Кукла
Анне Чулановой, с благодарностью
Мамино лицо на экране монитора было напряженным, как при невыносимой боли… Свыклась с ней, но еще немного – и не выдержит. Закричит так громко, что все обернутся, изумятся ее долготерпению, кинутся на помощь, поднимут на руки, подуют «у волка заболи, у лисички заболи, а у Верочки – заживи»… И снимут, наконец, хотя бы часть той непосильной ноши, которую она так долго несет…
Татьяна подумала, что и раньше, приезжая к матери, она замечала на ее лице это выражение сдерживаемой боли, натужной радости, которую положено высказывать при встрече гостей, но не проговаривала, не определяла для себя, что это значит, даже отмахивалась, потому что не хотелось вникать, брать на себя… Татьяна редко навещала маму и даже в скайпе общалась нечасто, потому что было реально некогда, а разговоры с матерью были тяжелыми и надолго выбивали из рабочего ритма.
Татьяна готовилась к выставке, долго шла к ней, пробивалась… Она не любила пробиваться, любила работать. Но нельзя только лепить – нужно еще делиться, показывать свои работы, получать отклики, продавать… Не только ради денег, хотелось, чтобы куклы обрели дом… Пробивать выставку было тяжело, эта рутина отнимала силы, но когда, наконец, дело сдвинулось и дошло до рабочих моментов, выбора зала в выставочном центре и подачи материала, стало интересно. Татьяна продумывала оформление, декорировала свои работы и только сейчас поняла, что главной, основной темой выставки было одиночество…
И, закончив, наконец, разговор с матерью, женщина неожиданно для себя подошла к столу в комнате, переоборудованной в мастерскую, взяла кусок приготовленной для работы глины и стала разминать ее. С мамой они снова поссорились. Не то, чтобы явно и бесповоротно поссорились, но мама опять умудрилась обидеться на дочь. Как она это делает, уму непостижимо, но всякий раз общение между ними сводилось к тому, что дочь в чем-то виновата. Может быть, поэтому Татьяна и не стремилась к общению. Мать была вечным укором. Размышлять о том, в чем именно она провинилась - не хотелось, увязать в этом чувстве вины, как в болоте - не хотелось. Можно захлебнуться и утонуть.
Но сейчас, разминая в руках глину, Таня почувствовала, что на этот раз отмахнуться от темы взаимоотношений с матерью – не удастся. Но думать, работая – это совсем не то, что просто мучительно размышлять, ходить по кругу, путаться в мыслях о матери и своей неизбывной вине перед ней. Тане казалось, что по-настоящему она может хоть что-то понять, только работая… В словах она путалась, думала руками… Татьяна лепила женщину, старую, беспомощную, одинокую… Сквозь морщинки проглядывает лицо обиженного ребенка. Обидели, все обидели, а пожалеть некому. Пожаловаться - некому. Таня вылепила женщине-девочке рот в форме замочка. Нельзя высказать свои обиды, рот на замке. Придите, откройте замочек, дайте высказаться – выслушайте. Но кому захочется вывалить на себя целый сундук обид? Тане жалко девочку, хочется ей помочь. А чем поможешь? Нужно придумать для нее такие тайнички, которые есть у каждого ребенка и которые хочется всем показать. А другим – посмотреть. Таня вспомнила, как она, маленькая, разгребала ладошками во дворе за домом ямку, клала туда фантик, сверху стеклышко – и снова засыпала землей. Только ближайшей подружке она показывала свой секрет. Это объединяло их общей тайной. Было интересно.
Пусть у этой женщины-девочки тоже будет секретик, который всем любопытно посмотреть. В кукле множество таких секретов, у каждого есть дверца, у каждой дверцы – ключик. И больше всего девочке хочется, чтобы нашелся желающий эти дверцы открыть. Это только кажется, что секреты делают, чтобы о них никто не узнал. На самом деле, секреты существуют для того, чтобы их открыли.
Непостижимое одиночество, исходящее от куклы, больно отзывалось в Таниных пальцах, сдавливало грудь, перехватывало дыхание. До чего жалко ее, так и хочется обнять, укрыть от невзгод. Таня представила себе, как мама сидит тихонько у окна на своем десятом этаже пятнадцатиэтажного дома. За окном осень, холодно. Пойти не к кому, поговорить не с кем. Дочь подарила компьютер, чтобы общаться по скайпу, но никогда там не бывает. Хотя и приехать могла бы, областной город не за тысячу километров, всего два часа езды.
