Хроника Великого перелома
Районный конкурс «мир через культуру»
БОУ «Новокемская ОШ»
Хроника Великого перелома
(Дневник избача И.А.Нифантова)
Работу выполнила:
Митрофанова Ульяна,
ученица 9 класса.
г\р. 17.12.2002г.
161279, п.Новокемский, Вашкинский район
БОУ «Новокемская оош»
Научный руководитель:
Митрофанов
Валерий Константинович,
учитель истории.
Новокемский
2019
Оглавление
1.Введение
2. Глава -1. Православная история Шубачской волости Кирилловского уезда
3.Глава-2. Дневник И.А.Нифантова
6.Заключение
7.Использованные литература и источники
8.Приложение
Введение
«Великим перелом» назвал И.В.Сталин время конца 20- начала 30-х годов ХХ века. Именно в это время в Советском Союзе начался сталинский период модернизации. Статьи газет запестрели пугающими заголовками: «коллективизация», «индустриализация», «культурная революция». В короткие сроки осуществлялся этот грандиозный переход к индустриальному обществу, ломая привычный образ миллионов людей. Кто-то шёл за властью, кто-то выступал против. Люди несогласные с политикой государства подвергались политическим репрессиям, были осуждены и отправлены в ГУЛАГ. Преобразования затронули каждый населённый пункт: города и деревни. Не обошли эти преобразования и наши места. Интерес для исследователя всегда представляет сам ЧЕЛОВЕК, оказавшийся в центре исторических событий; его чувства, желания и поступки. Советское государство, с момента своего основания в 1917 году, начало непримиримую войну с религией, удар наносился по традиционным культурным истокам русского человека - по Русской Православной Церкви. А в годы «Великого перелома» государственной машине нужно было довершить эту борьбу, заменив веру в Бога на веру в великого и непогрешимого Вождя, религию на идеологию. Проводниками этих большевистских идей были жители страны Советов – простые труженики: крестьяне, служащие и рабочие. В деревнях проповедниками нового курса государства были избачи – руководители изб-читален, по - современному – библиотекари. Они работали под руководством районных отделов, получая там книги и инструкции по проведению агитации среди крестьян. Сегодня написано много книг по этому времени, но самым ценным источниками для исследователя являются воспоминая и дневники очевидцев тех событий.
Моя работа посвящена такому источнику - Дневнику крестьянина-бедняка Нифантова Ивана Арсентьевича. Нифантов Иван Арсеньевич родился 17 июня 1904 года в деревне Коледино Шубачской волости Кирилловского уезда. После окончания церковно – приходской школы трудился на земле, пытаясь обеспечить семью всем необходимым. Затем отслужил в РККА, службу проходил в кавалерии. Вернувшись домой Нифантов И.А., продолжал трудиться в сельском хозяйстве, затем работал на должности избача в Мунском сельсовете, десятником в леспромхозе. Принимал участие в создании колхоза в своих родных местах. Перед войной переехал с семьёй на жительство в Липин Бор, где трудился в должности бухгалтера Вашкинской Райстрахинспекции при Вашкинском Райфинотделе. С началом Великой Отечественной войны был призван по мобилизации осенью 1941 года. Вначале служил на оборонных работах в районе посёлка Ошта, Вытегорского района Вологодской области. Затемвевал на передовой в составе Карельского фронта, с боями дошёл до Норвегии, где и встретил Победу. После войны трудился на разных должностях. Умер в возрасте 82 лет.
Дневник Нифантова И.А. за период с 1929 по 1940 годы передала для изучения его дочь Стадник (Нифантова) Нина Ивановна. С её слов отец на протяжении всей жизни вёл дневник, наказывая своей жене и детям сохранить его записи как ценный источник для последующих поколений. Получив дневник, мы начали его изучение. Вначале необходимо было его прочесть, нам удалось не только прочесть весь дневник, а и перевести весь текст дневника в электронный вид с сохранением авторской грамматики и пунктуации. Сам дневник состоит из нескольких тетрадей, некоторые из них самодельные. Текст в дневнике написан с помощью карандаша и чернил. Основу дневника составляют записи автора: повседневная жизнь, работа, обучение на курсах, взаимоотношения с родственниками и односельчанами, происшествия, интимные подробности личной жизни, общественная работа. Особый интерес представляют записи о духовной жизни автора и односельчан: отношение к священнослужителям, церкви, религиозным праздникам. Главная цель моей работы ответить на вопросы: Как деревня относилась к религии в годы «Великого перелома»? Какую роль играл автор дневника в этих преобразованиях? Каков результат этих преобразований был для автора дневника?
Глава-1. Православная история Шубачской волости Кирилловского уезда
Шубачская волость Кирилловского уезда, где родился И.А.Нифантов, имела давнюю православную историю. Когда-то давно, на заре появления монашества, вероятнее всего последователи Нила Сорского основали в Кирилловских землях на Пустынном озере, что находилась северо - восточнее Белого озера, среди большого Пустынного болота Важхбатскую Пятницкую мужскую пустынь. Точной даты основания пустыни установить не удалось. Но в 17 веке она уже существовала. Вотчины пустынь не имела.
В конце 17 века в пустыни стояла деревянная Пятницкая церковь с приделами Воскресения Христова и Похвалы Пресвятой Богородицы.
Проживали в пустыне 5 монахов, кормились подаянием и своим трудами на земле. Пустынь всегда была малолюдна и бедна.
В 1764 году Важбахтская Пятницкая пустынь Вологодско-Белозерской епархии была упразднена. В основном это было связано с тем, что пустынь располагалась среди болот, в уединении от местных жителей.
После упразднения пустыни к Пятницкой Важбахтской церкви приписаны от Николаевской Шубачской церкви 40 дворов в деревнях Березник, Конево, Здыхально. Следующий этап в православии этого края связан с приходскими храмами. Они воздвигались в населённых пунктах Шубачской волости.
Николаевская Шубачская церковь находилась на северном берегу озера Святое.
В конце 17 века на погосте Шубач стояли две деревянные церкви - Николаевская и Флоро-Лаврская.
В 1804 году прихожанами построена кирпичная церковь с колокольней в одной связи. В холодном храме – главный престол святителя Николая Мирликийского, в теплом - престолы преподобного Сергия Радонежского и мучеников Флора и Лавра.
Деревни прихода за исключением трёх, названных выше и отошедших к Важбахтской церкви, располагались по речке Шубачиха (Васюково, Кашино, Перекоп) и на озерах Мелкое (Осташево, Муравьёво) и Олюшинское (Веснино), деревня Большой Двор стояла южнее озера Мелкое, на отшибе.
