Перейти к основному содержанию
ПОХОД НА ВОСТОК - 4
К Н И Г А 2 ВТОРЖЕНИЕ Ари-ан сидел на коне посередине большого пологого склона, поросшего ароматной сочной травой. Он был остриём клина, который, расширяясь, устремлялся к выходу из скалистой гряды. Народ прибывал, преобразуя острый клин в почти прямую линию. Перевал пройден. Позади остались горные обвалы, снега, замёрзшие и погребённые под камнепадами люди. Позади осталось горе долгого перехода. Но это был первый день вторжения. Что принесёт оно? Сколько радости? Сколько горя? Соизмеримо ли это будет? Дорога назад была, но не было пути назад. Будем жить. Будем жить и уповать на Бога, на Его любовь, Его помощь. Рядом нерешительно топталась стража. Впереди и внизу лежали бескрайние густые леса с редкими проплешинами полей. Но наличие дорог говорило об обитаемости этих мест. Позади, ещё в горах, - почти пол миллиона желающих хорошей жизни, где много пищи, тёплый кров и спокойствие. Ради этого Ари-ан должен нарушить чьё-то спокойствие. И сделать это бескровно навряд ли получится. - Вперёд. – тихо произнёс он. Вторжение началось. Спускаясь, Ари-ан обратил внимание, что слева, в скалах что-то так сильно сверкает, что иногда заставляет зажмуривать глаза. - Позовите Веда. Через несколько минут подскакал Вед. - Звал, Джак-ши? - Да. Посмотри налево. Как ты думаешь, что это? - Это? Не знаю. А что это? - Вот и я не знаю. Хочу, чтобы ты взял людей и узнал. А ещё лучше, привези образец. Предпочитаю один раз увидеть, чем дважды расспрашивать. - Джак-ши, вождь, я был уверен, что ты всегда и всё знаешь. - Как хорошо, Вед, что ты начал понимать, что ничто человеческое мне не чуждо. Я, как и ты, могу грустить и радоваться. Я могу жалеть. Могу ненавидеть. А знания? Всё, чему меня учили в школах Эдема, чему учил меня отец, я знаю. Я даже смогу выследить и убить горного козла, но любой местный охотник сделает это быстрее и лучше меня, т.к. он с детства постигал науку охоты в этих горах и подкреплял её практикой. Теория невозможна без практики. - Учитель, ты опять показал свою мудрость. - Это ещё не мудрость, а обычный житейский опыт. - Согласен. Но как хорошо и радостно на душе. Жаль, что с нами нет Мона. Как бы он порадовался вместе с нами. Ну, ничего, когда все люди окажутся пред лицом Отца Всеобщего… - Вед, ты совершаешь ошибку, свойственную тем, кто ведёт разнузданный образ жизни и ищет себе отговорки. Да, все люди грешны. Нет человека без греха. Мы грешим взглядом, мыслью, действием или бездействием. В мире много зла осталось после этого предателя Калигастии. Часто это зло приводит к греху. Но тут и дальше люди как раз и делятся на две группы. Кто-то, согрешив, ужасается этому, кается и отрекается от греха, чтобы никогда его не повторять. Другие, согрешив, повторяют его вновь и вновь, переводя грех в порок. Человек, погрязший в пороке, отвергает Бога Единого, уподобляясь животному, перестаёт быть личностью. Дух Божий, пребывающий в каждом человеке, покидает его. Духовно он умирает, но биологически он жив, т.к. энергия космоса очень сильна, и человеку достаточно лишь малой её части, чтобы жить. Умерев, тело предаётся земле и сгнивает, а душа засыпает до судного дня. В судный день по гласу архангела ангел – хранитель разбудит вашу душу и призовёт Дух Божий, с которым ты жил во плоти. Душа, живое тело которого покинул Дух, его не дождётся, и она, по суду Всевышних, будет распылена, как – будто никогда и не существовала. А к душе богоищущего человека вернётся Дух, покинувший её только на время смертного сна, и они сольются для совместного путешествия по Созвездию, нашей локальной Вселенной, до Центральной Вселенной и, наконец, предстанут пред Райской Троицей – Святым Духом, Вечным Сыном и, в конце, перед Отцом Всеобщим. Ты не можешь представить, каким прекрасным будет это путешествие. Долгим, но очень прекрасным. Поверь, ради этого стоит жить. Но жить не в грехе. - Так у впавшего в порок человека нет шансов на спасение? - Как тебе сказать? Если у человека чёрное сердце, то он может говорить слова мудрые, клясться, кладя руку на святое для людей писание, но его сердце всё равно остаётся чёрным, мёртвым. Бог судит человека не по словам, а по сердцу. Такому человеку, чтобы попытаться спастись, надо сначала взять своё сердце и омыть его святою водой, что есть искреннее покаяние. Потом умастить его елеем, что есть Любовь, милосердие и долготерпение Божие. Положить его на золотое блюдо, что есть вера человека в Бога Единого. Посыпать его травами пахучими, что есть ежедневные молитвы, и поливать его ароматными маслами, что есть песни поклонения и прославления Бога Богов, Бога Эль-Эльона, Всеобщего Отца небесного. И вот тогда, уповая на долготерпение и любовь Бога, он