Путешествие в старину. Глава 2.Суздаль - Владимир
(Я абсолютно убеждена, что у каждого человека свои, особые взаимоотношения с тем или иным местом на карте.
Я описала лишь свои собственные, без претензии на объективность).
_______________________
Я люблю сама организовывать свои поездки, потому что период подготовки - это уже начало путешествия. Магия начинается с того, что ты просто смотришь на карту, и те места, которые потом оказываются важными и нужными для посещения, начинают "подмигивать", а внутри что-то ёкает - "да, это оно". По этим "ёкам" обычно выстраиваются наши маршруты. Причем, последовательность посещения ёковых объектов определяется только на месте. Это как реперные точки, между которыми ты свободно курсируешь в зависимости от ощущений и обстоятельств.
Вот и в этот раз. Боголюбово было запланировано для посещения на второй день. Но в начале пути освободилось лишнее время; выехали из Москвы рано, дорога сложилась легкая, без пробок, а в Суздале для размещения в съемной квартире, нас ждали только к полудню. Поэтому решили свернуть с маршрута. Таким образом, путешествие началось с посещения резиденции Андрея Боголюбского.
Как только вышли из прогретой машины, поняли, что муж одет не по погоде. Яндекс вновь ошибся, предвещая весну. Дует сильный ветер и, кажется, собирается метель. Улыбнуло, что моя интуиция меня не подвела и я хорошо укуталась, но видя как ежится муж, съежилась вместе с ним.
У входа в монастырь, мужчина, на вид лет шестидесяти, одет просто, но не отвращающе грязно, обращается ко мне со словами: " Барышня, дайте три рубля". Под взглядом небесно голубых глаз, на фоне завьюженного неба, я начинаю мысленно рыться в кошельке, вспоминая, что там у меня есть из мелочи. За доли секунд понимаю, что роюсь не в монетках, а в бумажках, одновременно чувствуя, что мне нужно с ним заговорить. Зачем? Не знаю. Начинаю спрашивать дорогу к Храму на Нерли, которую вообщем-то предварительно знаю. Совсем почти не слушаю, что он мне отвечает, а лишь смотрю в его глаза. Достаю 50 рублевую бумажку. Отдаю. Ухожу. Оглядываюсь. Глаза наполненные восторгом, как будто к нему ангелы спустились. Слова: «Ну, что вы, зачем так много, спасибо, спасибо, храни вас бог».
Заходим в главный храм. Красив, но мрачен, свет потушен. На свечном прилавке бросается в глаза листовка в форме закладки. Читаю. Бог обращается к человеку. Концовка после долгого перечисления всех грехов и пороков: " Ты сам отвернулся и забыл про меня, вини теперь себя". Холодок с ледяным дождем пробежался по телу. Да как же это, разве Бог может такое сказать своему сыну, хоть и блудному? Человек может, Бог - нет. Иначе, он сам не будет Любовью. Сердце сжалось от того, что вроде храм бога, но не от Бога.
Спросила у монахинь как пройти к месту, где жил Андрей Боголюбский. С холодочком указали, добавив, что там же где и погиб. «Погиб, да точно, здесь и погиб. Но мне интереснее как он жил. Вот его палаты». Скользя по нечищеному льду, обошли это, как показалось, неприветливое место. Все двери закрыты. «Ах, да, сегодня понедельник. По понедельникам музеи не работают. И, несмотря на то, что это праздничные дни и вся страна отдыхает, церковь живет по своим законам. Ну, да ладно. Значит этого нам здесь достаточно. Ведь каждое место лучше знает что, когда и кому открыть».
Зазвонили колокола. Ах! Наслушались. Как какое-то приветствие свыше. Повеселело. Можно ехать дальше.
Сели в машину, едем, в голове крутится лишь одно - 3 и 50. «Что такое три рубля, даже спичек не купишь. Но, он не просил большего. Что такое 50, ни один билет в музей не купишь. А для него это оказалось чуть ли ни целым состоянием. Как все относительно... Но! Какой свет исходил из этих голубых глаз, кажется такая силища, которая может растопить любой лед. Вот и где он, Бог, в храме с порицанием грешного или за стенами храма в голубых глазах, дышащих любовью?».
Едем дальше. Впереди Кидекша, резиденция Юрия Долгорукова. Так выходит, что наше путешествие началось с посещения княжеских мест.
