Италия.Пицца - лепешка Симила.
Мы усаживаемся за стол, и вскоре перед нами появляются металлические подносы, на каждом из которых дымится тонкая полуметровая в диаметре лепешка с расплавившимся сыром, помидорами и зеленью, мало имеющая общего с тем, чем под названием пицца нас потчуют в российских кабаках.
Одним из первых литературных упоминаний о пицце, считается приписываемое Виргилию стихотворение “Moretum”. Герой его, Симил, “пахарь малого поля”, встав рано утром, размолов зерно и замесив хлеб, сажает его в печь, “Глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает”. Приправой к хлебу, однако, у него оказавается только кружок сыра, поскольку он человек бедный и
“Близ очага у него не висели на крючьях для мяса
Окорока или туша свиньи, прокопченная с солью”.
Тогда Симил находит другую приправу.Он выходит в огород, набирает там чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив немного масла стирает их в каменной ступке в единую плотную массу вместе с сыром.
“Он собирает стряпню и комок из месива лепит:
По завершеньи оно справедливо зовется “толченкой” ”.
Вместе с теплым хлебом эта толченка — moretum - и составляла его завтрак, съев который Симил запрягает пару быков в плуг и идет в поле. “На сегодня голод ему не страшен”.
Толченка была единствненным блюдом римских бедняков, съедаемым ими во время jentaculum ( утренней закуски) и prandium (дневного завтрака). Главное в них было то, что человек ел в одиночку. Все же, что римлянин делал один, было для него необходимостью, данью природе, скучной повседневной прозой, лишенной подлинного, то есть общественного, содержания.Этим содержанием обладал обед (cena), и из всех видов приема пищи только он был трапезой в полном смысле этого слова. Время переодело понятия и сместило акценты. Сегодня, называя “толченку” пиццей ( слово происходит от диалектных глаголов с тем же значением “мять”, “толочь”), итальянцы поедают ее не в одиночку на завтрак, чтобы набраться сил, а во время cena,(это слово теперь означает “ужин”), то есть в сутолке социального общения. “Ну что, пойдем съедим пиццу?” — так звучит в Италии приглашение в ресторан.Толченка стала образом Апеннин, образом незамысловатым, образом гедонистским: ведь мука, вода, и преимущественно растительные компоненты сочетают в пицце минимум расходов и максимум вкуса, минимум цены и максимум удовольствия. В этом выражается исторически сложившийся особый талант итальянцев- их непревзойденное умение получать и доставлять радость незначительными усилиями.