может в страхе ожидать прощения. Да, если кто-то из людей будет в молитвах просить за него, то шансы на спасение у него увеличиваются. Но ты же знаешь, что не каждый, кто улыбается тебе и подобострастно кланяется, желает тебе здоровья и счастья. Глядя тебе в глаза, он может славить тебя, а в мыслях – проклинать. Поэтому, спасение человека – дело самого человека. На этот склон тебя могут вознести рабы или друзья, но, чтобы вознестись на небо, нужно только твоё усилие, твоя жажда сделать это. Пока ты сам не изгонишь из своего сердца жестокость, ненависть, зависть, гордыню, самомнение, презрение, ты не начнёшь своего восхождения. А сделать это помогает осознание, что Бог есть наш Отец, а мы все – братья, которых ты не будешь грабить, истязать, жечь их дома, убивать. Не так всё просто. И при этом так всё просто, что дальше некуда – осознай, поверь, прости других и поступай, как велит тебе твоё очищенное сердце и твоя совесть, что есть Дух Божий, живущий в тебе. Ха, вон дорога, ведущая к тем скалам. Наверное, специально для тебя её протоптали. Скачи. Мне любопытно узнать то, что я не знаю. Ари-ан оглянулся, осматриваясь и вглядываясь в лица людей, следующих за ним. - Действительно, копыта наших коней вытаптывают луга, а воины выпивают озёра. - Ты что-то хотел, Повелитель? – спросил сотник стражи, направляя своего коня к Джак-ши. - Да. Позови сотника посыльной службы. Пускай захватит с собой по одному посыльному из каждой юрты самодержцев. - Будет сделано, Повелитель. Вскоре четыре всадника догнали Ари-ана. - Мы прибыли, Джак-ши, и готовы убыть. Только скажи. - Скажу. Убываете каждый к своему самодержцу. Передадите им моё слово. Впереди реки нет, поэтому пусть оставят людей, чтобы набили и утрамбовали снегом все бурдюки и всё, что смогут приспособить для этого. Дальше глядите – эта проплешина Арагона. Эта – Тора. Эта – Урука. Я уйду с туменом Урука ещё дальше, к вон тем светлым высоким деревьям. Рассмотрели? Женщинам и детям – отдыхать. Воинам, пока не подготовят лагерь к обороне, работать. Действовать по обстановке. Вопросы есть? Тогда, вперёд. Сотник, приедет Вед, скажи ему, где меня искать. Свободен. Как только отъехал сотник посыльной службы, сотник стражи дёрнул уздечку своего коня, направляя его к Джак-ши. - Повелитель, не сочти за наглость, но дозволь слово сказать, вопрос задать. - Что мучает тебя, Иоанн? Ты что-то подозреваешь? - Да, Джак-ши. Мы в чужой, незнакомой стране. Мы не знаем, где здесь города, где и сколько войска. Я услышал, что ты хочешь взять с собой только один тумен Урука. Но это очень мало. Подмога может не успеть. Мы все тебе служим не за страх, а за совесть, и все, как один, готовы умереть за тебя. Но их может быть очень много. Прости, Повелитель. - Ничего, Иоанн. Я знаю, что ты готов умереть за меня, поэтому делаю всё, чтобы этого не случилось. Очень плохо, когда человек строит свой героизм на костях других людей. Командир должен, прежде всего, думать. Думать, а не просто махать мечом, посылая других на смерть. В основе всех дум лежат знания, информация. В нашем случае – разведка. Сейчас, пока мы с тобой говорим, к тем деревьям скачет ещё одна сотня. Они обследуют местность, пошлют мне гонца, а сами пойдут дальше. Оставят дозоры. К тому же, Урук знает, какой мне посылать тумен. Зная строение человека, я разработал специальную боевую технику, которой обучен и ты. Ты великолепно владеешь кинжалом. Согласись, что, даже если тебя ранят, ты возьмёшь наплечный шарф своей жены, на одном конце завяжешь узел, да если ещё и намочить его, к тебе никто не сможет подойти, пока ты сам не истечёшь кровью. Я прав? А в том тумене все такие. Не зря их зовут ариями. Ари-ан объявил двухсуточный привал, чтобы дать отдохнуть и выспаться людям. Да и лошади, овцы, коровы почти за недельный переход через горы тоже обессилили и отощали. К небольшой радости в лесу или, как его называли местные, в джунглях было много ручьёв, которые подпитывали обильную зелень. Но их было катастрофически мало для полу миллионной орды. Разведка доложила, что, менее чем в сутках ходьбы, течёт река, и в которую впадает ещё две, делая её судоходной. Но все ладьи остались на озере у хана Жаркента, а делать новые слишком долго. Пришлось идти пешком, прорубая себе дорогу мечами и кинжалами. При отсутствии вражеского войска Ари-ану начали докладывать о гибели людей. Огромные кошки полосатые, в пятнах, чёрные абсолютно не боялись людей и охотились на них, если кто-то неосторожно удалялся вглубь джунглей. Прислушиваясь к крикам обезьян и птиц, люди стали приспосабливаться к жизни в новых условиях. Ниже по течению река действительно стала более полноводной, но и количество зелени на берегах выросло в разы. Пробиваться