Италия. Рим. Дорога на Голгофу.
“Ты понимаешь, Бен Гур, Рим !”- с трепетом и восхищением в голосе сказал иудейскому князю патриций Мессала. Может быть, получению фильмом “Бен Гур” 11 Оскаров способствовала и эта фраза, в которую актер сумел лаконично и точно вложить все почтение и гордость, вызываемые у древних их великим и загадочным Городом. Да, загадочным, ибо уже в древности не было единого мнения относительно истории его возникновения. “ От кого и по какой причине получил город Рим свое великое и облетевшее все народы имя, — писал в I веке н.э Плутарх, — суждение писателей неодинаковы. Одни полагают, что пеласги, обошедшие чуть ли не весь свет и покорившие чуть ли не все народы земли, поселились там и нарекли город этим именем в ознаменование силы своего оружия ( Rhome по-гречески значит “сила”, “мощь.” И эта и все последующие этимологии подбирают произвольные имена, созвучные с названием Рима, и по возможности связывают их с греческим мифом о бегстве Энея из Трои в Италию. ). Другие утверждают, что после взятия Трои немногочисленные беглецы, которым удалось сесть на корабли, ветром были прибиты к берегу Этрурии и стали на якорь подле устья реки Тибр. Женщины с большим трудом переносили плавание и очень страдали, и вот некая Рома, по- видимому, превосходившая прочих и знатностью рода и разумом, подала подругам мысль сжечь корабли. Так они и сделали; сначала мужья гневались, но потом волей-неволей смирились и обосновались близ Паллантия (легендарное поселение на месте будущего Рима, еще за 60 лет до прихода троянцев основанное Эвандром, сыном Гермеса, царем одноименного города в Аркадии), а когда вскоре все сложилось лучше, чем ожидали,- почва оказалась плодородной, соседи приняли их дружелюбно,- они почтили Рому всевозможными знаками уважения и, между прочим, назвали ее именем город, воздвигнутый благодаря ей. Говорят, что с той поры у женщин вошло в обычай целовать в губы родственников и мужей, потому что, предав корабли огню, именно так целовали и ласкали они своих мужей, умоляя их сменить гнев на милость.
Есть и такое мнение, будто имя городу дала Рома, дочь Итала и Левкарии ( по другим сведениям — Телефа, сына Геракла), вышедшая замуж за Энея ( по другим сведениям — за Аскания, сына Энея).Иные думают, что город основал Роман, родившийся от Одиссея и Кирки, иные — что Ром, сын Эматиона, отосланный Диомедом из Трои, иные — что тиран латинян Ромис, изгнавший этрусков, которые когда-то переселились из Фессалии в Лидию, а оттуда в Италию.
Даже те, кто высказывают самое правильное мнение, считая, что город наречен в честь Ромула, разно судят о происхождении последнего. Одни полагают, что он был сыном Энея и Дексифеи, дочери Форбанта, и попал в Италию еще совсем маленьким ребенком вместе со своим братом Ромом. В разливе реки погибли все суда, лишь то, на котором находились дети, тихо пристало к отлогому берегу; это место спасшиеся сверх ожидания и назвали Римом. Другие пишут, что Ромула родила Рома, дочь той троянки, о которой речь шла выше, и жена Латина, сына Телемаха, третьи — что он был сыном Эмилии, дочери Энея и Лавинии, зачатым ею от Ареса. Существует, наконец, и вовсе баснословный рассказ о его рождении. Царю Альбанов Тархетию, человеку до крайности порочному и жестокому, было
удивительное видение: из очага в его доме восстал мужской член и не исчезал много дней подряд.В Этрурии есть прорицалище Тефий, откуда Тархетию доставили прорицание, гласящее, чтобы он сочетал с видением девушку: она-де родит сына, который стяжает громкую славу и будет отличаться доблестью, силой и удачливостью. Тархетий поведал об этом одной из своих дочерей и велел ей исполнить наказ оракула, но она, гнушаясь такого соития, послала вместо себя служанку. Разгневанный Тархетий запер обеих в тюрьму и осудил на смерть, но во сне ему явилась Веста и запретила казнить девушек; тогда царь измыслил вот какую хитрость: он дал узницам ткацкий станок и обещал, что, когда они закончат работу, то смогут выйти замуж, но все, что они успевали соткать за день, другие женщины, по распоряжению Тархетия, ночью распускали. Рабыня родила двойню, и Тархетий отдал младенцев некоему Тератию, чтобы тот их убил.Тератий, однако, оставил детей на берегу реки, и туда к ним стала ходить волчица и кормила их своим молоком, прилетали всевозможные птицы, принося новорожденным в клювах кусочки пищи,- до тех пор, пока их не заметил какой-то пастух.Он был чрезвычайно изумлен, но все же решился подойти и унес детей.Так они были спасены, а возмужав, напали на Тархетия и одолели его.”
