Исповедь врага (ч-12)
Перелом
42-й год – для наших войск, - год отступлений потерь и утрат, но - вот, - наконец, - Сталинград!...
Операция "Кольцо" готовилась в строжайшей тайне, и проводилась силами войск Степного и Донского фронтов (всего 142 соединения!)
Утром 21-го ноября замкнулось кольцо вокруг 6-й армии, осаждающей город Сталина.
В результате проведённой нашими двумя фронтами операции "Уран", в котёл (40 на 50 км) попала 600-тысячная группировка Паулюса, и теперь всё зависело от успеха её ликвидации.
Ещё - летом, тыщи медалей "За взятие Сталинграда" Германия наштамповала, («орденом мороженого мяса» солдатская молва её позже прозвала), а - скольких героев, эта награда - в живых не застала!…
В окружении оказались 4, 8,11,51-й АК и 14-й ТК (всего19 немецких дивизий), две румынских, почти вся тяжёлая артиллерия и инженерные части РГК. Из 22-х румынских дивизий, 9 были - разбиты, 9 – бежали, лишь, - 4 оставались боеспособны (немецкие фланги они прикрывали…)
В воздухе над Сталинградом, немецкие ВВС 488 самолётов и 1000 членов экипажей потеряли. Заверения Геринга, что он обеспечит войска в котле - всем необходимым, как прошлой зимой под Демянском, (там, в окружении оказались и успешно сражались около 100000 немецких вояк), - не оправдались, а Гитлер, поверив ему, отдал приказ Паулюсу, чтобы - держались! Для Гитлера имя Сталинград, – было связано с военным престижем, Паулюс знал об этом, и потому, или – постеснялся, или - побоялся (знал, что тот будет - сильно обижен) просить его разрешения - на начало прорыва (19-го - ещё было возможно прорваться…)
Четырёхмесячная оборона Сталинграда, горечь потерь, контрнаступление, котёл, - всё это зависело теперь, от – успеха (или - провала) прорыва четырёхсот танков Манштейна - для деблокады окружённых.
Начатая 12-го декабря - наудачу, попытка 4 ТА выручить попавшую в беду 6-ю Армию, на рубеже Мышковая, - потерпела неудачу, - армия была отброшена на рубеж Котельниково.
Хотя, 57-й АК преодолел реку Аксай, и был уже - в 48-ми километрах от южного участка внутреннего фронта окружённых, - встречного прорыва из котла - не последовало, а на запрос, штаб ГК таинственно молчал - (как - воды в рот набрал) - целых 36 часов! Из-за трусости румын, прикрывавших фланг 57-го корпуса, он был отброшен назад, - (понятно бешенство немецких солдат, попавших в беду по вине - их, таких - ненадёжных союзников-мадьяр!...)
Но и сами деблокирующие, были уже потрёпаны: в 29-й танковой дивизии генерала Форманна в строю оставалось – аж …20 танков! Генерал Хубе, прилетевший из стана окружённых с докладом о положении дел, (о состоянии раненных и обмороженных, - Гитлеру - не было дел), доложил – всё как - есть: нет патронов, снарядов, солярки, солдатам нечего есть, Паулюс просит добро на вывоз специалистов (офицеров-начальников), но, - как не соответствующее "солдатской этике", (так как, - за счёт раненых), ему в этом было отказано…(к тому времени 30000 раненных было уже вывезено).
Молнией пронёсся взбудораживший всех окружённых слух - что, якобы, получена радиограмма: " Держитесь! Я вас выручу!" (это кто-то от имени самого омандующего группой "Дон" фельдмаршала Манштейна), вселял надежду - на скорое освобожденье: "Сам Эрих спешит на выручку!"
Ведь - каждый солдат знал, что слов - на ветер, тот - никогда не бросал! Хотя, всё было - совсем не так: Его начальник штаба Буссе, - так прокомментировал слухи эти: "Если б я не умолял его остаться, - он давно бы плюнул на всё, и сказал Гитлеру: - " Довольно! С меня – хватит!…"
9 января окружённым было предложено - капитулировать, но предложение было отвергнуто, а - уже 11-го, были потеряны опорные пункты в населённых пунктах по рубежу реки Карповка, - стало негде обогреваться, и все уже рады были сдаваться, - да вот, - без приказа, - нельзя никак, хоть и знали в штабах и в войсках, что - с потерей деревень, им грозила всем смерть, - от холода!
