Есть начертание руки
Есть начертание руки,
Есть поприще иное.
Есть чванства вычурные муки,
То тоже все родное.
Как спазм груди, что щемит звук
Небесноватой правды.
Бича немилосердный стук
Как будто бой кувалды.
И бой тот просто взмах руки:
Команда к пробужденью.
Глаза заблудят в стон тоски,
И дух ползет к свершенью.
Поэзию кромсать шутя
Дано приспешным догмам.
Но не крестьянка ведь, дитя
Лицом ко дню влекомым.
Свежа, мила, всегда мудра,
Не зная тягот мыслей.
Но руки грузят веера
Ей, и окаймление очей
Подводкой и чертами.
И маска вся, и пудры клей,
И веки небесами.
И... все: была поэзия лиха,
По-детски несусветна.
И вот она уже труха.
Задумчиво секретна.
И мы ее влечем манерой,
Обхаживаем лаской.
Ведем ко входу, пуская первой,
Да восторгаясь маской.
И кнут руки по ней скользит.
И замечает похоть.
Что в сердце чувство сути бдит.
А нужен ей был локоть.
И зов души войдет во свет.
И канет в ночь хмельную.
И не поэзия то, нет...
(Лишь пыль с бумаги сдую).
..........................
К истории и классике:
____________
Некрасов Николай (1821 - 1878)
Вчерашний день, часу в шестом...
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
1848
Примечания ( https://rupoem.ru/nekrasov/vcherashnij-den-chasu.aspx )
«Стихотворение написано не по живым впечатлениям о наказании крестьянки (Некрасов не мог быть свидетелем истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом вследствие его особой опасности не применялось; с 1845 г. «Уложением об наказаниях» вообще было отменено), а на основе зрительного сходства между зачеркнутыми красными чернилами крест-накрест рукописями в цензурном ведомстве и исполосованными кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. Стихотворение, таким образом, представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания над народом и над поэзией, которая вступается за его судьбу и разделяет его участь («иссеченная муза»).
1. Сенная – рыночная площадь в Петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п.
2. Ни звука из ее груди... – После первых ударов кнута у истязуемых, по свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым «молчание» крестьянки – и музы! – не признак стойкости и героизма, а признак мученичества (см. коммент. О. А. Проскурина в кн.: Некрасов Н.А. Избранные сочинения. М.: Худ. лит., 1989. С. 564)».
Н.А. Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.