Богу на милость
Два коротких поучительных эпизода.
Взятые из интернета... они могут наводить на размышления и давать ощущение не фатальности бытия... потому что есть среди нас люди способные на благородство и величавый поступок. Такие образы могут привлекать христиански настроенных индивидов. Для назидания и нравоучения; для сознания (собственной) моралистической не бесполезности этому (погрязшему во грехах) миру.
И такие эпизоды-истории блуждают по сети, вовлекая в свое заколдованное истовыми смыслами пространство "праведного бытия". И эти истории пользуются определенным спросом у людей готовых сказать: "да, вот как надо, вот пример благочестивого поступка!", — насыщаясь при этом устойчивым чувством благодати, которая нисходит на всех нас свыше, направляя по путям верной истины.
_САМАЯ_ХОРОШАЯ_ ______НОВОСТЬ_____
Состоялся турнир по гольфу. Победитель получил огромный денежный приз. Счастливый мужчина собирался возвращаться домой. Но недалеко от клуба к нему подошла женщина, которая попросила у него хоть немного выигранных денег. Она выглядела такой несчастной, что мужчина остановился и выслушал весь её рассказ. Оказалось, что ее сын очень болен. Ему требуется сложная и дорогостоящая операция, а у нее совсем нет денег. Спортсмена тронула до глубины души ее история и он отдал все свое денежное вознаграждение на лечение мальчика. Через несколько дней он вернулся в свой гольф-клуб и рассказал своим друзьям о встрече с несчастной женщиной. - О, как нам жаль! - заговорили они в один голос. - Ты тоже попался на уловки этой обманщицы. Она все выдумала, чтобы завладеть твоими деньгами. К сожалению, она неоднократно уже так поступала. Прости, нам очень не приятно тебе это сообщать. Но мы твои друзья. - Так никакого больного ребенка нет? - переспросил чемпион. - Нет! - Слава Богу! Это самая хорошая новость за всю последнюю неделю! - заулыбался мужчина.
* * *
___ЛЮДИ_ДОБРЫЕ_
Еду я в электричке. Входит бомж. Синяк синяком. Лицо опухшее. На вид лет тридцать. Оглядевшись, начинает: - Граждане господа, три дня не ел. Честно. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется. Подайте, кто сколько сможет. На лицо не смотрите, пью я. И то, что дадите, наверное, тоже пропью! - и пошел по вагону. Народ у нас добрый - быстро накидали бомжу рублей пятьсот. В конце вагона бомж остановился, повернулся к пассажирам лицом, поклонился в ноги. - Спасибо, граждане-господа. Дай Вам всем Бог! И тут вдруг сидящий у последнего окна злобного вида мужик, чем-то похожий на селекционера Лысенко, только в очках, вдруг как заорет на бомжа: - Мразь, гнида, побираешься, тут. Денег просишь. А мне, может, семью нечем кормить. А меня, может, уволили третьего дня. Но я, вот, не прошу, как ты, мразь. Бомж вдруг достает из всех своих карманов все, что у него есть, тысячи две, наверное, разными бумажками с мелочью, и протягивает мужику. - На, возьми. Тебе надо. - Что? - фонареет мужик.- Возьми! Тебе нужнее! А мне еще дадут. Люди же добрые! - сует деньги мужику в руки, отворачивается, распахивает двери и уходит в тамбур. - Эй, стой! - вскакивает мужик и с деньгами в руках выбегает за бомжом в тамбур. Весь вагон, не сговариваясь, замолчал. Минут пять мы все внимательно слушали диалог в тамбуре. Мужик кричал, что люди - дерьмо. Бомж уверял, что люди добры и прекрасны. Мужик пытался вернуть деньги бомжу, но тот обратно денег не брал. Кончилось все тем, что бомж пошел дальше, а мужик остался один. Возвращаться он не спешил. Поезд остановился на очередной станции. Вышли и вошли пассажиры. Мужик, постояв еще немного в тамбуре, тоже вошел обратно в вагон и присел на свое место у окна. На него никто особо не обращал внимания. Вагон уже жил своей обычной жизнью. Поезд иногда останавливался. Кто-то выходил, кто-то входил. Проехали остановок пять. Вот уже и моя станция. Я встал и пошел на выход. Проходя мимо мужика, я бросил на него беглый взгляд. Мужик сидел, отвернувшись к окну, и плакал…
P. S . А ведь люди встречаются не случайно. Душа у второго мужика проснулась, теперь ему жить будет легче, ведь люди добры и прекрасны!
* * *
ЗАМЕЧАНИЯ
По случаю с мошенницей.
Сокрушаться нет смысла, действительно. Упущенного не вернешь. Стало радостно от того, что действительно больного ребенка нет. Но радость, что одним неизлечимо больным ребенком в мире стало неожиданного меньше, все-таки затмила праведное негодование.
Потому что иначе он сказал бы приблизительно эдак:
— Так больного ребенка нет?! Фух. Слава Богу... А как быть теперь с женщиной?
Да, ведь она мошенница.
Но, видимо, ему все-таки не хотелось расставаться с выигрышем и несколько дней (внимание) он успокаивал себя, что сделал великое доброе дело. И, в конце концов, внушение себе, что он поступил совершенно правильно перевесило сожаление и так закрепилось.
