Чистый лист
Знание - никогда не было прерогативой толпы,
оно само ищет и избирает себе своих последователей.
…………………………………………………… Алексей Кесарь (Цыганков)
.
И, вот тут появляется мой невидимый оппонент: ощущение полета - тема не выше тебя, как и ты не ниже темы. Она лишь может быть равной тебе, и то... до определённого момента, пока ты не оттолкнешься от неё и не заберёшься выше.[1]
Поэтому, хоть я и боюсь, что работа, за которую я берусь, столь обширна, что закончить её не представляется возможным, и это меня и пугает, и останавливает, но делаю первый шаг и отправляюсь в путь.Я привыкла говорить кратко, выделяя суть из самой большой темы, наверное, это недостаток, но для поэзии весьма полезный, на мой взгляд. Здесь я отстаиваю точку зрения, что есть один закон искусства, неодолимый и всеобщий, - слово должно быть больше самого себя. Образ в стихе иногда несет в себе целый мир и стихи без образов, но с большим объемом описательного текста мной воспринимаются как рифмованная проза, особенно, если они до конца сюжетны и имеют все признаки прозаического произведения.
Однако отступим от моего понимания и попытаемся понять. Чтобы понять краткость, нужно попробовать противоположное ей. Нельзя в полной мере оценить вкус воды, когда не испытывал жажду.
.
И ведь, правда, описывая какую-нибудь мелочь можно логически добраться до вселенских процессов, и наоборот. Размышление - вот что нужно, и размышление не только над вещью, предметом воздействия, но и размышления над тем, почему я именно так размышляю, размышление над самим методом подхода. Только тогда идёт развитие, так как в простом размышлении над вещью - никогда и ничего не меняется, не развивается. [2]
Здесь нет противоречия, мысль может бежать и развиваться, её можно обобщать и выделять в ней направление развития, но мастер поэтического слова двумя штрихами обрисует проблему, меткими деталями выделит хитросплетение сюжета, и оставит читателя за шаг до открытия, изумлённым и потрясённым.
.
Мне, безусловно, можно возразить, что сокращение текста - это всегда одностороннее действие в пользу одной стороны, в которой нет равновесия... Цель, как говорят, ставшая самоцелью - худой и самый непреложный конец самой цели, отсюда возникает и фанатизм. Болезненное следование до исступления самой цели, вопреки её пониманию, так как без понимания, зачем нужна сама цель, следование ей превращается в дорогу без направления. Всегда есть черта, после которой сама цель перестаёт служить своему пониманию и нужности. Так сокращение текста может привести к полному его устранению, или такому виду, когда сам текст становится не важен - важно лишь его сокращение. Это всегда игра против разума понимания самой цели. Т.е. за твоими взглядами отсутствует сам предмет воздействия,есть лишь одностороннее действие с ним, это его сокращение до полного изничтожения оного. За такими воззрениями - нет самого предмета, есть лишь действие, занявшее его место. Вследствие этого нет и понимания самого действия - зачем оно нужно, когда сам предмет, над которым оно совершается,исчезает?
Что сокращение текста чревато... похоже на рубку ветвей у древа - до определённого момента это хорошо. Но зачем рубить само дерево или обсекать его ветви так, чтоб на них вообще не было зелени, листвы.Именно в ней и заключается красота дерева, как и красота текста в эпитетах, в нем употребляемых. Обрывание же их возможно и будет служить более прозрачности самого взгляда, но этот взгляд будет гол и непригляден, совсем не нужный никому, так как лишён истинной красоты, которую и оборвали, следуя не цели предмета, а цели самого действия.[3]
.
