Александр Ефремов поразил музыкальный мир,а в родной стра...
28 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЗЫКАНТА ИЗ БРАТСКА АЛЕКСАНДРА ЕФРЕМОВА
_________________________________
-…Победа сына в конкурсе, в далеком Рио, не заинтересовала никого в России, все сделали вид, что это их не касается, даже педагоги не прореагировали никак, не подарив ни цветочка, не поговорив с ним, не поздравив его,- с горечью вспоминает мать Александра Вера Николаевна. – Сын вынужден был искать лучшей доли за границей…
Александр преподавал и выступал в США. Потом вернулся в Европу, где работал в знаменитых оркестрах известных театров Австрии, Норвегии, Швейцарии, Испании. Список его творческих достижений обширен. В 1993 -1995 гг. Александр стал Лауреатом музыкальных конкурсов в США и в Европе. В 1996 году отмечен как лучший концертмейстер на конкурсе вокалистов - и, как следствие, награда - исполнение произведений Грига в домике-музее композитора, где он играл в течение 3-х лет и остался непревзойденным мастером. Два года подряд на Всемирном музыкальном фестивале его признавали лучшим исполнителем произведений Гершвина. В его опере «Порги и Бесс» он играл пианиста.
- Я знаю Александра Ефремова с 1996 года, когда он аккомпанировал мне в концерте в честь 80-летнего юбилея Георгия Свиридова в концертном доме в Вене,- вспоминал о пианисте знаменитый русский бас Евгений Нестеренко.- Меня поразили его необыкновенные виртуозные возможности. Чрезвычайно трудное сопровождение цикла на стихи Бёрнса он провел блестяще и с удивительной лёгкостью. Его музыкальность от этого только выигрывала, палитра окраски, звучания внешне многообразна. В старинных русских романсах, где, по неправильно бытующему мнению, при сопровождении нечего играть, каждая нота звучала значительно, рояль говорил своим собственным голосом, а «печальные моменты», присущие этой музыке, он провёл с сердцем, из которого исходила романтическая тоска. Всё это делает его соло-пианистом с настоящим концертным опытом, хотя он также выдающийся концертмейстер. Мы прекрасно понимали друг друга, будь то работа или сцена. Я уверен в том,что этот пианист имеет огромное будущее.
Увы, будущего осталось на несколько лет. В феврале 2001года он участвовал в конкурсе в театре Ла-Скала... А через три дня жизнь его трагически оборвалась. Он был человек мира, хотя всегда помнил свои истоки, родителей, учителей. В свои редкие приезды в Братск не забывал дать концерт в родном музыкальном училище. Хотя, если быть честным, родина тех лет была неласкова к русскому дарованию. Даже став лауреатом престижного музыкального конкурса, он, по сути, был бомжем в родной стране. И потому лучшей доли талантливый музыкант начал искать в ином месте. Помощь пришла из Америки, оказавшейся более отзывчивой на русский талант, чем разрушенная очередными реформами Россия, который было не до музыки. Но он не терял оптимизма. «Гениально, божественно» - эти слова были любимыми у Александра на протяжениивсей его жизни, когда он встречался с прекрасным и талантливым. Надо было видеть его в момент. Он весь сиял от счастья, глаза его светились лучисто и радостно. Саша стремился каждому доставить радость и благодарил даже за небольшое дело, сделанное для него с любовью. Таким и запомнила его мать.
«Не волнуйся, мама, всё будет хорошо!». Это были последние слова Александра Ефремова, которые он сказал матери, провожая её домой в Россию. Больше она с ним не увидится. Он крепко прижал мать к своей груди - и всё! И это объятие Вера Николаевна теперь несёт через всю жизнь как память о своём великом сыне-музыканте, который стал гражданином мира. Теперь навсегда!
После смерти Александра Вера Ефремова написала книгу о сыне, которую пытается вот уже несколько лет безуспешно издать. Но в родном Братске нашлось мало желающих помочь ей в этом. Так и лежит рукопись в местной типографии без движения несколько лет. А эту книгу нельзя читать без слез...И чем больше людей её прочитает, тем твёрже память о Саше Ефремове будет в этом мире, который он любил, украшал своей музыкой. Но белый свет талантливого музыканта не удержал... Поэтому друзья пошли другим путём, выставив текст материнского дневника в Сети. И сегодня у него уже немало читателей, которые находят слова поддержки делу Веры Николаевны.