И когда... он узнал от друзей, что... женщина мошенница... его сожаление резко набрало силу и попыталось вырваться из-под пресса "сознания благородного поступка". Но пресс был силен. И ощущение этой силы... внушенного себе благородства, сделало свое дело: он испытал облегчение, что больного ребенка нет. Сбивая этим выползающее сожаление об утрате значительной суммы.
Раз "ребенка нет", то и события того не было: это уже подсознательный итог, так как мужчина, видимо, очень переживал все-таки на счет того, что его вынудили отдать деньги, и погрузил данное обстоятельство буквально на подсознательный уровень, сделал его архизначимым.
А как его "вынудили"? Просто. Женщина стала рассказывать о своих проблемах и сковала этим его внимание, он "проехал" внутри себя (или в ситуации) "точку невозврата", "коридор или поворот объезда".
Но разве не стоит быть внимательными к людям? Очень даже стоит. Но если его действительно обеспокоила ее ситуация (он ей поверил), то...
— Мадам,.. поймите правильно меня,.. я желаю вам помочь. У меня есть немного времени и... мы могли бы вместе с вами пойти туда где ваш ребенок, чтобы... я смог посмотреть или выяснить нельзя ли помочь чем-то еще.
Но, на деле, он не сильно проникся ее проблемой, ему просто было уже невмоготу ее и слушать и терпеть. Но она взяла его в капкан... его собственного "нравственного популизма" (мы хотим выглядеть в глазах людей привлекательно). И... он проехал, упустил тот момент когда можно было как-то культурно дать ей понять, что он спешит или как-то еще выйти из ситуации.
Какой цинизм в таких рассуждениях!
Он отдал ей все выигранные деньги, думая, что у нее беда!!
Нет. Если бы он сам не был циником, он бы сказал той женщине то, что показано выше.
(Поэтому, действительно, подобные истории могут вызывать недоумение... у сметливых людей).
С электричкой и бомжом...
Неправота обвинителя в том, что, как говорится, "от тюрьмы и сумы не зарекайся". Он не знает ситуацию этого нищего. Может он болен и немощен. Он все потерял, кров, родных... Разумеется, работу и далее по накатанной.
И прежде всего смысл в том, что сам этот обвиняющий, имеющий какие-то трудности, злой на людей, еще не дошел до той точки, когда "пора на паперть". И не собирается. Он едет по каким-то своим худо-бедно делам, у него есть дела... А вот у бомжа их нет.
Он просто просит помощи.
Не можешь помочь — отвернись к окну и не плачь.
Вот и вся мораль истории,.. которая так же выглядит несколько нелепо и ничего особо поучительного в ней нет.
Разумеется, бомж, после "наезда" вполне себе по-человечески понял того отчаявшегося. Он сам когда-то был на этой грани, практически в аналогичной ситуации. Он знал что чувствует человек на скамье. Теперь он за гранью. Терять ему нечего. Живет он на подаяния, но это не жизнь, даже если в кармане столько, что он может даже поделиться с этим как видно несчастным по жизни человеком.
Это влачение существования в любом случае. Люди добрые, да. Но жить с сознанием низменности своего положения для человеческой природы... в каком-то смысле страшно.
Если в нем осталось человеческое... то он будет чувствовать это так или иначе.
Речь не идет о "профессиональном нищенстве", когда некто притворяется бомжом и несчастным. Это тогда сознательный выбор. И такой, разумеется, не поступит так, как сделал бомж из рассказа. Именно жизнь спихнула на самый низ и человек просто — морально — смирился.
И существует на подаяния.
Но его человеческая природа требует к себе не жалости "от добрых людей", а уважения — в конечном итоге.
Бомж этот поступил вполне спонтанно и естественно для него; действительно, ему подадут еще.
А вот думать, что тот пассажир извлек из всего некий важный жизненный урок... скорее всего излишне.
Да, он отвернулся к окну и нахлынули слезы. Думал ли он, что был не прав?
Нет. Он плакал от жалости к себе, от того, что даже (!) занюханный бомж, тротуарная пьянь... Выше его в этой ситуации.
Вот это... действительно было потрясением для бедолаги.
Будет ли на самом деле легче после сего жить тому неспокойному пассажиру? От того, что он осознал как добры люди...
(Есть о чем подумать — между делом).
Ничего сверхъестественного не произошло. Он будет искать и найдет себе новую работу. Как-нибудь устроится. И будет помнить того бомжа. Может быть он будет ему сниться. И, да, никого никогда он более огульно не обвинит и не назовет плохим словом.
Так что польза, безусловно есть. Польза во всем есть, лишь нужно (суметь) ее разглядеть, распознать (если это для чего-то нужно или важно).
И даже в случае с мошенницей...
Мир все-таки узнал, что бывает и такое: можно не сокрушаться о потерянных деньгах, а тому радоваться, что у кого-то нет несчастья. Даже если этот кто-то тебя нагло обманул и обокрал.
[Из текста "эпизодов" убраны не нужные "ё", в соответствии с языковыми правилами]