И оппонент разворачивает тему дальше, ох уж это многословие: боюсь, при сильном сжатии текста - самый лучший текст - это чистый лист. Нуль текста. Там всё сказано. По моему об этом ещё писал Оноре де Бальзак[4], в рассказе о художнике с картиной, которую тот никому не показывал на протяжении всей своей жизни. И уже в преклонном возрасте решил-таки показать одному знакомому. Тот глаза вытаращил, когда перед ним предстал чистый холст, и кружащий вокруг него чокнутый художник, который за всё это время, пока прятал картину, приучил свою фантазию видеть начерченные им мысленно формы на этом полотне. Вот он и размахивал руками перед чистым полотном, приговаривая: какие формы, вы не находите? Как вам нравится, как я отобразил глаза? А грудь?... Но это картина так и останется в одной голове - и всё! Как говорил наш шеф: нет для неё продвижения, жизни нет в ней, а раз нет жизни - то это вещь, но мало того - она ещё только чисто воображаема, несуществующая. Так же как в одной сказке было замечено: а король-то голый! Чистый от предрассудков. Но кто бы знал, что в предрассудках порой, и сама красота жизни скрыта. Только у не живого нет ничего, - и всё ещё только мыслиться...[5]
.
Пример с чистым листом, мне понравился, совершенная форма - молчание, особенно если это молчание разума, высвобождается колоссальная энергия, красоту которой не смогли ещё описать словами. Другими словами "от слова – к безмолвному слову" - замечательно сказано, мне нравится, потому, что есть созвучие с теми словами, которые я сегодня уже написала.
Нужно уметь обращать внимание на такого рода тонкости: они - часть внутреннего ассоциативного ряда, незаметный каркас структуры стихотворения. Вот, достаточно двух слов, что бы стихотворение заговорило своим особым голосом, достаточно иногда последней строчки и открывается мир! Не надо нагромождения, не надо ошарашивать эрудицией, но уметь подняться за счёт невидимого воздуха эмоции... раз и полетели…
.
А я ведь прочитала эту вещь -"Неведомый шедевр". Читала с упоением в душе, столько совпадений во взгляде, поразительно! ... сегодня меня поразило, что искусство начинается за линиями, а значит и за ограничениями реальности.
Мне это проще понять, мои светотени тоже выискивают такие слова, которые создавали бы воздух, а я всё чаще слышу, как ворочаю булыжники... и они не отрываются от земли, они проросли и дали корни, неживые... Я увидела женщину нарисованную бликами. Это было за гранью... я ещё подумаю, но воздух написать сложнее всего! Я поверила, что она живая!
.
Вот в этом и разница наших взглядов. Мой чистый лист всё же – совершенство!
------------------------------------------------
[1] Цитата Алексей Кесарь(Цыганков)
[2] Цитата Алексей Кесарь(Цыганков)
[3] Цитата Алексей Кесарь( Цыганков)
[4] Имеется ввиду произведение Оноре де Бальзака "Неведомый шедевр"
http://www.lib.ru/INOOLD/BALZAK/shedevr.txt
[5] Цитата Алексея Кесарь( Цыганкова)
Не знаю как здесь можно выделить другим шрифтом цитаты(
Варя.
пн, 25/01/2016 - 19:27
может кесаря
в кавычки взять
да пробелами ещё
от народа отделить))
и потом у Бальзака
разве чистый холст?)
Валерий Карев
пн, 25/01/2016 - 19:50
Варя.
пн, 25/01/2016 - 20:01
какое все
минус ты да минус я
и от 'все' остаётся
простое большинство
только не говори
что оно подавляющее)
Валерий Карев
пн, 25/01/2016 - 20:15
Варя.
пн, 25/01/2016 - 20:25
порадуемся же за них)
Валерий Карев
пн, 25/01/2016 - 20:31
Сегодня прочитала, что надо быть настолько добрым чтобы молчать когда тебя распирает что-то сказать, это даст силы тому человеку, которому ты хотел что-то донести, просто он вдруг поймёт это сам и вот это самостоятельное осознание будет самым ценным, а то, что пришло бы извне не принятым им.., так, что молчание воистину - золото! Это тоже своеобразный чистый лист, но только для всех остальных, а не для того, кто себя сдерживает обладая знанием!