Когда-то у меня состоялось телефонное знакомство с комсомольцем Сашей,я приглашал его написать статью для "Восточно-Сибирской правды",но юнкор местной прессы отказался.Состоялся какой-то вязкий разговор,из которого я вышел с чувством раздражения,но постарался этот эпизод забыть.И лишь со временем память вернула мне этот случай из журналисткой практики,еще раз подтвердив,как тесен наш мир...
___________________________________________________
Мировая пресса и знаменитости о таланте А.Ефремова
«Александр Ефремов поистине талантливый музыкант. Его игра, которая базируется на высоком уровне музыкальной и общей культуры, приковывает к себе своей правильностью и пластичностью и его романтическим духом. К
тому же он обладает прекрасной музыкальной памятью и может мастерски играть с листа. Во время обучения в моем классе (Школа мастеров) А. Ефремов проявил себя не только как отличный музыкант, умеющий играть в ансамбле, но
и как талантливый солист, он играл мастерски оркестровые партии в фортепианных концертах и также играл в моём классе в открытых представлениях-«концертах».
Профессор Дмитрий Башкиров.
«Мистер Александр Ефремов хорошо известен мне с тех пор, как он начал работать хормейстером в оперном театре в Цюрихе. Я была поражена его музыкальностью и прекрасной техникой и звуком.
Он играл в моем доме 19 ноября 1993 года, давал концерт в честь дня рождения моего мужа. Он был горячо принят публикой. Мне бы хотелось порекомендовать мистера Ефремова как талантливого пианиста и очень очаровательное
и чувственное лицо».
Декабрь 16, 1994. Цюрих, Швейцария.
Геза Анда (меццо-сопрано, лучшая певица Швейцарии).
«От всего сердца мне хотелось бы порекомендовать господина Сашу Ефремова для работы в Венскую консерваторию(главный предмет фортепиано). Я имела счастье однажды услышать его как концертмейстера и как соло-пианиста,
я могла восхищаться его неслыханными возможностями и талантом, и также он сможет заниматься педагогической деятельностью. Я уверена, что его возможности, энтузиазм, всегда будут доставлять всем огромную радость».
Камерная певица (меццо-сопрано)
Австрия,
Криста Людвиг.
«Солист г. Ефремов нам чрезвычайно понравился, и я лично надеюсь, что для этого пианиста представится ещё несколько возможностей сыграть с нами.
Благодаря его техническим возможностям и живой, полной фантазии интерпретации заядлые скептики становятся его колеблющимися слушателями. Необходимо, разумеется, заметить у гос. Ефремова то, что его звук и его возможности играть в романтическом стиле склоняются до современного направления, и я надеюсь, что мы в будущем сможем сыграть с ним как Рахманинова (фортепианный концерт), так и Чайковского».
Владимир Симонович
1.11.1995 г. Линц
Музыкант оркестра Брукнера
«Александр Ефремов – бриллиант, к тому же уникальный талант. Его концерты напоминают гламурный стиль мастерской игры романтической музыки.
Его игра включает в себя фигурально-благородное звучание исключительного союза тона и к тому же едва уловимой тонкой страсти, она исполнена в абсолютной внутренней напряженности и постоянном союзе формы.
Его явная бесконечно внутренняя сила, его страсть к фантазии, совершенная игра, неоткрытая до конца окраска его игры, его чувства, образы создают экстраординарную атмосферу высочайшего артистического уровня».
Журнал «Музыкальная жизнь», Россия, 1986г.
«Русский пианист Александр Ефремов дал экстраординарный концерт с отличной интерпретацией джазовых ритмов. Он играл с исключительным чувством для синкопирования на высочайшем возможном уровне совершенства».
Обозрение г. Штецер, 1996.
«Александр Ефремов… своим техническим превосходством достиг вершины всего возможного в музыке и высочайшей её субстанции».
