БЛИЗНЕЦЫ (с иллюстрациями)
НАТАЛЬЯ САФРОНОВА
http://farm4.staticflickr.com/3721/11874756383_9b391320fa_b.jpg
http://farm6.staticflickr.com/5516/11874409585_d79d6e00bf_b.jpg
иллюстрации Наталии Алениной
БЛИЗНЕЦЫ
- Подходит, значит, он ко мне и говорит: мама, я женился, а вот моя невеста. А невеста такая некрасивая, невзрачная, но я ничего такого не говорю, чтобы Лёшеньку не обидеть. Лишь бы тебе, сынок, невеста нравилась, отвечаю, - бабушка вздохнула. – Теперь он там не будет одиноким, мой Лёшенька.
Бабушка посмотрела на Танино рукоделие:
- Что ж ты так стягиваешь? Вот посмотри, как надо… - бабушка помогала Тане шить куклу. Она вела кружок «Мягкая игрушка» в посёлковом клубе. Но сейчас, после того, как бабушка рассказала свой сегодняшний сон, Тане было не до куклы. Лёша, бабушкин сын и Танин дядя, погиб совсем молодым. На следующий день после возвращения Алексея из армии его сбила машина на пустой проселочной дороге. Он шел косить сено для коровы. Машина сбила его и уехала, даже не остановившись. После того, как бабушка похоронила сына, у неё стало болеть сердце, хотя она была еще молодая и красивая. И даже каталась с Таней на лодочках в парке. Они взлетали высоко-высоко, и Таня слышала, как какой-то парень сказал своей девушке:
- Во дает бабка!
А девушка ему ответила:
- Какая она тебе бабка? Красивая женщина, просто у неё есть внучка.
- Бабуль, а невеста была в фате? – Таня внимательно посмотрела на бабушку.
- В фате и в белом платье, - ответила бабушка.
- А как же она тогда была некрасивая, если в фате? – удивлённо спросила девочка.
Бабушка взглянула на Таню:
- Красивая, конечно, красивая. Это я так, по Лёшеньке скучаю.
Бабушка и внучка часто рассказывали друг другу сны. Танины сны были лёгкими и радостными, потому что девочка засыпала с улыбкой, обогретая бабушкиной колыбельной. Когда Таня приезжала к бабушке на каникулы, она попадала в совершенно особый мир, тёплый, солнечный и чуть-чуть сказочный. За печкой у бабушки жила мышка, серенькая, с беленьким бочком, так бабушка говорила. Таня её никогда не видела, но дарила ей каждый свой выпавший зуб, старательно повторяя за бабушкой:
- Мышка, мышка, возьми мой молочный зубик, а мне дай новый, коренной, - и кидала зуб за печку.
По ночам скрипел и вздыхал домашний гном Егор, оберегал бабушкин и Танин сон. Дом был живой. Ночью в окнах рассыпались звёзды, утром девочку ласково будило солнышко, кукарекал петух, звал на улицу. Но Таня вскакивала с постели и сразу бежала к коробке, в которой было множество жёлтых пушистых комочков. Таня брала цыплёнка в руки, подносила ко рту и дышала на него. Малыш закрывал глазки и покачивался в Танюшиных ладошках. Бабушка стелила на пол газету, высыпала горсть пшена, а девочка выпускала цыплят, беря их по одному. Так начинался Танин день, наполненный и переполненный событиями, чудесными и важными, но постороннему взгляду не заметными. Родители, например, их не замечали, жили непонятными девочке проблемами и всё время что-то делили.
В начале учебного года мама пришла из школы раздражённая, с Таней не разговаривала. Они с папой о чем-то совещались на кухне, девочка услышала, как мама сказала папе:
- Все на мне, даже школа на мне! Твои коллеги почему-то не считают нужным сообщать тебе о дочкиных двойках!
Потом мама позвала Таню и положила перед ней тетрадь с сочинением на тему «Как я провела лето». Под сочинением зловеще красовалась двойка.
- Что это? – строго спросила мать.
Девочка вспыхнула от обиды и упрямо поджала губы, но из глаз уже предательски скатывались слезы.
- Какой ещё гном Егор? Какая цирковая коза? Марина Васильевна сказала, что у тебя больное воображение. На зимние каникулы ты в деревню не поедешь, бабушка на тебя плохо влияет, - мамин голос дрожал от гнева. Папа отвернулся к окну и молчал. Молчал он долго, неделю или две с мамой не разговаривал. Таня всегда чувствовала себя виноватой в родительских ссорах, а эта ссора затянулась: прерываясь изредка коротким перемирием, она продолжалась полгода. Родители, казалось, забыли уже, из-за чего они начали ссориться, но девочка помнила: из-за её двойки за сочинение, из-за гнома Егора.
