греховные качества и устремления, не теряет и ошибочный мыслительный процесс или качества низменного порядка, и в некотором роде и тот уровень материального благосостояния, в котором был при смерти в прошлой жизни. Ничто не забывает Бог, никакой потери не может быть, ибо речь идет о развитии живых существ и последовательности, как и преемственности в этом развитии. А потому карма всегда должна все учитывать, за все воздавать. Все употреблять на дальнейший путь и дальнейшее развитие.
Брахманах патха - это путь духовного самопознания, следуя по которому человек осознаСт себя духовной сущностью, неотъемлемой частицей Верховного Господа, который проявляет Себя как Брахман, Параматма и Бхагаван.
БОГ: Речь идет не о некоем духовном самопознании, а о пути к Богу, пути преданного служения, речь идет о связующем с Богом процессе. При этом надо говорить только о Боге Кришне. Все другие ипостаси Бог отменяет. Их нет. Бог Кришна ОДИН.
Господь Шри Кришна - самое полное проявление Высшей Aбсолютной Истины, поэтому тот, кто предался Ему, является совершенным йогом.
БОГ: Две ошибки. Полностью предаться Богу Кришне человек не может ни в материальном мире, ни на духовном плане. Бог не даст полностью предаться, ибо тогда не будет духовного развития человека ни в материальном мире, ни на духовном плане. И также. Ни при каких условиях и стараниях преданный бога Кришны не может стать совершенным йогом. Ибо всегда обладает несовершенными качествами. Совершенен только Бог.
Чтобы достичь той же цели путем постижения Брахмана или Параматмы потребуется немало жизней (бахунам джанманам анте). Таким образом, самый лучший метод духовного самопознания - это бхакти-йога, или метод сознания Кришны, прямой путь постижения Aбсолютной Истины.
ТЕКСТ 39
этан ме самшайам кришна
чхеттум архасй ашешатах
твад-анйах самшайасйасйа
чхетта на хй упападйате
этат - это; ме - мое; самшайам - сомнение; кришна - о Кришна; чхеттум - рассеять; архаси - заслуживаешь; ашешатах - полностью; тват - кроме Тебя; анйах - другой; самшайасйа - сомнения; асйа - этого; чхетта - избавитель; на - не; хи - безусловно; упападйате - находится.
Это сомнение мучит меня, о Кришна, поэтому я прошу Тебя рассеять его. Лишь Ты один можешь избавить меня от подобных сомнений.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «39. В этом мое сомнение, о, Кришна, только Ты можешь уничтожить его полностью. Нет никого другого, кроме Тебя, кто смог бы его рассеять и, несомненно, не может быть найден.».
КОММЕНТAРИЙ: Кришне известно все: прошлое, настоящее и будущее. В начале «Бхагавад-гиты» Господь сказал, что все живые существа были индивидуальностями в прошлом, являются таковыми в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем, даже после того, как освободятся из материального плена.
БОГ: Нигде Бог не Говорит об некоей индивидуальности живых существ. Это издержки неверного перевода. Все живые существа полностью или всецело зависят от Бога, подчинены Богу, Управляемы Богом, развиваются Богом в одном направлении, в плане достижения тех качеств, которые пригодны для того, чтобы выйти из материального мира на духовный план и для того, чтобы безболезненно приспособиться к жизни на духовном плане и уметь себя правильно вести, говорить, поступать, работать, служить, обслуживать себя в присутствии Бога Кришны. Т.е. все качества всех должны быть не индивидуальны, а как одно целое. Все на духовном плане проявляют себя как одон организм, все как на одно лицо и должны и далее развиваться по одной Божественной инструкции, по одним меркам и параметрам, никакой уникальности, никакого индивидуального проявления. И все отличия только в том, что новоприбывшие стоят на одной ступени духовного развития; те, кто раньше прибыл на духовный план, – на своей ступени развития и отсюда многообразие качеств и видимой непохожести. Но на самом деле все идут по одной лестница в одном направлении и сзади идущие в свое время уподобятся впереди идущим и так далее. Ибо Бог со своими слугами должен находить необходимый язык. А язык это ожидаемые Богом качества, реакции, понимания, старания… Точно также нет никакой индивидуальности и в материальном мире. Но видимость такую Бог создает и поддерживает иллюзорными энергиями Бога. Живые существа слишком слабы, чтобы это увидеть. Это не могут увидеть и преданные Бога Кришны, ибо некоторые очень дорожат своей мнимой свободой, не зная, что превыше свободы, чем на духовном плане, не существует. Ибо каждый здесь мыслит как Бог, поступает, как Бог, желает как Бог. И нет ни в чем у него несогласия с собой. Но и при этом есть куда развиваться и есть через что раздвигать границы этой свободы.
