Перейти к основному содержанию
Немая
Странное это чувство, похожее на дежавю, но другое. Прикосновение к утраченному. Место то же, но время другое, и ты другая, и ничего уже не вернуть. Здесь ты была когда-то счастлива или не счастлива, и теперь больно от этого ускользающего времени, и хочется хоть на мгновение почувствовать то счастье и то несчастье, которым дышала когда-то. Надя наблюдает, как Ольга немая остановилась посреди улицы, что-то мычит, размахивает руками, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, но при этом желая донести что-то до сердца каждого. Казалось, что немая рассказывает людям о своем беспросветном одиночестве. Никто на всем белом свете ее не понимает, ни соседи, ни родная мать. Девочка поежилась: страшновато, Ольга была дурочка, юродивая. - Давай, я тебе зажгу, - сказала она деду, который достал «Приму» из кармана рубашки. - А она почему такая? - Родилась такая, - дед закурил. - А если родится такой ребенок, что делать? - Надя тревожно посмотрела деду в лицо. - Отдашь мне, я выращу, - успокоил ее дед. Надя облегченно вздохнула. Все стало просто и понятно. Рядом с ней дед, и он всегда будет рядом, даже если с ней случится что-то непоправимое. Ольга немая не дождалась отклика от соседей, ушла. Девочка придвинулась к деду и перестала думать о дурочке. Ей было двенадцать лет, будущее рисовалось неясным, но вполне радужным. Когда бы Надя ни приезжала к деду, это было местом силы. И даже когда его не стало, ее спасало осознание того, что он был в ее жизни. Ей еще долго казалось — есть. Ощущение, что дед рядом, не покидало. Много позже Надя поняла, что такое чувство бывает только между любящими людьми. Они с дедом любили и понимали друг друга, и даже когда дед умер, он остался рядом с внучкой. Невозможно увидеть, обнять, поговорить. Но внутренний диалог с ним продолжался. Однажды Наде довелось побывать рядом с дедовым домом. И вот тогда-то впервые посетило ее чувство, словно время сместилось. Казалось, что она ощущает это смещение физически. Сейчас дед выйдет на крыльцо... Надя делает шаг ему навстречу, настолько все реально. *** Надя не понравилась его матери. Не пробивная, не из тех, кто выхватит лучший кусок и в клюве принесет в дом. Да еще с ребенком, да еще старше сына на два года. Кому нужна такая сноха? Надеяться на то, что Галина Андреевна растила сына одна и могла бы сочувствовать, не приходилось — Надя словно зеркально отражала ее судьбу, это раздражало. Андрей же боялся огорчить мать. Можно было только позавидовать, какого замечательного сына воспитала Галина Андреевна. Он заваривал для нее вечером травяной чай и отключал телефон, когда мама ложилась отдохнуть, и Надя не могла до него дозвониться. И замуж Надю Андрей не позвал. А Надя не сказала ему, что беременна, пошла и сделала аборт. Все могло быть иначе. Родился бы сын и повторил любимого каждой ресничкой и так же нежно к ней, Наде, относился, как Андрей к своей матери. Но тогда об этом не думалось, а казалось, что ее снова предают. Отец сказал матери: - Мамашечка, опять твою дочь замуж не взяли! Обрадовался. Так было всегда, с детства: отец радовался ее поражениям. Поэтому неудачи так ранили, а достижений она словно не замечала, а может быть, их и не было. Надя не выдержала очередного упрека, переехала с Егоркой в съемную квартиру. Да и хватит уже жить с родителями, в тридцать-то лет. Боялась, что не справится одна, не заработает, не уследит за сыном. Но, видно, надо только принять на себя ответственность, а бог поможет. Егорка тогда пошел в первый класс, и Надя закружилась между школой, работой и домом, и это помогло отвлечься от мыслей об Андрее, держала сама решимость выстоять, не раскисать. Надя перестала встречаться с подругами, такими же одиночками и пораженками, некогда, и не хотелось ни с кем обсуждать свою личную жизнь, которой не было. И вообще не хотелось касаться задушевных тем, не хотелось общаться ни со счастливыми, ни с несчастными, все одинаково больно. Надя надевала утром платье с глухим воротом и шла на работу, без