сквозь джунгли такой массе людей стало невозможно. Пришлось остановиться для изготовления плотов. На берегах реки изредка встречались поселения, но жители бросали свои жилища и прятались в джунглях. И вот примерно через неделю пути на реке появилось первое хорошо обжитое место с причалами, сараями, широкой дорогой вглубь джунглей, но, самое главное, с людьми. После налаживания контактов, вручения подарков и совместных трапез Ари-ану доложили, что они достигли города Пешавар. Он славился тем, что в нём обучали для работы необычных, воистину гигантских животных, слонов. А выращивали их в пригороде города Раваллинда, что в семи днях езды на слоне, который был здесь, да и по всей Индии, единственным транспортом, который, к тому же, защищал и от многочисленных кошачьих и медведей. Разведчики доложили, что с правого берега уходят многочисленные тропы в горы и, через перевал, к пуштунам князя Газни. Князь контролировал всю территорию с той стороны гор вплоть до земель страны Бадонана, праправнука Андона, и имел большую армию. А это настораживало, тем более, что последний набег на Пешавар, князь Газни совершил два года назад, забрав с собою в качестве добычи, полсотни слонов. Была большая вероятность повтора налёта. По словам местных, стало известно, что каждый год с юго-запада, вдоль восточных склонов предгорий приходят малочисленные отряды крепких низкорослых воинов. Осаждать город они не решаются, но опустошают окрестные деревни. Обсудив ситуацию, Ари-ан и самодержцы решили между горами и рекой поставить свой первый город. Самодержцем этого города и ближайших земель стал Урук. За ним же закреплялся для охраны и перевал в земли жёлтой расы. Тогда же они решили увеличить воспроизводство слонов и продумать вопрос их использования в военных целях. От Пешавара Инд, оказывается так называлась эта река, был глубоким и судоходным, и спокойно нёс свои воды в Карачинский залив, называемый так по городу, стоящему на морском побережье. В Индии действительно был очень мягкий комфортный климат. Теперь можно было уже не спешить, и всё сделать спокойно продуманно. Через месяц к походу была готова целая флотилия больших и удобных ладей. Ари-ан дал команду на отправление. Впереди орды, как и положено, двигалась разведка с толмачами из шумерских торговцев, которые неоднократно на кораблях привозили из Индии специи и ароматные масла. Основная задача переводчиков заключалась в налаживании добрых или, хотя бы нейтральных отношений к надвигающейся армаде кораблей. Опытные в торговле купцы, используя свои навыки, подкупали вождей, старейшин, воевод. Где-то в ход шло золото, где-то было достаточно одного большого застолья. В основном благодаря им, почти месяц плавания прошёл практически без инцидентов. За несколько километров от побережья, русло реки стало делиться на рукава, образую обширную дельту. Благодаря налаженным связям, Ари-ану нарисовали и принесли примерную карту реки со всеми рукавами и протоками. На совете было принято решение основать здесь свой второй город, который будет прикрывать государство с юго-запада и возьмёт под контроль суда, поднимающиеся с моря вглубь страны по реке. Для укрепления связей в правление будущего города пригласили несколько местных чиновников. С ними же обсуждали и название будущего города. В стране процветал культ бога солнца Ра, поэтому местные хотели, чтобы это слово звучало и в названии города. Подумав, Ари-ан согласился на название Хайдерабад, где их бог упоминался вскользь. Это всё же лучше, чем Раваллинда. Самодержцем Ари-ан оставил Тора, как более молодого и менее опытного. С Арагоном, обладающим большим житейским и военным опытом, ему предстояло завоевать остальную Индию. И сделать это надо было мирным путём. Около недели ездил Ари-ан со свитой из самодержцев и местных князей по рукавам и протокам Инда, выбирая место будущего города. Учитывая опыт наводнений Месопотамии и начало строительства города Уруком на правом берегу реки, Ари-ан дал команду заложить город на левом берегу крайнего рукава дельты реки. Таким образом он прикрывал земли от реки Инд до западных гор войсками Урука, а от Инда вниз – войском Тора. За спиной Тора было большое плоскогорье с большим количеством городов с достаточно высокой, как с удивлением узнал Ари-ан, цивилизацией – развитыми ремёслами, ткачеством, металлообработкой и обработкой драгоценных камней. Определившись с городом, Джак-ши решил сам осмотреть ближайший город Карачи, стоявший на берегу залива. Спустившись на ладье к морю, он вдоль побережья поднялся к городу. Как Ари-ан и ожидал, здесь была удобная гавань с большим количеством пришвартованных кораблей. Отправив Тора и всю компанию во дворец местного князя, Джак-ши решил прогуляться