История села Ковжа, Вологодская область, Белозерский район
Глава – 1. История села Ковжа до XX века.
Ковжа – распространённое географическое название. Есть одноимённые населённые пункты и в Череповецком районе и в Архангельской области. Но наше исследование посвящено селу Ковжа — что находится на маленьком островке в устье реки Ковжи в Белозерском районе Вологодской области. Входит в состав Куностьского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального деления — в Куностьский сельсовет. (Приложение. Карта №1, №2.; фото №1-18) По данным переписи в 2002 году постоянного населения не было. Местные жители покинули этот населённый пункт в 60-е годы двадцатого века в связи с затоплением его при строительстве Волго-Балтийского канала имени В.И.Ленина. Поэтому, кроме воспоминаний местных жителей, в своей работе я обращаюсь, прежде всего, к исследователям этих мест.
Впервые берега Белого озера были заселены очень давно, и известный российский археолог Макаров Н.А. в своей монографии, посвящённой теме расселения, приводит такие данные об его изучении острова Ковжа: «Новокемский V (Устье Ковжи), поселение. Неолит - ранний железный век-средневековье-позднее средневековье. Находится на острове при владении р. Ковжи в Белое озеро, в 10 км к ЮЮВ от пос. Новокемский. До сооружения Волго Балта местность представляла собой возвышенный участок правого берега р.Ковжи, на котором стояла одноимённая деревня с приходской церквью. В настоящем времени местность представляет собой кочковатый болотистый луг, зароcший высокой травой и возвышающийся над водой на 0,1-0,7м. мусированной супеси и собраны немногочисленные фрагменты круговой позднесредневековой керамике. (1). Согласно археологическим данным древнее поселение на острове Ковжа существовало с эпохи Неолита, это период VI-IV тысячелетия до нашей эры. Ничего удивительного в этом нет, обилие рыбных запасов привлекало древних людей на Белозерье. За время обследования острова Ковжа в июле 2013 года участниками археологического кружка Новокемской школы выявлено четыре археологических памятника разных эпох.
Об истории села Ковжа в эпоху средневековья нам известно очень мало, потому что нам не доступны данные архивов. Но об истории средневековья известно из жития святого Фёдора, игумена Борисо – Глебского монастыря. Именно он на берегах Белого озера и основывает Николаевский монастырь: «Много лет назад стоял здесь Николаевский Усть-Ковжинский монастырь, который был основан в самом начале 15 века преподобным Феодором Борисоглебским. Феодор был первым игуменом основанного им же богатого Борисоглебского монастыря, но затем он ушел в глухие северные леса, на Кубенское озеро и Святую Луку в поисках уединения и безмолвия. Местные жители встретили его недружелюбно, и тогда старец ушел на безлюдный северный берег Белого озеро и поставил скит в устье реки Ковжи. В скором времени к нему присоединились еще несколько монахов, появилась небольшая пустынь с главным храмом Николая Чудотворца, а белозерский князь Андрей Донской наделил новую обитель скромными земельными угодьями по берегам Ковжи и правом на рыбную ловлю. Преподобный Феодор прожил здесь несколько лет, после чего оставил монастырь новому игумену и ушел в свою первую обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь, где и скончался в 1410 году. Данных об Усть-Ковжинском монастыре сохранилось очень мало. Известно, что монахов в обители было немного, все постройки были деревянными, а в 1680 году взамен старой обветшалой церкви здесь поставили новый храм во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была высокой и потому служила еще и маяком для проплывающих судов. Усть-Ковжинский монастырь был бедным, с малочисленной братией, не имел хорошего хозяйства, и поэтому еще в начале 18 века он был упразднен, и Никольский храм стал бесприходным.
Неподалеку от него с начала 17 века стояло небольшое торговое село Ковжа, вотчина Ростовского Борисоглебского монастыря, где стояла скромная приходская Леонтьевская церковь. В 1800 году на ее месте была построена каменная церковь Сретения Господня, возведенная по традиционной схеме «восьмерик на четверике» с небольшой колокольней в стиле провинциального барокко. Этот храм оставался действующим до конца 1930-х годов, а впоследствии, при подготовке к подъему уровня воды в Белом озере, была разрушена колокольня Сретенской церкви и полностью снесена старинная деревянная Никольская церковь бывшего монастыря, попавшая в зону затопления. Жители села Ковжа были переселены, а Сретенскую церковь решено было сохранить как ориентир для идущих к устью Ковжи судов.»(2)(Приложение, карта №2, фото № 4-18)
Данные о селе Ковжа мы находим у Богословского Н. в его работе «Приход Ковжский, VII класса.» Вот что он пишет об этом: «Приход Ковжа расположен в местности более открытой и низменной. Он находится при впадении реки Ковжи в Белое озеро.