улыбки встречала покупателей . А вечером вставала к плите, а сын рядом за кухонным столом делал уроки. Отвлекалась от готовки, показывала, как правильно держать ручку, расправляла ему плечи, чтобы не горбился. Потом отправляла Егорку умываться перед сном, гладила ему свежую рубашку и проверяла, как он собрал ранец. И засыпала без снов. Следующий день был похож на прежний, и это хорошо. Не надо ей сюрпризов в виде новой любви. Старой бы отболеть, пусть отсохнет и отвалится. Хорошо без любви. Приходила мать, пила чай, смотрела на дочь жалкими глазами: - Возвращайся домой, разве можно такие деньжищи за квартиру отдавать? - Это мое пространство, в этом дело,- качала головой Надя. - Наше с Егором. - У тебя дома комната своя, - не понимала мать. - Комната есть, а дышать нечем, - усмехнулась дочь. Мама называла отца кормильцем, а знакомые считали их идеальной парой. Отец не пил и не курил и посторонним казался образцом добродетели. И невозможно было объяснить, что именно с ними не так и почему им друг с другом неуютно. Почему отец всегда прав, а мать с дочерью всегда виноваты. Когда Надя заметила, что Егорка тоже ходит в виноватых, сердце у нее сжалось: неважно, куда уйти, главное — расширить границы этой комнаты. *** В супермаркете тогда выступал индеец из Перу, играл на национальных инструментах и пел. Народу собиралось много, было в его пении что-то завораживающее. В перерыве между песнями продавал свои диски и украшения, необычные и недорогие, говорил, что их делают в его родной деревне. Со слушателями он общался через переводчика, сам разговаривал на английском. У него охотно покупали, особенно женщины. Надя тоже купила кольцо за триста рублей и сфотографировалась с индейцем, на память. Плакала тайком, что-то он в ней растревожил. Ощущение самой природы в ее первозданности, ее смутная сила бродили в нем и оказывали почти магнетическое действие. Даже его национальная одежда в городском супермаркете не казалась маскарадом. Позови он Надю с собой, пошла бы не раздумывая, бросила надоевший прилавок. Но индеец не позвал, конечно, распродал свои украшения и уехал. А Надя осталась в задумчивости и словно чего-то ждала, а вскоре познакомилась с Андреем. Надя увидела его и поняла, для кого она сберегла свою нежность и женственность, ни капли не расплескала. Андрей проводил ее домой. Они стояли во дворе, а Егорка в это время возвращался с бабушкой из садика, подбежал и взял мать за руку. - Это Егорка, - представила Надя сына Андрею. - Андрей, - протянул тот руку мальчику, как взрослому. Егор пожал. Мать не подошла, постеснялась. Но Андрей стал заходить в гости и ей понравился. Однажды пришел к ним с сеткой продуктов и сам стал готовить плов, а Надя фотографировала весь процесс на телефон и выкладывала в сети. Фотографии получились замечательные: Андрей в тюбетейке, высокий и красивый, делал настоящий узбекский плов с бараниной, все точными выверенными движениями, залюбуешься. Подружки ставили лайки. Отец подозрительно щурился, говорил жене: - Мамашечка, что у нас здесь происходит? Мать торопливо выходила из кухни, увлекала его за собой, боялась, что он все испортит. Егорка крутился рядом с Андреем, восхищенно на него поглядывал. Надя думала: - Господи, не отними! Почему-то ей казалось, что все хорошее в ее жизни не может быть надолго. Поэтому она одновременно радовалась и боялась, что Егорка так привязался к Андрею. Больно будет отвыкать. Надя встречала и провожала любимого, каждый раз навсегда. Он уезжал всего только в другой район города, однако Надя никогда не была уверена, что он вернется. Ждала, замерев, затаив дыхание. Однажды пошли втроем в парк. Андрей ушел за мороженым и так долго не возвращался, что Егорка начал канючить: - Мама, пойдем искать Андрея! Надя крепко взяла Егорку за руку и они пошли к киоску с мороженым. Андрея там не было. Наде стало сразу все понятно: Андрей их бросил. Она сказала сыну: - Пойдем домой. Егорка потянул мать к колесу обозрения: - Мы поднимемся высоко-высоко и сразу его увидим! - Очень надо