Прихожанам деревень Березник, Конево, Здыхально в приписную Пятницкую Важбахтскую церковь добираться было ещё хуже, чем в приходскую Николаевскую Шубачскую церковь. И через 30 лет после упразднения Важбахской пустыни Пятницкая церковь была также упразднена.
В приходе Шубачской церкви числилась одна часовня, название деревни не указано в клировых ведомостях. Вероятно, это была обращенная в часовню упраздненная Важбахтская церковь.
В 1794 году земли Пятницкой Важбахтской церкви отошли причту Покровской Мунской церкви.Покровская Мунская церковь находилась на северо-западном берегу озера Мунское.
В конце 17 века на Мунском погосте стояли две деревянные церкви - Покровская и Георгиевская.
В 1808 году прихожанами построена кирпичная церковь с колокольней в одной связи. Главный престол в холодном храме освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, престолы в теплом храме освящены во имя великомученика Георгия и великомученицы Параскевы.
Деревни Мунского прихода располагались по берегам или вблизи озера Мунское. На север от Мунского озера располагались деревни Гаврино, Коледино, Харино, Ботыгино, Лутьяново, Юрино. Деревни Гора, Червино и Естошево находились восточнее озера, деревня Гордеево - юго-западнее.
В деревнях Естошево, Лутьяново и Юрино стояли деревянные часовни.
Из 410 десятин земли, отошедших Мунской церкви от Важбахтской, сенокосы занимали 8 десятин, лес - 308 десятин (заболоченный лес – 102 десятины, лес на суходоле – 206 десятин), остальная площадь - болота. Священно- и церковнослужителям пользование этой землей радости не приносило. Дорога на Важбахту была длинна и трудна. С юга и востока (со стороны Мунского) на лошади не попасть в бывшую пустынь. Нужно было ехать на Здыхально и сворачивать у речки Кожевка на сырую дорогу, ведущую к Пустынному болоту». (1)
По воспоминаниям местной жительницы Максимовой Н.Н. особым почтеньем пользовалась часовня в честь великомученицы Параскевы (вероятно переделанная из Важхбатской Пятницкой церкви), что стояла в семи верстах от деревни Юрино на развилке дорог, соединяющих Шубач, Мунское, Коротец, Волоцкое. Сюда в престольный праздник, который по церковному календарю отмечали в последнюю пятницу июля, стекались многочисленные паломники ещё накануне, чтоб поклонится святому образу, прося у неё помощи и защиты. В Ильинскую Пятницу здесь проходил особый молебен, затем на Мунском озере сооружалась иордань, в которую погружались прихожане и паломники, надеясь на заступничество и исцеление милостью Параскевы – Пятницы. Чаще всего её призывали на помощь от лихорадки, зубной и головной боли. Параскавье народ молился от падежа скота. В честь этой святой составлены были особые молитвы, они носились на шее и считались особым оберегом от разных болезней. Параскевье произносились особые молитвы перед жатвой хлебов. Параскевья была покровительницей браков и торговли, она считалась и покровительницей воды». (2)
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Шубачская волость имела богатую историю, крепкие православные традиции. Но наша страна в начале 20 века пережила революционный бум, смену государственной власти и гражданскую войну. Многое переменилось в жизни людей. Об этом и пишет в своём дневнике И.А.Нифантов, давайте прочитаем строки его дневника.
Глава -2. Дневник И.А.Нифантова
В 1929 году автор дневника И.А.Нифантов являлся активным коммунистом, он уже состоял в рядах партии ВКП(б). Поэтому и записи относительно церкви делались с позиции коммуниста. К тому же И.А.Нифантов работал на должности избача и являлся пропагандистом нового общественного строя – социализма. Со слов дочери Н.И.Стадник (Нифантовой) отец вспоминал, что в молодости он даже батрачил на попа «за яичко», то есть почти бесплатно. Говорил об этом отец всегда пренебрежительно, как о позорном этапе его жизни.
При переводе в электронную версию дневника оказалось, что объём его составляет более 80 страниц. Автор подробно описывает свою жизнь. В этом заключается главная особенность этого источника. Автор порой ярко описывает происшествия и мелочи своей жизни. Из всей этой массы описываемых событий для своей работы мы взяли лишь записи, так или иначе относящиеся к религиозной жизни и крутым переменам в вашкинских деревнях.
Дневник начинается с записи 11 марта 1929 года:
«Не рано утром я пошёл домой на Масленку, ночью выпало снегу на 6 вершков. Была скверная погода, дул холодный ветер и малость со снегом, дошёл до Лупсарской Поповки, я решил (утомился) попить чаю, зашёл к попу, того дома не было. Попадья согрела самовар. К чаю поспел гражданин с Унжи, попили чаю вместе с ним, пришли на Унжу, время - стало темнеть и я сильно устал. Гражданин пригласил ночевать и я ночевал. Вечером напоили чаем, ужинали и утром пил тоже чай…»
13 марта И.А.Нифантов дошёл до своего дома в деревне Коледино: «При приходе я почувствовал какую то радость на душе. Как будто меня чем-то очень хорошим подарили».
Как же описывается сам праздник Масленицы, вот что читаем дальше:
«14 марта. Погода была холодная, дул ветер с севера. Весь день провёл в беседе с братьями.
15 марта. Ходили вместе с Кириллом и Аркадием в лавку ( купил трески 1 килограмм). Председатель дал поручение провести собрание дома земобществом. Из лавки вместе с Дутышевым Александром через Каледину прошли в Юрьиу. Вечером в Юрино Березин тоже проводил собрание, ходили и мы с Александром. Вечером долго сидел у Арсения и вели товарищескую беседу. Ночевал у Дутышева, легли спать и долго ещё говорили о прошлом и о настоящем времени.
16 марта. Утром встали не рано, попив чаю, долго вели товарищескую беседу. Позвал Александр в гости, но он не пошёл, сходил погреться к Льву Григорьевичу и пошёл домой, дома проводил собрание по вопросу о посевной компании. В гости пришли Яков и Мария, у Аркадия сват Николай. Вина у меня куплена мамой одна бутылка. Но и одной не выпили всей. Вечером опять ходил в Юрину посидел у Арсения, его дома не было, молодёжь играла в карты ( в деньги). Дутышева не видел тоже, побеседовать было не с кем и даже соскучал. Решил сходить в Лутьянову к дяде Александру на беседу, придя к его дому я услышал гармошку, в избе был Егоров Сергей Фёдорович, дядя был дома. Кирилл спал пьяный. Лев Григорьевич тоже весёлый, самовар на столе, сразу меня посадили за чай и предлагали вина, но отказался, дядя тоже весёлый. Посидев немного Сергей Егоров заснул, Лев ушёл домой и дядя сидя заснул тоже ( я ушёл). Вышел на улицу, не знаю куда идти – поразмышляв малость, услышал голос в Поповке, решил идти туда. Был танцевальный вечер. Но я удовольствия никакого не получил, гармошки не было хорошей. (Арсения Гавриловича) и я к ночи ушёл домой.