Новый народный листок, 1997.
Швейцария.
ЧИТАТЕЛИ О КНИГЕ
«Очень личное. Я бы назвала это дневником матери. Я рада, что прочла и узнала об этом человеке. Тем более что встретились знакомые мне имена людей, которых я знала. И оттого чувствуется сопричастность к описанным событиям.
И оттого, что мой сын Александр тоже далеко от меня, многое мне так близко и понятно, что, кажется, могла бы подписаться под некоторыми словами... Невольно вспоминались слова Свияша о том, что в этой жизни, как правило, нас лишают прежде всего того, к чему мы безмерно привязаны.С этим можно спорить, не соглашаться, но почему-то это часто оказывается правдой...»
Галина Кравец
Прекрасная и трагическая повесть о талантливом человеке.. так может творить только сама жизнь…»
Гера Фотич
«Матери не стоит себя журить за ошибки в воспитании сына. Ей должно радоваться тому, что он ушёл из этой жизни, так мне думается, просветлённым (реализованным) как Иисус Христос, Будда, Махавира, Ошо…
От меня нижайший поклон.»
С уважением Е. Мартынов
Это исповедь (или реквием), написанная на одном выдохе и прочитанная мной на одном вдохе. Я пришла, наверное, часов в восемь вечера, открыла её - и даже забыла переодеться, настолько она меня потрясла. Положа руку на сердце, не хотела бы я оказаться на месте этой матери...
Галина Миронова
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Концерт в зале Брукнера (Австрия)
К каждому концерту Александр готовился ответственно, трепет-
но, с большой душой, перед каждым концертом страшно
волновался, ничего не ел, много времени проводил в ванне
в тот день, когда должен состояться концерт, вода его успо-
каивала. Всё происходило так же и перед концертом, ко-
торый я опишу, но мне казалось, перед этим концертом он
волновался ещё больше.
Давал он концерт Брукнера для фортепьяно с оркестром,
в зале Брукнера, а я уже писала, что Брукнер для Австрии,
как Бог в музыке, австрийцы его любили, хорошо знали его
произведения. Сыграть плохо или фальшиво недопустимо,
преступно. Необходимо было выучить каждую нотку, фра-
зочку. Саша очень старался. От этого концерта зависело
многое. Его волнение передалось и мне, я тоже страшно
переживала за него, почти не спала ночами, боялась, что не
все билеты будут проданы, ведь он русский, да и не очень
известный, а Брукнера до него играли многие, будет с чем
и с кем сравнивать. Я всё время думала: «Придут ли люди,
заполнится ли зал, ведь у нас не было столько денег, чтобы
подкупить людей и клакёрами заполнить зал, как это дела-
ют сплошь и рядом сейчас в России».
Волнений было много: чужая страна, чужие люди, дома-
то и стены помогают, а здесь нет родных стен, разве что дру-
зья помогут, поддержат, да я буду переживать, но играть-то
придётся ему, а мы – только маленькая группка поддержки.
Но как же я плохо знала своего сына и даже не представля-
ла, насколько же он талантлив!
Послушать его приехали из Швейцарии, Германии и даже
из Америки, но перед концертом я этого ещё не знала.
И вот наступил день концерта, день его выступления.
Кажется, всё было сделано: развешаны афиши по всей
Австрии и не только, наиболее почетным гостям посланы
билеты, отточена каждая нотка. Но страх за сына меня не
покидал, он засел глубоко во мне, в каждом моём органе, в
каждой мышце и не отпускал ни на минуту, казалось, что он
парализовал даже мозг и припечатал язык к нёбу, перехва-
тил дыхание. Такого волнения я ещё не испытывала никог-
да в своей жизни. Вообще-то я всегда волновалась, и когда
сдавала в школе или институте экзамены, и перед каждым
значительным явлением в моей жизни, но это было за себя,
а теперь – за сына, которого я любила гораздо больше себя,
больше жизни, и поэтому волнение было другим.
