С КЕМ ВЫ СЕГОДНЯ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ? (Открытое письмо)
С КЕМ ВЫ СЕГОДНЯ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ? (Открытое письмо)
12.04.15
Вот списки деятелей культуры в защиту скандальных «пусек райтовых» и нашумевшей на днях премьеры оперы «Тангейзер»:
В поддержку Пусси Райот: http://www.online812.ru/2012/08/01/011/
1. Олег Басилашвили, актер
2. Чулпан Хаматова, актриса
3. Эльдар Рязанов, режиссер
………………………………………..
102. Леонид Десятников, композитор
103. Юрий Шевчук, музыкант
В поддержку Обращения свои подписи на сайте оставили также и другие деятели культуры и искусства:
104. Борис Стругацкий, писатель
105. Вера Таривердиева, историк музыки
………………………………………………..
201. Михаил Веллер, писатель
202. Михаил Жигалов, актер
203. Александр Вартанов, режиссёр
Открытое письмо Патриарху в поддержку девушек написал Иван Охлобыстин. Петербургский «художник» Петр Павленский показательно зашил себе рот у Казанского собора. Также против их ареста выступил ряд зарубежных исполнителей, в том числе лидер RHCP Энтони Кидис, фронтмен Franz Ferdinand Алекс Капранос, Стинг, участники группы Anti-Flag и другие. Не остался в стороне от их судьбы и английский писатель и актер Стивен Фрай. Открытое письмо от лица «человечных» «единороссов» написал Валерий Федотов, руководитель исполкома Василеостровского районного отделения партии «Единая Россия» (Санкт-Петербург).
В поддержку оперы «Тангейзер»: http://www.kinosoyuz.com/news/?pub=2442
Андрей Прошкин, кинорежиссер;
Андрей Смирнов, кинорежиссер;
………тут более сотни фамилий .....…..
Александр Тимофеевский, сценарист, поэт;
Алла Гербер, писатель, кинокритик;
Стишова Елена Михайловна, критик
Так что происходит? Почему так много вроде бы интеллигентов встаёт на защиту «свободы творчества»? Неужели в России творчество так гнобят и душат, что приходится его, творчество, защищать?
Да, приходится. Вот только ОТ ЧЕГО?
Если кратко пробежаться по списку, то увидим немало фамилий, вызывающих уважение. И все они, как один, готовы были грудью (грудями, у кого есть) встать на пути конвоя, ведущего пусек в кичман? Готовы отбивать скандальную оперу от протестных профанов-верующих? Они говорят, что готовы…
А готовы ли они повторить подвиги своих подзащитных?
Мне интересно узнать, готовы ли Ахеджакова, Хаматова, Басилашвили, Виторган заняться сексом в музее при всём народе? Или хотя бы на корпоративной вечеринке, где народ вполне раскованный? За билет на такое зрелище я бы не пожалел и месячной зарплаты! Согласны ли Цискаридзе, Коренева, Ю. Меньшова, Б. Стругацкий прийти в храм (желательно в синагогу или мечеть) и скакать там с воплями: «Богородица (Яхве, Мохаммед), покарай Путина»? За это заплачу меньше, но тоже поглядел бы… всё –таки не рядовые придурочные, сексуально озабоченные девки, а заслуженные и народные!
Готовы ли Шифрин и Негода изображать на сцене оперного театра акты дефекации и мочеиспускания? Заодно уж и половой акт – в подробностях, без одеяла…? Хотя насчёт Шифрина я могу и ошибаться: юморист его уровня способен на многое! Готов ли Фёдор Бондарчук, в знак защиты искусства от «диктата кровавой гэбни», сесть на Красной площади рядом с «художником» П. Павленским и прибить свои яйца к булыжникам? Или зашить себе рот?
Да, в списке есть ребятки, которые повторили бы эти «перформансы» своих протеже – за приличные деньги, разумеется, и при гарантии личной безопасности от разъярённых зрителей и последующей ответственности по закону. Но не все же! Так что происходит в головах интеллигенции? И для чего все эти перформансы и инсталляции?
По поводу этих понятий есть неплохой анекдот:
- Что такое перформанс и инсталляция?
- Ну, всё очень просто. Если вы насрали у двери соседа и вас не поймали – это ИНСТАЛЛЯЦИЯ. А если поймали «при совершении акта» - то это ПЕРФОРМАНС!
И что, ТАКОЕ «искусство» нужно защищать? Или пора уже НАС защищать от такого искусства?
Или в головах нынешней интеллигенции что-то сильно сместилось, утратились границы между приличным и неприличным, между моралью и «всё, что естественно – не безобразно»?
Или тут что-то иное?
Господа «творческая интеллигенция», у меня вопрос: если вы сами не готовы повторить то, что защищаете так страстно, то почему защищаете? Из ложно понятой корпоративной солидарности? Или таково ваше понятие независимости в искусстве и искусства, независимого от… ОТ ЧЕГО? От морали? Нравственных норм и правил общества? Чувств других людей, которых вы – надеюсь, искренне – считаете неспособными оценить в полной мере творческие порывы непризнанных гениев? А с чего вы решили, что ваши суждения истинны?
