Крысиная семья
Крысиная семья
В дощатом дровяном сарае у матери крысы настали очень трудные дни и ночи. В уютном и мягком гнезде из сухого сена и пуха тонко пищали и копошились двенадцать малюсеньких слепых крысят. Для матери они были миленькими и совершенно разными. Поначалу крысята в основном спали, а, проснувшись, жадно сосали мамино молочко, но по мере роста повышался и их аппетит, матери даже порой казалось, что крысята всё время голодные. Наконец настал день, когда это вечно голодное и пищащее семейство начало выходить из гнезда на поиски еды, а ведь именно эта забота волновала их больше всего. Конечно, приходилось быть очень осторожным, ведь непонятно почему, но крыс никто не любит. Поэтому крыса-мать прежде всего занялась обучением своих острозубых деток безопасным способам жизнедеятельности. Перво-наперво она из своего надёжного укрытия под поленницей дров показала чёрного кота и сказала: «Вот, детки, внимательно посмотрите на этого зверя. Это наш самый главный и опасный враг. Он, как и мы, днём спит, а ночью выходит на охоту и незаметно следит за нами».
Ночью крыса вывела крысят из-под поленницы и показала им западню, которую приготовил для них хозяин дома, в чьём сарае и вывелись крысята: «А это, милые мои, самое простое приспособление, которое придумал человек, чтобы поймать нас. На одну плашку положена другая, между ними пустота и кусочек хлеба. Если тронуть хлеб, то тяжёлая верхняя плашка падает и давит тебя. Но мы, крысы, на эту ловушку не клюём. Пусть глупые мыши лезут туда на свою погибель», - и мать-крыса, довольная собой, хохотнула. Обошли крысята западню, причём одна из них, наиболее любопытная, даже залезла на верхнюю плашку, и пошли дальше, ведомые опытной и много повидавшей мамашей.
«А вот это уже другого вида западня, - указала крыса на другую плашку, в середине которой на торчащей вверх проволоке висел кусок ароматной поджаренной колбасы. –Исключительно вкусно пахнет, но есть нельзя. Можно только очень аккуратно небольшими кусочками, не срывая с проволоки, полакомиться. Да и то только опытным крысам». И она показала, как именно это делается, чтобы пружина ловушки не сработала. Пошли дальше. Но один из крысят, самый любопытный и голодный, решил попробовать вкусную еду, как мать, но навыка-то у него никакого не было. Поэтому он сразу поплатился за свою излишнюю жадность, крепкая туго сжатая пружина освободилась от зажима и железная дужка с бешеной силой ударила крысёнка по затылку, этот удар был первым и последним в его короткой жизни.
«Вот видите, детки, к чему приводит излишнее любопытство. Не послушался мамочки – вот и поплатился сразу же», - обернувшись к оставшимся в живых, поучала крыса-мать.
Тут они дошли до широкой плоской банки. «Посмотрите внимательно. Видите, в банке рассыпано пшено. Это очень вкусная и питательная еда. Но там же железка лежит. Это капкан. С виду безобидный, а если наступишь на круглую тарелочку в середине, то он тут же тебя захлопнет, и уже никак не освободишься. Конечно, если попадёшься одной ногой, то её отгрызть можно, останется ещё три, зато жив будешь. А вот если за всё туловище прихватит, то хана тебе наступит. Конечно, очень осторожно можно полакомиться, но не забывать про тарелочку, на которую нельзя наступать», - и тут же показала, как это можно сделать. «А вам, молодым, пока нельзя забираться в банку. И вообще стороной обходите все эти хитроумные устройства, изобретённые человеком против нас. А теперь я покажу вам, где можно найти много вкусной пищи и без всякого опасения», - повела своё длиннохвостое семейство крыса-мать.
Они поднялись по стене вверх, пролезли в отверстие и оказались в чулане, где стояли мешки с комбикормом. Эти мешки были уже продырявлены заботливой мамашей и на полу вокруг мешков лежали кучи бесплатной пищи. Крысята накинулись на еду, наелись до отвала, а затем подняли весёлую возню между собой с писком и чехардой.
Неделю питалось крысиное семейство приготовленной как будто специально для них вкуснейшей едой, пока люди не заметили, что, оказывается, комбикорм, предназначенный ими для Бурёнки, идёт не по прямому назначению. Хозяин пересыпал комбикорм из мешков в железные бочки и сверху закрыл их тяжёлыми крышками. Вечером, как только стемнело, крысята с матерью, как обычно, пришли в чулан на ужин, но тут они внезапно не обнаружили вкусную и здоровую пищу, на которой они уже заметно подросли и раздобрели. Кое-что насобирали, еле-еле утолили голод, а когда ушли обратно к себе в гнездо, то на общем собрании решили разойтись. Тем более, что детки чувствовали себя уже совсем взрослыми и больше не нуждались в опеке матери. Шестеро перешли в соседний дом, где, по их мнению, можно было найти для себя корм, а пятеро остались с матерью. Но жизнь их была недолгой. Во время поиска пропитания четверо попались в капкан, поставленный в банке с пшеном, а одного сцапал чёрный кот, постоянно дежуривший возле выхода из их норы.
Старая крыса осталась одна. Ей, конечно, для одной-то легче было найти еду, но изредка она наведывалась и в банку с капканом, чтобы отведать вкусного пшена и комбикорма, которые хозяин не забывал время от времени подсыпать в банку для приманки. В капкан она, конечно, не попадалась, так как была крайне осторожна.
Но как-то раз, подбирая на дне банки изумительно вкусные крупинки пшена, крыса всё же забылась и наступила на круглую тарелочку капкана. Из её глаз посыпались искры, когда безжалостные железные челюсти с глухим чмоканьем сомкнулись на мохнатой спине, чтобы уже никогда не выпустить свою жертву. «Вот, от чего так оберегала деток своих, туда же сама и попалась», - были её последние мысли.
Иван Ногиев