Басенки о российском кино (стихо.97)
Всё началось с борьбы.
И ей же и закончилось.
Пусть фильмы и немы,
Но общество всклокочено.
Искусственно кино,
И иностранны корни.
А Разина чело
В толпе рождало споры.
1910 (тыща девятьсот десятый) год,
И жанры мелодрамы, детектива
Такие открывали перспективы!
Но Революция, Гражданская война
Внезапно в планы правочки внесла:
Вот Эйзенштейн снимает "Броненосец...",
"Октябрь". Такой у нас народец!
Пусть в мире фильмы эти не имели вес -
У нас же вызывали интерес.
Его сменила жёсткая цензура:
Директоры картин в прокуратурах,
А фильмы лично Сталин отбирал.
"Железный занавес" кино оберегал.
Любовь Орлова же и Гриша Александров
В комедии, любви - полсотни дифирамбов!
Любил их зритель. Залы - "под завязку"!
Война опять разрушила присказку,
Когда дивизии стояли под Москвой,
И с Красной площади бойцы спешили в бой...
Пришли шестидесятые.
Тарковский и Муратова,
"Солярис", "Два бойца" и вёсны "...на Заречной..."...
Народ прожил вполне себе беспечно.
И только в девяностых вышла провокация -
Союз Советский начал распадаться.
И захирело кинопоколение.
Россия проходила становление.
И лишь в двухтысячных пошло восстановление
Кино. Борьба. Самоопределение.
..............................................................................
В далёком августе подписан был Декрет*:
"...Для нас важнее, чем кино, искусства нет!.."
Но дату незаслуженно забыли.
И лишь в восьмидесятом факты "всплыли"**.
Откуда век ведёт российское кино?
И было ли отмечено оно
Форматным фильмом "в цвете"
Прославленной победы,
Когда "Чапай" болотами
С такими анекдотами
И вглядываясь вдаль -
На кинофестиваль?
...........................................................
Но "жизни" не добавили
Рисунки на холсте.
И в 1910-м (тыща девятьсот десятом)
Сотрудник МХТ,
Отмеченный в архивах, как Б. Мухин,
Наперекор всем козням или слухам,
Построил декорации,
Объёмы внёс в пространство.
.........................................................................
В Америке спокойствия оплот.
Там каждый год
По "Оскару" вручали.
Порой и "наши" "Оскар" получали.
"Разгром фашистов под Москвой",
Год 1942-й (тыща девятьсот сорок второй).
В году сорок четвёртом - "Радуга" Донского.
"Война и мир" романами Толстого
Вошла в год номер 6 и 8.
Об этом Бондарчук уже не спросит.
В восьмидесятом, можете проверить,
На "Оскара" пошёл "Москва слезам не верит".
В копилочку Никиты Михалкова
Попал "трофей" 94 (девять-четыре) года.
...........................................................................
Отмечено советское кино
Бориса Дурова боевиком.
Двадцатый век. "Пираты..." ещё те!
Показано искусство карате.
...........................................................................
Случилось, словно в страшном сне:
Толчки, аэродром в огне!
В кино и небо так ворвался наш
Фильм-катастрофа "Экипаж".
............................................................................
Рассказ венчает драма "Вечный зов":
Савельевым пришлось начать с азов
Уж прожитый двадцатый век -
Гнев и любовь, а поле - человек.
............................................................................
Из этих стен не выпускают простофиль -
Готовит кадры наш прославленный "Мосфильм"!
Америка кичится вновь бюджетами,
Россия - нераскрытыми сюжетами.
Потраченные средства и фантазию
Ты оценил. В очередном экстазе
Не позабудь про Вильяма Шекспира.
Ты сам же создаёшь ориентиры!
И в этой жизни раздаёшь ты роли,
Заняв по праву место режиссёра.
...............................................................................
Я много информации постиг,
На перекрёстке личных парадигм***
Упомнил тех, чей вклад в искусство признан.
Простите этот энциклопедизм!
____________________________________________________
*27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.
**В соответствии с указом 1980 года праздник назывался «День советского кино», а согласно указу 1988 года — «День кино». В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а своё нынешнее название: «День российского кино» обрёл позднее, после распада СССР.
***Личная парадигма — это сущностный метод принятия решений,
ментальная модель конкретного человека, его точка зрения.
При составлении этого текста я пользовался ресурсами Интернет.
letopis.info,
softmixer.com,
kino-teatr.ru/kino/art/kino/175,
libsid.ru/istoriya-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-kinoiskusstva/istoriya-otechestvennogo-kinoiskusstva/vse-stranitsi,
privetstudent.com/kursovyye/geografiia-kursovye/page,2,1467-kinoindustriya-v-rossii-osnovnye-etapy-i-istoriya-razvitiya.html.
Иван Краснов
вт, 15/11/2016 - 18:20
В общем ретроспектива удалась.Действительно выделены самые значительные события и фильмы.В 2000-ных возможно и есть возрождение,фильмы появляются интересные(пользуясь случаем,рекомендую всем посмотреть"Монах и бес")но криминальное мыло по всем каналам с приевшимися до тошноты рожами бравых ментов-героев и прочих супер стрелков перечеркивает все достижения современного отечественного кинематографа,на мой взгляд.Слишком уж он забрызгал мыльной кровищей...
Каменный гость
вт, 15/11/2016 - 20:00
Иван Краснов
ср, 16/11/2016 - 14:56
Иван Краснов
вт, 28/02/2017 - 00:22
ПРивет. Кстати, очень люблю фильм Весна на заречной улице. В целом корпотливая работа. Видно, что Вы фанат кино, так же как и я! С чем и поздравляю!))
виктор крой
чт, 01/12/2016 - 05:54
Спасибо. :grin3: Про кино пока лишь статьи читал. Моментальное образование. Энциклопедизм в литературу! :order:
Попробую "Солярис" посмотреть. :smile3:
Иван Краснов
чт, 01/12/2016 - 06:46