Саша с утра в этот день умчался на репетицию, и до кон-
церта я его не видела. А я осталась одна дома, слонялась из
угла в угол, бегая от окна к окну, прислушиваясь к моему
бедному материнскому сердцу, которое не хотело сидеть в
груди и билось так, что, казалось, скоро выскочит оттуда на
свободу.
Подходя к концертному залу, я увидела множество машин.
В Австрии большая проблема с парковкой, и поэтому люди
приехали за час до концерта, чтобы припарковать машину
недалеко от зала.
С волнением вошла в пустой зал, до концерта оставал-
ся ещё целый час, и начала наблюдать. Зал начал медлен-
но заполняться. Сначала приехало телевидение со своими
принадлежностями, и бурно начали размещаться. Оркестр
в яме, как всегда перед концертом, оттачивал в последний
раз трудные нотки. Я неплохо понимаю немецкий язык и
начала прислушиваться к разговорам рядом сидящих.
– Вы не знаете, кто такой этот Александр Ефремов? Что
он за пианист? Неужели он может сыграть Брукнера? – ска-
зала одна дама.
– Нет, не имею представления, - ответила вторая.
– Он же лауреат, стал им где-то в Бразилии, - вмешалась
в разговор третья.
– Да, кажется, он жил в Америке и там давал сольные
концерты, - снова сказала первая.
– Я тоже об этом слышала. Приехал он из Швейцарии,
там играл в оперном театре Сант-Галлена, - вновь встряла
вторая.
– Посмотрим, как сыграет сегодня. Молодой, а биогра-
фия уже стоящая, - вмешалась третья.
Зал продолжал жужжать и заполняться. Но как-то уж
очень торжественно, никто не говорил громко, все чинно
рассаживались по местам, тихонько беседуя друг с другом,
и я повсюду слышала: «Александр Ефремов!», но уже ниче-
го разобрать не могла, то ли от шума в зале, то ли от волне-
ния. Я просто умирала от страха, вертела головой то вправо,
то влево, то оглядывалась зачем-то назад и страшно волно-
валась, перестала даже соображать и не могла вымолвить
ни слова. А уже когда зал совсем затих и объявили о начале
концерта, мне показалось, что я умерла.
Тишина, она тянется долго и, наконец, на сцене появил-
ся мой сын, как всегда с улыбкой, обаятельный, стройный,
высокий, в черном длинном фраке и ослепительно белой
рубашке, фрак ему очень к лицу и делал его ещё более
стройным и оттенил его ржаную копну на голове. Он был
так красив и обаятелен, что было трудно от него оторвать
глаза. Своей улыбкой, поклоном, который делал только он
(так как он умел кланяться, не мог никто), зал покорился
ему сразу и разразился бурными аплодисментами. Таки-
ми, что, казалось, вот-вот рухнет крыша. И те дамы, кото-
рые сомневались в нём, улыбались от удовольствия только
встрече с ним и громко хлопали. Саша был очень артистич-
ным и умел покорить зал мгновенно, как будто он родился
великим артистом, ему не нужно было учиться поведению
на сцене.
Снова тишина, Саша быстро идет к белому роялю, удобно
усаживается, откидывает фрак, на минутку замирает перед
институтом, как бы что-то обдумывая, вскидывает голову
вверх, взмах руками над инструментом и… - первый аккорд,
а за ним льётся божественная очаровательная музыка. Вот
он – Брукнер, живой Брукнер перед публикой, зал замира-
ет, все взоры устремились на сына, кажется, что зал боится
дышать, а сын – кудесник, приковал весь зал к своему инс-
трументу. Как будто в зале нет никого, никто не кашляет, не
шелестит бумажками, и, кажется, не дышит.
В зале много маленьких детей, но и они точно застыли, а
концерт длится полтора часа – первое отделение и столь-
ко же – второе, а между ними 15 минут паузы. Дети выдер-
живают, они по-настоящему любят музыку, с малых лет их
воспитывают в любви к музыке.