17 марта. Утром не рано с Василием ходили в Есташеву. Придя в деревню на улице было мёртво, посидели у Логина, погрелись. На улице набралось много народу. Посмотрев немного, пошёл в Червину, пообедал, попил пива. Все пошли с народом где был танцевальный вечер. Где удовольствия я тоже не имел, после вечера сходив домой и опять вернулся в Попову где и ждал приезда Федотова, нужно ехать в Вашки на районный съезд» (3)
Следующая запись касается опять взаимоотношениям со священником:
«31 марта. Утром чай и днём чай. Ходил в Попову, заходил к попу, пил чай пришёл очень поздно ночевал на квартире Пав(лова). Днём спорил с председателем сельского совета, ему не понравилось, я сказал, что протоколы проводимой работы по линии избы – читальни должны быть у меня, а у вас по линии советской. Он говорит. Что мы, что сделаем, а вы буде это только учитывать и давать сведения в Р.И.К. Как будто ты всё и делаешь (такого человека по-моему убить мало) и указывал на недостатки моей работы, которые зависят большей частью от его (паразит)» (4)
Автор дневника старается подвести итог прожитому и делает вывод в записях после марта 1929 года:
«Вывод: Почти весь месяц провёл в беспокойной жизни. Ходил домой на Масляницу. Но удовольствия особенного не получил, ходил из дому на Райсъезд и вернулся на место службы 26 марта».(5)
Видимо в апреле И.А.Нифантов оставляет должность избача и записывает об этом в дневнике: «3 мая. Мне дали в Р.К. выговор за то, что ушёл с работы избача. Домой вернулись вместе, пока ходил в Вашки Дмитрий сшил сапоги, за что взял 6 рублей). (6)
Интересно описание автором празднования религиозных праздников в деревне в то время:
«4 мая. Страстная суббота, ходил в Попову, всю ночь просидел в нардоме, особенно ничего не было.
6 мая. (Егорий) ставили спектакль.
11 май. Весь праздник Пасхи провёл без интересно.
12. Вербное воскресение. Сеял овёс, пахал Сафонов Яков, сеял первый никто ещё сеять не начал, ходил на пенник».(7)
Нужно сказать, что автор был из бедняцкой семьи, рано потерял отца. Семья бедствовала и хорошей одежды крестьяне не имели, о чём с сожалением и пишет автор, пропустивший церковный праздник:
«22 мая. День Николы с утра до 10 часов ни чего не делал, хотел идти в гости, но не было хорошей одежды, до 12 часов дотесал на сарае стены, а с обеда наколол дров к овину, брат Аркадий досеял овёс, всего высеял 6 1\3». (8)
В заключение месяца И.А.Нифантов делает замечание по своему образу жизни:
«Замечание: Несмотря на то, что дома давно не жил и было желание погулять, но возможностей не имел и жил, хотя и дома, но удовольствий в домашней жизни никаких не имел. Чтоб гулять не имел хорошей одежды и товарищей себе (все женились), да и годы стали уходить. Размышляя об этих обстоятельствах я решил: во чтобы то ни стало в будущую зиму в первую очередь приобрести себе гармонь и одежду. Видя то, как брат Егор и другие в весеннее время бьют зайцей и прочее (поджаривая). А я не имею такой возможности. Пришёл к заключению к будущей весне приобрести хотя какое ручьё чтобы было чем заняться свободное время». (9)
Вот как описывает автор праздник Вознесения Господня:
«13 июня. День был праздничный «Вознесенье». Но работали весь день. Чувствовал себя нормально, но боль в плечах ощущалась. Во весь день прошли 31 рез. Вечером из Червины приходил сват Сергей звал Аркадия на мировую. (12 Егор увёл Шуру самоходкой. Но я никуда не ходил, гулянье было в Легкове». (10) В этот и последующие дни И.А.Нифантов помогает строить дом своему брату Аркадию и выпиливает доски из брёвен. Кроме этого он подрабатывает и у других односельчан и получает за это деньги и продукты: «…15 июня. В этот день кончили пилить у Кира и перешли к Петру Ивановичу (У Кира прошли 5 резов). Всего было пройдено 109 резов по 1 1\2 ф. 3 п. ржи и 7рублей 25 копеек денег. У Петра прошли 14 резов, было поряженнось по 2 ф. пшеницы с реза или 3 ф. ржи».(11)
Далее идёт опять описание празднование церковных праздников в деревнях:
«23 июня. Весь день пилил (доски) с братом, накануне Троицы.
24 июня. С утра ходил в сельский совет. Вечером ходил в Легкову на гулянье. Но особенного ничего не было. Молодёжи было мало, и молодёжь гуляньем особо не интересуется. Кавалеры с барышнями не гуляют, домой пришёл ещё рано, удовольствий никаких не получил.
24 июня. Рано с утра с братом Василием пошли к празднику «Духов день» на Конёво, народу было очень много, наша молодёжь была почти вся. Но с барышнями из наших никто не гулял. Удовольствия тоже никакого не получил, время провёл бесцельно. Домой пришёл уже стало светать».(12)
Описание следующего праздника: «7июля. До 12 часов ставил сеновал, а с 12 ходил в Шавчу к празднику «Иванов день». Были не очень долго против горки удовольствий никаких не получил, гулял без цели».(13)
Из истории Шубачского и Мунского края мы знаем, что главный праздник в тех краях Ильинская Пятница. Автор описывает подготовку к празднику и сам праздник: «12 июля. Ночь всю ехал, дороги были слишком плохие, приехал уже утром часов в 5, сдал работу на мельницу и сам ходил в Вашки в кредитное товарищество, получил ссуду 35 рублей на обработку земли. И вынял из сберкассы 8 рублей (2 рубля оставил). Купил к пятнице Ильинской вина 2-е сороковки по 80 копеек =1 рубль 60 копеек. Придя из Вашек, рожь ещё была не смолочена (овса не взяли совсем) мололи через очередь. Я очень обиделся и по окончании смолол мне. Домой поехал уже стало светать…
24 июля. Погода была плохая, весь день готовился к празднику пятницы, производил уборку, молол и прочее.
