Позовите Айболита! Это срочно!
Невроз – это неспособность переносить неопределенность».
Зигмунд Фрейд.
Хотим мы или нет, но нам все-таки придется согласиться с тем, что мы опасно больны. Все охвачено жутким злокачественным образованием, которое съедает нас изнутри.
Оно называется: неудовлетворенность жизнью.
Разумеется, сказанное не является открытием Америки. Но почему раньше мы относились к этому философски спокойно, даже положительно, а теперь определяем как смертельное заболевание?
Нам нужно понять всю глубину проблемы. Возьмем для примера самую близкую нам отрасль государства – экономику. Индустрии требуется дисциплинированный, технологически ориентированный работник, потому что мир, в котором мы живем, регулируется и контролируется разумом. И все воспитание поколения, включая полицейские меры, должно, по идее, сделать из ребенка «чип», который знает свое предназначение в технологической машине экономики.
Есть внешняя часть жизненного мира человека, и есть его внутренняя часть. Это не только эмоции. Это его внутренний стержень, состояние, поведение.
Обществу, ставящему развитие экономики как свою главную цель, не нужен человек с его внутренним миром. Зачем? Ему необходим винтик системы, способствующий ее функционированию и развитию. Поэтому все, к чему стремится развитое общество – это технологии.
Внутренний же мир человека иррационален, а, значит, непонятен разуму, и поэтому на него нельзя положиться. Поэтому нам внушают, что все эмоции должны быть обузданы и регулироваться законами, созданными разумом для подавления чувств.
И нам нечего возразить. Ведь экономика делает упор на обогащение внешнего, материального мира человека, а то, что его внутренний мир будет при этом, как минимум, обделен, ее не волнует. Поэтому вместо воспитания, что подразумевает улучшение внутреннего мира человека, появилась дрессировка, психологический тренинг. Для чего? Чтобы психику человека приспособить к логике компьютера.
Все было бы хорошо, если б не было так грустно.
Да, улучшилось внешнее, но не внутреннее качество жизни. Человек вынужден подчиняться давлению общества, но если его индивидуальные особенности, тонкости его внутреннего мира сопротивляются этому давлению, возникают страхи, фобии и депрессии. Ведь депрессия – это когда тело живет, но внутренний мир бьется в конвульсиях. И есть от чего.
Когда финансовая и экономическая ситуации в мире не контролируются, когда токсические воздействия увеличиваются, когда богатые крадут у бедных, а средний класс слеп, когда сексуальные надругательства над детьми стали расхожими новостями, когда правительства становятся все злее и агрессивнее не только против их собственных народов, но и других…
Мы ощущаем эскалацию напряжения в мире. Скорбим по поводу крушения привычного для нас образа жизни. Уверены, что прошли зенит нашего благополучия и быстро снижаемся.
Изменение климата, войны и политический хаос – лишь некоторые из напряжений, что влияют на людей. Трагедии типа Фукусимы приносят в нашу жизнь кошмары, страхи за будущее детей. Ключевым аспектом психологического стресса является беспомощность. Ужасное ощущение того, что наша жизнь находится под угрозой и абсолютно нет ничего, что бы мы могли сделать, чтобы избежать этого.
Может ли человек сохранить свою человечность среди ужаса, жестокости, смертей и запустения, что все чаще проявляются сегодня? Смогут ли люди продолжать проявлять сострадание, доброту, милосердие и любовь в мире, раздираемом хаосом, насилием, жестокостью и отчаянием?
Внутренний мир человека уходит в свою, внутреннюю эмиграцию, которая ведет к личностной деградации, распаду…
Но нас продолжают убеждать, что человек счастлив и психологически устойчив, если у него есть дом, развлечения, возможность приобретать все больше вещей. Если это так, то почему в экономически преуспевающих странах самый высокий процент психических заболеваний и стрессовых ситуаций?
Сформировалась огромная прослойка глубоко несчастных людей – одиноких, озабоченных, зависимых, пустых от ощущения «жизни зря».
И все они нуждаются в помощи психолога, чтобы попробовать избавиться от страданий, от неудовлетворенности собой, своей жизнью. Как следствие этого спроса развилась психиатрическая фармакология, утверждающая, что психологические проблемы – это всего лишь недостаток или переизбыток тех или иных химических элементов в организме. Нарушение биохимического баланса. И это можно поправить психотропными препаратами. И что, они помогают?
Несмотря на колоссальное увеличение лекарств от психических расстройств, за последние 10 лет уровень попыток совершить самоубийство или мыслей о нем, не уменьшился. Такое заключение сделал Национальный Американский Институт Психического Здоровья.
Люди не в состоянии приспособить свой внутренний мир к требованиям, стандартам общества, страдают от них. И рождаются от невыносимого давления душевные болезни.
Именно так: психологические проблемы – это душевные болезни! И возникают они от несостоятельности тех программ, по которым приходится жить. Стресс – реакция организма на все, что представляет угрозу жизненным ценностям человека. И вызывает абсолютно все негативные последствия, вплоть до смерти.
Но вот, что интересно. Человек относит свою неудовлетворенность жизнью не к проблемам общества, а к своему личному изъяну! Поэтому и лечится сам.
Как же можно сохранить эмоциональный мир человека здоровым?
Признать внутренний мир человека доминирующим и определяющим его внешние пристрастия.
Это создаст ощущение комфорта, спокойствия и, следовательно, другого отношения людей друг к другу. Приведет внутренний мир человека в состояние баланса с внешним. Уберет давление общества, стремящегося к материальным удовольствиям, и создаст тот самый высокий уровень жизни, о котором человечество мечтает со дня своего «основания».
Влад Рутус
Источник – сайт «Глобосфера» http://www.globosfera.info/