Концерт продолжается. Смотрю на божественные руки
сына, что же они творят? То вверх летят и замирают в выси,
то снова касаются инструмента и издают такие звуки, от
которых мороз идёт по коже. И льётся, льётся музыка в зал,
которая заворожила всех сидящих и, кажется, что играет
не один человек, а целый огромный оркестр с различны-
ми инструментами, поют скрипки, виолончели, флейты,
а всего-то рояль сына. Сын сумел обворожить всех. Он
чувствует музыку душой, руками, всем своим существом за
инструментом. Думаю, что если бы Брукнер был жив, он
остался бы доволен таким исполнением и пониманием его
великого творения.
И вот – последний аккорд, руки быстро летят вверх, в
сторону и, наконец, замирают над клавишами, голова скло-
нилась над инструментом, как будто пианист отдает дань
великому композитору, а потом руки падают вдоль тулови-
ща, и пианист медленно встаёт из-за инструмента и идёт
на середину сцены, низко раскланивается, улыбаясь снова
своей очаровательной улыбкой, и только я понимала, как
он устал. Он отдал всего себя музыке, публике, не оставив
ни капельки сил себе.
На секунду зал от неожиданности такого исполнения за-
мирает. Висит мертвая тишина, а потом…Боже, что было
потом. Шквал аплодисментов, зал встает, раздаются крики:
«Браво, Александр!». Так продолжалось несколько минут.
Он ушёл за кулисы, а зал снова и снова требовал пианис-
та, и он выходит снова, улыбается, низко раскланивается,
умиротворенный, красивый, светлый и страшно усталый.
Сердце мое замирает, и кажется, остановилось от умиле-
ния, радости, гордости, ведь на сцене мой единственный
сын. Не могу в это поверить, мой бедный сынок и взлетел
так высоко, и слёзы умиления текут и текут по щекам, вы-
тирать их совсем не хочется, пусть катятся.
Смотрю на сцену и реву, реву, реву. Неужели это не сон, и
всё происходит наяву, не сплю ли я? И это мой сын, кото-
рому выпало столько препятствий и трудностей на пути, а
он всё преодолел сам, без помощи других, вот уж, действи-
тельно, настоящий талант всегда пробьёт себе дорогу.
Долго публика не отпускала сына, держала его своими
бурными аплодисментами, подарками, благодарила за лю-
бимого Брукнера, а он еле держался на ногах, кланялся и
улыбался. И только я знала, что стоило сыграть ему этот
концерт.
Таких концертов у него было множество. Европа его по-
любила по-настоящему. Труд пианиста очень тяжёлый, он
приравнивается к труду лесоруба. И поэтому пианистами
чаще всего становятся мужчины, так как у женщин не хва-
тает физических сил, чтобы выжать нужную ноту. Ведь час-
то летят даже сальные струны, что не раз случалось и у сына.
За сольный концерт он менял 3 рубашки, все они бывали
мокры от пота. Нагрузки нечеловеческие. Труд каторжный,
чтобы быть всегда в форме, необходимо ежедневно играть
по 10-12 часов в сутки. Это я пишу для тех, кто решил отдать
себя музыке. Сын всё отдал музыке, у него не было семьи,
детей. Рояль он называл любовницей, женой, ребёнком и
не мог без этого жить.
Закончился этот день обычно. После концерта устра-
ивается фуршет в ресторане или кафе, куда приглашают-
ся только самые близкие люди, иногда допускаются туда
и поклонники, но только чтобы они не мешали отдыхать
главному герою. Всё было так и в тот вечер, Сашу поздрав-
ляли в кафе, но никто не пил спиртного. Каждый заказал
по рюмочки вина и сидел до конца вечер. Все только об-
суждали концерт, и всё внимание было приковано к глав-
ному герою, моему сыну.
Полностью книгу Веры Ефремовой можно прочитать здесь
http://stihi.ru/2009/09/21/1134
Спасибо. Прочитал с преогромнейшим удовольствием.Страна должна знать своих героев.Родина-мать,конечно, мать, но наше правительство,министерства часто являются, как алкаши-пьянчуги, которым наплевать на пасынков и прилепились к матери только ради денег.Нынешние скандалы в Министерстве культуры лишний раз это подтверждют.
Владимир Мищенко
ср, 28/02/2018 - 17:50
владимир монахов
ср, 28/02/2018 - 17:56