WhatsApp-образование не работает
Исследования Мичиганского университета указывают на снижение эмпатии или способности сопереживать друг другу на 80%. "Наши дети менее человечны, а мы этого даже не замечаем", - заявил недавно антрополог Тамир Леон.
Он прав, но только во второй части. Мы действительно не видим того, что происходит с подрастающим поколением.
Взрослые привычно называют молодых «равнодушными», «холодными», «отчужденными». Один из модных нынче эпитетов – «поверхностные». «Поколение экранов» – классика жанра.
За этим неприглядным фасадом кроется еще более неприглядное содержание – по сути своей, бомба замедленного действия.
Проблема не в них
Именно так. Проблема в нас, в родителях.
Ничто не происходит просто так. Не бывает «хорошей молодежи» и «плохой молодежи». Каждое поколение есть результат полученного воспитания. Каждое испорчено в меру того, насколько его «недоглядели».
Вместо того чтобы готовить им счастливую жизнь, мы сдали их в школу, и они получили там знания. Но знания не о мире как единой, интегральной системе, а о том, как устраиваться, зарабатывать, преуспевать в рамках потребительского общества, чего хотеть. Конечно, такая информация не лишняя, но для подлинной жизни, для развития детям нужно иное.
Мы создали вокруг них искаженную реальность, в которой есть всё, кроме главного. Есть бесчисленные нити между человеком и гаджетами, и так мало – между человеком и человеком, от сердца к сердцу. Наоборот, школа в наши дни стала рассадником большинства тех «вирусов», которые портят детей.
В результате всё больше подростков видят в окружении только конкурентов, либо «не видят никого в упор». Они достаточно умны, чтобы отделять наши красивые слова от наших дел, от реальных примеров, которые наблюдают ежесекундно на улице, в интернете, в новостях. Они чётко улавливают главный посыл взрослых – вечную грызню, сдобренную соусом лицемерных поучений. И, разумеется, они хотят победить в этой грызне.
От образования к просвещению
Как вы думаете, чтó случится через поколение? Через десять, двадцать лет?
Подростки в беде. Они умеют говорить, но часто не умеют общаться. Они растут, но часто не развиваются. Они живут в обществе, но видят его раздробленным, не связанным воедино.
В семимиллиардном мире они не знают, как создавать для себя крепкое, надёжное окружение.
Исследования показывают, что дети и подростки не способны даже просто поговорить друг с другом по душам. Это одна из причин, толкающих их к сигаретам и спиртному. Алкоголь заглушает боль, заливает пустоту внутри.
Им надо научиться контактировать, «контачить». Кстати, это соответствует одной из современных задач: требованию уметь работать в команде. В глобальном мире людям необходимо вместе трудиться, вместе выстраивать достойные отношения, закладывая в их основу доверие, взаимодействие и взаимопонимание.
Так почему же наша образовательная система по уши занята экзаменами, тестами, конвейером производства «математиков», «химиков» и прочих адептов технократии?
На конвейере Человека не соберешь – тут нужна ручная сборка.
Раскрыть себе себя
Человеку, вступающему в жизнь, важно научиться понимать себя и окружающих. Ему необходимы инструменты, чтобы справляться с порывами, чувствами, вспыхивающими в нём и в других. Он не догадается сам, как выстраивать отношения с партнёром, как создавать здоровую семью, как поддерживать теплые отношения в обществе.
С детства человек должен видеть и чувствовать, как школа обучает его науке жизни, мудрости социального согласия, как она готовит его к сложным реалиям 21-го столетия.
Школе нужна атмосфера позитивной социальной динамики, базирующаяся на семинарах, играх и других
видах учебной программы. Такой подход позволит ребенку стать «психологом самому себе», раскрыть, изучить собственную природу и познакомиться с собой. Здесь требуются не экзамены и формальный подход, а наставничество. Школе необходимо с пониманием того, какие гормональные бури бушуют в ученике, помочь ему постигать внутренний мир двух полов в духе взаимного уважения, чуткости и деликатности. Ведь большинство проблем проистекают из того, что мы элементарно не понимаем друг друга.
Подростку необходимо твердое ощущение, что ему есть с кем поговорить, что к нему прислушаются, он не одинок, что другие проходят через аналогичные этапы взросления, и потому нет никаких причин стыдиться, замыкаться, бравировать, срываться в гнев или в отрицание…
Мы их недооцениваем. Именно в таком, казалось бы, безучастном поколении эмпатией зреют и вскрываются ключевые вопросы о смысле жизни. Вопросы, готовые распахнуть подросткам окно в мир, намного более глубокий, чем тот, к которому мы привыкли.
Поэтому нужны настоящие наставники, профессионалы, которые вместо того чтобы корить детей и предъявлять им ветхие требования, будут их любить – такими, какие они есть.
Если же взглянуть шире…
Если же взглянуть шире, за вырванными из контекста явлениями мы разглядим закономерность. То, что происходит между подростками и взрослыми, – суть части естественного процесса, этапы роста. Человеческое эго растет, меняется и, как следствие, ширится пропасть внутри поколений и между ними. Именно эгоизм ослабляет нашу восприимчивость друг к другу, зомбирует технологиями, изолирует, разводит всех по углам, по пузырям, по раковинам, по камерам…
Но это только промежуточный этап, полустанок на внутреннем пути. Ведь мы пришли в мир не для того, чтобы перестукиваться через стены, а для того, чтобы преодолевать их, подниматься над всем, что нас разделяет, и протягивать связь от сердца к сердцу. Но протягивать её через другое измерение разума и чувства, лежащее вне материальной реальности, и именно поэтому всегда – доступное, без всяких логинов и паролей.
Михаэль Лайтман
https://snob.ru/profile/29457/blog/103437