Таня словно услышала мамин обвиняющий голос и сразу почувствовала, как внутри нарастает раздражение. Могла бы, конечно, приехать, но ведь некогда. Она работает без выходных, ставка в школе «Керамики» и ставка в Доме детского творчества. И подготовку к выставке тоже со счетов не сбросишь, причем она выставляет не только свои работы, но и своих учеников. Она шла к этой выставке три года. И вот именно сейчас, когда экспозиция практически готова, вместо того, чтобы наводить последние штрихи, вдруг начала новую работу. И по особенному волнению Таня почувствовала, что новая кукла должна стать центральной в этом ряду портретов одиночества.
Вера прошла на кухню и налила чай. Это была третья или четвертая чашка чая за вечер. Вера не ужинала, не перекусывала, просто пила чай, причем не заваривала свежий, а заливала кипятком старую заварку, женила. Не экономила, просто ей было все равно. Для себя одной ничего не хочется.
Вот если бы приехала дочь… Позвонила и сказала, что едет, у Веры сразу появился бы смысл жизни. Во всяком случае, она точно знала бы, что ей делать до приезда дочери. Срочно убраться, прогенералить квартиру. Не потому, что дочь проверяла бы, чисто ли дома, она обычно не замечает, что вокруг нее. Она вся в себе, в своих замыслах, придумывает новые куклы и сказки про них. Вроде бы выросла, а все как маленькая. Поэтому уборка квартиры – не совсем для дочери, скорее, для себя. Хочется убираться, когда есть, кого ждать. Дом наполняется радостным ожиданием и словно бы светлеет. Вера помыла бы окна, постирала занавески, и дом смотрел бы на них с дочерью просветленными глазами и улыбался. Потом Вера побежала бы в магазин, купила продукты, чтобы приготовить праздничный обед, холодильник совсем пустой. В нем стоит недельной давности маленькая кастрюлька супа, который Вера забывает поесть. Не то, чтобы совсем забывает, а – не хочется. Что воля, что неволя – все равно… В этой сказке Марья искусница тоже потеряла деточек, и свет ей стал не мил… Все – равно. Вера не потеряла, конечно, но все равно, что потеряла… Дочь вроде бы рядом, в соседнем городе в двух часах езды, а как будто на другом материке… У соседки сын в Америке, а – ближе. Каждый выходной болтают в скайпе по часу, не меньше. И находится, что сказать, и сын не жалуется на занятость, хотя в Америке ночь, когда у нас день, а подстраивается. А еще говорят, что дочь матери ближе. Не вся правда в пословицах, у Веры собственная правда, и горше, и обиднее…
Вера заметила, что опять мысленно обвиняет дочь. И приедь к ней Таня, вслед за радостью из Веры, как из туго набитого и неловко раскрытого чемодана, обязательно посыпались бы упреки, и они снова поссорились бы. Вера положила в чашку с кипятком сахар и задумчиво размешала его ложечкой. Чем, собственно, дочь перед ней провинилась? Вера вспомнила, как однажды пришла за ребенком в садик расстроенная, ее тогда бросил Павел, и ей больше всего на свете хотелось бежать за ним, вернуть… Павел пригласил ее в «Лакомку», ближайшую к садику кондитерскую, для решающего разговора. Он принял решение – жениться, если Вера за него пойдет, или расстаться с ней и жениться на ком-нибудь другом. Он созрел для женитьбы, и окажись на месте Веры другая достойная женщина – тоже женился бы. Это в юности мужчины влюбляются и женятся. А в зрелости они ищут избранницу, с которой хочется свить гнездо. Поэтому Павел был решительным: или идем в загс, или расстаемся. Вера тогда сказала:
- Давай подождем, Танечке надо привыкнуть к тебе.
- Ты уже год это говоришь, однако ничего не делаешь для того, чтобы она привыкла. Не зовешь в дом. Пойдем сейчас вместе заберем ее из садика, - умоляюще посмотрел на нее Павел.