25 июля. Накануне пятницы до 12 часов ничего не делал, отдыхал, с 12 часов в Юрину, где собралось много народу. Особенно интересного ничего не получилось. Не много (посидел) у Дутышева Александра, потом пошёл дождь. И я зашёл к зятю Якову в гости, вина не пил, (пива не было). Дождь лил до самой ночи. Я взял у Дутышева плащ и с дядей Дмитрием Рябжовским – вместе пришли домой. Гостей никого более не было – самовар был готов, попили чаю, легли спать. На гулянье идти я не решился, так как был большой дождь и чувствовал себя не особенно хорошо. Ночью уже под утро проснулся, было ясно – светло. Решился идти на гулянье в Ботыгину. Придя в Ботыгину встретил племянника Фёдора, с которым гулял всё время.
26 июля. День «Пятницы» (Ильинской) придя с гулянья уже было светло – лёг спать. Проснувшись чрез три часа, угостив гостей, пошёл в Попову, где было много народу (но по сравнению с прошлыми годами было меньше). Пришёл уже вечером, угостив гостей, уехали домой, я лёг спать, отдохнув, вечером ходил в Легкову на гулянье, пришёл поздно».(14)
Описывается в дневнике и влияние преобразований в деревне. Религиозные праздники стали заменяться собраниями для населения: «2 август. День праздника «Ильин день» мне было поручено провести в деревне Гаврилово рано утром собрание, но я опоздал, идя на Гридино, мне попали встречу Андреев Семён и Гречков Ксенофонт последние сказали, что в деревне никого не осталось, ушли по ягоды. Мне пришлось вернуться в сельский совет и сказал Евгеньеву, что люди ушли рано, и я не застал. В сельском совете был не долго вернулся домой, сходил на речку вымылся словно как в бане (бани у меня не было) Придя с речки в дом, у меня был мой товарищ Дутышев, который пришёл, у него была дана шить рубашка у моей сестры Анны. Попив вместе чаю, одевшись, пошли в деревню Евсташево где было много молодёжи. Особенного удовольствия на гуляньи не получил, так как ни с кем не гулял».(15) Из дневника видно, как меняется отношение народа к религиозным праздникам, автора теперь в праздниках интересует только «гуляние»: «19 августа. День Спаса. Утром рано молотил и убирал. Аркадия по окончании молотьбы навозил своей ржи и насадил – привёз копну сена из Шапировы и высушил и лёг спать. Пришёл Дутышев, с которым вместе пошли в Шалгу на гулянье. Из Шалги пришли, стало светать».(16)
В начале октября 1929 года, после сбора урожая автор дневника, теперь простой сельский житель подводит горький итог своей работе на земле: «...Создалось такое впечатление, что в сельском хозяйстве работать нецелесообразно.
Доход меньше, чем бы мог получить на службе. Сей год много вымолочено:
Ржи – 2 центнера и 2 кг. Или 14 мер.
Овса – 35 мер.
Ячменя – 9 мер.
Считать всё по твёрдым ценам, это максимум как на 100 рублей. А на службе избача мог бы получить 40 рублей в месяц, годом 480 рублей».(17)
После таких выводов И.А.Нифантов устроился работать в лесхоз: «21 октября. На 18 ходил в Вашки вызывали на партийное собрание, но собрание не состоялось, не было из округа уполномоченного. На райпарт – активе обсуждали список служащих в леспромхоз, я подал заявление и меня приняли. Прораб Миронов велел приходить до 24 –го в Роксому на место службы. Сего дня хотел идти, но очень скверная погода». (18)
И.А.Нифантов работает на новом месте работы, но его всё время тянет домой. Записи 1930 года начинаются с описания праздника Рождества Христова. «1-30 январь. На Рождество ходил (домой), был спектакль, где особого удовольствия не получил. Весь месяц жил по – старому, иногда вечером ходил на беседу, первое время малость стали интересовать барышни, а потом бросил ходить, боясь, что больше заинтересуют, и более стало ходить неохота».(19)
Знаменательные записи сделаны за февраль 1930 года: «1-28 Февраля. В первых числах было характерно то, что была в гостях у Иванова Егора своячка из Вашек Маруся, и я очень ею заинтересовался, она была согласна в первый вечер гулять, а на второй не хотела даже вместе идти, после этого я долгонько сожалел, что не удалось ещё проводить с ней вечор. За последнее время у нас в сельском совете весь сельсовет организовался в колхоз. Граждане постановили церковь закрыть и передать в колхоз. Мне приходилось немало проводить собраний о колхозе, мужики категорически заявляли, что убейте в колхоз не пойдём. Но когда организовалось несколько деревень, то граждане, которые отказывались, говорили, что бейте не пойдём, все записались» (20)
Великий перелом в государстве коснулся не только крестьян, но и рабочих:
«1-2 марта. Дни Масленицы, ранее всё думал, что пойду домой. Но было очень строго. Даже из рабочих все работали, а в понедельник и во вторник праздновали.