Тем самым он уже ответил на вопрос о будущем индивидуального существа. Теперь Aрджуна хочет знать, какая участь ожидает неудачливого йога. Ни одно существо не может сравняться с Кришной или превзойти Его, даже так называемые великие мудрецы и философы, зависящие от материальной природы. Поэтому слова Кришны содержат полный и окончательный ответ, рассеивающий все сомнения. Кришна знает прошлое, настоящее и будущее, но Его Самого не знает никто. Только Кришне и Его преданным, обладающим сознанием Кришны, известно истинное положение вещей.
БОГ: Так можно сказать. Однако, касательно участи отклонившегося от с пути преданного служения йога мотивирует Арджуну спросить Сам Бог. Ибо это вопрос величайшей важности и непременно может интересовать и тех, кто занят духовными практиками, и тех, кто еще идет по пути материального развития. Очень хорошо человек видит, что к концу жизни многие обретают достаточно праведные, ценные качества, опыт, понимание. Это все для человека дорого, это все добыто великим трудом, ценой всей жизни человека, его страданиями и преодоления, его упорным трудом, образованием, его ошибками, его удачами. И кажется очень несправедливым, когда со смертью тела все это душа может утратить или утрачивает. Это кажется расточительным, необдуманным, непонятным и неприемлемым событием для мыслящего человека. Человек оставляет в материальном мире плоды свои трудов, также остаются дети, внуки… все это понятно. Но как быть с самой жизнью человека, когда она так много душе дала и уходит безвозвратно, все забирая с собой, все то, что могло бы принести пользу и самому человеку и другим людям. То же можно сказать и о преданном. Он ценой стараний и многих усилий в преданном служении развил многие качества высокого духовного порядка, развил религиозность, стал понимать более глубоко присутствие Бога везде и в каждом, стал разбираться в Святых Писаниях, пошел по пути отрешения… но на каком-то этапе ум его вовлек в то понимание, в те мыслительные процессы, которые отклонили с истинного пути, забрали желание поклоняться Богу, дали есть мясо и заняться просто материальной деятельностью; или мыслительный процесс увлекся мистикой, эту литературу стал предлагать до уровня сильных желаний или вожделений здесь себя развивать и здесь познать плоды духовных практик, направив в этом направлении и усилия йога и его просьбы к Богу… Так бывший йог Волею Бога без результата, без интереса, без желания служить был направлен в материальный мир или оставил тело, ничего не достигнув… Таких событий с преданными немало в материальном мире. И таких и других… И что дальше? Все начинать сначала? А качества? а понимания? А религиозные практики? Или все с нуля? Конечно, надо понимать, что не сам йог сбивается с пути преданного служения. Отводит только Бог. Но Бог отводит, потому, что Знает. Ибо этот йог имеет в своих качествах такое отклонение, имеет в своем мыслительном процессе такое допущение, имеет тщеславие или имеет желание разбогатеть или властвовать, или желает славы и почета… Поэтому все Бог переносит на следующее рождение, где все в свое время такому человеку напомнит и снова направит на путь преданного служения, но сначала поработает с качествами, ибо преданное служение вещь достаточно строгая и здесь попускать никому нельзя. Всех Бог в итоге со ступеней преданного служения отправляет уже на духовный план. А оттуда не возвращаются. Что же делать с греховными качествами? От них надо избавляться еще в материальном мире и доводить преданного до той нормы качеств, которые позволительны и не поставят вопрос о совместимости человека и духовного плана.