Современные ученые порой превосходят в мифологизации происхождения Рима своих античных предшественников. “ Недавно профессор Глори,- пишет французский лингвист Майяни,- пытался расшифровать несколько этрусских текстов и объяснить название “Рим”. Отметив, что “римский” по-этрусски произносилось rumax (romakh или romak) и что древнееврейское слово “копье” также было romakh, Глори создал легендарный эпизод: Ромул (Romulus), этрусский военачальник, находившийся на службе у царя Давида, прибыл на берег Тибра, выбрал место для будущего города, воткнул в землю копье — символ собственности — и сказал: “ Вот и я, господа и дамы! Здесь я останавливаюсь и здесь будет Romax…”
Все же среди множества версий, наиболее правдоподобной является выведение топонима “Рим” ( в древней Италии было много мест с таким названием) от слова “rumon”, что, по мнению некоторых ученых, на этрусском языке означает: “река”. Действительно, в ту пору, когда обитатели поселков, находившихся на месте современного города, чьи потомки впоследствии составят костяк населения урбанизированной территории и будут называться Populus Romanus- римским народом, пасли коз, занимались местечковым разбоем ( слово “populus”- народ – происходит от глагола со значением “опустошать”, “грабить,” ”расхищать”) и знать-то толком не знали, что “происходит в соседнем околотке”, этруски, правда, тоже не чураясь грабежа( греки трепетали от страха перед их пиратами и считали их властителями морей) уже вовсю вели товарообмен «на дальних территориях». Позже этруски введут в Италии деньги; монету как расчетную единицу римляне, как и многое другое, позаимствуют у них, нанеся на свои первые медные кружки изображение носа корабля, хотя сами они к тому времени ни одного корабля еще не построят.
Коммерция (основное значение этого слова – “общение”), как заметил древнегреческий историк Диодор Сицилийский, несет по миру благо. Поэтому несомненным остается факт, что Рим стал Римом благодаря более общительным и более развитым, чем латиняне, этрускам и вошел в историю как один из этрусских городов. Именно при этрусских царях его территория начала обретать облик города.
При Тарквинии Приске (Тарквинии Древнем) был осуществлено баснословное по тем временам строительное мероприятие: построен канал — в будущем римляне назовут его cloaca maxima, по которому отвели воду из болот между холмами в Тибр. И хотя труд при создании этого сооружения” был долгим и тяжелым” и римляне из-за отвращения к нему «подряд кончали жизнь самоубийством», и дабы положить этому конец, по сообщению Плиния Старшего, царь пошел на невиданное ни доселе, ни после — заставил тела тех, кто умер таким образом, « прибить к кресту на обозрение всем», а также для того, чтобы их разорвали хищные птицы,- на месте прежнего болота возник центр нового города, где был заложен Forum Romanum — знаменитая римская площадь, ставшая вначале центром Рима, потом — Италии, и, наконец, охватывающей большую часть тогдашнего мира Империи.
Второй этрусский царь, известный как Сервий Туллий, провел социальную реформу, разделив население по цензу на классы, и Рим стал приобретать черты полиса. В наши дни Сервия Туллия невольно очень часто поминают во всем мире: этрусское имя царя, происходившего из города Вульчи, согласно дошедшему до нас отрывку речи императора Клавдия, было Мастарна, и эхо его сегодня звучит в слове “маэстро”, имеющем в языке наследников римлян – итальянцев — в первую очередь то значение, которым их – в архаический период своей истории еще неотесанные — предки, перепутав имя собственное с титулом, исподволь наделили эту цивилизовавшую их фигуру: учитель начальных классов…
Но если, занимаясь коммерцией и обладая плодороднейшими –“счастливыми” — землями, этруски тяготели, по выражению древнегреческого философа Посидония, к “чрезмерной роскоши и расслабленности”(достаточно увидеть изображение банкетов и
пиршественных сцен на стенах в их гробницах), римляне, во всяком случае в первый период своей истории, были их полной противоположностью. Как иронично заметил итальянский журналист Индро Монтанелли: “Вопреки теориям современных американских ученых, согласно которым, сила народа определяется потреблением калорий и витаминов, что в свою очередь находится в прямой зависимости от разнообразия рациона, римляне продемонстрировали, что можно завоевать мир, довольствуясь плошкой мучной похлебки,
парой оливок и чутком сырка, запивая все это стаканчиком вина лишь по праздникам”.