Вера всякий раз, заговаривая с дочкой о дяде Паше, наталкивалась на внутреннее сопротивление девочки. Таня боялась дядю Пашу, ревновала к нему мать и хотела сохранить ее для себя, для единоличного пользования. Дядя Паша передавал девочке через Веру игрушки, но Таня бросала их на пол: плохие. Однажды Павел пришел к ним в гости не званым, застал Веру неприбранной, ненакрашенной, в домашнем халате, чем она понравилась ему еще больше. Впервые увидел Таню и сразу же захотел такую дочь, с такими глазами и волосами, только пусть она не смотрит на него так ненавидяще, не поджимает так губы. Павлу срочно захотелось, чтобы девочка ему улыбнулась, и он сделал козу. Выставил вперед два пальца и шутливо ткнул ей в живот. Шестилетняя Таня не была настроена улыбаться незнакомому дяде, наоборот, она в штыки приняла вторжение дяди Паши, от которого исходила опасность. Он мог отнять у нее маму. Они могли завести другого ребенка и любить его вместо Тани.
У Светы, Таниной подружки, тоже появился такой дядя, которого нужно было звать папой. А потом у нее родился братик, и Свету стали отправлять погостить к бабушке, а забрать из гостей забывали. А когда забирали, то заставляли сидеть с братиком, игрушки тоже покупали только братику, а Света играла только старыми куклами. Когда Таня со Светой гуляли, то Светина мама заставляла Свету играть с Димочкой в песочнице. Таня со Светой уходили на газон, делали там секретики и отгоняли от них Димочку. Димочка плакал, ему очень хотелось узнать, что там девочки прячут от него. Светина мама давала дочке нагоняй за то, что она, большая, обижает маленького братика. И становилось понятно, что сама Света больше ничего для нее не значит, а значат только Димочка и дядя Коля, которого Света называет папой, хотя он никакой не папа.
И Таня такого папу тоже не хотела. Пусть у нее будет только мама, но пусть она будет только ее. И Таня оттолкнула дяди Пашину козу и убежала, и слышала, как мама торопливо говорила дяде Паше:
- Ты иди, иди… Я потом с ней поговорю, я ее уговорю…
Но Вера не сумела уговорить дочку. Она только кормила Павла обещаниями, словно не учитывая всю серьезность его намерений, не доверяя его желанию сделать их с Таней счастливыми, не хотела родить ему их собственного, общего ребенка. Она не понимала, что стремящегося в брак мужчину ничто не может остановить. Это только кажется, что если любит – будет терпеливо ждать. Павел решил, что она сделала свой выбор, поэтому он сделал свой. Вера не позвала его с собой в садик за дочкой, опасаясь дочкиных слез. И он ушел из кондитерской без нее и не пообещал позвонить. Веря готова была кинуться за ним, чтобы остановить его и сказать, что она на все согласна, но вдруг почувствовала, что он больше не поверит. Не вернется. Он ушел не просто от нее. Он ушел к другой женщине, которую хочет встретить в своей жизни. Еще не встретил, но обязательно встретит, потому что внутренне готов к этому.
Вера шла с Таней по улице по направлению к дому. Шла словно на ощупь, не видя дороги. Смотрела и не видела. Она даже не заметила, что выпустила из руки дочкину ладошку, идет одна. Вера словно пыталась рассмотреть впереди Павла. Вдруг он недалеко ушел, обернется и не отведет больше от нее глаз… Женщина услышала за спиной топот маленьких ножек, оглянулась и увидела дочку. Из-за скопившихся и непролитых слез глаза девочки казались огромными… Что в них было? Обида, отчаяние, страх…
- Ты не боишься меня потерять? – дрожащими губами проговорила дочка.
Вера качнулась к ней навстречу, и девочка облегченно упала в объятия матери и, наконец, заплакала. Таня плакала долго и сладко, она поняла, что выиграла эту войну у дяди Паши. Мама обняла ее и больше никуда не денется, будет рядом. Вера на руках донесла дочку до дома. Она больше не оглядывалась, не искала глазами Павла. А он больше никогда не напоминал о себе.
Так они и жили с дочкой вдвоем. И казалось, что больше им никто не нужен. Однако Таня росла, у нее появлялись другие интересы, подруги и друзья, мама больше не могла заменить ей весь мир. Тогда как мир Веры сузился, казалось, до маленькой яркой точки под названием дочь. И она скучала по дочери, и ревновала ее ко всему, что находилось за пределами их квартиры. И непостижимая обида, что она отдала ей все, а теперь Таня находит для мамы все меньше времени, неосознанно прорывалась в общении с дочерью. Росла, как сугробы во время снегопадов, а потом вдруг поднималась половодьем претензий и необоснованных упреков, которые невозможно сдержать. Стихия. Вера потом опомнится: что наговорила дочке, зачем? А поздно уже, холодок непонимания между ними разрастается, кажется, что и говорить друг с другом не хочется… Но это только кажется. На самом деле, хочется. Только как будто нечего друг другу сказать. Все меньше взаимопонимания между ними.