Река в системе мариинского судоходства имеет немаловажное значение. Она течёт на пространстве 70 вёрст. Ширина её средним размером 15 сажен, а по местам восходит и до 30. Вода бурая пресная; берега ровные и, по местам, отмелые, глубина от 4 до 10 сажен и более Дно большей частью песчаное, местами илистое. Река рыбная. Рыба: лещ, язь, щука, окунь, судак, сиг, стерлядь, осётр и белуга. Последние две породы редко впрочем попадают в сети. На реке есть пороги, для предотвращения вреда от них судоходству устроен шлюз…
Сретенская Ковжская церковь с селом находится на устье реки Ковжи, впадающей в Бело-озеро, и все угодия приходских людей, особенно сенные покосы, расположены по реке Ковже. Как приход сначала образовался, какие были замечательные деятели, как в устроении прихода, так и во влиянии своём на дела церкви в первоначальный период её существования, - неизвестно. Верно то, что он существовал до 1761 года, и до того времени был крайне беден и заставлял своих церковнослужителей терпеть всевозможные недостатки. Но сколько времени он бедственно существовал до 1761 года, опять неизвестно. С 1761 года Ковжские церковнослужители, вследствие прошения своего, по указу из Вологодской духовной консистории от 30 марта за №1986, получили землю, достаточную для пропитания, в количестве 15 десятин. В указе есть намёк на то, что церковнослужители Ковжского прихода получали пропитание от Николаевского монастыря, - по памятникам, от теперешней церкви находящегося в 100 саженях, - а с уничтожением его вынуждены были необходимостью просить у начальства помощи. Далее, до 1780 года, именно в течение 19 лет, судьба прихода Ковжского неизвестна. Архив церковный не имеет никаких метрических, ни росписей исповедных, ни указов тех годов. Только с 1780 года говорится о каменной церкви, с этого времени доныне приход "Ковжа" самостоятельно существует. Мы упомянули несколько о влиянии монастыря Николаевского на жизнь церковнослужителей Ковжского прихода. Это заставляет сказать о монастыре, тем более, что всё, прежде бывшее монастырское, теперь сделалось Сретенским Ковжским достоянием. - Приход Ковжа стоит на месте и на угодьях Николаевского монастыря. Монастырь Николаевский, как можно судить по копии с грамоты царя Михаила Феодоровича, находящейся в архиве Ковжской церкви, основан игуменом Ростовского Борисоглебского монастыря Петром и затворником старцем Иринархом, но время основания его неизвестно. Копия даёт знать, что Борисоглебский Ростовский монастырь имел тархальные царские грамоты, а основании коих имел вотчину свою на берегу Бела-озера к реке Ковже и на реке Ковже, - в тех именно местах, где теперь находится приход Ковжский; имел право производить рыбную ловлю на Беле-озере и свободен был от всякого внешнего насилия и притеснения. Причина, по которой был основан монастырь, можно предполагать, следующая: Ростовскому Борисоглебскому монастырю, по делам земли и рыбной ловли, нужно же было иметь кого-либо постоянно на устье реки Ковжи, кто бы наблюдал за его владениями; для этого построены были братские кельи, и так как монашествующим неприлично было жить без храма, как и вообе подворью известного богатого монастыря, то для этого и выстроен был храм святителя Николая. Об этом храме ничего особенного нельзя сказать, кроме того, что был расположен в нижнем этаже деревянного монастырского храма Воскресения Христова и за ветхостью своею, по резолюции митрополита Серафима, уже после того, как монастырь был обращён в приходскую церковь, уничтожен. Теперь он в совершенном запустении. Храм Воскресения Христова, замечательный как по своей внешности, выстроенный столпообразно, и служащий как бы маяком для плывущих по Белому озеру к устью реки Ковжи, так и по внутренней скромной отделке с древней живописью, освящён был в 1684 году, или 7192 года от сотворения мира . И теперь в этом храме хранится настоятельское место, находящееся подле правого клироса церкви. Почему был уничтожен монастырь, когда именно, сколько времени существовал, какова была братия в монастыре, не было ли из числа её замечательных, не имел ли монастырь какого-либо особенного отношения к бывшим тогда князьям Белозерским, в своё время весьма влиятельным на дела своей области, - обо всём этом ничего нельзя сказать определённого. Можно предполагать, что он тогда уничтожился, когда Ростовскому монастырю не было никакой нужды иметь себе подворье на устье реки Ковжи. К церкви Ковжской он окончательно был приписан в 1829 году.» Но Богословский Н. пишет и об образе жизни населения, его занятиях, обычаях: «Белое озеро служит единственным источником безбедного существования прихожан ковжских, снабжая их рыбой; рыболовство составляет почти единственную надёжную промышленность жителей прихода Ковжского. Ныне же нельзя похвалиться обилием рыбной ловли.