22-го русскими взят аэродром Гумрак, воздушное сообщение прервалось, раненых некуда больше эвакуировать, и, несмотря на запрет, новоиспечённый фельдмаршал Генрих Паулюс 31-го января решился капитулировать… К этому времени уже была разбита венгерская армия, группа "Б" на Дону перестала существовать, (это было - настоящее поражение!) 90000 взято в плен, но выжило - 10 тысяч (из-за высокой смертности среди пленных от истощения и обморожения…) Из - них , лишь треть вернулась - назад в родной фатерланд через 15 лет…
"Каждому генералу снятся - Канны, - сталинградский котёл, это - первые наши Канны.Слово немец, - психологический фактор в головах наших солдат, - его надо переломить, – и все предпосылки для этого у нас - уже есть", - Так Сталин высказывался о Великой битве развернувшейся у стен города, названного в его честь. И – как - в воду глядел! За все их старания и страдания, стал - наградой разгром 6-й армии Паулюса, - под Сталинградом!...
И отрезвление наступило - у всей Германии, (куда подевалась, - величия, мания!), - когда 31-го января 43-го года, сдались в плен остатки отмороженной 6-й армии фельдмаршала Паулюса, (главного разработчика "Барбаросса"), - обледенело-замороженный вид которой, создавал впечатление, что она - только что, - с Северного полюса!...
1,5 млн своих солдат, немцами было потеряно тут, (наших -1143000) и в их лексикон вошли впервые слова: "Гитлер - капут!…" Ну а мы, с 1941-го - по 43-й, уже потеряли 11000000!…
Итог зимней (42-43 годов) кампании: - уничтожение - 6-й и ещё четырёх союзных армий: румынской, итальянской, венгерской, испанской, - тоже лишённых – тепла-топлива-боепитания и провизии (всего - 20 дивизий!…)
Из 90 тыщ пленённых солдат, выжил 10. Из 24-х генералов, домой вернулись 23…
А Генрих Паулюс, в плену - перевоспитался, и после отсидки, - в Восточной Германии на постоянное место жительства обосновался, где в 1957 году - от старости, тихо скончался…
Геринг дал фюреру обещание, снабжать по воздуху 6-ю армию, (что побудило Гитлера
отдать Паулюсу приказ: Сталинград не покидать!) Не выполнив его, он навлёк на себя его гнев: "Геринг! Ваши ВВС - никуда не годятся! Они недостойны самостоятельным видом войск называться, и в этом - Вы виноваты! Вы – лентяй!" И толстый Геринг - как мальчик, которого отчитал строгий папа, - заплакал…
Из всей нацистской верхушки, он - один был расфуфыренным пижоном, любившим охоты-пикники-пирушки, в загородном дворце, ощущая себя - полноправным бароном. Будучи главным лётчиком и начальником над всеми асами Германии, носил ботфорты с золотыми шпорами, страдал - величия манией, но Гитлер терпел все выходки своего зама. Потом, в августе 44-го, в знак протеста этой, по его мнению, незаслуженной критики, он снял с себя все награды, "ламетту" маршала, (храня их, подобно Голланду), и все последние месяцы являлся на совещания в простом
одеянии и солдатском головном уборе, подчёркивая этим, - какое у него глубокое горе…
Адольф вынужден был, наконец, - перед всеми признаться-покаяться в собственной вине в капитуляции 6-й армии Паулюса, и психическое его здоровье было подорвано - вконец.
А немецкий народ, только - через 2 года после того, как узнал об этом, с опозданием осознал, что и - вся война, - его вина).
После Сталинграда Гитлер изменился – враз: – морда покрылась красными пятнами, рука тряслась, выпученные глаза смотрели застывшим потухшим взглядом, - по - поводу, и - без повода, время - от времени он кричал - (аж, - визжал!) - на всех находившихся рядом.
По свидетельству Шмундта (его адьютанта) в экстазе он доходил - до того, что в бещенстве падал на пол, и по нему катался, да - так, что доставалось и ...ковру, - когда - зубами в него впивался…
(Продолжение следует)