по порту. Его удивило большое количество портовых рабочих, принадлежащих к практически исчезнувшим зелёным и оранжевым расам. Очень много было индиго. - Зелёные, оранжевые, чёрные и высокоразвитая цивилизация? Что-то здесь не складывается. Да, Индия – это кладовая, где хранятся и перемешиваются сангикские расы. Сюда пришли адониты – смешение адамитов и нодитов. Но их мало. Основные расы, способные к развитию – это синие, красные и жёлтые, но их как раз здесь практически и нет. Красные ушли на северо-восток в обход гор, жёлтые пошли на восток вдоль побережья. Остаётся надеяться, что в центре страны соотношение рас в пользу развития цивилизации. Если и там тоже самое, то моя полумиллионная орда растворится в них, как капля в море. Надо будет уменьшить контакт с местным населением, придумать закон, запрещающий браки между моими людьми и местными. Я выделю отдельно касту священников, которые будут учить и просвещать народ. Потом – каста воинов. Причём надо будет распределить воинов, обученных моей боевой технике, по городам, но их наличие там держать в секрете. Они будут моим тайным оружием. Остальные смертные этой техникой владеть не должны. Ещё одна каста – князья и им подобные. Следующая каста – первичные сангикские племена синих, красных и жёлтых, которых здесь всё равно нет. И последняя – всё остальное. Надо будет всё это продиктовать Веду. Пускай он первую касту священников – учителей и возглавит, составит свои законы, наставления, инструкции. Прогуливаясь, Ари-ан услышал характерные звуки пьяной компании. Оказывается они доносились из окон ближайшего дома. Туда входили и выходили люди. Зашёл туда и Джак-ши. Своим ростом и фиолетовой кожей он сразу привлёк внимание, но это был портовый город, и к чужим недостаткам здесь относились терпимо. За длинными столами на массивных лавках сидела пёстрая смесь моряков, портовых и ещё непонятно кого разных мастей и цвета кожи. Лишь у окна отдельно стоял стол, за которым сидел рыжеволосый человек и что-то писал. Ари-ан подошёл к нему и заглянул на стол. - Шумерский алфавит. Не основной, а заимствованный из Дилмута. Стиль писания, как предпочитают синекожие, ваниты и нодиты. Редкая манера письма. – Негромко сказал он. Человек спокойно и медленно повернул голову, уткнувшись взглядом в слегка потёртые колени кожаных брюк Ари-ана. Потом не спеша поднял голову, буквально задрав её, чтобы посмотреть в лицо Джак-ши. - Как я посмотрю, вы не местный? Джибустан, туркмены, озеро Вана. Хм. Но здесь? Вообще-то, лет сто пятьдесят назад здесь была одна из ваших сестёр. Она долгое время жила в Агре, а потом переехала куда-то на север. Точно не скажу. А вы сюда, каким образом? Каким ветром? Вы, наверное, недавно причалили. Иначе бы я вас видел раньше. - Да, мой корабль пристал совсем недавно, и я решил прогуляться, посмотреть на людей. - Да уж, на людей. Что есть, то есть. Этим людям не нужна письменность. Их убогая, примитивная культура довольствуется стекляшками на шее да ритуальными танцами для своего множества богов и божков. Но мне здесь не жить. Я родом из далёкого города Ур. Может, вы слышали о нём? Отсюда я вывожу перец, хну, гвоздику. После вашей сестры здесь появилось много умелых мастеров по золоту. Они делают прекрасные перстни, ожерелья, браслеты. Я в этом разбираюсь, поверьте мне. У меня это наследственное. Вам, как адамситу, скажу по секрету – мой далёкий предок возглавлял десятку свиты самого Калигастии, и отвечал он за ремёсла и науку. - И звали его Нод. И вы сами, следовательно, из нодитов. - Приятно иметь дело с образованным человеком. Но я, точнее,- адонит. А, может, ещё кто. Вы обратили внимание на мои рыжие волосы? А красноватый оттенок кожи? - Вот красный оттенок играет в вашу пользу, говоря, что вы не отягощены наследственностью этих дикарей. - Это и меня успокаивает. А вы надолго сюда? - Думаю, если не навсегда, то надолго. Я и мои люди решили здесь поселиться. Вот, выбираем место. - О-хо-хо. Вот и она, не знаю, сестра она вам или тётя, пришла, а сейчас никого из этих адонитов и не отличишь от коренного населения. - Если честно, такие мысли были в моей голове перед тем, как я зашёл сюда. - И много у вас людей? - Думаю, тысяч пятьсот осталось. - П-с-с-с. Я не ослышался в цифре? - Нет. Плюс – минус сто тысяч. - Км. Хотя… знаете, что я вам скажу? Если вы не поселите своих людей в одном огромном городе, или в нескольких, но достаточно рядом, то вас ждёт судьба вашей родственницы. Лет через пятьсот о вас и не вспомнят. Ваша кровь растворится в крови этой радуги – красных, оранжевых, жёлтых, зелёных, синих, индиго. - Вот насчёт красных, жёлтых, синих и фиолетовых, если вы о радуге, то я был бы не против. А, ввиду отсутствия их, то я вынужден с вами полностью согласиться, т.