Подъезжаем к месту. Идем искать дом, где жил великий князь. Спрашиваем. Отвечают, где жил никто не знает, но есть храм Бориса и Глеба, который он строил еще в 12 веке. Сохранились лишь небольшие фрагменты и места захоронений его сына и снохи. Входим в храм. Вход платный 80 рублей, так как это теперь музей, где представлена история и бережно сохраненные кусочки древнего храма. Осматриваем экспозицию. Говорю мужу: «Смотри, генеалогическое древо княжеского рода». Он отвечает - «Хорошо, смотри сама, когда мне будет интересно, я в интернете почитаю. Мне бы со своим древом разобраться». Странный ответ, вроде он никогда этими вопросами не занимался. Но, как показало наше дальнейшее путешествие, слова оказались пророческими.
Брожу по храму-музею, стараюсь прочувствовать дух старины. Приходит на ум образ Юрия. Невысокого роста, весьма не милосердный, достаточно агрессивный и, как ныне модно говорить, с большими амбициями. Возможно, именно эта черта и позволила ему создать такое количество городов российских…
Рядом небольшая группа туристов, в центре экскурсовод. Услышав слово «Москва», поднимаю ушко и напрягаю слух. Слышу подтверждение своим мыслям. Потом тереблю мужа за рукав – «Ты слышал, что он сказал? Я же говорила, что Москву не Юрий Долгорукий создал!».
- А кто?
-Боярин Кучка владел Москвой и всеми окрестными селеньями до того, как однажды, проезжая мимо, Юрию не приглянулись эти места, и он решил их забрать в свои владения.
-И...?
-Что и...? Москва была еще до Юрия Долгорукова.
-Но, ведь именно он ее расширил, укрепил и дал импульс к развитию.
-Это, да, но как он с боярином поступил. Вот ему потом это и аукнулось. Видимо Кучка стал сопротивляться, не захотел отдавать князю свои владения, за что он его и казнил. Андрей Боголюбский, сын Юрия, позднее решил загладить вину отца перед этой семьей и женился на одной из дочерей боярина. Но сыновья Кучки обиды за отца не простили, отомстили, организовав его гибель.
- Разные есть версии. Никто теперь точно ничего знать не может…
Выходим из музея, спускаемся к речке Нерль. Ледяной ветер и метель усиливаются. «Представляешь,- говорю мужу, - как нужно жизнь прожить, чтобы и через тысячу лет, даже в непогоду, кто-то ходил и искал дом, в котором ты жил...».
- Нууу, каждому свое. Каждый нужен и важен на своем месте.
- Тоже верно.
Разворачиваемся, едем в Суздаль. Поездку организовывала спонтанно, в самый ее канун. Места в гостиницах уже все распроданы. Остались только с удобствами на этаже, по запредельным для моего мозга ценам (за такие - то удобства). Пришлось впервые прибегнуть к Суточно.ру, где можно забронировать квартиру на любой срок. И не пожалела.
Подъезжаем. Новенький, видимо недавно построенный, дом коттеджного типа. Однокомнатная квартира с шикарным ремонтом и дорогой бытовой техникой. На подоконниках великолепные живые орхидеи, на столе свежесрезанные розы и тюльпаны. Вау. Очарована. Любовалась цветами все время пребывания. Хозяйка, молодая девушка. Объяснила, что она очень любит цветы.
Перекусили.
-Пошли гулять?
-Пошли.
Так много слышала про этот город, и он действительно красив, но чем больше мы бродили по нему, тем больше ловили ощущение – «не наш», как бы «не родной». Но, как говорится «никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Вот и Суздаль приготовил нам несколько иное, но не менее ценное, чем наслаждение красотой и постижение культуры. Он приготовил нам испытание на крепость духа. И за это его тоже можно поблагодарить.