Не запутала?
Варя.
пн, 25/01/2016 - 20:45
чего молчать-то
делиться надо
вот как я например
написал стишок
и поделюсь
с тобой:
все поводы
для тревог
на голову
разом вы
па
ли
не
выдержал
я - прилёг
раздумыв
ая о выбо
ре началь
ного вып
ал! в сон
на некую прямо! на’ голову
и ею иному был сну снесён
с прежним неодинаковому)
Валерий Карев
пн, 25/01/2016 - 21:25
Варя.
вт, 26/01/2016 - 06:41
согласен про сон - всякий! хорош | и самый плохой - вон тот | который из явного
в свой ведёт | кошмар где вопишь орёшь | понятное дело не просто - со’ страху
однако отсюда (огромна) польза - | ты лёгким на чистку дашь тонны воздуху
не бойся
бояться
бойся)
Валерий Карев
вт, 26/01/2016 - 11:14
Варя.
вт, 26/01/2016 - 14:33
ObyWAN
пн, 25/01/2016 - 19:29
Варя.
пн, 25/01/2016 - 19:32
Привет. :smile3:
Почитал, вспомнил, улыбнулся.
Только не молчи слишком долго.
Буддисты, например, часами собираются с мыслями за одним столом, молчат.
А потом как ляпнут что-нибудь умное. :smile3:
Иван Краснов
пн, 25/01/2016 - 21:57
Варя.
вт, 26/01/2016 - 04:17
Бывает у меня такое, что когда чего-то достиг, дошёл своим умишком в неоднократных мозговых переживаниях, но как ещё более осознать, а тем более объяснить самому себе, а затем поделиться с другими, не знаешь, не умеешь, чего-то не хватает... допустим, тех же знаний с переразмышлениями, толчка, поддержки и тому подобное.... Но, однажды, вдруг попадается статья с одной только той самой мыслью, которая родилась уже и у тебя, но не было для неё хода для дальнейшего развития и размышления. Тогда, воспрянув духом, что ты на правильном пути, уже несёшься без остановки, крича на всю округу, что знаешь как устроен мир, хотя бы в этом маленьком моменте! По-поводу чистого листа я, например, ещё не дошёл своим умишком достаточно осознанно, но скажу, хотя бы так: мы же говорим, что начнём всё с чистого листа, а ведь там опыт, знания и изображение мира в целом и по частям...))) Такие размышления, если они ещё и приводят к положительному знаменателю - сродни покорения горы с искренними и чувственными переживаниями! :wave1:
дядя Вова
вт, 26/01/2016 - 10:07
Всё правильно, начиная с нового листа, мы подходим к нему с уже имеющимся опытом, а это значит, что лист изначально уже не пуст, он уже несёт в себе основу, но здесь я описываю эффект последнего мазка, который оживляет фигуру девушки, он даёт ей жизнь, как даёт жизнь стихотворению точное слово!
Володь, будет время прочитай рассказ, я ссылку поставила в сносках, мне интересно увидишь ли ты эту картину или скажешь, что холст пуст...
Спасибо тебе!
Варя.
вт, 26/01/2016 - 10:27
дядя Вова
вт, 26/01/2016 - 10:53
Когда-то давно я уже читал, оказывается, про этот шедевр, но так сразу и не вспомнил... А ведь с того раза у меня закрепилось выражение: не копировать, а выражать... И верил, что я так придумал, а оказывается слизал. По-моему, по-простому скажу так: надо быть прежде всего самому ямбонутым, а только потом применять ямбы с хореями, наоборот не получится - это про стихи. А про картину... правильно тот господин сказал, что в ней тоже надо стихи видеть, а не нарисованный объект. Но пока, лично я, увижу лишь пустой холст и, мне кажется, что уже никогда не достигну того уровня...увы.