ТЕКСТ 40
шри-бхагаван увача
партха наивеха намутра
винашас тасйа видйате
на хи калйана-крит кашчид
дургатим тата гаччхати
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; партха - о сын Притхи; на эва - определенно нет; иха - здесь (в этой жизни); на - не; амутра - там (в следующей жизни); винашах - гибель; тасйа - его; видйате - существует; на - не; хи - безусловно; калйана-крит - тот, кто занят благой деятельностью; кашчит - кто-либо; дургатим - в беду; тата - Мой друг; гаччхати - попадает.
Верховный Господь сказал: О сын Притхи, йогу, вершащему благие дела, не грозит гибель ни в этой жизни, ни в следующей. О Мой друг, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «40.Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, никогда, непременно, ни в этом мире, ни в следующей жизни не может быть разрушено то, что уже достигнуто. Никогда, непременно, каждый, кто занят благочестивой деятельностью, не идет к деградации, мой друг.».
КОММЕНТAРИЙ: В «Шримад-Бхагаватам» (1.5.17) Шри Нарада Муни дает Вьясадеве следующее наставление:
тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво 'тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах
«Тот, кто, полностью предавшись Верховной Личности Бога, отказался от всех мирских устремлений, ничего не теряет и не навлекает на себя греха.
БОГ: Полностью предаться Личности Бога в материальном мире невозможно, ибо это препятствует развитию преданного, который, предавшись как полностью Богу Кришне, тем самым входит в состояние ожидания Воли Бога на себя, боясь и пальцем пошевелить, дабы не прогневать Бога и не согрешить. Но такие ситуации Бог не дает преданным. Предаваться можно на уровне ума и в некоторых событиях, где и так все будет решать Бог и от преданного точно ничего не зависит, и это ему хорошо видно. Но есть и такие ситуации, которые создаются Богом и в преданном служении и вне его, когда от преданного требуется проявить качества, сделать выбор и положиться на Бога он обстоятельствами не может. И не полагается. Бог так ведет преданных, чтобы они все же проявляли себя, свои качества, свои ошибки, свой выбор. И это надо понимать. Но только отчасти и в специфических ситуациях преданному Бог позволяет как положиться на Бога и смотреть, как ему Бог поможет или на что Укажет или как поможет другому… В таком случае, полагаясь на Бога, преданный получает возможность увидеть, как Бог ему поможет, как Бог проявит Себя его ситуацией, как Бог через других эту ситуацию оценит… такие вещи помогают преданным входить в Бога, в качества Бога, осознавать, что Бог в его жизни всем Управляет, Управляет другими людьми, Управляет событиями, увидеть, что Бог проявляет Милость или строгость или изменяет ситуацию, или меняет поведение или речь других людей…
Но тот, кто не предан Господу, не достигнет ничего, даже если безукоризненно выполняет все предписанные Ведами обязанности».
БОГ: Не верно, конечно. Если человек тем более безукоризненно, даже в своей мере, старается следовать Слову Бога, то такой человек достигнет успех в преданном служении, и в этом не следует сомневаться. Что же касается преданности, то этим процессом в каждом полностью Управляет Бог согласно Плану Бога на человека и его материальное и духовное развитие. И только Бог Знает степень преданности человека Богу, и только Бог Управляет этим процессом, каждому давая преданность в своей мере и в зависимости от обстоятельств и того, что из данного обстоятельства преданный должен для себя извлечь.
Есть много разных видов деятельности, религиозной и мирской, которые помогают людям достичь материальных целей. Йог должен отказаться от всех видов материальной деятельности, чтобы достичь духовного совершенства, то есть обрести сознание Кришны.