нам на него смотреть! - проворчала Надя, однако согласилась. Когда они вышли с аттракциона, Андрей их ждал. - Позвонить надо было, - объяснил он в ответ на ее вопросительный взгляд. - С мамой разговаривал, у нее больное сердце. Он так это сказал, что Надино сердце тоже заныло. Она поверила и не поверила ему, но поняла, что ничем хорошим это не закончится. С кем бы Андрей ни разговаривал по телефону в тайне от нее, эта женщина в любом случае будет стоять между ними и не позволит им быть счастливыми. Но и собственная мать спрашивала Надю, почему Андрей не делает ей предложения. - Не могу же я его заставить, - пожимала плечами Надя. - Ты вон отца заставила, теперь не знаешь, как отвязаться. - Не заставляла я его, - качала головой мать. - Мы даже расходились. Не официально, а так, я уехала домой в деревню. Так он приехал за мной, в поле ведь нашел, мы картошку копали! Я думала, все понял, все осознал, все теперь по-другому будет. - Что по-другому? - переспросила Надя. - Не знаю, - задумалась мама. - Мы все время что-то делили, и я всегда оставалась виноватой. И в тот раз я все равно осталась виноватой. Хотя мы и помирились. Мать помолчала, потом добавила: - Я аборт тогда сделала. Первая беременность. Это потом уже ты родилась. Дед сказал: оставь ребенка, а от него уходи. Настоящий мужик не будет заставлять женщину избавиться от ребенка. А я мужа послушалась. И вернулась потом к нему, любила. - Мамашечка, поставь чайку, - заглянул на кухню отец. Мать налила ему чай. Он пил его, вытягивая губы трубочкой, откусывал конфетку. - Ты не покупай больше каракум, мамашечка, - рассуждал отец. - Это дорогие конфеты. А если вы своего принца на белом коне ублажать хотите, так это напрасно. Все равно не женится. И сходи, мамашечка, к соседям над нами, кто там живет-то? Скажи, чтобы не двигали стульями. Надя тогда подумала, что надо все брать в свои руки. Подруги подталкивали: - Когда это мужчины что-то решали? Когда это они выбирали? Это им кажется, что они делают выбор, а на самом деле, все решаем мы, женщины. И Надя попросила Андрея познакомить ее с мамой. Андрей отмалчивался, но Надя настаивала. Она испекла курник и позвонила Андрею, он ответил: - Приезжай сама, я не могу оставить маму. Надя решила, что отступать некуда, и приехала. Они пили чай с пирогом и медом. Мед был особенный, с боярышником. Купила его на рынке специально для мамы Андрея, полезно для сердца. Спросила продавщицу: - Это мед такой — с боярышником? - А что же еще? Я только медом торгую, - взгляд у женщины был колючий. - Почему у вас все злые, хмурые? Вот сколько раз приезжаю в Тольятти — ни одного доброго человека не встретила. Надя торопливо прошла дальше, купила мед у ее соседки. Галине Андреевне она не понравилась. И мед оказался вкусный, и пирог удачный, но это ничего не спасло. - Я в любую минуту могу умереть, - сказала Галина Андреевна. - На кого я оставлю сына? Вы не вызываете у меня доверия. Надя не нашлась, что ответить. - Ты меня проводишь? - спросила она Андрея. - Маму сейчас нельзя оставлять одну, - качнул он головой. Все было понятно, но Надя еще надеялась на что-то. Ждала, что Андрей придет, позвонит. Но он отнекивался, выдумывал какие-то отговорки, хотя причина была одна: она не понравилась его маме. Он сделал свой выбор, имел на это право, но легче от этого осознания не было. Потом отец сказал маме: - Мамашечка, твою дочь снова не взяли замуж. Почему-то именно это оказалось последней каплей. К тому же Егорка стал совсем кислый, ходил понурый, с опущенными плечами, виноватым взглядом. Надя решила, что самое время начать новую жизнь на новом месте. И переехала с Егоркой в съемную квартиру в другой район подальше от всех на свете правых, чтобы ни перед кем не чувствовать себя виноватой. Они выбрали квартиру в доме рядом с набережной и весь август каждый день ходили на Волгу, кидали камешки в воду. А потом сын пошел в школу, времени стало в обрез, размышлять о смысле жизни стало некогда. Только однажды Егорка не выдержал, спросил мать: - Почему Андрей больше