Продавая книги, не гонитесь за выгодой!
ОТВЕТЫ на вопросы Эльвиры Барякиной
Расскажите немного о себе и своем творчестве. Что вы пишете? В каком издательстве издаетесь?
Я – журналист, этим и зарабатываю на жизнь. В печати и на ТВ работаю с 1972 года. Сейчас возглавляю пресс-службу частной компании в Братске Иркутской области. Родился на Украине, живу в Сибири свыше 30 лет. Автор более десяти сборников стихов и прозы. Член союза писателей. Лауреат премии имени Владимира Максимова за публикации лирико-философских эссе в журнале «Юность» в 2005 году (денежного эквивалента премия не имела). Симптоматично, что единственной материальной наградой за победу во всероссийском конкурсе хайку стала книга - фотоальбом из Японии.
В последнее время книг не издаю, довольствуюсь коллективными сборниками, альманахами и журналами, поскольку не хочется иметь дело с продажей книг. Сейчас распространяю на встречах то, что напечатал раньше, когда был подвержен издательскому зуду, искренне считая книгу главным продуктом литературы. С развитием Сети отношение к книге изменилось, стало прохладнее, тем более что у меня нет литературного агента или менеджера, который занимался бы распространением моих книг. Я делаю это сам.
Какие приемы используете для популяризации своего творчества?
- Сейчас для меня главный инструмент - Интернет. Это основной источник распространения литературных и публицистических работ, в результате чего они попадают в бумажные журналы, антологии, альманахи и коллективные сборники. Недавно вышла в Москве «Антология ПО», стихи в которую попали с помощью Сети. Независимый портал «РЕШЕТО», где я представляю свою прозу и поэзию, выпустил коллективный сборник авторов, куда включили и меня. На втором месте участие в поэтических фестивалях и встречи с читателями. Веду переписку с читателями, которые узнают обо мне из Сети и просят прислать книги, дать ссылки на публикации в Интернете, надеясь, что книга почтой тоже поможет не только распространить сборники, но и заработать...
Но, кажется, только пару раз прислали деньги по почте. Да я и не рассчитываю на читательскую щедрость. Хотя свой последний литературный гонорар получил в журнале «Арион» в размере 666 рублей в 2002 году. С тех пор как рухнул СССР, литературный заработок в провинции практически отсутствует, я давно не получаю денег за свое творчество. Единственный мой удачный в финансовом плане проект назывался «Второе пришествие бытия». Книгу мне помогли успешно реализовать друзья в конце прошлого века, что позволило издать последующие сборники стихов и прозы. Теперь надо изрядно попотеть, чтобы на книге не просто заработать, а хотя бы вернуть потраченные на издание деньги. Овчинка выделки не стоит. Проще отдать в свет стихи без надежды получить за это деньги и не мучиться.
А при публикациях сейчас в лучшем случае выдадут авторский экземпляр, в худшем - призовут выкупить мои же стихи в антологии, как это произошло с последними столичными изданиями. И обижаться на это не стоит. Я всегда знал, что на стихах в нынешнем мире не заработаешь, и никогда к этому не стремился. Хотя все не так драматично.
Как вы организовываете встречи с читателями? (здесь надо описать сам организационный процесс).
- В последние годы я сам ничего не организовываю, а откликаюсь только на приглашения. Но хожу только в те аудитории, которые положительно заряжены на встречу со мной. Раньше я проводил больше встреч, но в последнее время поступаю избирательно, откликаюсь на ту аудиторию, которая уже знает мое творчество и ждет встречи. В Братске у меня есть знакомые, которые хорошо относятся к моему творчеству, они и проводят организацию встреч, а по завершении помогают продавать сборники стихов и прозы. Для этого я предварительно узнаю, кто придет и какого возраста читательницы. Говорю о читательницах - женщинах и девушках, потому что чаще всего приходят именно они, мужчины мало интересуются поэзией, а если приходят на встречи, то вместе с женщинами. Поэтому я отбираю ключевые, ударные тексты, которые пробуждают от спячки как тех, так и других в момент, когда теряется связь с аудиторией.
Сколько человек обычно приходит на встречу? Кто эти люди?
- В нашем городе это мелкие чиновники, врачи, педагоги, студенты, старшеклассники. Я стараюсь попадать преимущественно в молодежную аудиторию – студентов и старшеклассников, потому что они сами склонны к творчеству и живо откликаются на мои экспериментальные тексты. К тому же они изучают литературу в школе и им есть с чем сравнивать. Приходилось встречаться в аудитории и с пятью, и десятью, и более ста читателями…
Опишите примерный сценарий встречи. Вы используете одну и ту же «заготовку» или же каждый раз рассчитываете на экспромт?
-Я действую по ходу встречи, но всегда начинаю читать тексты, которые вызывают беспроигрышный отклик аудитории. Раньше приходилось выступать вместе с другими поэтами, но сейчас стараюсь всегда быть один, потому что, когда вместе, невольно рождается нездоровое соперничество, и это читателя угнетает, он теряет уважение к автору…Конечно, у меня есть заготовки, те сильные стороны моего творчества, которые работают на публику. Я читаю тексты с листа, потому что ничего на память не помню. Но прежде всего те, которые всегда вызывают живой отклик аудитории. Мой товарищ, ныне покойный писатель Геннадий Михасенко, например, заранее публиковал свои тексты на конфетных обертках и раздавал детям в качестве подарков. И я, если выступаю в библиотеках, то обязательно дарю какие-то издания, пополняя их книжный фонд . Регулярно я встречаюсь с читателями в объединении «Маленький принц», где есть своя поэтическая библиотека. И на встречу я приношу книги своих друзей из разных городов, журналы, альманахи, которые дарю им…
Исходя из вашего опыта, что вызывает наиболее живой отклик у читателей?
