Б. Режабек: “Я думаю, что последняя фаза будет хорошая”
РЕЖАБЕК Б. Г. - Биофизик, директор Института ноосферных разработок и исследований.
- “Дело в том, что человек – это существо совершенно особое, оно обладает уже не просто свободой воли, а эта свобода воли определяется в нем сразу, то есть представлением о мире, в котором он живет.”
Ведущая: Ученые имеют различные мнения о кризисе: некоторые говорят, что кризис – это просто модное слово. Люди очень часто повторяют: «Да, кризис у нас везде», – но не понимают, что же это такое и каковы его причины. Некоторые рассматривают кризис как переходный этап, рождение чего-то нового на очередном витке эволюции. Какого Ваше мнение о путях развития человечества?
Если позволите, я хочу начать с биологии. Это очень хорошая тема: она мне близка, так как я по призванию биофизик, и эти вещи меня всегда очень интересовали. В истории Земли, в истории биосферы было много таких кризисов. Первым кризисом можно назвать зарождение жизни на земле – это самая загадочная, таинственная штука: как это вдруг молекулы так скооперировались, что получились некие целостные вещи, пусть даже еще не клетки, пусть какие-то предклетки, -тем не менее, уже сообщества, поскольку была некая единая общая цель.
Между организацией биологических и социальных систем есть некоторое сходство. Конечно, к сходству этому надо относиться очень осторожно. Нельзя переносить четко организацию биосистемы, скажем, организма, на организацию общества, хотятакие идеи иногда возникают, и доморощенные философы ихочень любят. Вот скажем, сравнивать какие-то деструктивне процессы в обществе с раковой опухолью –это довольно известный прием в журналистских кругах, но в науке пока еще эти вещи обсуждаются и препарируются.
Дело в том, что человек – это существо совершенно особое, оно обладает уже не просто свободой воли, которой обладает уже и электрон, который летит куда хочет и появляется где хочет, а эта свобода воли определяется в нем сразу, то есть представлением о мире, в котором он живет. Это крайне важная вещь. А вот, формирование ноосферы можно, конечно, уподобить в чем-то формированию организма. Это сложный процесс, отнюдь неоднозначный, во многом даже трагический. Он идет через столкновения, как говорил Вернадский, «ноосфера возникает в грозе и буре», но это процесс, который идет ко всё большему и большему усовершенствованию отношений между людьми.
Ведущая: Есть ли какие-то доказательства этому? Каким образом человеческое сообщество может преодолеть все эти удары и взрывы, и в гармоничном сотрудничестве развиваться дальше?
Я думаю, что кризисы, о которых говорять сейчас, – это совершенно реальная вещь. Конечно же, есть кризисы экологические, энергетические, демографические и социальные, но главной проблемой сейчас является то, чточеловечество никак не может подняться с уровня биологического эгоизма. И вот преодоление эгоизма, понимание того, что другие существа не менее ценны, чем ты, что они тоже разумны, и надо не только на себя тянуть одеяло, а необходимо учитывать и тех людей, те страны, те социальные группы, те религии, те народы, с которыми приходится общаться –вот это важнейшая проблема формирования ноосферы. Непросто это всё, отнюдь непросто, гораздо сложнее чем навести порядок, скажем, на коммунальной кухне, но, тем не менее, этот процессбудет идти, и я уверен, что поскольку наши идеи соответствуют ходу мирового процесса, то мы, в конечном счете, победим.
Ведущая: А каким образом можно преодолеть эти кризисные явления?
Каким образом? Техники здесь надо будет вырабатывать по ходу дела, самое главное поставить цель. Здесь нет единого подхода, потому что отношения мусульман и иудеев и межконфессиональное разделение в христианстве представляют серьезную проблему. Поэтому общего рецепта не существует, но долино бать общее направление. И оно дано. Главная задача сейчас – это преодоление эгоизма, это способность выйти за рамки своїх личных, узких, биологических или там, властных каких-то интересов и понять, какую роль ты конкретно можешь занять в этомо бщем деле и помогать, способствовать ему, двигаться вперед. Вот это очень важная вещь.
Нет здесь каких-то простих решений: здесь и международники, и политики, и философы, и просто каждый человек на своём месте может принимать участие в этой работе. Надо понять вектор, понять, что мы движемся к единому человечеству, которое пока что еще очень разделено, очень разобщено. Задача объединения человечества, объединения не на силових каких-то приемах, а на взаимном уважении –вот это главнейшая задача всего мирового мировозрения сегодня.
Ведущая: Посредством чего можно создать такую среду для человека, которая бы воспринимала эти нове идеи для дальнейшего развития?