Я могу понять Минкина или там ребят с «Дождя»: это убеждённые западники, для которых «свобода самовыражения» есть высшая ценность, и наплевать, к чему эта самая свобода приводит. Особенно, если за защиту таких свобод неплохо платят! Могу понять тех явных или скрытых сторонников ЛГБТ, для которых защита «голубых» или «розовых» или «радужных» - вопрос собственной безответственности за ненормальную половую ориентацию и привлечение в свои ряды других людей. Могу понять последователей незабвенной «вечной диссидентки» В. Новодворской – Шевчука там, Макаревича и многих других, для которых любая власть уже есть нечто, требующее протеста. Ради этого они готовы поддерживать кого угодно, даже (чуть не написал «особенно») нацистов на Украине – людей, у которых руки в крови мирных жителей. Мне могут возразить, что и сепаратисты стреляют и убивают. Да, убивают. И правильно делают! Потому что они убивают тех, кто пришёл в Новороссию убивать их ЗА ИХ УБЕЖДЕНИЯ. Новороссия же не идёт штурмом на Киев, тем паче на Львов или Ивано-Франковск…
Но я не могу понять тех, кто совсем недавно был для большинства уважаемыми людьми, которые своим творчеством «сеял разумное, доброе, вечное»! С ними-то что стряслось? Массовое умопомрачение? Смещение понятий добра и зла? Или того хуже – НЕУМЕНИЕ отличать одно от другого?
Михаил Жванецкий, Сергей Юрский, Алексей Герман, Марк Захаров, С. Чухрай, С. Шаргунов, и ещё немало приличных (кем вас считали) людей… вас-то как занесло в эту компанию?! А уж как туда попал Михаил Веллер, я вообще понять не в состоянии… Ладно, гальеристы типа Гельмана или писатели вроде Улицкой – им на Россию, на то, каким вырастет её молодёжь, интеллигентно выражаясь, насрать: они давно не считают Россию своей родиной, их интересы и симпатии (равно как и капиталы) на Западе. Который, кстати, прогнил настолько в моральном плане, что уже и там часть населения готова, в угоду иммигрантам, прогнуться под ними и принять ислам, а здоровая пока часть общества вынуждена становиться правыми и ультраправыми националистами, чтобы хоть как-то противостоять размыванию Европы арабами, неграми, педерастами и лесбиянками, уничтожающими «традиционные европейские ценности», от которых уже мало что осталось. События на Украине вас ничему не научили? К чему приводит полная свобода от всех в всяческих норм, не показал вам майдан и Дом Профсоюзов? Разрушение Новороссии «во имя мира и благоденствия Украины»? Готова ли Ахеджакова прочитать скандальное стихотворение, которое она декламировала со слезой и дрожащим от волнения голосом, в новороссийском госпитале тем людям, которых покалечили «защитники нэзалежности» из батальонов Коломойского? Или же вы искренне считаете, что это пропаганда, состряпанная в недрах подвалов на Лубянке спецами из госбезопасности?
Если вы против цензуры в искусстве и за «свободу творчества» от ЛЮБОЙ идеологии, не обманывайте сами себя: если у страны, у её интеллигенции (каковой вы себя считаете) нет СВОЕЙ идеологии, ей подсунут ЧУЖУЮ – это же азы полит-технологии! Та же Америка имела – и пока ещё имеет, хотя и ослабленную политкорректностью – идеологию протестантизма: трудолюбие, вера в Бога, подчинение Закону… бывшие духовно-моральные ценности WASP. Ныне сильно размытые как иммигрантами- неевропейцами, так и массовым переходом негр… виноват, афроамериканцев в ислам. Хотя какие из них мусульмане? – и виски пьют, и свининкой не брезгуют… Зато ислам прекрасно оправдывает нежелание работать: всё в руке Аллаха! Иншалла!
Если вы против цензуры в искусстве и за «свободу творчества» от ЛЮБОЙ идеологии, не обманывайте сами себя: если у страны, у её интеллигенции (каковой вы себя считаете) нет СВОЕЙ идеологии, ей подсунут ЧУЖУЮ – это же азы полит-технологии! Та же Америка имела – и пока ещё имеет, хотя и ослабленную политкорректностью – идеологию протестантизма: трудолюбие, вера в Бога, подчинение Закону… бывшие духовно-моральные ценности WASP. Ныне сильно размытые как иммигрантами- неевропейцами, так и массовым переходом негр… виноват, афроамериканцев в ислам. Хотя какие из них мусульмане? – и виски пьют, и свининкой не брезгуют… Зато ислам прекрасно оправдывает нежелание работать: всё в руке Аллаха! Иншалла!
