Плоская Земля (лир.87)
Стою, полюбопытствовав. Вдали
На волнах мирового океана
Забрезжит свет. И наши корабли,
Не зная, перейдут меридианы.
Один из наших ясно утверждает:
"Земля такая плоская, как блин!"
Другие форму "конус" называют,
А старый кок болтает, что цилиндр.
Имеются такие индивиды,
Что Землю называют пирамидой,
Хоть Аристотель в дни до нашей эры
С присущим им, учёным, чувством меры
Запечатлел рукой и глазом-зондом
Всё убегающую Горизонту,
Смещенья звёзд в известных нам широтах,
Земную тень в затмении Луны...
С любовью поедая каплуны,
Для записей журнал вёл Птолемей,
Как "горы вырастают из морей
При неотступном приближеньи к ним"...
И в книгах не писали парадигм*
О современном Землеустроении.
Но даже в этих вольных сочинениях
Имелся Полог неба, Твёрдый свод,
Для Тучек место и Небесных вод,
Земная твердь и Бездны кривизна,
Моря земли, что не имеют дна,
Жилище мёртвых с Вечным царством сна
И дерево иль горы в центре мира,
Что ограничен морем как пунктиром.
Людские споры Землеустроения
Василия** вводили в размышления.
И молвил он: "Но как важна для веры
Земная форма в образе Вселенной?
О том ли Моисей общался с Богом?
Познание важней Духа Святого?"
За ним мудрейший Августин Аврелий
Вложил в умы грядущих поколений:
"Вам будут лгать, что есть-де антиподы.
И чтобы в них поверить вы смогли,
Вам скажут так:"...и движутся народы
По оборотной стороне Земли."
Но океан никто не переплыл,
Земля в нём занимает место среднее.
Как утверждать у лживых хватит сил,
Что их слова есть истина последняя?
Ведь если б океаны и могли
В боязни расступаться перед сушею,
Была б она заселена людьми,
Ученья свет, как с вами мы, несущими?"...
Неугомонный Кристофер Колумб,
Стремясь наполнить трюм и закрома,
Ушёл на Запад. Новая страна,
Ему, как дева нежная, открылась:
Вот так судьба за смелость наградила.
Растаял миф безбрежных океанов
И антиподов неумелых, пьяных.
И Магеллан, и Дрейк в свои года
Всю Землю обошли на кораблях.
А плоская Земля, как есть в натуре,
Попала на экраны и в литературу,
То воплощая фэнтези всерьёз,
То отписавшись грубою сатирой.
"Весьма тяжеловесною мортирой
Для мироощущенья нашего
Явилась весть "о четырёх слонах,
Незыблемо на панцире стоящих,
Что держат планетарный весь оплот,
Такой недостижимый небосвод".
Так истинно нас в Индии встречали."
(Из пересказа англичанина***)
А как попасть из Нарнии в Аслан,
Нам Льюис Клайв расскажет в своей книге
Или Пираты с базой на Карибах,
Что на судёнышке упали в водопад,
И до сих пор ходящие в прострации
Из общества "За плоскости Земли".
Они считают все мистификацией
Те факты, что проверить не смогли.
А я давно поверил в шар Земли,
Что миром "управляют" антиподы,
Стою и провожаю корабли.
Но вопреки превратностям природы,
Морская Горизонта не прогнулась,
Земля спиною к солнцу повернулась,
Сгущая сумерки на том своём краю,
Где я, полюбопытствовав, стою.
____________________________________
*Паради́гма (от греч. «пример») — совокупность
фундаментальных научных установок, представлений
и терминов, принимаемая и разделяемая научным
сообществом и объединяющая большинство его членов.
**Васи́лий Вели́кий (ок. 330—379) — святитель,
архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный
писатель и богослов. Автор пятой и шестой молитв
утреннего правила, многих проповедей и писем.
***Те́рри Пра́тчетт — английский писатель.
Наибольшую популярность ему принёс цикл
сатирического фэнтези про Плоский мир
(англ. Discworld).
Ямбическая сила!)))
Ваня, очень вольный стиль, изложение с цитатами, повтор известного, а где поэзия, где преломление через собственное сознание и открытия для себя( и нас) того, что тебя поразило, что заставило написать это стихотворение, неужели всё ради "я поверил в шар", тем более "давно".
Нет, Ваня, если это и стихотворение, то явно не моё, в смысле я такими вещами не увлекаюсь, во-первых очень натянутые речевые обороты типа:"Стою, полюбопытствовав, я, где...", "И стало так от сшествия Христа.", "Ученья свет, как с вами мы, несущими..."..., во-вторых ты приписываешь предметам и явлениям не свойственные им функции:
"Внёс в документы средством глаза-зонда" а я знаю "моющие средства", а средство "глаз-зонд" - не знаю.
"Земные споры "белого каления" - это название спор?
"Влагал в умы грядущих поколений" стесняюсь спросить, слово "Влагал" что обозначает?
...
Все сравнения, метафоры которые ты употребил, общеизвестны, банальны, и чтение не вызывает интереса ещё и потому, что пересказ чего-то известного должен быть интереснее оригинала, иначе для чего?