3-4 марта. В эти дни я ходил домой, 2-го вечером уже поздно пришёл домой. В Юрине зашёл к зятю Якову, где было много мужиков в гостях, сидели все за столом – за чаем и меня сразу же посадили за стол. Все рассказывали как организовались и т.д. были не довольны тем, что служащие (я, Березин Ар.Сав., инструктор мельниц Ефремов Гр. Т. Счетовод в кредитной) организовали колхоз, а сами жить не хотят в колхозе и т.д. Придя домой все спали. На другой день утром, ещё спал, пришли на беседу ко мне брат Аркадий и Егор долго беседовали. Вечером был на собрании колхоза. Решили вопрос о сборе задатков на трактор и прочее к вопросу всё же отнеслись хорошо, настроение у всех удовлетворительное…
16 марта. Весь день на квартире читал газеты, днём на собрание о лесозаготовках и разъяснении статьи товарища Сталина, головокружение от успехов». (21)
Далее И.А.Нифантов описывает своё обучение на курсах:«9 августа. Находясь на службе десятника в Роксомском У.Л.П.Х.в момент сплавных работ 20 мая был откомандирован на курсы младших десятников в город Белозерск на три месяца. На курсы должен явиться 15 мая и через Конёвский Л.П.Х. до последнего пришлось идти двое суток и там жить одни сутки. На курсы прибыл 23 мая в 1 час дня. На курсах находился до 15 августа».(22)
Автор дневника сам того не осознавая, даёт нам картину церковных праздников по деревням бывшей Шубачской волости, а теперь Вашкинского района, у каждой деревни свой праздник: «29 августа. На Волоцком праздник Спасов день. Хотя поздно вечером, но я решил идти праздновать на Волоцкое и вместе с сестрой Анной прямо через Прилук лесом шли на Волоцкое. Придя на Рябжево было уже темно. Гулянье было в Торопунино. Григория дома не было, был на гулянии. Немного посидев, пошёл в другую избу спать, но выйдя на улицу встретил Григория и много молодёжи своих барышней, с последними малость прошёлся по улице…
30 августа. Встав вместе со всеми, я встретил опять понравившуюся барышню, последняя казалась мне ещё лучше, милее. Попив чай, мы вместе все вышли на улицу и присоединились к гуляющей молодёжи. Затем сплясав деревенскую с понравившейся девочкой, стал гулять с ней по деревне, последняя ещё более мне понравилась и вместе двое пошли на гуляние в Торопунино. Весь день и с большим интересом я провёл с ней сидя в поле и немного гуляя в деревне. Под вечер она не желая отстать от своих ушла вместе домой, и я проводив её домой до Рябжева, вернулся уже темно…
31 августа. В Шубаче праздник «Фролов день». Встав утром рано, попив чаю, позавтракав, хотел идти в Шубач, но не было товарищей. Затем часов в 9 дня вместе с сестрой Агафьей и Шубачскими кавалерами прямо в Большой Двор пошли. Придя к реке в Осташёво стали переезжать через реку, перевозить прибежали мои племянки Людмила и Лидия, а затем немного не дойдя до деревни нам навстречу Конёвский Дмитрий Трифанов, будучи в гостях у Дмитрия. При встрече сказал, идите скорей, мы вас ждём за столом, чай простынет. В гостях с Мунского был Яков с Марьей и моя мать…»(23)
Опять автор дневника далеко от дома, на работе в лесхозе, но вспоминает, что: «14 сентября. Дома праздник «Семянов день». (24) Но его тянет домой, там знакомая девушка и он едет домой, несмотря на все запреты: «8 октябрь. В Шубаче праздник «Сергий» и я имел желание быть в Шубаче и видеть свою знакомую ( Юсурам Унвороткив из ывошатсо - Марусю Викторовну из Осташковы). Рано утром собрался, пошёл до зятя Якова, придя он говорит отдумал ехать в гости так как снег: на санях нельзя и на телеге. Наконец попив чаю, а вместе пива и вина, подняв настроение и вместе в братом Сергеем решили ехать верхом в гости. Тут же неожиданно собралась наша молодёжь: (В Шубач) наш Василий, Арсений, Иван Березин, моя сестра Анна, Настасья, Сергей и другие. С хорошим настроением все вместе двинули в Шубач, дорогу прошли скоро. Я зашёл к зятю Василию, гостей было немного: его брат Ганя и другие уже весёлые. Я весь праздник не был особенно пьян. Вечором был на спектакле, там встретил своих знакомых барышней …» (24)
Затем И.А.Нифантов возвращается на место своей работы, но и тут тоже празднуют религиозные праздники: «11 октября. Второй день праздника (на Каменном Бору) Изосимова дня. Днём малость выпил и ходил на гулянье за 0,5 километра в деревню Панино, где было много молодёжи. Встретил с Мунского Александра Мак. Из Лутьянова (у сестры в гостях). Вместе зашли к его сестре, зять его меня хорошо угостил (пиво и вино). Затем весь день гулял, особо понравившейся я не нашёл и малость погулял с одной. Все барышни мною восторгались…»(25) Работая на должности И.А.Нифантову было не до праздников, он пишет об этом с сожалением: «7 декабря. …Имел большое желание домой, но старший десятник не отпускал, дома не бывал уже два месяца и на Егорьев день очень хотелось» (26)
Не выдержав отрыва от дома, И.А. Нифантов сбегает с рабочего места: «12-31 декабря. В день праздника «Николы» несмотря на то, что старший десятник домой не отпускал, я решил идти без разрешения домой, взяв у младшего десятника расписку, что он за меня в дни моего отсутствия выполнит все обязанности возложенные на меня, неся полную ответственность. До Вашкпана вёз меня один знакомый, а из Вашпана решил идти в Осташеву там для меня было более интересно, имел там знакомую и зная, что кто ли есть с дому в гостях. Придя в Осташеву встретил там зятя Якова с сестрой Марьей и братом Кириллом, попив вместе пива, чаю и побеседовав ( я был очень рад своим так как давно не видел) в квартиру зашли барышни и моя знакомая, затем скоро ушли в нардом, имея желание видеть знакомую, догнав дорогой, всю дорогу шёл вместе, но знакомая была недовольна мною, что не всегда подхожу и говорю про неё не хорошее, но я всю дорогу уверял её в своей любви и т.д. Придя в нардом, я с ней разошёлся и более не подходил, так как решил никогда не подходить ибо характером с ней мы были не сходны, она очень бойкая и ревнивая, верит всяким сплетням и т.д. ночевав на Березнике, вернулся обратно на место. За уход ничего не было. До последних дней декабря жил без изменения. В конце декабря приехав на пункт зав. Уч.Л.П.Х. меня поставил старшим десятником пункта, но мне очень не хотелось и на 2-й день я решил съездить в кантору с отказом от службы старшего десятника, взяв справку от медфельдшера о том, что не позволяет здоровье быть на этой работе, но заведующий ничего не принял и приказал принимать дела, каковые и пришлось принять.
Примечание: В этот год была платная трудповинность на лесозаготовительных работах. По Вашкинскому району было коллективизировано 6%. Паёк получали 16 килограммов ржаной муки, махорки 0,4 килограмма, сахару 0,5 килограммов, рыбы 1,6 килограммов. Этого пайка было недостаточно. Зарплату получал 75 рублей, на содержание 30 рублей. Купить в лавках нечего, только по ордерам и давали пустяки. Крестьянство очень недовольно политикой власти. От политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества был переход к политике ликвидации как класса на основе сплошной коллективизации». (27)
В феврале 1931 года И.А.Нифантов уехал на сплавные курсы в город Ораниенбаум. Курсы были двухмесячные. После курсов он работает в Шольском районе. Возвращается домой только в мае 1931 года: «12 мая. …Домой пришёл под вечер. Был очень рад, что попал домой и вижу своих родных и знакомых. Вечером долго беседовал со своими родным». (28) Дальше в дневнике появляется видимо самая страшная запись о полном отречении его от православия: «17 мая. Ко мне зашёл Дутышев и вместе пошли в Вашки. Дойдя до Волоцкого встретили Ефремова и вместе трое пошли в Вашки. На Рябжеве зашли к Дмитрию у меня был 1 литр вина, выпили изрядно, так что Ефремов и Дутышев развязали свои языки и шли всю дорогу, с жаром разговаривая. Дойдя до часовни в Глухарёвском поле, сели отдохнуть, Ефремов выломил дверь и взяв две иконы стал ломать, но изломать не мог и хотел зажечь, но я не дал. Иконы захватили с собой и у моста их я разбил и разбросал в разные стороны…»(29) Религиозные праздники постепенно стали для автора дневника простым развлечением: «22 мая. День праздника «Николы». Ходил в Шубач на гулянье и в гости на Березник. Но особого удовольствия не получил. Гулял, вернее, провёл 1\2 времени с барышнями…
28-31 мая. День «Троицы». Утром встал не рано, оделся и ходил в сельский совет. Пришли вместе с зятем Яковом и выпили двое чуть один литр. Яков не мог идти домой и лёг спать. Ходил гулять, но ничего не нашёл, нигде гулянья не было.