Город встретил нас ледяным дождем, сквозь который что-либо рассмотреть было непросто. Вспомнила про солнечные очки, лежавшие в машине еще с лета, чтоб защитить глаза от колючих капель. (Вот никогда не знаешь, что и где может пригодиться). Конечная точка намеченного маршрута (музей деревянного зодчества), который мне очень хотелось посетить, находился ровно на другом конце города. Причем время работы музея по Интернетинфо до 17.00. Преодолевая заслоны ветра и ледяного дождя со словами: "дойдем до броду в любую погоду" мы пробирались от одного объекта до другого. Возле Кремля силы были уже на исходе, причем большая часть моих сил уходила на жалость к мужу, одетого в весеннюю курточку, хотя по его словам он не страдал. До конечной точки остается преодолеть реку и подняться на другой берег. Я отказываюсь идти, понимая глупость этой затеи. «Ну, не увижу я этот музей, проживу и без него». И тут муж, который мягко говоря, с прохладцей относится к таким музеям, хватает меня за руку и со словами «нет, ты хотела», что ему так же не очень свойственно, тянет меня вперед. На какой-то легкой волне мы преодолеваем последний отрезок пути в надежде помимо всего прочего просто зайти согреться. Подходим к музею. Дверь закрыта. Оказывается сегодня он работает до 16.00.
Мы расстроились? Нет, мы не расстроились. Ну, поворчали «для порядку». Появилось какое-то доброе чувство, что цели мы достигли. И уже само это может быть важнее всего остального. Спускаемся обратно к реке и замечаем – погода сменила свой нрав. Каким-то чудесным образом потеплело, ветер приутих, дождь закончился. И тут стало ясно, испытание закончилось. Несмотря на все препятствия, которые нам город создавал, мы прошли его весело, с оптимизмом, подбадривая друг друга и не допуская даже тени недовольства. Вероятно, это и было тем самым главным подарком, который нам хотел подарить город.
Мы купили сувенирный ключик от города и на такси вернулись домой.
Почему то именно во время путешествий по России у меня появилась традиция вместо магнитиков, собирать брелки в виде ключа. Возможно, как символ того, что с каждым новым городом я открываю для себя еще один уголок, а может закоулочек русской земли, русской души, а может в большей степени, своей собственной.
На утро намечен ранний старт. С вечера пытаюсь добиться от хозяйки как ей завтра ключи от квартиры передать. К ночи приходит смс, что за ними заедет ее брат, когда мы будем готовы выехать.
Я начинаю, слабо сказать, удивляться. Мало того, что у нас не спросили фамилии, не переписали паспортные данные, еще и о ключах от их квартиры беспокоюсь я, а не хозяева. На следующий день задаю вопрос: «Аленушка, как так, в наше-то время, чужих людей пустить в хорошо обставленную квартиру и паспорт не спросить?». Ответ был достойный души русского человека. "Я еще по телефону поняла, что вы хорошие люди. И потом, я как то привыкла людям доверять».
Уходя из квартиры, я просто помолилась, чтобы не ступила сюда нога недобрых людей и не разбила такую чистую и искреннюю веру этой Аленушки.
Путь лежал дальше во Владимир. Еще с вечера у меня было предчувствие, что этот город должен открыть нам свои двери и подарить ключи. Так и случилось. Погода сменила гнев на милость. Ослепительное солнце заставило снова прибегнуть к солнечным очкам, но уже по прямому назначению. Корка снега на полях сверкала множеством оттенков так, что "глаз не отвести", заставив мужа немного поворчать -"смотри на дорогу, а не по сторонам". На второй день управление машиной взяла в свои руки, позволив мужу расслабиться и отдохнуть. 23 февраля все ж таки.
Владимир, если сравнивать его с Суздалем, городом-музеем, купеческим, ремесленным, где-то даже праздным, это город трудяга в промышленных масштабах и тем не менее, сохранивший свое сердце и душу в небольшом центральном районе под названием Старый Владимир.
Остановились у исторического музея. О нем расскажу отдельно. Состояние вернулось в свое нормальное ротозейско-любознательное русло. Храмы так называемого Кремля без кремлевской стены впечатлили. Не то, чтобы особой красотой, просто "на душу легли". Сразу стало понятно - наш город, хотя и не простой.
Дмитриевский собор почему то напомнил храм в Херсонесе. В Успенском храме пыталась очароваться фресками Андрея Рублева. Не получилось. То ли подсветка была слабая, то ли зрение подвело, то ли вообще мои ценностные акценты смещены в несколько другие области.
Гуляли по всем историческим местам с удовольствием и в каком-то умиротворении. Краеведческий музей, что расположен в бывшей водонапорной башне, вызвал много восторга. Столько интересных фактов о жизни губернского городка 19 века!