к. и сам пришёл к такому выводу. Но, отчасти, я непроизвольно так и поступил. Большую часть своих людей я уже расселил вдоль русла реки Инд. От Хайдерабада, что сейчас основываем здесь, и до Пешавара, и горных перевалов на севере. - Странно, о сожжённых и вырезанных городах здесь становится известно быстро, но я ничего такого не слышал. - Это не входило в мою задачу. У меня несколько другие цели. - Понятно. Понятно и печально. Печально, понятно для вас. Чтобы сломить и изменит ситуацию, которая сложилась здесь и сейчас, надо уничтожить, хотя бы две трети местного населения, чтобы они со временем не стали вновь доминирующей расой. Или же, хотя бы вытеснить их далеко на юг полуострова, на соседний огромный остров, что на востоке полуострова. Только тогда вы попробуете сохранить себя как расу, как культуру, как цивилизацию. Да и, как я догадываюсь по цвету вашей кожи, вашу приверженность Богу Единому. Видите, как много положено на весы с одной стороны. Простите, я торгую. Так мне привычнее рассуждать. Но вы проскользнули на эти земли тихо, как мышь. Будет ли у вас повод изменить свою политику? - Мы проскользнули сюда, чтобы закрепиться за землю. Я не срою иллюзий, что индийский раджа не попробует нас уничтожить. Два медведя в одной берлоге не уживутся. - Согласен. Что ж, я написал отчёт о делах моему отцу и отправляю его попутным кораблём в Ур, а сам по воде, вдоль побережья отправляюсь покорять города жёлтокожих. Подозреваю, что и их заинтересуют золотые украшения и специи. У меня, хоть и опасный, но очень интересный труд. - Я рад за вас. Благослови вас Бог, хотя ваш прадед и отвернулся от него. - Спасибо. В случае чего, обращайтесь к хозяину этого заведения. Внешне он непривлекателен, но умён, и у него хорошая торговая хватка. Простившись с шумерским торговцем, Ари-ан ещё походил по пирсу, вспоминая и анализируя их разговор. Утвердившись в уже принятых решениях, Ари-ан понял, чтобы сохранить орду, как расу ариев, которая впитала в себя ванитов, нодитов, андонитов и андитов, ему придётся привлечь всё внимание раджи на себя, т.е. практически пожертвовать туменами Арагона. Это жизнь, а в ней из двух зол всегда выбирают большее. Большее – для врага. Но шумер прав, даже, если я уничтожу раджу и всё его войско, останутся миллионы бедняков. В этом мягком тёплом климате, где не нужна одежда, где в джунглях полно еды, они плодятся бесконечно. Только резкое разделение и отделение от них спасёт нас. Может быть. Вернувшись на ладью, Ари-ан застал там лишь моряков да часть стражи. Остальные были, кто на приёме у князя, кто отпущен погулять в город. - А поехали ловить рыбу! Никогда не ловил морскую. Это должно быть интересно. Сотник, оставь пару людей на берегу. Приедут от князя, пускай прерывистыми дымами сообщат об этом, и мы вернёмся. Вернувшись в Хайдерабад, Ари-ан увидел там сотни людей копающих рвы, носящих камни. Десятки слонов перетаскивали стволы деревьев. Основа города – крепостная стена. По совету своего толмача, который выполнял роль не только переводчика, но и политического советника и шпиона на базарах или в уличной толпе, Ари-ан заменил свою юрту, которая не вызывала уважения у местных князей, на тканевые палати русинов. Три огромные палатки Ари-ана и самодержцев возвышались на береговом холме. Вокруг них парились и истекали потом воины личной стражи. А куда денешься, ведь местный этикет обязывал показывать своё богатство и могущество. В палатке на столе лежало донесение воеводы о результатах дальней разведки. - Братья, - обратился к самодержцам Ари-ан, - через месяц здесь будет войско раджи во главе с его воеводой. Будем биться. Но, кто предупреждён, тот вооружён. Поехали выбирать место для сражения. Трое суток потратили они на подбор более-менее подходящего места. Наконец-то Ари-ан остановил свой выбор на поле, ограниченном по бокам лесом. - Джак-ши, но у раджи несколько сотен боевых слонов. На этом поле они просто затопчут нас! - Затопчут. Ты прав. Но это, если мы с тобой не побеспокоимся о себе. В джунглях прорубить просеки для конницы. Ей мы ударим в тыл воеводе. Наши степняки будут засыпать их стрелами и уноситься вдаль, возвращаясь за очередной добычей. Теперь слоны. Траву скосить. И скашивать, пока сюда не придёт войско и не начнётся сражение. Здесь выкопать ров шириной три метра и глубиной в метр. Засыпать его высушенной травой. Решено, сражение будет на этом поле. Осталось просчитать варианты. - А почему раджа так долго не нападал на нас? Наверняка, ему доложили о нас, когда мы только отплыли из Пешавара. - Раджа собрал войско со всех городов плоскогорья. К нему подошло войско с Дакки. Это в дельте Ганга. Мы ещё посмотрим его. Я думаю, у воеводы будет около трёхсот тысяч, т.