1 июня. Праздник «Духов день». Утром встал не рано. Придя в Юрину, молодёжь ещё не ушла, и я вместе со всеми пошёл в Шубач. Дорогой было весело, три раза отдыхали и раз плясали. Придя на гулянье встретил своих сестёр и знакомых, погодя немного сходил пообедать к сестре Вере. Днём гулял с Марусей и почти всё провёл с ней…Разошлись уже утром.
2 июня. Придя с гулянья утром, лёг спать и спал чуть не 12 часов. Попил чаю, пошёл домой. Но наших уже никого не было. Молодёжи было очень мало, но я заинтересовался и посидел на брёвнах, смотря на молодёжь. Затем встретил Егора брата и Ефремова Николая, с которым и пришёл вместе домой».(30) Теперь И.А.Нифантов желает остаться дома и всеми силами стремиться уйти с должности в леспромхозе, о чём и пишет в дневнике: «Примечание: Имея отпуск до 25 мая, но жил дольше потому что очень не нравилась служба – надоела и был намерен жить дома до последней возможности. Будучи на Николу в Шубаче ходил к фельдшеру и он дал мне освобождение на 5 дней. О духове дне также ходил, но фельдшер болел, и я решил всё же не ехать и добыть хотя каким ли путём оправдательные документы. В этом отношении было очень строго, за прогул 3-х дней отдавали под суд, но я что-то жил без особой боязни и думал жить ещё, не чувствуя никакой болезни. Весь этот месяц жил очень хорошо, работал очень мало и сколько хотел. По воскресениям ходил в Попову и беседовал с товарищами, вечерами также иногда выходил на прогулку в другую деревню» (31)
Мечта его сбылась, он становится вновь избачом и жизнь его резко меняется в лучшую сторону, государство заинтересовано в утверждении колхозного строя в деревне и опирается в этом на местных жителей: «1-31 июля. Ещё в июне, желая остаться дома и не идти более не куда на службу, мною было подано заявление в РК ВКП(б) с просьбой оставить меня на работе в колхозе и я получив ответ, что РК согласен и я будучи в последних июня в РК меня направили на работу в свой сельский совет в качестве избача. Я сразу же взяв библиотеку и приехав домой стал переезжать со всей семьёй в Ботыгину в дом выселенного кулака Соломатина Фёдора Дмитриевича. С тех соображений, что я был членом Ботыгинского колхоза, и туда ежедневно сестре Анне приходилось ходить работать, что очень и затрудняло к тому, кроме этого помещения под избу- читальню не находилось. Помещение хорошее, ехать туда моей матери очень не хотелось, а переезжать со скотиной было плоховато. Но всё же переехали и жить было очень хорошо: я особенно ничего не делал, косил всего за лето 0,5 дня. Утром вставал в 9-10 часов, днём ходил прогуляться до сельского совета в Попову и на озеро купаться с товарищем Дутышевым Александром и другими, более особенно ничего не делал. Чувствовал себя хорошо, и настроение было хорошее. Гулять особенно не гулял, а лишь отчасти с небольшим желанием с Соломатиной Полинарьей Яковлевной, но и с той узнав её, что слишком стала требовать много уважения, я подойдя последний раз в день «Пятницы» …распрощался с ней, сказав определённо, что более на вас и не посмотрю, не бойся. И более не подходил и не смотрел.
1-31 августа Жил ещё лучше чем в июле, так как ночи были подлиннее и вечером можно было ходить гулять, молодёжи всегда немного хотя, но собиралось. Гулять я особенно не имел желания с барышнями и гулял и гулял очень мало с барышней Сергеевой Александрой из деревни Гаврино, но интересу к ней ни чуть не имел…Чувствовал себя жизнерадостно и жил так, как никогда, одежды у меня было достаточно: имел -1 осеннее пальто, два летних хороших костюма и костюм юнг – штурма – 4 рубля, футболка – 4 рубля, новых привёз из Ленинграда, 4 сетки и 3 стар. Кепок – 3 штуки, 2 пары ботинок и 2 галош, сапоги хорошие» (32) За работу избача автор дневника берётся с новыми силами, эта работа ему нравится: «1-30 сентября. Этот месяц приходилось работать и ходить по деревням и проводить собрания с различными вопросами. Но особенно не затрудняло, к работе имел большой интерес. С 20 числа до 20 октября был в городе Белозерске на курсах, где жил плоше там, что-то что то ничего особо не интересовало, но в общем было не особо и плохо.
1-31 октября. До 20-е был в Белозерске на курсах, а с 20 по-прежнему жил дома и жил хорошо. Провёл соответствующую подготовку к дню 14 –й годовщины Октября.
1-31 ноября. Жил без особых изменений, только уже был занят делом, и не приходилось вечером особо думать о гуляньи. Праздник 7-го ноября провёл очень хорошо. Днём по деревне манифестация и в Ботыгине пришли изо всех 4 колхозов в организованном порядке, а также и единоличники. На митинге собралось много народу, была сделана трибуна, откуда я скал перед открытием речь, и затем приветствия от разных организаций. А после митинга пошли в нардом, где провели торжественное заседание с постановкой доклада и приветствия, а после этого спектакль, чтоб не ходить публике и вновь не приходить организовали чаепитие.
Школа у нас была 1-й год, двух комплектная и было 2-е учительницы. Анхимова Евгения Владимировна с Волоцкого сельсовета, женатая, лет 35. И Огородникова Мария Алексеевна с Островского сельсовета, холостая, 17 лет, здоровая, красивая девица». (33)
Автор с радостью подводит итог прожитому 1931 году: «Примечание: В этом году имели по сельским советам 60% коллективных хозяйств (1-й год). Первыми вступили с весны и 1\2 Евсташево и 1\2 в Ботыгино, а июле полностью Юрино, Лутьяново и Коледино. Посевы были яровые и озимые обобществлены в Ботыгинском только, а в других только яровые. У меня в этот год было ржи боле всех годов и пшеницы. Ржи намолотили колхозом 53 пуда, а пшеницы 15 пудов. Скот обобществили, оставив по 1 корове и овце, я же отдал быка на 4 пуда, не менее, нетель такую же и 2-х ягнёнков (больших). А потом купил себе на мясо быка на 4 пуда за 50 рублей – кожа обратно». (34) Вначале 1932 года И.А.Нифантов налаживает свою личную жизнь, дневник рассказывает о любовных отношениях с будущей женой и женитьбе.