к нам не приходит? - У него обстоятельства, - неопределенно объяснила Надя. Егорка было задумался, но Надя поправила у него тетрадку и сказала: - Пиши, не отвлекайся. Хорошо, когда ты за кого-то отвечаешь. За кого-то маленького и беззащитного, кто в тебе нуждается. Иначе ни за что не выдержишь разлуки, предательства, не справишься с обидой. Когда рядом с тобой малыш, все остальное не так уж важно. Даже если очень больно, спасает сознание, что все отболит, а пока нужно собраться с силами и жить дальше. Слава богу, есть для кого. Как знать, может быть, Галина Андреевна тоже так жила... Но не надо о ней думать, пусть о ней Андрей думает. Он о ней, а она о нем... А ей, Наде, и без них хорошо. Спасибо, что подсказали, как воспитывать Егорку. Чтобы не считать его своей собственностью и не искать, кому поручить. Пусть растет сильным и сам принимает решения. Надя повторяла это себе каждый день, пока ехала в маршрутке на работу, и на работе в перерывах между покупателями, и по дороге домой. И почти поверила всему, во что так хотела поверить. Пока однажды не увидела на остановке Андрея, он сказал: - А я тебя жду. Мама умерла. Надя молчала, пытаясь осознать, что это для нее значит. Подошла маршрутка. Надя шагнула в нее. Андрей постоял еще некоторое время, потом развернулся и ушел. Надю охватило странное чувство, как будто это в ее жизни уже было. Ольга немая, деревенская дурочка, кричала посреди улицы о какой-то своей неведомой боли, а ее никто не услышал. У каждого своя боль, зачем еще чужая? И Надя не смогла пробиться сквозь стойкую защиту Галины Андреевны, сказать любимому о своей беременности. Был бы рядом дед, он бы ни за что не разрешил внучке сделать аборт. А может, и не разрешал, только она не услышала, как мама когда-то. Наде захотелось крикнуть водителю, чтобы он остановился. А может, и крикнула, только крик утонул в каких-то посторонних мыслях, чьих-то страхах. Может, и собственных. Дурочка деревенская. Когда Надя очнулась, автобус въезжал в ее новый район. 2016г
Интересно выписаны образы отца и деда Нади, Галины Андреевны. Всего несколько штрихов, а картинка сразу встаёт перед глазами и запоминается. Остальные персонажи, будто ВСЕ - немые. Есть такие люди, которым ещё предстоит научиться говорить, чтобы осознать себя. Рассказ оставляет чувство безнадёги, несмотря на тот "новый район", в который въезжает Надин автобус. А,может, мне так просто кажется...)))
Маша, спасибо! не то чтобы безнадеги... а все-таки больно терять любовь. Надя же - пусть и так сложно и мучительно, совершила поступок, может быть, первый в жизни. можно сказать, выросла над собой:)
Хорошо, что есть один светлый персонаж - дед - сильный, добрый, умный, светлый душой. Но столько несчастных и одиноких, покинутых рядом, что Ольга воспринимается уже нормально, ведь по сути каждый из героев кричит так же как она внутри о своей боли, и никто никого не слышит.
Варя, спасибо. название рассказа не случайно, ты права. знаешь, когда писала, мелькнул образ Русалочки Г.Х. ради кого-то быть сильным - естественно. и только о своей боли сказать никто не умеет, все плачут не видимыми миру слезами.
Одной фразы от деда было услышать достаточно "отдашь мне я выращу" чтобы удостовериться на все сто процентов в его истинной настоящей человечности! "когда это мужчины всё решали" - анекдот в тему: Чета Клинтонов едут по родному штату Хиллари... - Смотри, - говорит, Бил. - Вон твой одноклассник... на тракторе едет. Вышла бы тогда за него замуж - вела бы с ним фермерское хозяйство. - Навряд ли, Билл,- отвечает Хиллари. - Я не знаю, где и кем был бы ты, но если бы я вышла замуж за одноклассника, то уверяю, что стала бы женой президента... А вообще жизнь она штука такая, что всему учит... только чаще всего поздно бывает... - такая мысль первая после прочитанного... Наташ, понравилось... Начало великолепное, концовочка замечательная! Всё представляется и хочется размышлять о людском добре и зле, которого намного больше видно, потому как добро, оно не особо выпячивается... Спасибо!