Ваня, я думаю, что в прозе у тебя получилось бы интереснее рассказать эту историю, не пришлось бы лавировать в рамках ямба)
Варя.
ср, 01/03/2017 - 09:01
Наконец-то! Первый коммент за неделю! :rofl:
Спасибо тебе, Варя, за такой развёрнутый ответ! :smile3:
Иначе я бы сошёл с ума. :spineyes:
Писал я с прозы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8…
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 09:10
Мила Тихонова
ср, 01/03/2017 - 09:31
Да, я поняла, что ты прочитал какую-то выжимку из разных версий и попытался её переложить на стихи. Мне кажется, что ты просто взял очень трудную задачу на себя, для того чтобы читатель был увлечён, нужно не просто новый взгляд высветить, через рассматриваемые события, но и сами события( версии) показать очень сочным языком. Задача только для увлечённого человека именно этими теориями - не поверхностно, а с глубоким знанием материала, с малоизвестными подробностями открытий в этой области...понимаешь, а так это останется просто проходной вещью, над которой ещё и работать надо чтобы её привести в читаемый вид.
Варя.
ср, 01/03/2017 - 09:34
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 09:49
Мила Тихонова
ср, 01/03/2017 - 09:30
Иван,соглашусь со сказанным в комментариях,что стихи это не пересказ информации в рифму,а изложение своего мироощущения с чистого листа.Когда в стихах фигурируют сноски на множество имен,далеко не всем известных,это скорее перегружает,чем принуждает расширить горизонт познаний.Как по мне,то мы в начальной школе на уроках географии вполне широко изучали все древние версии о формах Земли,чтоб я согласился,что наша планета это приплюснутый шар и на этом успокоился)Ставлю 8 не за стих,а за любознательность.
Каменный гость
ср, 01/03/2017 - 10:53
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 16:16
Не жалеешь ты, Иван, ни себя ни читателя) Оценку не ставлю - не дочитал. Статейки по истории науки обычно с интересом читаю в прозе.
ObyWAN
ср, 01/03/2017 - 11:44
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 16:14
Пока читал - устал... Зарифмовать можно всё, что угодно. Поэзии здесь, конечно - никакой; неуклюжее построение фраз, постоянно меняющийся ритм, желание передать прочитанное (и это явно ощущается) с какой-то нервной, натянутой поспешностью... - всё это не льнёт к восприятию. В общем, извини дорогой друг Иван, но здесь ты явно перемудрил. Зачем тебе понадобилось проводить сей эксперимент? Ради спортивного интереса?
с уважением
Андрей Сутоцкий
ср, 01/03/2017 - 14:20
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 16:14
Стою, полюбопытствовав, я, где - 10 слогов
На волнах мирового океана - 11 слогов
Качается и тает горизонт в воде - 12 слогов
И будоражит царствие Салтана. - 11 слогов
- Уже виден перепад ритма, но это бы ничего, если бы такое же построение было во всех строфах, но...
Одни из древних ясно утверждали: - 11 слогов
Земля такая плоская, как блин. - 10 слогов
Другие к форме конуса взывали. 11 слогов
Анаксимандр всю жизнь твердил: цилиндр. - 10 слогов
То есть, далее ритм выравнивается.
По смыслу: сам глагол "стою" уже указывает на 1 лицо единственное число, так что местоимение "я" здесь явно лишнее.
"царствие Салтана" - очень уж напыщенно, сразу же возникает "царствие Божье", что для Салтана уж чересчур.
"Земля такая плоская, как блин." - Слово "такая" не несёт смысловой нагрузки, употреблено ради сохранения ритма.
"Другие к форме конуса взывали." Почему "взывали"?
"ВЗЫВАТЬ, воззывать; воззвать, о чем, к кому, восклицать, возглашать, или гласно к кому обращаться; убеждать, просить." (Толковый словарь Даля) О чём же другие просили форму конуса?
Ваня, извините, но уже в первых двух четверостишиях видна некая небрежность, непродуманность. :smile3:
surra
ср, 01/03/2017 - 18:29
Иван Краснов
ср, 01/03/2017 - 20:42
Иван,стало намного ровнее, но! Стихотворение очень громоздкое, трудное к прочтению. Так всегда бывает, когда стихотворение сделано. Именно сделано, а не написано от души.
Не обижайтесь, при известном умении и из такой темы можно сделать конфетку, вопрос в том - надо ли?
Может быть, всё-таки, лучше писать на другие темы - весна пришла - чем не история, которую можно прекрасно запечатлеть в стихах!
Желаю удачи! :wave2:
Мила Тихонова
чт, 02/03/2017 - 23:37
Иван Краснов
пт, 03/03/2017 - 09:07
давить не надо ни на какую тему, потому как выдавленное видно сразу.
в противном случае может случиться вот так
Выпученное
Приближался большой праздник. Поэта пучило – надо же отметиться. Но стих не шёл. Пучить пучило, а на выходе ноль.
Поэт прибрался на рабочем столе. Строго-настрого запретил жене и детям даже приближаться к дверям кабинета.