Ну, здесь, конечно, вопрос ноосферного образования, это крайне важная вещь. Образование сегодня в России на чудовищном уровне, то есть оно, во-первых, расслоено. Есть, конечно, элитарные колледжи, элитарные университеты, где действительно дают людям знания достойные и вызывающие уважение. И в тоже время в массео бразование разрушено.
Эту среду должны создавать все люди вокруг себя. Не надо ждать, что кто-то придёт: «Бог, царь или герой», – и будет создавать нам такую среду, в которой все начнут совершенствоваться. Ничего подобного. Эту среду каждый (если он это осознает, он становится на путь ноосферного мировоззрения) начнет создавать вокруг себя, и тогда объединятся эти все вещи, как объединились когда-то клетки вместе, и появится нечто качественно новое. И об этом, кстати, мечтали всегда все лучшие люди человечества, начиная с Платона, через возрожденцев, через просвещенцев, хотя они уж слишком ушли в преклонение перед чисто техническими интеллектуальными решениями. Но они мечтали фактически об этом.
Ведущая: А как этого добиться?
Нужно начинать в семье, конечно, прежде всего, ну и в каких-то образовательных учреждениях самого начального уровня, начиная с детскихсадов. Человеку интересно играть, человек- существо играющее, недаром даже появился трактат «НomoLudens» –человек играющий – об универсальном значении игры в человеческой цивилизации. И вот, когда человек чувствует, что он в этой игре получает какие-то результаты, когда он схватывает, достигает результата, он всегда испытывает радость.
Надо давати детям такие простые задачки, в которых они могли бы вдруг что-то открыть для себя новое. И я сам просто видел, как у детей загораются глаза, корда они вдруг начинают решать такую простую математическую задачу, и вдруг оказывается, что они сделали открытие. Пусть открытие до них уже сделано, но они-то, считают, что сделали его сами. Это очень важно.
Был такой замечательный поэт Валентин Берестов, которыйписал: «Ну-ка в сторону, карандаши, ни тетрадок, ни ручек, ни мела. Устный счет – это умное дело, наслаждение, май души. Проявляются числа во тьме, и глаза начинают светиться, а вокруг только умныелица, потому, что считаем в уме».
Ведущая: Вы говорили о том, чт очеловеком движет эгоизм, эгоистическая природа. Можно ли её изменить каким-то образом?
Можно. И я думаю, что это можно делать не с помощью генной инженерии, а скорее с помощью образования и воспитания. И, конечно же, это образование должно быть не внешним, а внутренним. Вот когда человек поймет, что у него есть некий путь развития, путь совершенствования, и будет сам искать средства продвинуться по этому пути, – вот это будет внутренним образованием. Пока он будет только под влиянием внешних приказов -иди направо, иди налево, – он не сдвинется с места, как личность он не будет расти, он не будет совершенствоваться. Это крайне важная вещь.
Я удивлен, например, каким-то странным явлениям. В 60-е годы можно было только мечтать о тех возможностях, которые сейчас имеет любой студент, любой школьник – таких, например, как Интернет, Википедия. Когда-то чтобы какую-то истину добыть, приходилось идти в библиотеку и там рыться полгода, чтобы, наконец, там крупицу какую-то найти. Сейчас я набираю любое понятие, нажимаю – а, вот, всё понятно, пожалуйста, тебе, ноосфера, пожалуйста, всё что угодно.
И вот удивительно, что такое замечательное явление отучает людей думать. То есть, когда теряется этот вкус к собственному поиску, вкус к собственным микро открытиям. А человек счастлив, когда он каждый день может сделать хотя бы маленькое, но своё открытие, чем-то овладеть новым, пусть даже навыком каким-то овладеть – научиться рисовать, научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, какую-то задачу решить. Вот тогда человек продвигается, когда человек делает такие открытия.
А это, конечно, невозможно без свободной воли, без личности, которая делает эти открытия. И уж ни в коем случае нельзя внушать детям то, что они роботы, что они полностью детерминированы. Это категорически запрещается, это вредно, это может погубить человечество в целом.
Вопрос: Как Вы считаете, какова следующая фаза развития человечества?
Я думаю, что следующая фаза будет хорошая, несмотря на все ужасы, которыми сейчас мир полон. А ужасы, я думаю, не надо объяснять, что это такое – более чем достаточно. Но, тем не менее, оптимизма терять не следует. Все-таки, что ни говори, а общее количество свободы и общее количество уважения к личности в мире увеличивается.
Вопрос: За счет чего?
И за счет образования, и за счет техники, и за счет того же интернета. Конечно, там желающие рыться по помойкам, будут лазить по порносайтам. Но это всё не то, это всё отпадет, пена, шелуха. А в человеке «Человек» неистребим.
Источник – сайт «Глобосфера» http://www.globosfera.info/