Дочь увлеклась куклами, лепит их из глины, сделала это своей профессией. В детстве совсем не играла в игрушки, говорила, что ей это неинтересно, лишь бы не принять от дяди Паши очередной подарок, а теперь не может наиграться. Учит детей лепить, а у самой детей нет. Десять лет замужем, а все никак не заведут с мужем детей. То говорит, не получается. То, что еще не время… А когда время? Все-то ей некогда. Вера подумала вдруг, что просто не научила свою девочку быть счастливой. Не показала ей эту тропинку к счастью, простому, незатейливому, в котором есть мама, папа и ребенок. Сердцевина, основа, без которой ничего нет. Любые увлечения и любимая работа не заменят семьи. И до чего же Вере хочется, чтобы дочь поняла это, осознала. И не боялась быть счастливой. Не несла больше это бремя вины перед матерью. Нет за ней никакой вины, иссякли Верины упреки. Просто хочется видеть дочь, говорить с ней, общаться. Смотреть ее новых кукол. Пусть играет, раз хочется. Бог даст, слепит себе такую ляльку, которую захочется покачать по-настоящему, приложить к груди… И все у нее образуется…
Татьяна задумчиво смотрела на своих кукол. Темная, как будто тучка обиды на лицо набежала, женщина-девочка с ртом-замочком… Таня видела таких женщин. Не только свою маму, много таких. Ждет- не дождется, чтобы выговориться…. Чтобы услышали, поняли… Дверца секретика плотно закрыта, а в руке ключик. Нужно только догадаться протянуть руку, взять ключ и повернуть замочек… И светлая, с открытыми счастью глазами, открытой к секретику дверцей… А в секретике – малыш, маленькая девочка с ангельским личиком… Женщина берет ее на руки, поет колыбельную… Рот не похож на замочек, открыт для песни и для поцелуя… Секреты женственности не сложны, нужно только уметь подобрать к ним ключик…
Вера оказалась рядом с телефоном мгновенно, как будто знала, что сейчас раздастся звонок. Она не произнесла ни слова упрека, только кивала и соглашалась.
- Я приеду, доченька, прямо сейчас куплю себе билет. Я очень хочу увидеть твоих новых кукол. Я буду на открытии выставки, не сомневайся. Ну, ты скажешь тоже, почетной гостьей... – Вера улыбалась сквозь слезы и слышала, что Таня на другом конце провода тоже плачет. Они снова вместе плакали, как много лет назад, но это были совсем другие слезы. Вера почувствовала, как энергия радостного ожидания наполняет ее. Завтра в дорогу. До дочки всего два часа езды, и они увидятся. Подумать только, как долго она к ней собиралась. Целую жизнь. Как будто только сейчас поняла, в каком направлении нужно брать билет.
Если оценить рассказ не зная предыдущие, то перед нами довольно не плохо проработанная бытовая история на тему "позвоните родителям, будьте чуткими". Где-то вначале встречались правда не очень удобоваримые предложения, но в целом написано хорошо.
Было бы наверное впрочем гораздо лучше если подсократить девчачьи сюсюкания, взрослых уже женщин в том числе. Меня, как любого мужчину, обилие женских подавленных слёз за замочком быстро утомляет и начинает угнетать. В начале рассказа героиня рассуждает о том как ей не хочется окунаться в эту трясину унылых маминых комплексов и боли, и поверьте читателю не хочется тоже, но автор это с ним всё же делает)) Причём автор делает это с читателем во всех своих рассказах, с одинаковыми персонажами, которых коротко я бы охарактеризовал как высокопримативные женщины, это значит, что движут ими в основном инстикты при помощи эмоций, инстинкт пиления например, который, перенаправляется на детей, если рядом нет более подходящего кандидата в лице мужа.
ObyWAN
сб, 01/11/2014 - 13:01
это уже претензия на анализ творчества в целом, Оби:) спасибо, конечно... вы верно подметили, что я как автор осталась верна своей теме в творчестве и своим персонажам, которых я не стала бы характеризовать так однозначно...
но вы, конечно, имеете право иметь собственное мнение и о моих персонажах и о творчестве в целом...