дядя Вова
вт, 26/01/2016 - 21:00
Ямбонутым быть точно нужно в первую очередь, наука позволяет лишь выражать себя в правильной форме, не более...
Ну, что ж, мнения разделились в нормальной пропорции)
Спасибо тебе, рада, что прикоснулся к чистому листу Бальзака)
Варя.
ср, 27/01/2016 - 05:43
"Белый лист", "чёрный квадрат"( к слову, я ничего кроме цвета не вижу там) - кто-то ничего не увидит, кто-то увидит что-то своё, кто-то нагромоздит своего. Стихи для меня, иное дело. Стихи, которые читаю, в первую очередь чувствую, потом вникаю в детали. В чём-то стихи, это скорее гранитная глыба слов, от которой нужно отсечь лишнее, что бы получилась изящная форма. Но и тут нюанс. Для кого-то гранитная глыба, и он долго и мучительно отсекает. Для кого-то - глина и он изящными пластичными лёгкими движениями лепит это изящество. Причём, когда читаешь, понятно, кто "отсекал", "кто лепил" (во всех смыслах, и положительных и отрицательных), кто изящными мазками. Свои же стихи, всегда - чувство на первом месте, потом всё остальное. Хотя, видимо, зачастую в ущерб форме, так как не получается найти подходящее к форме слово или рифму, или выражение. Поэтому, чистый лист, конечно куда совершеннее того что я пишу. Тут и спорить не стану. Ну, это я уже совсем в сторону от твоих размышлений.
ЛЕСЯ
вт, 26/01/2016 - 17:26
Леся, ну, почему же в сторону? Очень даже интересные рассуждения! Я же с вою очередь могу признаться, что я из глыбы не режу и из глины не леплю...т.е я не скульптор точно) Моё ощущение это подбор палочек и веточек и плетение корзины, гнезда или любого другого каркаса, т.е минимализм, передача большого малым набором, создание из ничего...вот мне иногда и говорят, что я сильно пообрезала, что и форму не видно, а я просто не добрала веточек, вот и птенчик вывалился из гнезда...(((( У всех разный подход, для меня важно подобрать такой образ который раскроет картину, а не описывать событие, картину - сочинением)
Спасибо, Леся, что откликнулись)
Варя.
вт, 26/01/2016 - 17:42
Варя, задумалась. вспомнился "Обрыв", где художник-недоучка рисовал прекрасную женщину, выразительно передавал ее взгляд, однако руки были несоразмерно короткими. "Луна и грош", история о Гогене, и рядом - короткий рассказ о бездарном художнике, который, однако безошибочно видел талантливое полотно. Труден не просто путь к искусству. Я полагаю, что нам навряд ли удается передать то, что мы чувствуем - в полной мере. Поэтому мы так трепетно относимся к чистому листу.
Наталья Сафронова
вт, 26/01/2016 - 22:08
Для очень многих людей взгляд гораздо важнее, чем длина рук)) Иначе бы пару себе находили немногие) Хотя немногие и находят по факту...)) Эх, не туда мысль потекла!
Да, путь к искусству бывает совершенно неожиданным, но он всегда начинается чистого листа)) Однако приблизиться к началу, опять к чистому листу и воздуху дано очень немногим!
Вот, приведу слова из обсуждения на другом сайте:
"Подумал ещё: Мандельштам проделал огромную работу по анализу всего русского Поэзиса (в прозе упомянутой) А что важно ещё: у самого Мандельштама (это уже частично мои наблюдения)) меняется в ходе творчества отношение к Слову: начальное Слово-камень..., затем семантика смещается - Слово описывается через признаки "дерева" (тленность...) и воды (текучесть...))"