Земля по приходу есть и чернозёмная, и суглинок, и песчаная. Приплод восходит иногда до 10 мер на меру. Сеют рожь и овёс, - жита, пшеницы и ячменя мало. Замечательно, - весь приход почти рыболовы, и на редкость кто сеет коноплю. Для вязки сетей большей частью покупают на стороне.
Огородничество совершенно в упадке, ему не способствует низменное положение почвы. О садах только воображать можно. Вообще сказать, здесь существует только напольное хозяйство, и оно не таково, чтобы можно было от вещественных продовольствий что-либо продать на сторону.
Скотоводство не процветает, даже и у чинов причта имеются только две лошади, 6 коров, 4 овцы.
К земле прихожан примыкают речки: Кема и Морьевка, замечательные тем, что по ним с удобностью можно сплавлять строевой лес (по дачам собственно прихода лес не замечателен).
От этого прихожане промышляют иногда сплавом леса, а иные, особенно семейные, ходят на Белозерский канал и там подряжаются тянуть суда. Других промыслов и ремёсел не водится.
До устроения Белозерского канала, - когда судоходство по системе мариинской совершалось чрез бурное Белое озеро, - всё купечество имело особенное почтение к святыне Ковжской, особенно к иконе святителя Николая. В этом известном святителе оно старалось видеть своего предстателя и молитвенника, и как бы верного кормчего при переправе судов своих к устью Ковжи по бурным волнам озера. Спокойно переплывя озеро, при вступлении в устье реки Ковжи, каждый считал священным долгом отслужить молебен святителю Николаю. То время было самое замечательное для церкви и жителей прихода. Постоянный наплыв народа в летнее, а иногда и в зимнее, время оживлял место. Теперь остаются только одни воспоминания. Постоянные столкновения с народом чужим, более или менее различным по степени нравственности и по убеждениям религиозным, не изменили духа жителей прихода. Простота в нравах и усердие к церкви Божией остались в прежнем виде. К чести прихода и к доброй памяти бывших священников нужно сказать, что и нелепых бредней раскола не росло не и воспитывалось на почве Ковжской, хотя жителям и приходилось иметь дело с купцами преданными расколу»(3) В этой работе мы можем узнать и о численности населения в приходе: «Село Ковжа, дворов до 41. Земля чернозёмная, очень плодородна, но большое препятствие плодородию причиняет иногда вода. Все жители православные. Второе селение на ближайшем расстоянии от церкви деревня Орлово, в ней 17 дв., земля суглинистая с той особенностью, что не боится ни засухи, ни мокроты, или мороза без снега. Жители православные и все рыболовы. Дорога к деревне удобная только водой, от церкви в 2-х верстах. Третье и последнее селение от церкви на 12 вёрст по ближайшему водяному пути, деревня Морьево, при реке Морьевке, дв. 17, земля песок, но очень плодородная. Жители очень хорошо заправляют хозяйством и хлебопашеством; им более не на что и надеяться. Они поставлены в такого рода обстановку, что если не обрабатывать земли, то значит и не жить. Жители других селений находятся при воде, стало быть, могут ловить рыбу, и тогда, когда бывает хорош улов, крестьяне почти пренебрегают полевым хозяйством. Всех дворов в приходе 80, жителей мужеска пола 290, женска 370, все православные. Дороги по приходу удобны только водой. Сообщение с городом очень удобно, особенно в летнее время по каналу Белозерскому.