БОГ: Да, такую цель преданный может поставить перед собой, но при этом должен понимать, что и мыслительным процессом и его усилиями и стараниями Управляет Бог. И также должен понимать, что, будучи в материальном теле, в любом случае полностью отказаться от материальной деятельности почти невозможно, но настолько, насколько будет разрешать Бог. Но, тем не менее, Бог поможет свести эту деятельность к минимуму. Но также надо знать, что и при таком старании преданный никогда не сможет достичь духовного совершенства, ибо Совершенен только Бог.
Кто-то может возразить, что, дескать, высшей ступени совершенства достигает лишь тот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, а иначе человек ничего не добьется ни в материальной, ни в духовной жизни.
БОГ: Никто и ни при каких условиях не достигает ни совершенства, ни высшего совершенства. Также не следует преданным выявлять беспокойство касательно своего совершенства, ибо это уже похоже на состязательный процесс между преданными, что недопустимо. Преданный должен просто преданно служить Богу и не думать о своей ступени материального и духовного развития, ибо в любом случае он ее знать не может. Эту ступень каждого Знает только Бог. Преданный же должен преданно служить Богу и стараться в этом направлении не взирая ни на что. В таком случае его развитие и подъем будут осуществляться автоматически, причем внешних указателей Бог никогда не будет давать преданным, для распознавания ступени духовного развития ни своей и ни других. И надо также понимать преданным, что как только преданный задумывается о ступени духовного развития другого преданного, он тотчас сам лишается Милости Бога. И его судьба в преданном служении может оказаться незавидной.
Ведь в шастрах сказано, что тот, кто не выполняет предписанных ему обязанностей, будет за это наказан, - стало быть, эта участь ожидает и того, кто оставил свои материальные обязанности ради занятий духовной практикой, но потом сошел с духовного пути.
БОГ: Никто и никогда не ошибется, если будет строго выполнять свое преданное служение, с какой бы позиции в материальном мире он к этому служению не приступил. С предписанных или с не предписанных обязанностей в материальном мире. Если Бог человек привел в преданное служение, то такова Воля Бога и это Свято. И все другие здесь рассуждения не нужны. Также, если человек сошел с духовного пути, то и на это Воля Бога. Значит, Бог ему поможет вернуться к своей работе и своим материальным обязанностям, и этот вопрос также никого из преданных не должен волновать. Все есть Воля Бога.
Однако «Бхагаватам» заверяет неудачливого йога, что у него нет причин для беспокойства. Даже если ему и придется страдать из-за того, что он не выполнил должным образом свои обязанности, он все равно ничего не теряет, потому что его достижения в сознании Кришны никогда не пропадут даром и он сможет продолжить этот путь,
БОГ: Так можно сказать. Но также надо и сказать то, что со стороны такой йог кажется неудачливым, но на самом деле уже факт того, что Бог дал ему практику йоги, Зная, что не все его качества для этого подходят, это уже немалый успех, который имеет и непременно продолжение. Важно то, что путь к Богу Кришне начат. А это – везение, это очень большая удача. Теперь такой йог, даже отлученный на некоторое время о духовных практик, непременно продолжит свой путь в преданном служении. Это конечный путь в материальном мире и колесо сансары скоро перестанет его вращать.
даже если в следующей жизни появится на свет в семье из низших слоев общества. С другой стороны, даже тот, кто строго выполняет предписанные Ведами обязанности, может не получить от этого блага, если не обладает сознанием Кришны.
БОГ: Исполнение предписанных обязанностей не гарантирует преданное служение скорое, но, тем не менее, такой человек уже стоит в очереди на преданное служение. Но и об этом может Знать только Бог. Что касается преданных, которые пытаются на эту тему рассуждать, то им снова надо напомнить: пусть занимаются своим преданным служением и не привязываются к участи других людей, как и пусть не пытаются предсказывать, что их ожидает дальше, ибо и сами под Богом.
Люди делятся на две категории: те, кто следует указаниям шастр, и те, кто пренебрегает ими.