Я не думаю, что все, кто в этих списках, подписали их с "чувством глубокой убеждённости". Многие сделали это по просьбам, многие - действительно из "корпоративной солидарности", а немало тех, кто, как мне кажется, сделал это не от большого ума: прекрасный актёр (режиссёр, художник etc.) отнюдь не обязательно светоч интеллекта! А на Запад смотрело немало людей в начале перестройки, да так и свело им шею, развернуться не могут...
Тут нужно просто чётко сказать: "Господа, делайте своё дело, в котором вы мастера, но не лезьте "в защиту безвинно угнетаемых", если сами не готовы повторить то, что делали они. Или если слабо разбираетесь в том, что такое культура и для чего она нужна".
Давайте же рассмотрим проблему в несколько ином аспекте: а имеют ли моральное право «мастера культуры» считать себя специалистами в вопросах этой самой культуры?
Странный вопрос? – да нисколько!
Что такое «культура» в широком понимании смысла этого слова? Это не только знание не просто основ, но тонкостей своей профессии в искусстве, не только приличный общекультурный уровень ( я имею в виду хорошее знание литературы, истории, и хотя бы основ других наук). Это ещё не культура, а только ЧАСТЬ общего понятия культуры.
Культура – это те знания и умения, накопленные человечеством, которые и делают ЧЕЛОВЕКА из животного , коим рождается любой homo: ещё не sapiens, а просто человеческий детёныш. До sapiens ему расти и расти! И не в физическом, а в духовном плане: превращаться из зверя, живущего инстинктами и желаниями, в человека, имеющего понятия о добре и зле, о том, что свобода всегда имеет определённые рамки, в том числе и свобода творчества. И это как раз делается средствами культуры, которая, кстати, давно уже определила, что «свобода одного индивида кончается там, где ущемляются права другого индивида». Несколько туманно, не вполне точно, но суть ясна: не всё дозволено в обществе, что можно и что желается. А то и я могу подстеречь любого из вышеприведённых списков, обмазать его дерьмом (в буквальном смысле), и сказать: «Господа, это же перформанс!» Не думаю, что обмазанный согласится считать это актом искусства…
Вот понимания ЭТОГО аспекта культуры, его роли в становлении из получеловека – ЛИЧНОСТИ, человека РАЗУМНОГО, явно не хватает нашим т.н. «мастерам культуры», у которых понятие культуры , похоже, напрочь оторвано от реальной роли культуры для общества в глобальном смысле слова. Оторвано и пришито к тому понятию элитной культуры, которое, опять же, уже давно , где исподволь, а где и прямо, культивируется в мозгах части населения страны, считающей себя (не всегда, как оказалось, обоснованно) интеллигентными людьми.
ЭТО НЕ КУЛЬТУРА. Это суррогат культуры, её далеко не самая лучшая часть, даже если она сделана высокоталантливо, а порой и гениально. Любая часть культуры, любое её проявление всегда направлены на воспитание в человеке чего-то, каких-то качеств, каких-то действий, даже если сам творец этого не осознаёт. Предсмертное письмо Есенина вызвало, как известно, бурю самоубийств – вот негативный пример воздействия талантливой вещи на умы «среднего человека», привыкшего (хотя и далеко не всегда обоснованно) считать любое слово или поступок своего кумира этаким «руководством к действию». И наоборот, фильмы «Девять дней одного года», «Иду на грозу» вызвали огромный приток талантливой молодёжи в физику и науку вообще. Про воздействие фильма «Офицеры» и говорить нечего…
То, что сейчас нам предлагают считать «культурой» - и предлагает не вражина лютый, а свои, весьма уважаемые (пока ещё) люди, мастера культуры (без всякой иронии!) – это целенаправленная акция по искоренению в умах российских людей и особенно молодёжи нормальных понятий о морали, ответственности перед обществом и перед страной за то, что ими делается.
А ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЕ ДУМАЛ НАРОД, К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ.
Госдеп не дураками набит, там сидят, кроме Псаки, и неглупые люди! Збигнев Бжезинский – враг России. Он этого и не скрывал никогда. Но считать его дураком?.. Нашим «интеллигентам» не мешало бы внимательно прочесть его книгу « Великая шахматная доска», в которой он творчески развивает, в частности, мысли Даллеса, который зимой 1945 года провозгласил манифест духовно-информационной войны империализма США против русского народа, против молодёжи и в целом населения СССР:
== «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа: окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. …Литература, театры, кино — все будет прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко и незаметно культивировать» ==
ТАК НА КОГО ЖЕ ВЫ РАБОТАЕТЕ, «МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ» ? На какую страну? И на какую культуру?
……………………………………………………………………………………………..
Я не рассчитываю, что на это открытое письмо кто-то из «списочников» откликнется : не тот у меня авторитет, харизьмы не имеется… Но надеюсь, что кто-то прочтёт – и хотя бы задумается о том, кому нужна такая «культура» и такие её мастера. И каких последствий от неё нам следует ожидать.
12.04.15