Распечатал новую пачку бумаги и заправил лист в пишущую машинку. Долго смотрел на потолок. Потолок смотрел на него. Оба молчали.
Стих не шёл. Поэт приказал подать чаю и лимон. Открыл окно, долго смотрел на весну. Она ухмыльнулась и продолжила свои весенние дела.
Выпив чаю, Поэт снова сел за машинку. Начал быстро печатать, и много уже напечатал, но когда перечитал, понял, что добрая половина из «Василия Тёркина».
- Как это меня угораздило? – подумал Поэт, с треском выдирая из машинки испорченный лист.
Первый белый комок отправился в корзину для бумаг.
Когда корзина была почти полной, измученный творец, наконец-то сварганил нечто, отдалённо напоминающее стишок.
Длинный. И, как бы ровненький такой. И, как бы по теме, как раз к великому юбилею.
Тот, молодой, который в нём ещё не совсем умер, тихо шептал: «Выброси это! Не губи меня окончательно!»
- Щас! – ответил ему Поэт. – Разбежался! А стих к юбилею? Все, значит, пишут, а я? Молчать!
Молодой замолчал. Теперь, кажется, навсегда.
Поэт отнёс стих в редакцию.
- А что? Ничего! – сказал Редактор. – Пойдёт в номер. Как раз к празднику. Вот вам записочка, идите в кассу, пока Марьиванна не ушла. К празднику, в самый раз, гонорарчик получить.
Довольные Поэт и Редактор пожали друг другу руки.
В Редакторе тоже давно умер тот, молодой, который сроду не пропустил бы в газету такое. Но… хорошие поэты «к дню» не пишут, а отметить праздник в газете надо. Тем более такой большой.
Через день газета вышла. На первой странице красовался стишок. Но вы напрасно беспокоитесь – его никто и не читал, кроме Поэта и его семьи.
А семья читала. Потому что гонорар был хороший.
Мораль! Пишите «к дню», поэты и ваше благосостояние сможет сильно улучшиться.
А, может, и не сможет. Это, смотря, насколько плодотворно вас будет пучить.
5.04.15.
Мила Тихонова
пт, 03/03/2017 - 20:10
Иван Краснов
пт, 03/03/2017 - 20:45
Когда один Краснов
находит вкус в другом Краснове,
не подбирайте слов:
"Чем громче,
тем х..во"
Vilkomir
пт, 03/03/2017 - 21:36
Несколько раз открывал это стихотворение, силясь написать толковый отзыв, но не удавалось. Ладно, бог с ней, с моей эксклюзивной точкой зрения. Мила и Андрей Сутоцкий правы - стих вышел громоздким, тяжеловесным, несколько вымученным. Местами почти физически ощущаешь, что автор долго и мучительно подбирал рифму, силясь сохранить тональность речи.
И всё-таки - интересным. Считаю, что и тематика, и обыгрыш ряда исторических и литературных сюжетов удались. Отсылки к патристам хороши. Есть некое обаяние в самой подаче, в авторском голосе. Твердая "четверка"!
сэр Алекс...
Алекс Штамм
вс, 05/03/2017 - 21:08
Иван Краснов
пн, 06/03/2017 - 08:04
Не очень хочется критиковать, но и без этого не обойтись. Надеюсь, что оное будет во благо.
1.С чего начали, к тому и пришли: "Полюбопытствовав, стою". Что это дает читателю? Автор, видимо, хотел закольцевать тему, тем более, и предмет стихотворения (Земля) круглый. Но как-то простецки получилось после исторических и научных изысков.
2. Длинноватый трактат получился. На мой взгляд, произошла перенасыщенность великими именами, историческими событиями. Пожалейте читателя, он вряд ли осмысленно прочтет до конца.
3. Теперь по литературной составляющей. Стихотворение легко читается, если автор четко соблюдает ритм и рифму. Первые две строфы - перекрестная рифма, следующие две - малые параллельные рифмы, потом автора повела Муза, и рифмы, а также ритм и все остальное осталось за бортом.
Стихотворение не безнадежное. Я бы сократила его основательно, убрала проходных героев, сосредоточилась на тех, которые держат тему. Потом отшлифовала бы ритм и рифму.
Добавила бы парочку поэтических образов, чтобы легче читалось. Пожалуй, все.
С добром, Ольга
OlgaOlga
пт, 10/03/2017 - 01:12
Иван Краснов
пт, 10/03/2017 - 05:49
Приветствую Вас, Иван. Простите, - только сейчас обнаружил Ваше сообщение... Я ведь не специалист в подробных аналитических препарированиях чужих стихов... Мне всегда кажется, что автор сам увидит свои недочёты и ляпы... А если не видит, значит таковыми не считает, и указывать на них ему бесполезно... Но я, конечно же, не прав... Добрые советы со стороны полезны и необходимы. Я пробежался по комментариям к этому стихотворению и понял, что добавить мне нечего, разве что пожелать дальнейших творческих поисков, упорного труда и роста...
Добра и Света Вам, Иван
Евгений Ливада
пт, 10/03/2017 - 13:33
Иван Краснов
пт, 10/03/2017 - 16:32