БОГ: К современному материальному миру это не имеет отношения. Люди понятия не имеют, что такое шастры и чему в них надо следовать. А между тем Бхагавад-Гита должна работать на современный мир и современного человека, не отсылая к тому своду законов, которые невесть когда и невесть какому уровню сознания людей были даны. Бог Кришна дает людям современного мира НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ, само СЛОВО БОГА. И его будут изучать те, кому пора. Другие будут следовать материальным законам своего государства и исходить также из Святых Писаний своих религиозных конфессий, которые никто не отменял.
Первые неукоснительно выполняют предписанные им обязанности, а последние, подобно животным, идут на поводу у своих чувств и не знают ни о том, что ожидает их в следующей жизни, ни о том, как освободиться из материального плена.
БОГ: Категорически нельзя людей, народ Божий называть животными. Это великий грех и так сказавший и тем более в Бхагавад-Гите, будет непременно наказан. Те, кто идет на поводу чувств, желаний, своих стремлений – есть люди, ведомые Богом. Они идут так, как их ведет Бог, и не могут идти, чувствовать, мыслить, желать иначе. Их путь есть путь материального и духовного развития. Нет ни одного преданного, который бы на этих ступенях в материальном своем пути не находился в свое время, и именно отсюда каждый преданный Волею Бога развил те качества, которые открыли врата в преданное служение.
Такими людьми, будь то цивилизованные люди или дикари, образованные или неграмотные, сильные или слабые, движут только животные инстинкты. Их деятельность никогда не приносит им блага, потому что, удовлетворяя свои животные потребности - в еде, сне, защите и сексе, - они остаются в плену материальной жизни, которая всегда исполнена страданий.
БОГ: Это высказывание того, кто сам ничтожен перед Богом, есть величайший грешник и кого Бог низвергнет с пути преданного служения. В этом не должно быть сомнений.
Те же, кто следует указаниям шастр и постепенно развивает в себе сознание Кришны, несомненно, продвигаются по пути, ведущему к совершенству.
БОГ: Те, кто исполняет Волю Бога, кто преданно служит, кто не считает себя великим преданным и не осуждает материальных людей, кто смиренен перед Богом и думает о своем преданном служении и не привязывается к пути других людей, такие преданные будут помилованы, и в свое время Бог отправит их на духовный план. Но при этом преданный всегда должен понимать, что он никогда не сможет достичь совершенство. Ибо Совершенен только Бог.
Людей, идущих благим путем, можно разделить на три группы: тех, кто следует предписаниям шастр ради материального процветания; тех, кто стремится к освобождению из материального плена, и преданных, действующих в сознании Кришны.
БОГ: Разделять людей может только Бог. Данное разделение есть личное предприятие, бесполезное, никак не в помощь преданным в преданном служении, не имеет отношение к данному стиху, не по теме, но то разделение, которое может вызвать между людьми вражду, что недопустимо.
Людей, которые следуют предписаниям шастр, позволяющим достичь материального благополучия, можно, в свою очередь, разделить на две группы: тех, кто хочет наслаждаться плодами своего труда, и тех, кто не стремится к этим плодам.
БОГ: Это противоречивое и опять же надуманное разделение. Не имеет смысла, бесполезно, не истина. Таких подразделений можно придумать великое множество. И что с этим делать? Выявлять, кто хуже и кто лучше? Кому Бог благоволит, а кому нет? Надо запомнить преданным, что хватит кивать на других, изыскивать между собой и ими десять различий. Все, что ни есть в материальном мире – есть Воля Бога, абсолютный труд Бога. Это вне компетенции преданных, вне их ума и качеств. Непозволительно постоянно напрягать преданному себя в направлении других людей, других качеств, других успехов и неуспехов. Надо заниматься только своим преданным служением и все.
Первые могут достичь более высокого уровня жизни и даже подняться на райские планеты, но, поскольку они продолжают оставаться в плену материальной природы, путь, которым они идут, нельзя назвать благим.