е. силы равны. А при равных силах побеждает умный, хитрый, прозорливый. У нас должен быть свой кинжал в рукаве. И он у нас есть. А вот что есть у воеводы помимо слонов? Вот в чём вопрос. Да, пришлите сюда землепашцев, пускай постоянно пропахивают полосу шириной метров пять, чтобы пламя не перекинулось на наше поле. На нашем поле траву, естественно, не косить. За пашней отрыть углубления, куда положим бурдюки с водой. Индийцы, наверняка будут пускать стрелы. Бурдюки прикройте обычными щитами. Их потом возьмут водоносы, которые будут заливать жар во рве этой водой. Я думаю, это не сложно будет – резанул кинжалом и швырнул. Да, примерно так. Конь трёхметровый ров не возьмёт. Значит, вперёд пойдёт пехота. Водой весь жар не зальют. Значит, что? Сделать тонкие медные щиты, которые они бросят сверху. Даже, если они нагреются, перебегать будут быстрее. Это не смертельно. За пехотой на телегах повезём настилы, которыми прикроем яму, а по ним пойдёт конница. Тяжёлая конница. Они пробьют брешь, куда хлынут кочевники. Примерно так. Тор, это твоя земля, тебе и руководить сражением. Тем более здесь больше ста тысяч воинов и не уместишь. Мы тебя подстрахуем, но вмешиваться и мешать не будем. Поехали, обсудим детали. Ровно через месяц, т.е. на двадцать восьмой день разведка доложила, что вражеское войско вышло на поле. Войско Тора находилось на своём месте в полной боевой готовности. Сразу за пашней, метрах в пятидесяти стояла пехота с большими щитами для защиты от стрел. Ещё дальше – пехота с небольшими щитами и саблями, более удобными в ближнем тесном бою, чем тяжёлый меч. Среди рядов пехоты можно было увидеть три линии катапульт с запасами огненных шаров. Они были уже заранее пристреляны по дальности. Причём, последняя линия катапульт должна была подстраховать на случай, если слоны всё же преодолеют ров. Практически всё километровое поле от леса до леса заполнили надвигающиеся слоны. Они шли двумя волнами. Каждая волна, в свою очередь, состояла из трёх линий слонов, между которыми бежали полуголые воины, вооружённые луками и копьями. Джак-ши, Арагон, Вед и темники, не входящие в состав войска Арагона, стояли на холме позади и справа от основного войска. Чтобы было лучше видно, Ари-ан приказал соорудить из брёвен подобие наблюдательной вышки. Под склоном стояла тысяча личной стражи Джак-ши и посыльная сотня. - Правильно написано в книгах, что эволюционируют только народы, живущие в трудных климатических условиях, когда суровые зимы, проблемы с питанием заставляют думать и приспосабливаться. Бедные дикари. Раджа набрал много мяса для грифов, волков, лисиц. По крайней мере, совесть моя будет спокойна – не я начал это. Кстати, а грифы здесь водятся? - Не знаю. Не видел. - А ты смотри, Вед. Смотри, слушай, запоминай, а потом записывай. Это теперь твоя страна. Тебе и твоим священникам учить их. Первая линия слонов почти подошла к самому рву, и тут сотни стрел с горящей паклей упали на высушенную траву. На месте рва рванула вверх огненная стена. Загорелась трава между слонами. Испуганные животные, влекомые самым сильным инстинктом – инстинктом самосохранения рванули назад, топча мешающихся под ногами людей. Луговой пожар набирал силу. И вот уже вся первая волна наступающих в страхе бросилась прочь. Отмашка и десятки огненных шаров полетели им вслед, поджигая сено ещё дальше. Несколько сотен слонов, трубя и ревя, вломились в строй второй волны, обращая её вспять. Отмашка и пехота Тора пошла в атаку. Первыми вырвались водоносы, которые, распарывая бурдюки, швыряли их в уже затухающий костёр рва. Тяжёлые щиты уже были не нужны, поэтому они тоже полетели в ров, вслед медным листам. Сухой жар обжигал, но и останавливаться было нельзя. Катапульты продолжали своё дело, увеличивая панику во вражеском войске. И вот хлынула тяжёлая кавалерия. Из засады по тылам ударили тумены кочевников. Спасающихся бегством слонов, по понятным причинам, никто не трогал, но вражеское войско подверглось тотальному уничтожению. Дикие кочевники плохо знали слова жалость и милосердие, но хорошо и чётко выполняли приказы своих командиров. Но, что значат каких-то двести-триста тысяч, по сравнению с пятью миллионами. Путь на Агру, где в своём дворце ожидал исхода сражения раджа, был свободен. Несмотря на то, что воевода смог организовать какое-то сопротивление, войско Тора победило, потеряв убитыми менее шести тысяч человек. Раненых в то время не считали. Среди добычи были и множество обозов с питанием, которое оказалось весьма кстати для предстоящего похода. Организовав похороны убитых, Джак-ши дал два дня отметить победу. Эта победа оказалась не только полезной, но и своевременной для закрепления за Ари-аном высокого