Перейти к основному содержанию
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "ПАРУС"
Анкета журнала «Парус» 1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты? Свое призвание – творить в сфере поэзии и литературы – я чувствовал еще в школьные годы. И тогда же стал посещать детский кружок поэзии, руководимый замечательным ленинградским поэтом, Глебом Сергеевичем Семеновым. Первыми моими опытами были конечно стихи – они тоже были написаны уже в школьные годы и среди этих стихов встречались, кстати говоря, и очень удачные. 2. Кого можете назвать своими литературными учителями? Строго говоря, учителей как таковых в поэзии и литературе у меня не было. Но были – кумиры. Это, например, Александр Блок и Анна Ахматова. Их образы и их поэзия были овеяны для меня ореолом избранности и, конечно, властно влияли на мое формирующееся литературное сознание. 3. В каких жанрах Вы пробовали себя? В поэзии, философской эссеистике и литературной критике, в историко-литературных и биографических исследованиях. 4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов? Пожалуй, это сплав поэзии и мысли… Я убежден, что подлинно творческое и созидательное мышление – это мышление образами. И меня всегда тянуло к нему неодолимо. Вместе с тем для меня мышление образами есть не просто созидание эстетически прекрасного, но процесс осмысления человеком окружающей реальности и процесс самопознания - то есть именно мышление, имеющее философическую и экзистенциальную заостренность и значимость. 5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее? Я не берусь авторитетно судить о содержании современных школьных программ по литературе. Но если в них есть до сих пор Некрасов, то его надо исключить несомненно - это фальшивый, поддельный поэт, так называемый «певец народного горя», а на самом деле весьма алчный коммерсант в литературе, большой игрок, картежник, весьма несимпатичная личность, знать о сочинениях и жизни которого детям совершенно не обязательно. В стихах Некрасова вечно звучат фальшивые ноты, вечно чувствуется и становится доминантой елейно-приторное воспевание народа и слащаво умильное печалование о его «горькой доле», в котором больше притворства и обычной псевдодемократической показухи, чем искренности и подлинной глубины чувства. 6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом? Пожалуй, нет такого писателя. Кого любил в юности – того и сейчас люблю, Блока, Марселя Пруста, Бунина, Льва Толстого. 7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)? Музыку и живопись я очень ценю, хотя не могу сказать, что в них глубоко разбираюсь и способен, например, по достоинству оценить новаторство в этих сферах искусства. А от кино я очень далек и в целом его искусством не считаю, хотя проблески, приближение к настоящему искусству, были и в кино (фильмы Эйзенштейна, Козинцева и др.) 8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни? Литературе я отдал и отдаю до сих пор всю свою жизнь. Меняются только жанры в которых я работал и работаю ныне. В молодые годы и сейчас - это поэзия и только поэзия. А было время когда я был увлечен историко-литературными исследованиями, писал книги о замечательных русских писателях и мыслителях, Ап. Григорьеве, В.В. Розанове, Вл. Соловьеве, основателе славянофильства И.В. Киреевском. Потом на годы увлеченно погружался в литературную критику и эссеистику. Но доминантой моего творческого пути была и остается поэзия, слившаяся для меня с философическим погружением в экзистенциальные глубины жизни. 9. Что считаете непременным условием настоящего творчества? Непременным условием творчества является максимальная творческая свобода. Я мучился в годы советской власти от отсутствия этой свободы, просто мучился. И ни мою поэзию, ни мои свободные опыты в других жанрах (философическую эссеистику, исторические очерки) в советскую печать не пропускали – для меня оставался только самиздат. В последние два-три года правления Михаила Горбачева меня, правда, уже пропускали иногда и в официальную печать. Но это были годы ослабления и затем полной отмены цензуры, когда советская система уже катилась в пропасть… 10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве? Неискренность, душевная фальшь. Когда она чувствуется в произведениях искусства (в той же поэзии) это неприятно, более того - просто противно. И в итоге сводит на нет художественную подлинность и значимость тех произведений, в которых такая душевная фальшь проявляет себя и господствует. 