Оби, спасибо за комментарий.
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 13:27
А я же многие ваши рассказы читал. В последних отмечается большая удобочитаемость. Было бы интересно увидеть иных героев в иных жанрах, иных мирах и реалиях, а не ограничиваться лишь образом маленького человека и миром его страданий. С обилием подобных сюжетов и персонажей, вы должны бы уже были найти "лекарство" для таких людей и стать специалистом в этой области)) Благородная цель не правда ли? Раскрой автор её в одном из последних рассказов, и обилие подобных сюжетов стало бы более чем оправданно.
ObyWAN
сб, 01/11/2014 - 16:30
на самом деле, вы читали не многие рассказы, но достаточно, чтобы обозначить тему маленького человека основной в творчестве.
эта тема бесконечна, на самом деле:)
далее мы с вами рискуем снова "утонуть" в нашем вечном диалоге о том, что я в вашем восприятии - не расту в творчестве над собой... а также о благородной цели автора, сверхзадаче и т. д.
на самом деле, автор чаще всего работает в одном жанре, наиболее близком ему. а пишу я о том, что мне интересно. и пишу - опять же - когда пишется. значит, мне это зачем-то надо. и моим читателям тоже пригождается:)
мне интересно с вами разговаривать, Оби. но очень хочется, чтобы и вы меня тоже слышали. тогда наш диалог был бы более продуктивным.
а так - в моем восприятии - с вашей стороны - это похоже на банальный троллинг...
я общаюсь с вами только потому, что уважаю вас как автора.
с моей стороны это не лесть.
я прошу вас не писать мне пустые комментарии. если вы меня просто не слышите - это не значит, что мое творчество ничего не значит.
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 16:51
хм... как читателя и критика значит не очень уважаете)) Не то, чтобы я вас не слышал, скорее вы вероятно слышите что-то совсем не то, о чём в своих замечаниях говорю я, поскольку я, например, никогда вроде бы не говорил, что "ваше творчество ничего не значит". Знаете как это бывает... Смотришь на человека и слышишь совсем не то что он говорит а то, что вероятно сам боишься услышать. Такое обычно мы видим в наших кошмарных снах, как считал Фрэйд. У одних зомби у других критики)) а у кого злобные Тролли))
ObyWAN
сб, 01/11/2014 - 17:09
Трудный выбор,Наташа. Но родная кровь всегда зовёт,даже когда встречи всё откладываются...Хорошо,что мама поняла,что несчастье отталкивает подспудно,нужно искать "ключик"для взаимопонимания,а не опору,увы.
Evelina
сб, 01/11/2014 - 14:44
мне самой еще нужно будет перечитать, что именно я написала. когда ставила точку, было светлое чувство, поэтому, скорее всего, получилось передать что-то.
и судя по твоему отзыву - тоже. знаешь, мне кажется, что человек может сколько угодно размышлять над чем-то непонятным в отношениях с близким человеком... пока у него внутри не повернется этот невидимый ключик - он так и не поймет, что именно он не понимает и почему эти отношения не залаживаются... ты размышляешь, нащупываешь это что-то в подсознании...
и я тоже считаю, что нельзя искать в детях опору... причину своих неудач... это наваливается на них непомерной тяжестью... когда на подсознательном уровне это доходит, наконец, до родителей, отношения с детьми у них удивительно и волшебно становятся легче и приятнее...
я очень рада, что ты меня услышала, Эви...
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 15:21
А З
сб, 01/11/2014 - 17:13
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 20:13
Привет, Наташа! Судьбы разные у людей! Никогда мне не понять какие могут быть недопонимания между родителями и детьми. Мои родители никогда меня не "грузили" своими проблемами и положили свою жизнь на алтарь благополучия собственных детей, при этом никто от них ни разу ни одного упрёка не слыхал, ни словом, ни взглядом. Папа мой брал билет на поезд и приезжал, всегда как только ему захочется увидеть нас. А мама собирала всех внуков и возилась с ними самозабвенно. Может в том и секрет, что нас было у родителей трое?
ЛЕСЯ
сб, 01/11/2014 - 17:46
привет, Лесенька.
секрет в том, что твои родители были счастливы, наверное:)
и очень хорошо, что ты ничего такого не понимаешь. только это все равно есть, к сожалению.
с теплом, Н.