звания Джак-ши – Повелитель мира. Вторжение продолжалось. Некоторые малые города, по глупости захотевшие оказать сопротивление, увидев несметные полчища Арагона, отворяли ворота, вынося на подносе голову обезьяны, показывая победителю свою значимость. Ари-ану доложили, что на юге, в двух днях езды стоит город Джайпур, в котором, как и в Пешаваре, разводят и обучают слонов. Кто же отказывается от подарка, тем более раджа может и подождать, не такой уж и большой начальник. На самом деле Джайпур оказался большой деревней, имеющей только высокий деревянный забор, защищающий по ночам людей от тигров. Осмотрев местность, Ари-ан вызвал к себе темника. - Агипур, этот город, наверное, был построен специально для тебя. Назначаю тебя князем и воеводой Джайпура - In una persona ( в одном лице). Отнесись к нему, как к своему детищу. Поставь крепость, похожую на дворец. Здесь тебе править и жить. Здесь будут жить твои дети. И да поможет тебе Бог. Веду скажу, он пришлёт тебе мастеров. Забрав в слоновьем питомнике половину стада, а точнее, двадцать тренированных и дрессированных самок, как более спокойных на работах, и одного самца, остатки орды двинулись на Агру. Ари-ан передал своего коня стражникам, а сам с Ведом мерно раскачивался на спине одной из слоних. Впереди него на слоне ехал местный дрессировщик, чтобы основать ещё одну школу по тренировке слонов. Ещё дальше ехала полусотня стражи. Вдруг впереди мелькнула огненная молния, и на спине впередиидущего слона возник тигр. Вопль ужаса и боли, и хищник, с добычей, закинутой на спину, легко оттолкнулся и исчез в джунглях. Никто, кроме жертвы, даже не успел вскрикнуть или, тем более, поднять копьё. - Какой охотник! Ты видел? Этому надо учить воинов – мелькнул, убил, исчез. Я восхищён. - И даже слон не помог. Кстати, Джак-ши, я читал, что далеко на севере тоже жили лохматые слоны, но они все вымерли во время пятого ледникового периода. - Ерунда. Если ледник и сыграл в этом какую роль, то весьма незначительную. Эти мамонты жили на одной территории с перволюдьми – андонитами. И они отступали на юг, когда становилось тяжело вместе с людьми. Инстинкт животного и человека тех времён был почти одинаков. Ерунда. Просто они не выдержали конкуренции. Люди размножаются быстрее, перемещаются быстрее. Люди хитрее. Но, самое главное, люди ели мамонтов, а мамонты людей – нет. Наверняка, ещё не раз в истории эволюции людей, они ненароком полностью уничтожат какой-нибудь вид животных или птиц. От этого никуда не денешься. Людям, к сожалению, свойственно вначале сделать, а только потом подумать. Многие люди просто не умеют думать, поэтому им нужны правила, законы. Вот ты их и напиши. Для индийского народа. Обобщи мудрость Сада, практику андонитов и андитов, обычаи местных племён. Это я тебе поручаю. Ты меня услышал, Вед? - Да, Джак-ши, я попробую. - Конечно, сначала попробуешь, потом напишешь. Ты же знаешь, что на языке русинов, ведун, ведующая мать или ведьма, волхв – это люди, которые ведуют, знают. Ты думаешь, тебя зря назвали Ведом? Нет. Ты ведаешь, знаешь. Ты очень много знаешь. Что не знаешь, спросишь у меня. Пока набирай материал, обдумывай. У тебя целый воз бересты, две телеги папируса. Пиши, не хочу. Или ты не хочешь? - Что ты, Джак-ши, хочу. Даже очень хочу, но я боюсь. Это же для всего народа! - Вед, не местные боги горшки обжигают, а люди. Разобьёшь пару горшков – не беда. Я закажу, шумеры на кораблях сколько нужно папируса привезут. Всё равно они сюда почти пустые идут. От золота они не откажутся, и привезут всё, что пожелаешь. Богатством и властью надо уметь пользоваться. Что такое золото? Обычный мягкий металл. Но, если ты его пускаешь в оборот, оно приносит пользу. И чем больше его крутится, тем больше пользы. И ты начинаешь выбирать себе из него дворцы, драгоценные камни, знания, чужую мудрость. - Мудрость – это да. Знания у меня есть, а вот мудрости не хватает. - Мудрости всем не хватает. Просто у всех свои границы познать необъятное. И разные аппетиты в этом. - Я вечно голодный. - Поэтому ты и Вед. Поэтому ты и напишешь свои веды. Поделишься своими знаниями, своей мудростью с другими, у кого знаний меньше. Глядишь, и моё какое умное слово напишешь. Кстати, мне написал духовный наставник жены фараона. Он сейчас попутно воспитывает молодого наследника. - Да, я знаю. - Он пишет, что собирает все мои глиняные таблички, что мы им посылали. На сегодня у него их уже сто тридцать две. По ним он учит молодого наследника и прославлению Бога, ибо знает Бог путь праведных, а путь нечестивых гибнет, и учит мудрости, потому что язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. И как хорошо слово вовремя! Так что, Вед, предай Богу дела твои, и предприятия твои совершатся, но в уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. Наставляй юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда состарится. Слушай меня, Вед, и будь мудр, и направляй сердце твоё на прямой путь. Купи истину и не продавай мудрости, и учения, и разума. При этом, Вед, не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их и о злом говорят уста их. Запомни, семь раз упадёт праведник и встанет, а нечестивые впадают в гибель. Всегда служи людям, Вед. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоём и потом устраивай и дом твой. Но, при этом, не возгордись, потому что, что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающийся ложными подарками. Полагайся на Бога. Всегда проси Его благословения на всё, особенно, когда будешь писать свои веды. Volente deo (с Божьей помощью). Qui potest capere – capiat – кто может вместить – да вместит и поймёт. - Я понял, Джак-ши, и ещё приду к тебе за знаниями. - Приходи. Что даром получил, то даром и отдам. - Я запомнил, Джак-ши. - Я знаю. Я не сомневался в тебе, когда выбирал тебя для этого дела. Примерно так сказал мне мой отец, посылая меня – меленького сына в Египет гарантом безопасности. - Да, нам иногда приходится жертвовать самым дорогим. - Поэтому мы и должны думать, прежде, чем что-то предпринять. Quod cito fit, cito perit – что скоро делается, то скоро разваливается. Malum consillium est, quod mutari non potest – плохо то решение, которое нельзя изменить. - Спасибо за науку, Джак-ши. - Это пока житейская мудрость, опыт давно живущего человека. Или почти человека. Древняя Агра. В то время она стояла на реке немного севернее своего современного места и, когда в Индию вторглись первые племена андитов, она, благодаря стараниям зелёнокожих мастеров, уже была. У них не было знаний и навыков ремёсленных школ Даломатии, Эдемских садов. Нод, творец восьмой расы землян, вместе со своей десяткой, в это время обучал в долинах Месопотамии совсем других. Поэтому все храмы они строили из леса, отдавая этому своё умение, сердце и душу. Ари-ан, Арагон и Вед обедали, сидя за изящным столиком работы местных умельцев. Вернулась десятка дозорной стражи. - Джак-ши, дозволь доложить. - Слушаю тебя, Иоанн. - К вечеру будем у стен Агры. Мои люди из индиго докладывают, что, якобы, раджа готов открыть тебе ворота. - Возьмём город без боя.- Порадовался Арагон. - Нет. - Как нет? - Не спеши, самодержец. Если мы примем их поражение. Их мирное поражение, то мы не будем иметь морального права сжечь этот город вместе с храмами местных божков. Тогда мы уподобимся армии завоевателей, и отношение к нам будет соответствующее. Нам надо сделать так, чтобы раджа не успел сдать нам свой город. Да и не нужен мне такой правитель. Мы, что, хуже что ли, а, Арагон? Поэтому мы его обманем. Мы тайно оставим здесь один тумен и все катапульты. Остальным войском обойдём город с юга и пойдём на Канпур. Когда раджа расслабится, твой темник, Арагон, на рассвете засыплет город огнём и сожжёт его. Дотла. В город пошли диких, чтобы особо не жалели никого в бою. Да и потом. Потом темник соберёт, кто выживет из Старейшин, и я им представлю нового великого князя Арагона. Отныне он будет править ими. - Джак-ши, если можно, поставь князем в Агре кого-нибудь другого, а меня – в Дакке. Там большая река, море. Я люблю воду. А здесь? Сплошные джунгли. Я из рода полян. Я люблю, когда простор, много воздуха. - Добро. Так и быть. Но ты самодержец. Ты предстанешь перед ними и назначишь им князя. В городе по любому должен быть хозяин. Только темника, что будет брать и жечь город, там не оставляй. Он будет вызывать плохие воспоминания. Мы пошлём его на север. Пускай возьмёт под контроль верховья Ганга. Они рыжеволосые, пускай порадуют местных черноголовых. - Сделаю, Джак-ши. - А темника я найду. Город нужно будет отстраивать заново. Храмы Богу Эль-Эльону будем строить из камня. На века. Оставлю здесь несколько священников, что пришли со мною из Египта. Вед, дай ему камнерезов. Храмы Бога Всевышнего должны быть достойны Его. Арагон, как место раджи освободится, пускай нас оповестят, а мы сейчас выдвигаемся на Канпур. Через день неспешного пути они достигли незнакомой реки. - Это, конечно, не Инд, но, надеюсь, и не Ганг. Пересекать не будем, т.к. нам всё равно возвращаться. Разбивайте лагерь. Кусты вырубить. Не хватало ещё, чтобы тигры утащили половину моих людей. Ночью костров побольше. Ближе к вечеру в палатку Ари-ана вошёл Арагон. - Джак-ши, мои люди докладывают, что нашли что-то весьма любопытное, и тебе захочется это увидеть. - Любопытно. Пускай несут. - Не получится. Говорят, они нашли это на острове. Что-то большое. - Ещё больше любопытно. Что ж, поехали. Пускай подают слонов.