Так в 510 г. до н.э алертные римляне, начали свое триумфальное шествие по истории, изгнав своих расслабившихся цивилизаторов. Последний царь Рима — этруск Тарквиний Гордый- покидает город, оставляя его под покровительство этрусской божественной триады — Юпитера, Юноны и Минервы, храм которым на Капитолийском холме во время его правления возвели этрусские архитекторы. Рим становится республикой. Спустя некоторое время этрусский скультпор из города Вейи, вероятно, носивший имя Вулка, изваяет для Города символ – известную сегодня во всем мире Капитолийскую волчицу…
Известные своей непомерной гордостью, римляне не могли допустить, чтобы у начала исторического пути их города стояли, как они выражались, “толстые этруски”. Они стали тешить свое самолюбие легендами, в которых правда смешивалась с полуправдой и даже прямым вымыслом и не оставалось места для объективной оценки исторического значения этрусков. Так создавался миф о славном происхождении Рима, которому якобы с самого начала судьбою была предопределена великая будущность. Этот миф был признан исторической реальностью и закочевал по трудам историков...
Нет среди ученых единого мнения и относительно датировки возникновения Города. По традиции днем рождения Рима считается 21 апреля 753 года д.н.э. Именно тогда, как сообщают античные авторы, Ромул в споре убил своего брата Рема и принялся, по этрусскому обряду, строить город, начиная с сотворения “мундуса” : на Комитии, в той части форума, где позднее происходили собрания, “вырыли круглую яму и сложили в нее первины всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законами природы, и всего, что сделала необходимым для них природа, а затем каждый бросил туда горсть земли, принесенной из тех краев, откуда он пришел, и всю землю перемешали.” “ Яму эту,- пишет Плутарх,- обозначают словом “мундус”- тем же, что и небо. Отсюда, как бы из центра, словно описывая круг, провели границу города. Вложивши в плуг медный сошник и запрягши вместе быка и корову, основатель сам пропахал глубокую борозду по намеченной черте, а люди, которые шли за ним, весь поднятый плугом пласт отворачивали внутрь, по направлению к городу, не давая ни одному комку лечь по другую сторону борозды.
Этой линией определяют очертания стены, и зовется она — с выпадением нескольких звуков — “ померием”, что значит: “за стеной” или “подле стены”. Там же, где думают устроить ворота, сошник вытаскивают из его гнезда, плуг приподнимают над землей, и борозда прерывается. Поэтому вся стена считается священной, кроме ворот: если бы священными считались и ворота, неизбежный и необходимый ввоз и вывоз некоторых нечистых предметов был бы кощунством.”
Среди иных датировок основания города одна существенно смещает его во времени: после многолетних археологических исследований ученый Э.Гьерстад сделал вывод, что Рим был основан около 575 года до н.э., то есть на двести лет позже ...
Так давняя приверженность римлян милой их сердцу легенде о высадившемся на берегах Италии сыне Венеры — троянце Энее, которая позволяла им возвести свое происхождение к небожителям и тем самым сравняться со считавшимся в античности недостижимым образцом греками ( и которую они по иронии судьбы позаимствовали у тех же этрусков), не позволяет сегодня специалистам прийти к единому мнению относительно древнейшего периода истории Города...
Как бы то ни было, город, начавшийся, согласно канонической легенде, с братоубийства и имевший в древности, наряду с сакральным именем –Flora, тайное имя, обозначавшееся словом «Amor», которое, помимо имени известного божества, определяло в римском языческом мире понятия «любовь» и «скупость» и обретало магическую защитную силу при обратном прочтении его официального латинского названия — «Roma» ,- этот город получил эпитет Вечный и был обречен на скитание во времени, подобно Каину. Поэтому совсем не удивительно, что именно он проложил дорогу к Голгофе. Дорогу, на которой началось дробление единобожия.
Рим ! Антитеза мира.