-Хорошее чтение стихов и неординарные ответы на острые вопросы. Не надо бояться отвечать все как есть. Не надо выдумывать ни себя, ни свой успех, ни хвалиться, ни умалять себя. Иногда вопросы организаторам встречи я предлагаю готовить заранее, обсудить их с предполагаемой аудиторией, поэтому я знаю, о чем будут спрашивать. Если меня какие-то вопросы раздражают, то я не стесняюсь назвать их дурацкими. Особенно:
« Как и чем вы пишите? Ручкой, карандашом, на компьютере или из головы?» Я не боюсь продемонстрировать раздражение, выставить человека глупцом, даже картинно поссориться. Но не опускаюсь до хамства. И при этом, сколько бы ни было человеку лет, я всегда обращаюсь к читателю на Вы.
Но поскольку я заведомо знаю, что на любой встрече об инструменте письма будут спрашивать, то заготавливаю тираду о том, как и чем я пишу, и сообщаю об этом в начале, вышучивая эту надуманную проблему, каждый раз по разному, тем самым будоражу и веселю публику. В другой раз я утверждаю, что в творчестве избегаю вдохновения, порождая небольшую дискуссию в аудитории, зажигаю людей, которым со школьной скамьи талдычили про музу и полеты фантазии. Люблю доказать публике, что поэтом может быть каждый, главное определиться, на какое число читателей он рассчитывает - на одного, двух, трех, трудовой коллектив. Или не раз уже убеждал публику, что Протопоп Аввакум, сосланный в Сибирь и сидевший в брацком остроге, не первый русский романист, как его считают историки литературы, а первый братский журналист, с которого и берет начало местная журналистика. Заканчиваю всегда в тот момент, когда можно еще говорить полчаса и часть публики готова слушать, но я резко обрываю встречу, зная, что желающие общаться подойдут к автору, и это гарантия для более успешной продажи книги…
Как происходит продажи книг после завершения встречи? Их продаете вы сами, ваш помощник или же торговая точка, в которой проводится встреча?
В моей практике сложилось уже так, что продают книги организаторы встречи. Они собирают деньги. Я только ставлю автографы, при этом продолжаю светскую беседу. Иногда выбранную книгу иному читателю на ходу меняю, сам предлагаю заменить на другую. Цена у меня на все сборники (а продаю я сразу несколько сборников) одинаковая, и это не вызывает путаницы с деньгами у помощников.
Недавно в Братске был известный сибирский издатель Геннадий Сапронов. На встречах он продавал книг, и я обратил внимание, что их стоимость была округлена и всегда удобна – том 100 или 150 рублей. Если помощника нет, то я к деньгам во время подписи книг стараюсь не прикасаться. Выбирают книгу, кладут деньги рядом, а я забираю потом всю сумму, не пересчитывая на глазах у публики. Никогда никто не обманывал.
Сколько книг вы обычно заготавливаете для продажи? Кто обеспечивает их поставку? Бывали ли ситуации, что книг не хватило всем желающим?
Книги у меня небольшие, и я являюсь их владельцем. Поэтому доставляю их на встречу в своем портфеле, книг всегда хватает, потому что беру с запасом. Никогда не было ситуации, что не хватало, хотя случалось, что и покупали мало.
Сколько экземпляров обычно удается продать?
От 5 до 40 сборников… Если встреча идет вяло и сборников не спрашивают, то я их даже не предлагаю…Приходится жертвовать материальной стороной во благо имени. Если человек не может купить, но хочет иметь сборник – я дарю ему свои стихи. Потому что важнее читатель, а не доход от него.
Какова цена ваших книг?
Цена скромная: 30-40 рублей - я варьирую стоимость в зависимости от аудитории. Хотя был период, когда сборник «Второе пришествие бытия» я продавал по цене, которую определит сам читатель. И знаете, не прогадал, сборник был реализован успешно, в десять раз оправдав полиграфические затраты, и позволил мне опубликовать другие стихи с пометкой «Сборник издан на средства читателей». Потому что многие читатели давали за книгу столько, сколько лично я не отважился бы назначить.
Что бы вы посоветовали своим коллегам, желающим провести встречу с читателями? Каких ошибок им стоит опасаться?
Мне трудно советовать прозаику, поскольку я стараюсь избегать читать прозу. Разве только миниатюры. А поэту советую больше читать стихов, особенно тех, которые хорошо слушаются, на которые живо реагирует публика. В моем случае – это стихи о любви, философская лирика, хайку, танка, экспериментальная поэзии – одностишия и танкетки. Если вы не обладаете хотя бы маленькой способностью зажигательно говорить с аудиторией, то не стоит и начинать. Главное - быть нескучным.
Повторюсь – не сбивайтесь в стаи поэтов. Вы от этого только проиграете, даже если выступите успешно. Писательство - одиночное плавание, и с читателями лучше говорить одному. Тогда вам удастся высказаться полностью, и вам зададут все вопросы, которые захотят задать, что очень важно на встречах. Главное – ваше выступление и стихи. Никогда не ставьте материальную выгоду на первое место. Если вам удалось успешно продать книги вчера, то это не значит, что получится и завтра. Я однажды лично несколько дней подряд торговал сборниками в книжном магазине. Высокая доходность была только в первый день, я загорелся, но в каждый последующий книг покупали все меньше и меньше. И я понял, что фортуна каждый день писателя в провинции не стережет. Ведь, оставаясь романтиком, убежден, что главная выгода писателя не в деньгах, а в новых читателях. Так скромно я оцениваю свой творческий труд.
2007 год