БОГ: Только Бог Знает, кому и что дать, какой путь, какое благосостояние и на каком основании. Любое положение человека в каждый данный момент его жизни не есть то, что определяет его дальнейшую судьбу. Делать подобные ни на чем не основанные умозаключения преданные не должны, ибо они абсолютно не сведущи в карме других людей, в их ступени материального и духовного развития, также в том, какова Воля и План Бога на человека.
Истинно благой является та деятельность, которая ведет к освобождению. Деятельность, которая в конечном счете не направлена на самоосознание, или на освобождение от материальных, телесных представлений о жизни, нельзя считать благотворной.
БОГ: Преданные постоянно забывают, что они должны все же не привязываться к судьбам других людей и не должны пытаться их охарактеризовывать или ими пугать или наставлять прочих людей и не должны на их примерах рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Каждого ведет Бог, каждому Бог помогает, у каждого перед Богом непременно есть и заслуги, а не только долги, каждого есть, за что наградить и за что наказать, не исключая и преданных. Труд Бога в материальном мире абсолютен, ни одна жизнь не может быть прожита зря, все в жизни каждого человека Бог направляет на материальное и духовное развитие. Любое представление о жизни человеку дается Богом в соответствии с его ступенью материального и духовного развития. Никто не может знать, что такое благотворная жизнь в применении к каждому человеку, никто не может ни в чем упрекать других, будучи сам достаточно невежественным, ибо не знать, что на все Воля Бога – есть невежество или гунна тьмы.
Единственная поистине благотворная деятельность - это деятельность в сознании Кришны, и человека, который добровольно принимает неудобства и лишения ради того, чтобы развить в себе сознание Кришны, можно назвать совершенным йогом и подвижником.
БОГ: Слово «благотворный» для характеристики жизни и преданного служения преданного не очень и удачное, оно нигде не употребляется Богом и не рекомендуется к употреблению. Это слащавое слово, которое не отражает истину ни о ком. Ибо в преданном служении у преданных достаточно много ошибок, также сами преданные далеко не совершенны и обладают качествами, которым еще развиваться и развиваться. Также, говорить о благотворности для других не приходится. Преданное служение не передается никаким примером. Оно дается каждому только и строго по Воле Бога и согласно Плану Бога на человека. Преданное служение есть прежде всего труд, есть полностью на Бога направленный внутренний процесс, есть путь развития качеств, угодных Богу, но это через путь страданий и преодолений, ибо и это присутствует для преданных в материальном мире. Этот путь преданного служения полностью Управляется Богом, и Бог не дает преданным никакую особую благость, умиротворение, никак не делает пребывание в преданном служении благотворной деятельностью, ибо и не до этого. День преданного занят так и требует столько сил, что о благотворности и речи быть не может, это не та ситуация, не тот труд, не те результаты, чтобы особо умиляться и считать свою деятельность благотворной. Она беспокойная, может быть и изнурительной, требует пот лица и крепкие руки и ноги, чтобы все выдерживать. Этот труд для преданных и ради преданных, их развития, для их вхождения в Бога. А Бог просто так в себя никого не впускает… Также, результат преданного служения никак не может быть известен преданному, как и никогда не понятно, удовлетворен ли Бог Кришна или не удовлетворен преданным служением. И может быть так, что преданный готовит себя к духовному плану, а Бог ему готовит еще долгий путь сансары… Так что благотворность тут никакая. Это не разовая добродетель и не разовое милосердное качество, а это долгий и очень не простой путь и труд и для Бога и во имя Бога и для себя. Но как будет в результате – только Бог Знает.
И поскольку высшая цель восьмиступенчатой йоги - обрести сознание Кришны, тот, кто усердно занимается этим видом йоги, также получает благо и ему не нужно бояться падения.
БОГ: падения или возврата в колесо сансары должны остерегаться все, ибо только Бог Знает, что достиг человек в своем преданном служении, какие качества развил и подходит ли он для того, чтобы Бог отправил его на духовный план.