11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает. Я расскажу смешной эпизод, который никак нельзя назвать значительным, но который, как мне кажется, немало говорит о преимуществах (правда, в несколько ироническом ключе) литературной известности и славы даже в повседневной жизни….. Моя фамилия Носов и я просто однофамилец широкого известного и сейчас писателя Николая Носова, автора замечательной книги «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других славных книг для детей. Мой отец, крупный ученый-историк, по соглашению о взаимном обмене ведомственными «местами отдыха» между советской Академией Наук и Союзом Писателей имел возможность нередко проводить свободные дни и недели в доме творчества писателей в Комарово под Ленинградом. И он обычно брал с собой меня, где я тоже, отлынивая от школы, приятно проводил время. Когда мне было лет десять или двенадцать, у меня появилась в этом славном доме писательского творчества довольно глупая забава – я пытался схватить за хвост белок, которых было множество в саду дома творчества и которые были почти ручными… И однажды, когда я в очередной раз подкрадывался к устроенной для белок кормушке, где весело суетились эти пушистые зверьки, на дорожке рядом появился высокий, строгий и сердитый дяденька, подошел ко мне и суровым тоном заявил: «А … хулиганишь! Безобразник! Ты кто такой? Как твоя фамилия?» я растерялся от страха и испуганно промямлил: «Носов…» Но тут растерялся уже суровый дяденька… и быстро преобразился в этакого ласкового папеньку, который очень любит детей. И уже добрым голосом, нежно на меня глядя, заявил: « А… ну а я - Пантелеев (автор некогда популярной «Республики шкид» если кто не помнит) играй, играй мальчик»… Смущенно улыбнулся, погладил меня по голове известный писатель Пантелеев и ретировался. Разноса и наказания мне не вышло. Так меня спасла слава моего знаменитого однофамильца… 12. Каким Вам видится идеальный литературный критик? К сожалению, идеальный литературный критик – это чуткий к литературе, к эстетически прекрасному , но не очень творческий человек. Он не творит или почти не творит в литературе сам и поэтому способен быть безупречно объективным в своих литературно-критических суждениях и оценках. 13. Каким Вам видится будущее русской литературы? Русская литература все таки должна в первую очередь вернуть внимание русского общества к себе. Это ее главная задача. И некоторым настоящим большим писателям это удается уже сейчас - Пелевину, например - причем, без всякой шумной рекламы или саморекламы. И это вселяет оптимизм – веру в то, что литература может стать по настоящему востребованной современным обществом. 14. Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов? В современном литературоведение очень много разного рода формалистики и чувствуется засилье штампов. Все мы помним по прежним временам, что Лев Толстой – «это зеркало русской революции». Подобные примитивные штампы распространяются и сейчас, только широкая публика о них меньше знает. 15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»? Любить настоящую честную русскую литературу
Точно! Некрасовские СТИХИ выбросить, а современную МУТОТЕНЬ вставить.
А кого вы считаете "современной мутотенью" - поэзию Пастернака, Ахматовой, Георгия Иванова, Бродского? Я изучал и жизнь и творчество Некрасова всерьез и профессионально и могу со всей отвественностью сказать, что в советскую эпоху историческое значение и художественное совершенство творчества этого поэта было искусственно раздуто в целях официозной пропаганды показного "народолюбия". В России было немало поэтов большей глубины чем Некрасов и о них несомненно стоит рассказать в школе. А этого не происходит до сих пор. И еще - бросать иронические реплики легче всего. Неизмеримо сложнее - эти реплики всерьез обосновать.
Современная мутотень - это подобное тому, что Вы посвятили Бальмонту. Только не надо "обосновывать" верность этого направления. Литературоведы , мол в восторге... Я не литературовед - читатель. И мне до лампочки, что количество образов на слово-строчку выше, чем у Некрасова. Мне важно льётся ли на меня благодать при чтении или сыплются строительные конструкции. Разумеется, это лишь моё мнение. Читатель (стаж более 60 лет)
Если нас вас "выливается благодать" только при чтении "Мороз Красный Нос" Некрасова, то тут - ничего уже не скажешь. Даже если ваш "читательский стаж" больше 100 лет. Можно только посоветовать еще почитать "Кошкин Дом" и "Курочку Рябу" - наверняка тоже "выльется благодать". Только - откуда выльется, из какого места или "источника".. Вот в чем вопрос. Счастливого чтения!
Спасибо большое. Обязательно прочту (надеюсь, в интернете есть...)