Приход Ковжа смежен с Успенским Мегорским и Богородице-Рождественским Шольским. Деревня Морьева даже отстоит от Шолы только на 7 вёрст.
Жителей в приходе:
Белого духовенства 3 муж., 4 жен.
Крестьян государственных 270 муж., 345 жен.
Бессрочно отпускных 1 муж.
Отставных нижних чинов 14 муж., 26 жен.
Римско-католического исповед. 3 муж.
Инородцев 3 муж.
Итого 294 муж., 375 жен.
Число родившихся:
Законнорожденных 17 муж., 12 жен.
Незаконнорожденных 1 муж., 1 жен.
Итого 18 муж., 13 жен.
Число браков:
Православных 6
Число умерших:
Моложе 1 года 4 муж., 1 жен.
включительно от 1 до 5 лет 6 муж., 7 жен.
10 - 15 - 2 жен.
35 - 40 - 3 муж., 1 жен.
50 - 55 - 1 муж., 1 жен.
55 - 60 - 1 жен.
60 - 65 - 1 муж., 1 жен.
70 - 75 - 2 жен.
75 - 80 - 1 муж.
Итого 16 муж., 16 жен.(4)
Есть ещё данные о Сретенской церкви на острове Ковжа: «Церковь Сретения Господня в Ковже. Дата основания не позже второй половины XVII в. Дата постройки последнего здания 1800 год. (Приложение. Фото №4 – 18) Краткое описание: Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, с трапезной и колокольней, построенная в 1800 в духе провинциального барокко. Приделы Леонтия Ростовского и Михаила Архангела. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. В 1960-х подтоплена при создании Шекснинского водохранилища.» (5 )
Глава - 2. Село Ковжа в XX веке.
История села Ковжа была схожей с деревнями и сёлами России того периода - бурное время революций, социалистические преобразования в деревне, насаждения атеизма, Великая Отечественная война. Но всё это не погубило села. А вот строительство Волго- Балта привело к уничтожению села Ковжа, как и многих прибрежных деревень, пострадавших отподъёма воды.
Расселение села Ковжа началось ещё задолго до окончания работ на Волго – Балте. Ввод в действие канала проходил в несколько этапов, поэтому у местных жителей было время покинуть своё село. Часть жителей села Ковжа переселилась в посёлок Новокемский. Посёлок Новокемский был основан в 1962 году.
Нам удалось записать их воспоминания о селе Ковжа в XX веке. Вот что рассказывает Юдичев Александр Александрович (Приложение, фото №19): «Мой отец, Юдичев Александр Иванович умер в 1917 году в городе Петрограде, старшина, фельдфебель, уроженец деревни Ковжа. Я до армии был трактористом в совхозе «Белозерский №12». Учился на тракториста в городе Белозерске. Оттуда переехал работать в деревню Конёво в сплавконтору. Село Ковжа в 130 домов. Жили семьи Юдичевых, Захаровых, Еремичевых, Бабаненковых, Малахайчиковых, Плетнёвых, Моршиных, Изотиных. В селе был магазин, школа. В революцию обещали десятилетку открыть. Жители ловили рыбу. Из попов помню Морева, Малахайчикова, но его забрали в тюрьму. Колокольню сломали. Рядом у церкви сушили рыбу. Церковь была складом. Еремичев кулак, дед его имел амбар, он давал нам семечек за деньги. У него был сын Ваня. А у сына была семья в семь детей. Лошадь имел, рыбу ловил, дом двухэтажный ещё дед строил. Семью ликвидировали. Хотел он организовать доставку живой рыбы в Ленинград в деревянных срубах, ничего не получилось. Повезли их на лошадях, мать умерла, отец не знаю. Сын приезжал, рассказывал, сестра уехала, на Север в шахты увезли. Имущество семьи распродали. Дядюшку моего раскулачивали. Из имущества одна швейная машинка была, на торги выставили. Захаров Кирилл Фёдорович был сослан на 10 лет. Его забрали прямо в озере. С лодки сняли, рыбы было много. Бабаненков тоже был кулак, магазинчик был у него и амбарчик. Деревня Конёво в 20 домов, колхоз одно название. В селе Ковжа председателем колхоза был Юдичев Семён Яковлевич. Были колхозы в деревнях Орлово, Ковжа. Орлово была большая деревня. Земля была хорошая. В селе Ковжа своего хлеба не было, с судов брали. Каждый день у нас в деревне на обед всегда рыбник-пирог из рыбы подавался, принято так было. Кладбище было в деревне. Был вырыт вал в полтора метра высотой. Кладбище и было обнесено этим рвом. Церковь была деревянная от реки на сваях площадка, вроде мостиков, забор с крышей. Всё было выкрашено, по середине был проход, двое ворот. Со стороны озера ничего не было. С озера и в деревне стояли маяки»(6)