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 20:12
Безусловно умение слышать, одно из самых важных умений человека. Научиться не наказывать друг друга за прожитую жизнь очень важно...когда это понимают близкие люди, тогда наступает гармония понимания)
В целом рассказ тяжёлый в плане постоянного ощущения непонимания, причём это непонимание вносится никогда ничего не решающей мамой, идущей на поводу обстоятельств. Кроме последнего эпизода, где она всё же принимает решение взять и порадоваться за дочь, порадоваться успеху, но по ощущению...это просто порыв, ничего, ничего не изменится, просто так прожита жизнь...Это моё восприятие, оно может отличаться от того, что хотела передать ты)) Просто мой жизненный опыт не совпадает с твоим)
Варя.
сб, 01/11/2014 - 19:07
Варя, спасибо за отзыв! мне сложно сказать, что же хотела передать я...
я, пожалуй, удивилась себе, что начала писать про кукольника - такой тяжелый рассказ... подумала, почему бы не "андерсеновскую" сказку:)
еще я понадеялась, что есть все-таки мистика творчества, когда посредством творчества человек может что-то понять и помочь себе и даже близкому человеку хотя бы чуть-чуть...
ну, а что касается финала... я изначально знала почему-то, что финал будет светлым... я не знала, каким именно, но что все-таки светлым - догадывалась... иначе зачем кукла? и кукольник все-таки в моем понимании немножко волшебник...
в этом рассказе даже мало волшебства, хотелось бы больше... но так вот я пишу почему-то...
какое-то свое маленькое волшебство у Тани все-таки получилось...
безусловно, это волшебство еще не навсегда... в жизни так просто не бывает... но вдруг получится? хотя бы для себя она что-то поняла, и мама тоже это почувствовала...
мне кажется, что я примерно так написала...
спасибо тебе:) :loveface:
Наталья Сафронова
сб, 01/11/2014 - 20:09
Недавно разбирала с учениками стихотворение "На севере диком", говорили о М. Ю. Лермонтове, об одиночестве, красной нитью проходящим через его творчество. Тогда сказала: берегите свою дружбу. В детстве легко обзаводиться друзьями, но и легко потерять их. Взрослый труднее подпускает к себе. Не останьтесь одинокими, такими как поэт, которого одиночество довело до гибели.
Вспомнилось в процессе чтения твоего рассказа.
:flower:
surra
вс, 02/11/2014 - 09:12
как важно уметь дружить,находить общий язык с близкими людьми.
в своем одиночестве, как правило, виноваты мы сами. ты хорошо и правильно разговариваешь с детьми.
спасибо за отзыв, Света!
:loveface:
Наталья Сафронова
вс, 02/11/2014 - 20:02
Наташа, спасибо! С удовольствием читаю и копирую в отдельную папочку.
С теплом,
Толя.
Антосыч
пн, 03/11/2014 - 13:51
Толя, спасибо!
если найдешь время, почитай "Для меня и Степки Ложкина", истории о девочке, которая сочиняла сказки.
с теплом, Н.
Наталья Сафронова
пн, 03/11/2014 - 20:03
СПАСИБО, Наташа!
Глиняная кукла... С замочком вместо рта или с губами на замке... Кукла-секретик... С вложенной в неё душой, всем недосказанным и невысказанным... Кусочек глины... А ведь разрушил годами возводившуюся, растущую стену между двумя самыми близкими людьми...
Очень, очень хорошее, доброе произведение...
С Теплом,
Андрей.
Коровёнков
чт, 06/11/2014 - 12:46
Наталья Сафронова
чт, 06/11/2014 - 22:14
Наташ,очень добрый,мудрый и теплый рассказ удался.Замечательно у тебя удается находить задушевные и искренние интонации.
Каменный гость
чт, 06/11/2014 - 22:46
Игорь, спасибо.
Куклы Анны дали ключ к рассказу. Мне сразу захотелось написать... я надеялась, что это будет сказка, как у Андерсена... но получилось то, что получилось...