Он бы тоже дошёл до воздуха, эфира в который погружено всё мыслящее)
"...может быть. У него - по мере письма - усложнялась символика, иносказания прибавлялись...- "скрывал" реальность мысли...боялся...а иногда срывался...и палил в открытую... По поводу "воды" надо уточнять, а вот от "камня" к "древу" очевидно движение..., и очень много метафор морских - от греков Одиссея себя исчислял...))) А может и Марине скрытое поклонение..."
Варя.
ср, 27/01/2016 - 05:22
Да, вот ещё...это уже Тютчев:
"Silentium!"
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои --
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи --
Любуйся ими -- и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,--
Питайся ими -- и молчи.
Лишь жить в себе самом умей --
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи,--
Внимай их пенью -- и молчи!..
Тютчев
Варя.
ср, 27/01/2016 - 05:24
С интересом прочитала, Варя. Всё правильно. "Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах". Плутарх.
Это очень непросто, но мы все к этому стремимся, часто не осознавая это или не признаваясь себе в этом стремлении...
Надежда Шаляпина
ср, 27/01/2016 - 07:51
Спасибо, Надя, для меня это первый опыт написания эссе, теперь вижу, что нужно было глубже раскрывать тему чистого листа,покрутить его с разных сторон)) Пусть не всё получилось с первого раза, но я рада общению на сайте, люди у нас неравнодушные и это очень порадовало! Были высказаны интересные мысли вслух и это тоже дорого! Вот и Плутарх со своей лаконичностью мыслей, как нельзя вовремя оказался в нашей компании)))
Спасибо, Надя!
Варя.
ср, 27/01/2016 - 08:54
не буду заниматься рецензированием написанного, позволю себе лишь небольшую ремарку относительно неточности. Холст Френхофера, который послужил примером для написания этого очерка был не пустой. То есть не чистый. На нем была именно картина обожаемой им некой Катрин Леско. Но смешное заключается в том, что вместо портрета этой женщины на холсте были лишь беспорядочное сочетание мазков, очерченных множеством линий, хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих бесформенность. И лишь в углу картины был заметен кончик женской ножки. Это не вяжется с темой чистого листа. Поскольку данный холст не являлся "чистым" листом. Говоря о Бальзаке и этой картине, надо отдать должное тому времени, а вернее нарядам женщин. Не зря еще Дюма говорил в трех мушкетерах о том, что достаточно увидеть лишь лодыжку (небольшую часть по данному рассказу) женщины, а остальное фантазия дорисует сама. Именно об этом и говорит Бальзак в своем рассказе. О красоте женщины как таковой, а не красоте ее наготы.
troy
ср, 27/01/2016 - 14:55
Ну, браво! Вы тоже увидели эту очаровательную женщину состоящую из бликов, потому, что Ваше воображение способно увидеть, дорисовать воображением)) Про это собственно и речь!
А ведь друзья смотрели на холст как на абсолютно чистый! Бальзак смог передать нам такое состояние человека, когда он способен видеть большее!
Варя.
ср, 27/01/2016 - 16:30
Хм.... Не смог оставить свою ремарку без послесловия. Уж такой у меня характер. Видимо, старость уже стучится в мою дверь. )) Не сочтите за брюзжание.
1. Меня тоже интересует теория минимализма или принцип - лучше ничего не сказать, чем много и ни о чем. Хотя ведя философскую беседу на тему о НИ ЧТО, а именно этим НИ ЧТО и является белый, чистый, нетронутый лист бумаги (ну или тем же НИ ЧТО я считаю черный квадрат Малевича, о чем упомяну позже), надо отметить одну существенную деталь. Живущих на Земле в добром здравии всегда манил этот тайный покров НИ ЧТО. Любая тайна всегда является предметом исследования (если это ученые) и предметом досужих вымыслов и сплетен (если это обычные, склонные к любопытству люди, вроде нас с Вами). Принцип минимализма так же свойственен Востоку. Известна их поговорка - лучше сидеть, чем стоять. Лучше лежать, чем сидеть, Лучше спать, чем лежать. Лучше умереть, чем спать. Логично, вроде бы. Если бы не одно Но. К теме "чистоты" или "пустоты" надо подходить аккуратно. Иначе в одном ряду с Великими творцами: Рафаэль, Микеланджело, Модельяни, Тициан, Ван Гог, Рубенс (продолжать можно долго)появляются Малевичи. В одном ряду с Гоголем, Фонвизиным, Вальтером Скоттом, Виктором Гюго .... )опять же список можно привести большой) появляются Донцовы и прочие Собакевичи.