Память о селе сохранили воспоминания Югалова Валентина Ивановича: «Родился в деревне Ковжа. В деревне была каменная церковь, деревянная часовня стояла в поле. Было два кладбища, одно было у каменной церкви, затем стали хоронить на новом кладбище в поле. Кладбище было обнесено земляным валом. Всего было 199 домохозяев. У канала стояла деревня Круглое, был деревянный шлюз, бичевник – дорога для лошадей шла по краям обеих берегов канала. Деревня Круглое была ликвидирована в 1955 году в первое затопление. У В.Югалова дом стоял пятый от каменной церкви по берегу реки Ковжа к озеру. В деревне был колхоз «Ковжа». Колхоз был очень богатый. В церкви была устроена электростанция.
По берегу озера и рек в районе деревни Ковжа было очень много змей. Сидеть на траве было нельзя. Один раз змея заползла в деревню на крыльцо одного дома. В нём жил старик 80 лет. Старухи в деревне по этому поводу сказали: «Если змея заползла в деревню, значит к покойнику!» Скоро тот старик, на крыльцо которого заползла змея, умер. Много змей убили даром. Любили запустить две змеи в бутылку и глядеть, как они там секутся, дерутся. Кусают друг друга. Один раз на мою мать змея упала с дерева, мать упала в обморок»(7)
Нам удалось найти информацию и об уроженцах села Ковжа, об одном из семьи Махалайчиковых: «Малахайчиков Петр Васильевич, сан: иерей. Место рождения: село Ковжа, Белозерского района. Дата рождения: 1882 год, дата смерти: 10.1937 года. Проживал в городе Белозерске, расстрелян в 1937 году.» (8 )
Есть данные на 1939 год о численности населения в селе Ковжа: «Мужчин -247, женщин- 267, всего 514 человек» (9 )
В настоящее время на острове Ковжа постоянных жителей нет, в период навигации там действует техучасток водников, а также база рыбаков.
Заключение
Двадцать первый век вступил в свои права, новый век принёс с собой и новый этап истории нашего государства. Вновь по России восстанавливаются православные храмы, идёт восстановление народной культуры и традиций. Жаль, что многие памятники архитектуры так и не будут восстановлены, как и Сретенская церковь на острове Ковжа. Но история сёл и деревень должна быть сохранена в памяти народа. В своей работе мне удалось рассказать об истории села Ковжа. Я узнал и бывшем Николаевском монастыре, и об истории строительства храмов на острове. Мне удалось найти и бывших жителей села Ковжа, которые сами были участниками событий двадцатого века. Но вся история этого населённого пункта ещё не написано, вериться, что найдутся ещё документы и свидетельства истории. Поэтому работа по данной теме будет продолжена.
Использованная литература
1.Н.А.Макаров.Расселение на Белом озере в эпоху средневековья, М.1998 2.http://sobory.ru/article/?object=19291 сайт Народный каталог православной культуры
3.http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=100 Богословский Н. Приход Ковжский, VII класса.
4.Там же.
5. http://temples.ru/card.php?ID=11275 сайт Храмы России Название
6.Воспоминания Юдичева Александра Александровича, 1911 года рождения, уроженца села Ковжа. Проживал в посёлке Новокемский.
7.Воспоминания Югалова Валентина Ивановича, 1930 года рождения, уроженца села Ковжа. Проживал в посёлке Новокемский.
8. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости.. С.-Петербург. 1996 . вып. 16, ч. 2. с.100-102..
9.Книга памяти Вологодской области. Белозерский район. Вологда, 1995, стр- 475.
Гладков
вт, 19/11/2013 - 20:07