В июне 1932 года он едет на курсы пропагандистов в Детское Село. Но в декабре 1932 года над И.А.Нифантовым стали сгущаться тучи, раскулачивание продолжалось, в этот процесс был втянут и избач, его срочно вызывают в райцентр село Вашки: «13 декабря. До 12 часов был в дороге до Вашек. Вечером стали меня обвинять якобы с моей стороны были допущены ошибки, вернее умышленно давались твёрдые задания бедноте, а зажиточные освобождались потому что был зажим бедноты, покупались кулацкие вещи с торгов и пр. Глава Г.П.У. выступил, что надо отдать под суд, а Румянцев что я якобы сам зажиточный и т.д. Всё это получилось лишь потому что я 29 ноября на пленуме сельского совета выступил и отметил недостатки Р.К.С. – то есть Румянцева и ЛПХ – Филичева, последние подали заявление в РКК и РКИ, не разобравшись, да они и веря Румянцеву не хотели разбираться и стояли все РКК и другие на защите интересов Рямянцева, так как он был ко всем главарям ближе, все и они сжились.
16 декабря. Вечером была собрана вся масса сельского совета, где КК - Егоров В.И. и РПУ – Фёдоровским были почистка меня. Было дано мне слово, что я мог сказать в оправдание. После меня выступил Егоров и Фёдоровский, обвиняли. Масса вся долго молчала, когда стали спрашивать, исключить из партии или оставить, то некоторые и большинство говорили оставить, а некоторые как Мурашев Т.М. и Тиханов Тимофей настаивали исключить. Было решено дать выговор с предупреждением. И снять с работы секретаря партгруппы.
16-31 декабря. Я чувствовал себя как-то лучше, так как лишняя работа и ответственность были сняты. Но зная всё мошенничество таких коммунистов как из РКК, создалось у меня очень нехорошее впечатление. Не считая себя виноватым я более оправдываться не мыслил, так как оправдываются не потому что ты прав, поскольку обвинили не потому что виноват. Махаю на всё рукой.
Выводы: Данный мне выговор поразил меня, и партия этим оттолкнула меня от себя, я не стал так смотреть на партию как ранее. Хотя я решил весь этот год жил не особо плохо. Правда, зимой было трудно, но зато летом мне жилось хорошо, особенно когда я был на курсах в Детском, приехав оттуда я был настолько здоров, и полный каким не был с 1926 года, да и ранее едва ли был, даже и нервности особой не чувствовал. Но поработав 1-2 месяца, стал по-прежнему». (35)
В 1933 году И.А.Нифантов работает избачом, он проводит собрания, разъясняя населению политику государства в отношении деревни. Но и тут в деревне его пытаются снять с работы избача, и в конце концов добиваются своего: «4 марта. Днём разная работа в избе – читальне, а вечером доклад на отчётном собрании сельского совета в Ботыгине до 12 ночи.
5 марта. Воскресенье – день отдыха. Колол дрова, возил в баню воду с озера и ходил в баню мылся. Вечером собрание в «Орле», делал доклад.
6 марта. Понедельник – днём готовился, а вечером проводил занятия. День нерабочий – день образования Коминтерна – 14 годовщина.
7 марта.Днём готовился к докладу на торжественном заседании в честь праздника 8 марта, но взялся провести и председатель сельского совета и вечером был дома.
8 марта. Днём работал с газетой и повесил лозунги к дню 8 марта, а вечером собирал торжественное заседание, но 9 женщин, провёл беседу. Ночью до 3 часов с 12 ночи ездил на пожар в Червину.
9 марта. Днём прорабатывал полученные планы и директивы. Вечером на отчётном собрании в колхозе «Новый» доклад, сидел до 3 часов.
10 марта. Днём составлял производственный план на год, вечером дома.
11 марта. Днём работал с планами и допрашивал председатель Р.К.К. Р.К.И. Егоров по делу председателя сельского совета Прохорова и своему с Соломатиным Ф.Е., а вечером собрание всего сельского совета и чистка меня из партии по предложению Егорова исключить и с избачей снять.
11 марта. Днём составлял план, а вечером собрание бюро жалоб и всей массы, хотя моё дело не разбиралось, но председатель Р.К.К. Р.К.И. предложил снять меня с работы избача и передать в Р.К.К., но я отказался, и принёс партбилет.
12 марта. Воскресенье – весь день был в избе – читальне.
13 марта. Весь день в избе – читальне сдавал дела счетоводу сельсовета». (36)
После того как И.А.Нифантова снимают со всех должностей, он становится простым сельским жителем – колхозником. И тут впервые автор дневника записывает: «14-15 апреля… ночью ходил в сельский совет, заходил в церковь ко всенощной.
16 апреля. День Пасхи – днём ходил в Попову с женою, но был недолго, ушли домой. Была в гостях сестра Агафья, а вечером пришёл ещё зять Алексей и долго сидели.
Замечания: Работая это время физически, я стал чувствовать себя лучше, крепче и настроение стало хорошее. Никакой ответственности и ничего не чувствовал».(37) В записях есть ещё одно упоминание о религиозном празднике: «6 мая. Праздник Егорий – весь день никуда не ходил, гостей долго не было, затем пришла сестра Анна и я послал письмо в Юрину зятю Якову и Николаю Тимофеевичу с просьбой, они очень скоро пришли, в этот момент я был у брата Аркадия, меня тоже созвали, сидел за столом и выпил стопку вина и два стакана пива, был в веселом настроении. У меня было на праздник куплено 1 литр вина и 1 горшок пива, поджарено мяса, сахар, чай был. С гостями за столом я сидел до вечера, беседую по различным вопросам. Вечером никуда не ходил и был в нардоме.