Володь, спасибо! анекдот великолепный:) решение приняли все-таки женщины, та из них, которая оказалась сильнее, а Андрей подчинился. спасибо тебе за отзыв.
Не стану копировать весь текст (копировать прозу, тем более такого качества, бессмысленно). Однако остановлюсь на нескольких (не всех) его, имхо, недостатках, которые определили моё мнение о оценку. Текст состоит из трёх неравнозначных по объёму и литературной огранке частей, разделённых между собой "тремя звёздочками" (надеюсь, это не авторская маркировка предлагаемого коньяка). Первая часть, назову её "детство", в свою очередь состоит также из трёх частей: в первой, самой короткой, - несколько пространное рассуждение от мужского лица (весь дальнейший текст ведётся от женского лица) о "счастье и несчастье" с очевидной доминантой ностальжи; во второй, максимальной (в первой части основного текста), - появляется персонализация (Надя, Оля, дед) и определённая временная конкретика (Наде - "двенадцать лет); в третьей - взгляд и чувства явно пережившей многое женщины на этот детский период жизни, дающий определённый окрас: в жизни её был любимый дед. PS Обращу внимание, на то, что передёрнуло меня и настроило на критический взгляд к прочитанному уже на этой стадии: название произведения "Немая", Ольга появляется в тексте, действительно, как немая, но далее по тексту следует "Казалось, что немая рассказывает людям о своем беспросветном одиночестве. Никто на всем белом свете ее не понимает, ни соседи, ни родная мать. Девочка поежилась: страшновато, Ольга была дурочка, юродивая", и предпоследнее предложение прочитанного: "Дурочка деревенская.".Вот и возникает естественный, имхо, читательский вопрос: "Автор рассказал о немой, юродивой или дурочке?" Вторая часть, как не странно, я её назову "Postscriptum", средняя по объёму и, как и первая, также состоит из трёх частей. В ней также появляются новые персонажи: Андрей, мать - Галина Андреевна, сын - Егорка, а также мать и отец Нади. Третья часть самая большая по объёму и заполняет, как бы недостающее между первыми двумя. Авторский ход с расстановкой частей может показаться читателю оригинальным, но лично мне показался не вполне оправданным, тем более, что третья часть весьма перегружена "навязываемыми" читателю мотивировками тех или иных поступков ранее названных персонажей с точки зрения Нади...
первый абзац поправила, наверное, все-таки лучше от имени женского лица. по поводу немой, дурочки или юродивой сложно, наверное, ответить. интуитивно написалось именно так. навряд ли героиня осознает себя немой, а ведь все эти рассуждения - от ее имени. дурочкой вот назвала себя, ассоциируя - в данной ситуации, на этом жизненном этапе, анализируя какие-то свои поступки, наконец, - себя с той самой деревенской дурочкой, которую помнила с детства. юродивыми в народе зовут дурачков, не обязательно подразумевая подвиг юродства. и неприспособленность к жизни, возможно, в этих рассуждениях подразумевалась подсознательно. мотивировка поступков героев с точки зрения Нади ни в коем случае никому не навязываются, просто повествование хоть и не ведется от первого лица - все-таки от имени Нади. о качестве текста спорить с вами не буду. полагаю, что тексты "некачественные" ни оценивать, ни рецензировать смысле нет. об "оригинальности авторского хода с расстановкой частей". не было никакого хода. не планирую я, как писать. просто так написалось. вроде бы читатели все поняли, не запутались. вот так примерно. за внимание к тексту - спасибо!
Извините, для меня лучшая авторская благодарность - это качество в дальнейшем публикуемых текстов и активная творческая позиция, надеюсь, вы научитесь различать тех, кто вас хвалит, и тех, кто нахваливает.
Наташ, я читаю не для того, чтобы выискивать в произведении недостатки. Если сюжет захватывает, зовёт и требует дочитать до конца, а изложено хорошим языком, грамотно и не тяжеловесно - значит, на мой взгляд, произведение удалось, состоялось. И этот рассказ - именно тот самый случай. Спасибо тебе. С Теплом, Андрей.
Наташа, привет! Хорошо пишешь, с удовольствием читаю. Только редко, извини. С теплом, Толя.