После этого водонапора исторической информации произошел интересный момент. Мужу позвонил его отец, с праздником поздравить, и, как бы про между делом, рассказал ему историю их рода. Почему эта информация столько лет оставалась закрытой, одному богу известно. Оказалось, что неподалеку от Владимира была усадьба его прадеда, который имел там свое ткацкое производство и воспитывал 16 детей. Мой мозг эта информация взорвала. Шутка ли, открыть еще одну генеалогическую ветвь своего рода! Муж остался спокоен по непонятным моей женской впечатлительности причинам. Наверное, сработал тот же самый прагматизм: "ну и что мне это дает для сегодняшней жизни?".
Исторический музей удивил, опять-таки, иным. Как только приехали в город, сразу в него зашли узнать часы работы. Все прекрасно рассчитали, оставив посещение музея "под занавес". В итоге этот "занавес" чуть не сработал до окончания спектакля.
Не удержусь поворчать. Об особенностях организации туризма в России можно отдельную статью писать. Работники культуры как-то странно иногда решают отдыхать вместе со всеми туристами, оставив им для развлечений лишь питейные заведения и самостоятельные экскурсии. Ну, да ладно. Не будем о грустном. Это вообще не наша тема, так как у нас в путешествиях всегда «все хорошо», даже если хорошо не очень.
Так вот. Еще до поездки, я для себя открыла информацию, что стоянка древних людей тридцати тысяч летней давности, найденная и раскопанная археологами, находится на окраине Владимира. И названа по протекающей вблизи речушке Сунгирь. А находки с раскопок находятся как раз в этом историческом музее.
Не спеша, почти в развалочку, разморившись от увиденных впечатлений, мы заходим в музей и тут нам сообщают, что он закрывается.
Не знаю в результате, что сработало больше, то ли тот вселенский ужас, отразившийся в моих глазах со словами "а как же Сунгирь", то ли наша немыслимая тяга к культуре родного им края, то ли опять-таки, доброта души, но нас в музей пустили, сказав "давайте быстренько, мы вас подождем", при этом не взяв с нас денег за входные билеты, видимо не считая наше посещение полноценным. Конечно, мы, чтоб не задерживать людей, получивших от начальства возможность в честь праздника уйти с работы пораньше, постарались их особо не задерживать и мимолетом осмотрели все экспозиции. (Вернее не осмотрели, а сфотографировали, чтобы потом рассмотреть дома в спокойной обстановке). Каждый сотрудник, гася за нами свет в залах, тем не менее, добротно и терпеливо отвечал на возникающие у нас вопросы.
Как я не пыталась на выходе отблагодарить женщин за их благосклонность, денег не взяли. А мы с теплотой в сердцах и ключиком от очередного, взятого нами города, в кармане потопали к машине.
Выезжала из Владимира в сторону дома в состоянии какой-то радостной наполненности и в тоже время углубленной задумчивости.
Навернулись слезы. Вспомнила подобный момент из фильма "Ехал грека", в котором Димитрий прощался с Суздалем слезой.
Доброй слезой от переизбытка чувств не столько к внешней красоте увиденного, сколько к красоте души, встречавшихся на пути людей.
Задаюсь вопросом: приблизила ль эта поездка меня к ответу на вопрос: «Зачем я изучаю историю и что мне это дает?». Скорее всего, снова нет. Пока на ум приходит лишь аллегорический образ ослика, идущего за морковкой. Любопытство и интерес влекут к местам, в которых по каким-то, пока неведомым причинам, нужно побывать. Может встретиться именно с этими людьми, может ощутить и впитать в себя дух конкретной местности. Точный ответ пока не найден. Но нас уже ждут следующие точки на карте, обещающие раскрыть свои секреты. Может где-то там ответ и найдется. Потому что, я неизлечимо верю, что разгадка всех загадок нашей жизни еще впереди!
22-23.02.2016
Очень было интересно... С удовольствием прочитал, тем более, что увидел удивительные и любимые места, где родился и вырос)Спасибо!!!
дядя Вова
сб, 27/02/2016 - 14:27
Наталья Акишина
вс, 28/02/2016 - 15:00
Наташа, вы очень хороший рассказчик. Строчки дышат удивительным теплом, раздумчивостью и доверием к читателю. просто ваша Аленушка, дарящая своим постояльцам чудесные цветы:))
Наталья Сафронова
сб, 27/02/2016 - 17:39
Наталочка, спасибо большое за поддержку. Со мной впервые такое. Как-то так приехала и впечатления пролились в рассказ.
:wave1: :flower:
Наталья Акишина
вс, 28/02/2016 - 14:54