7 мая. Гостей кроме сестры Анны и Рябжеской Натальи никого не было, но и эти ушли рано. У меня ещё было чуть не 0,5 вина. Зная, что пришёл домой на праздник Дутышев Ал. Ник. Я послал ему письмо с просьбой в гости (он сидел в Тиминским председателем сельского совета). И он пришёл уже под вечер. До его я со своей женой спал два часа, и наносили коню сена по 13 килограмм в сутки на 7 суток. Попили чаю, и закусив, долго сидели вдвоём».(36) Обращает внимание вывод сделанный И.А.Нифантовым за прожитый месяц июнь 1933 года: «Вывод: В этом месяцу производил следующие работы: ездил в Белозерск, отработал на дороге шестидневник. Рубил подсеку, работал по очистке делянки 3 дня и ряд мелких работ. В этот месяц имел несчастный случай – срубил себе ногу. Особенно во второй половине не проходило дня, чтоб не было кого с променом на хлеб всяких товаров. У нас более выменивал Егор, выменял пальто, ботинки, валенки с галошами, брюки, разных платков штук 8, кое какой инструмент, Александр – ботинки жене и себе, одеяло».(37) И последняя запись о религиозном празднике в дневнике за 1933 год: «12 июля. Среда – Петров день. Встал рано и убирал привезенное сухое в сеновал сено, убрал 5 телег и взялся один ещё за день высушить и убрать 7 телег, что и делал с помощью жены. Особой устали не чувствовал». (38)
В 1933 году записи в дневнике прерываются. Далее сохранились записи только за 1938 -1940 годы. Теперь в жизни И.А.Нифантова многое изменилось, он переехал на место жительства в село Липин Бор и свой следующий дневник он начинает такими словами: «1938 год. Ноябрь. Настоящий дневник предназначен для записи основных работ ежедневно, с 7 – го ноября 1938 года, то есть с XXI годовщины октябрьской социалистической революции Нифантовым Иваном Арсеньевичем. Родился в 1904 году 17 июня в Мунском сельсовете деревня Коледино Вашкинского района. Начиная вести настоящий дневник, нахожусь на работе бухгалтера Вашкинской Райстрахинспекции при Вашкинском Райфинотделе. В прошлом 1937 году с 13 мая по 11 июня проходил курсы бухгалтеров по Госстрахованию при Ленинградском Финансово – Экономическом техникуме. До 1 – го января сего года вёл учёт по старым формам учёта и только по приходу страхплатежей. Вёл лицевые счета на всех страхователей района, то есть на 128 колхозов и около 4000 колхозников и единоличников.
С 1-го января учёт по двойной системе \американка\ и свой баланс. Всего 11 балансовых счетов из них 3 счета в Госбанке.
Работа нравилась, но работать было трудно. Нужно было так много вести лицевых счетов, очень трудно было успеть в срок составить своды всех счетов и уточнить их. Но с 1-го августа лицевые счета ведут налоговые агенты и работать стало лучше».(37) В последующих записях мы не найдём уже ни одной записи о религиозных праздниках. Такое ощущение, что эти дневники вёл совершенно иной человек. Это был уже сформировавшийся человек, с ответственностью исполняющий свою работу. В основным, эти дневники описывают его работу в должности бухгалтера Вашкинской Райстрахинспекции при Вашкинском Райфинотделе. Работа была напряжённой, иногда без выходных дней, И.А,Нифантову даже приходилось спать на рабочем месте. За это время в дневнике описывается празднование только советских праздников. Теперь государство уже завершило «великий перелом» в сознании советских людей, вытравив почти полностью веру в бога, заменив её советской идеологией. Если и теплилась вера в Бога в душах людей, то она надёжно скрывалась от всевидящего государственного ока. Тоталитарное государство зорко следило за духовной жизнью своих граждан.
Заключение
На сегодняшний день все бывшие храмы Шубачской волости разрушены. Но были заново построены: часовня в честь Параскевы - Пятницы на Мунском и храм Николая Чудотворца в Роксоме. Время разрушения православных святынь закончилось, началось их всемерное возрождение на Российской земле.
В начале 20 века революционный дурман накрыл всю Россию, государственные проблемы, вызванные в основном тягостью Первой мировой воины, обществу не удалось решить мирным путём. В ходе революции произошла смена власти. Большевики не только уничтожали монархические порядки, они взялись за борьбу с религией, объявив атеизм своим мечом против Русской православной церкви. Уничтожались храмы и монастыри, изгонялись и уничтожались священнослужители. Религиозные праздники заменялись советскими. А в конце 20-х годов государственная власть начала проводить коллективизацию в деревнях, разжигая борьбу между крестьянами. Несогласных с политикой коллективизации выселяли из своих домов, отправляли в лагеря ГУЛАГа, откуда многие не уже не вернулись. Религия заменялась советской идеологией, которая оправдывала политику советских властей по раскулачиванию. «Великий перелом» уничтожил полностью патриархальную и православную деревню, поставив колхозников на службу государству. Модернизация экономики СССР во многом была оправдана трудным международным положением, но методы, с помощью которых она проводилась в жизнь, осуждена последующими поколениями.
Именно в таких трудных условиях и проживал И.А.Нифантов, один из многих сельских крестьян-бедняков, принявших Октябрьскую революцию, до конца жизни верившего в справедливую советскую власть, и политику партии. Он, являясь членом партии, стал проводником социалистических идей в деревне, организатором колхозов. И.А.Нифантов работал на должности избача, являясь председателем партячейки. Преобразования в вашкинских деревнях почти ни чем не отличались от преобразований всей страны. И у нас было раскулачивание, и у нас многие крестьяне вначале не хотели идти в колхоз, но под натиском государственной машины процесс коллективизации к концу 30-х годов был завершён полностью. Об этом пишет автор дневника. И.А.Нифантов рассказывает о том, как раньше, в конце 20-х годов праздновались религиозные праздники. Это были поистине всенародные праздники, они проходили во всех деревнях. У каждой деревни был свой праздник. Автор запечатлел то время на страницах своего дневника. Но мы видим, как постепенно угасают эти празднования в деревнях. Как государство руками колхозников пытается закрыть церковь, как идёт борьба против церкви. Ломаются часовни, уничтожаются иконы. Вначале дневника мы видим благостное отношение к священнослужителям, так просто прихожанин мог зайти на чай к попу. Такое отношение много стоит. Здесь мы видим обоюдное уважение. Как вспоминает дочь И.А.Нифантова об отце: отец дружил с попом и его сыном и уже после войны эта дружба продолжалась. Я никогда не видела, чтобы отец молился богу, но после смерти отца я нашла в его доме иконку. Отец воспитывал своих детей на православных истинах, мы почему-то всегда знали, что Бог существует!» И.А.Нифантов был коммунистом, отличным работником, смелым солдатом, достойным гражданином своей страны. Описав все события в дневниках, которые, по его мнению, являлись главными, он завещал своим детям беречь эти дневники, как самое ценное в жизни! Сегодня эти дневники бесценны, потому что они описывают жизнь наших земляков в переломное время.
Список использованной литературы и источников:
Сайт Православные приходы и монастыри Севера. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=277
Максимова Н.Н. Святая райда. Липин Бор., 2013
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.
Дневник И.А.Нифантова 1929 – 1940гг.