Наталья Сафронова
чт, 06/11/2014 - 22:54
Блин горелый! Как в точку тогда смотрел, когда на стих твой написал: Я леплю из пластилина... А ведь рассказ не читал до этого. Вот... - совпадение. Наташ, здорово! Я с каждым разом больший интерес начинаю испытывать. Секретики... мы, мальчишками, помню высматривали: были эдакими грабителями гробниц фараонов. Про матушку зацепило. Четыре года назад сына регистрировал в Питерском загсе 26 ноября, свадьбу там же сыграли на съемной квартире. Звонок - мама при смерти. На поезд и вперед в Иваново... день рождения свой в поезде отмечал как раз тридцатого ноября на верхней полке с бутылкой коньяка. Отхлебну из горлышка и лежу... думку гадаю. Приехал... стоим с братом возле нее: сыночки, миленькие - сил моих бабьих нету, хочь бы отравушки какой нашли, помогли мамочке. Стоим, слезы у обох текут, а сделать ничего не можем. Чет разошелся... Наташ, рассказ жизненный и интересный, подан на блюдечке, как положено: сиди, читай, размышляй.
дядя Вова
вс, 09/11/2014 - 17:06
Володя, цепляет, к сожалению, в том случае, если свое болит. Прости за это. И спасибо за искренность, дорогой мой.
с теплом, Н.
Наталья Сафронова
вс, 09/11/2014 - 21:33
Наташа.... на одном дыхании прочитала
И подумала - как хорошо, что я не замкнулась от своих детей в такой ситуации, не обвинила их никогда. А просто - осталась мамой.
За себя и за папу.
И до сих пор мы любим и жалеем друг друга.
Хотя могло и по-другому сложиться. Не сложилось.
Какая ты умница! Спасибо. :kissing:
Мила Тихонова
пн, 10/11/2014 - 22:16
Милочка, спасибо за отзыв. Знаешь, когда видят что-то свое в рассказе, сравнивают и анализируют - это самое дорогое, пожалуй. Значит, это кому-то надо.
:love:
Наталья Сафронова
пн, 10/11/2014 - 23:25
Наташа, с большим интересом прочитала рассказ и вот сижу, думаю... Я тоже мать, и у меня тоже дочь, и не всё бывает просто... Спасибо Вам!
Надежда Шаляпина
чт, 13/11/2014 - 12:03
Надя, очень рада вам. быть мамой - счастье, пусть даже не все просто. когда читаешь и осмысляешь - порой находишь ответы на вопросы.
большое спасибо!
Наталья Сафронова
пт, 14/11/2014 - 19:26
Сергей 36
чт, 13/11/2014 - 20:48
Наталья Сафронова
пт, 14/11/2014 - 19:21
Здорово!
Читал и ловил себя на мысли, что читаю что-то похожее на "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Вроде идет повествование об обыденном и мелочном, а потом БАХ!!! и фраза типа одной из этих (которую хочешь запомнить, или, хотя бы записать, которая должна сделать жизнь более осмысленней и мудрой):
- На самом деле, секреты существуют для того, чтобы их открыли.
- Для себя одной ничего не хочется.
- Как будто только сейчас поняла, в каком направлении нужно брать билет.
Мои впечатления таковы, и я Вас благодарю за них, Наталья.
FunLan
сб, 15/11/2014 - 16:26
очень лестные ассоциации, Слава. это моя любимая сказка, я крайне редко ее перечитываю, как и Русалочку, потому что больно читать. увидев сейчас строки, которые вы выделили в рассказе, становится понятно, что ради них он и писался. произведение открывается по-новому, когда находится талантливый читатель.
с теплом, Н.
Наталья Сафронова
сб, 15/11/2014 - 20:55
Трогает очень.
Тема актуальная.
Мне на каком-то этапе показалось, что ты рассказываешь о дочери Татьяны уже...
Эта непрерываемая цепь - извечный вопрос отцов (матерей) и детей.
К каждому осознание главного приходит своим неповторимым путём.
К кому-то через кусочек глины, другому открывается свой опыт, - как Бог даст...
Мне всё до боли понятно и близко.
Спасибо тебе, что даёшь читателю работу для души.
ЯмариЯ
вс, 16/11/2014 - 12:38
я даже не знаю, как могут складываться отношения у Татьяны с ее будущей - дочерью... может быть, это и вправду извечный вопрос... есть ведь семьи - где отношения между родителями и детьми - доверительные? по крайней мере, все мечтают построить такие отношения со своим ребенком.
но как часто - когда у кого-то из родителей что-то не складывается в жизни, он чувствует себя обиженным - и нечаянно, неосознанно - предъявляет претензии - миру. а кто в этом мире самый близкий и беззащитный перед ним человек? его ребенок. он-то и оказывается виноватым.