Так что вопрос - что лучше оставить после себя, чистый лист или след (хотя след бывает разный) остается открытым.
troy
ср, 27/01/2016 - 15:58
Про восток тонко подметили, я в принципе склонна думать, что можно написать танка и передать все тонкости картинки: и услышать дуновение ветра, и почувствовать запах цветения, и даже потрогать изгиб тела) А можно написать по этому поводу роман. где героя будут преследовать эти картинки всю жизнь, а можно написать как написал бы Крылов и т. д. - всё будет талантливо, но...стоит ли говорить так много?)))) когда несколько слов уже передали всю красоту мира))))))
Да, талант, безусловно, то, что будет всегда востребовано..и всё же...))) Ну, вот оттуда и пошли собственно рассуждения!
Варя.
ср, 27/01/2016 - 16:37
Здравствуй, Варя. К сожалению, не хочу оценивать эту твою публикацию.
С творчеством Алексея Кесаря (Цыганкова) не знаком, но дело, конечно, не в этом.
Вот, два самых очевидных замечания в адрес прочитанного:
1) Ни в одной из четырёх приведённых цитат А.Кесаря (Цыганкова) не понятно по тексту, где её начало;
2) В самом начале публикации звучит утверждение "Я привыкла говорить кратко, выделяя суть из самой большой темы", поэтому весьма странно смотрится многословие "на одном месте" о "сокращении текста";
3) Мысль, что чистый лист - это идеальная поэзия, - не нова, к ней неизбежно приходит каждый, кому хватает начитанности и не хватает собственной самобытности
PS Кстати, ознакомившись с этой публикацией, не могу не заметить, что оценки и комментарии её автора весьма часто на сайте расходятся с декларируемой точкой зрения.
Vilkomir
ср, 27/01/2016 - 22:54
Да, я уже поняла почти все ошибки которые я допустила в данном эссе: и недостаточность раскрытия темы, и не новость мысли как таковой.
Что касается цитат А.Кесаря (Цыганкова) - они отделены пробелами и занимают большую часть эссе. Это не моё многословие и урезать мысль другого человека который приводит примеры как сокращение текста пагубно сказывается на качестве передаваемого, я посчитала не корректным. Основная мысль была показать две точки зрения: минималистическую и точку зрения оптимизации(выбора золотой середины), соглашусь, что не получилось.
По третьему пункту, я всё же писала про "чистый лист" Бальзака, а у него чистый лист - очень интересный: кто-то видит его абсолютно чистым, а кто-то видит всё же, что на нём изображена женщина.
Умение видеть, то, что не видят другие - отличает поэтический взгляд - мысль тоже не нова)
К твоему PS: Это как раз говорит о том, что я не раскрыла тему до конца.
Зато я попробовала и получила опыт общения. Хорошо, что многие высказались, это позволило увидеть более объёмно, какие моменты упущены.
Варя.
чт, 28/01/2016 - 05:22
"О чем писать? На то не наша воля! Тобой одним не будет мир воспет!
Ты тему моря взял и тему поля, а тему гор другой возьмет поэт!
Но если нет ни радости, ни горя, тогда не мни, что звонко запоешь,
Любая тема - поля или моря, и тема гор - все это будет ложь!" Н.Рубцов
По теме ли?
вера1
пт, 05/02/2016 - 09:19
Варя.
пт, 05/02/2016 - 12:35