к счастью, это не повсеместный опыт. случаются счастливые люди и счастливые семьи. которым никто ничего не должен:)
самое удивительное, Маша, что я собиралась написать "андерсеновскую сказку" о куклах, а написался такой вот непростой рассказ.
я рада, что над ним хочется размышлять, что он нужен.
спасибо огромное за отзыв.
Наталья Сафронова
вс, 16/11/2014 - 19:34
Трогательная история, исключительно женска, мужчины более прямолинейны:) Ребенок всегда остается ребенком для своей мамы, даже если ему давно за 30 и очень сложно совладать с инстинктом порицания и поручительства дабы сохранить хорошие отношения. Терпения нашим детям:) Рассказ по- моемуу как раз заставляет об этом задуматься .
Бахарева Маргарита
пт, 21/11/2014 - 07:20
Наталья Сафронова
ср, 26/11/2014 - 23:02
Слава Богу,что у Веры хватило сил, мужества и мудрости простить детский эгоизм своей дочери и понять истоки своих обид, сделать первый шаг на встречу.Так она вернёт себе дочь, которая тоже истосковалась по материнской любви.Это очень важно для обеих.Спасибо за трогательный и жизненный рассказ.Всех благ!С солнечным лучиком, :smile3: :flower: :flower: :flower:
Оценка:10
lar
пн, 16/02/2015 - 21:59
Лариса, спасибо за отклик. я так думаю, что это только первый шаг... и много еще сложностей у них в отношениях будет... просто когда я писала, я знала почему-то, что финал у этого рассказа будет светлым (обычно не знаю).
Наталья Сафронова
пн, 16/02/2015 - 22:16
Сложности -то будут, но главного они уже достигли - стремления понять,принять и простить друг друга.А это дорогого стоит.По маленькому шажку придут к взаимопониманию.Страшнее, когда ты пытаешься наладить отношения,а тебя не слышат...Так можно стучаться до бесконечности... Кстати,Наташа, Вашу просьбу я исполнила - написала"Зинкино семейство".Всех благ!С солнечным лучиком, :smile3: :flower: :flower: :flower:
lar
пн, 16/02/2015 - 22:21
Наталья Сафронова
пн, 16/02/2015 - 22:25
Ну вот, еще один замечательный Наташин рассказ на тему, которую, кстати, недавно гонял в голове. Мотив был такой: нельзя приносить жертвы в близких отношениях. Это очень плохо для обеих сторон. То есть, я не в том смысле, что женщина не должна готовить(ну, если домработницы нет), а мужчина не обязан зарабатывать деньги. Я к тому, что и то, и другое должно делаться для любимого человека с удовольствием. Иначе - смысла нет. ну вот, лишила себя мама личной жизни, принесла ее в жертву детскому эгоизму - каков итог? Бесконечные претензии к дочери, которая теперь тоже, вроде бы, обязана принести в жертву что-то очень важное. И выхода из этого заколдованного круга наверное не будет, если сами героини это не осознают, как в конце этого рассказа.
очень хороший текст с литературной точки зрения. И содержание очень цепляет. Наташа, вы большая молодец, говорю искренне.
румата
пн, 31/08/2015 - 10:36
Ну вот, еще один замечательный Наташин рассказ на тему, которую, кстати, недавно гонял в голове. Мотив был такой: нельзя приносить жертвы в близких отношениях. Это очень плохо для обеих сторон. То есть, я не в том смысле, что женщина не должна готовить(ну, если домработницы нет), а мужчина не обязан зарабатывать деньги. Я к тому, что и то, и другое должно делаться для любимого человека с удовольствием. Иначе - смысла нет. ну вот, лишила себя мама личной жизни, принесла ее в жертву детскому эгоизму - каков итог? Бесконечные претензии к дочери, которая теперь тоже, вроде бы, обязана принести в жертву что-то очень важное. И выхода из этого заколдованного круга наверное не будет, если сами героини это не осознают, как в конце этого рассказа.
очень хороший текст с литературной точки зрения. И содержание очень цепляет. Наташа, вы большая молодец, говорю искренне.
румата
пн, 31/08/2015 - 19:25
комментарий великолепный! когда проблема, затронутая в сюжете, близка, и читатель готов "делиться" мыслями - так и бывает.
что касается родителей - то они на удивление бывают требовательны к своим детям, редко бывают по-настоящему бескорыстны при всей их искренней родительской любви. особенно если в чем-то не счастливы.
большое спасибо!
Наталья Сафронова
пн, 31/08/2015 - 22:12