А перед Новым годом папа умер. Он даже не болел, просто они с мамой опять поругались, и он ушёл из дома. Утром Таня пошла за хлебом и увидела его машину, подбежала, открыла дверцу, а папа был уже мёртвый. Таня сразу это поняла, такой он был чужой. Хоронили его 1 января, утром. Весь город спал после новогодней ночи, за гробом шли только бабушка, мама и Таня. Никто не плакал, было очень холодно, и девочке казалось, что слёзы застыли у неё внутри. С кладбища вернулись домой, бабушка выпила водки и сказала:
- Вот и похоронила я своих сыночков.
В тот же вечер она уехала домой.
Таня легла спать. Комнату освещала луна, и призрачно поблескивал в лунном свете дождь на новогодней елке. В комнате пахло хвоей, и девочка разлюбила этот запах. Новогодняя сказка умерла для неё вместе с отцом.
Через два месяца после папиных похорон в школе организовали выставку его картин. Работы были размещены в актовом зале. Директор сказал речь. Таня внимательно слушала. Оказывается, папа учился в Москве в Суриковском институте и подавал большие надежды. Потом он почему-то переехал в их провинциальный городок и стал учителем рисования и черчения в обычной средней школе. Но это не значит, что Александр Викторович не состоялся, как художник, сказал директор. Очень даже состоялся, и об этом лучше всего говорят его работы. Девочка переходила от картины к картине, смотрела и думала о папе. Он, действительно, преподавал рисование и черчение в Таниной школе. Дети его любили, хотя и звали между собой Карандашом. Акварели и черно-белые графические рисунки тускло поблескивали под стеклом, некоторые были так плохо освещены, что почти не просматривались. Но на работы, развешенные на стене напротив окна, свет падал очень хорошо. Девочка остановилась перед рисунком, на котором были нарисованы два пастушка: чёрный и белый. Это папа и его брат-близнец Лёша, так бабушка говорит. Кто из них чёрный и кто - белый, и что это значит? И почему на выставку не пришла мама, ведь Таня звала её?
- Вам обязательно нужно отдохнуть, сменить обстановку, Ольга Петровна, - доброжелательно сказал начальник после совещания, на котором Ольга напутала с отчётом. - Столько всего на вас свалилось. Возьмите в профкоме путёвочку в санаторий, вы нам здоровая нужна.
Конечно, надо уехать из города хоть на неделю, подумала Ольга. Дома стены съедают. За Таней присмотрит соседка, свекровь звать не хочется. Что там Танька говорила про её сон? Лёша женился. От обиды Ольга сжала губы. Никогда ни на ком, кроме неё, Ольги, Лёша не женился бы.
Они познакомились на танцплощадке в парке, где Алексей спас Ольгу от назойливых приставаний пьяного парня. От Лёши исходило такое ощущение спокойной уверенности, что ему даже драться не пришлось. Посмотрел на парня - тот всё понял и отошёл в сторону. Ольга тогда только поступила в институт на экономический.
- А ты где учишься? - спросила она Алексея.
- Не определился ещё, - улыбнулся юноша. - Завтра с партией геологов на Урал ухожу.
Ольга испытала лёгкое разочарование: парень ей понравился, не хотелось так сразу прерывать знакомство. Но Алексей через месяц вернулся и позвонил ей. Он стал работать лаборантом в геологоразведочном институте, всё больше убеждаясь в правильности своего выбора.
- Из армии вернусь, поступлю на геологический, - сказал он девушке.
А потом у них было полгода ясного, как день, ничем не замутнённого счастья. И даже когда Лёша ушел в армию, счастье длилось: у Оли были его письма и редкие встречи. Девушка ездила к нему на присягу в Севастополь, а через год он пришёл в отпуск. А ещё через год вернулся насовсем.
И, когда на следующий день после похорон Алёши Оля приехала к Светлане Александровне и вдруг увидела его живым, она осела на скамью рядом с ним, постепенно осознавая происходящее. Она знала, конечно, что у Лёши есть брат-близнец, но никогда его не видела. У неё даже сложилось впечатление, что между братьями были отношения не столько близкого родства, сколько соперничества и стремления отдалиться друг от друга. Александр не проводил Лёшу в армию и не приехал на присягу, и даже на похороны почему-то опоздал. Почему? Что могло помешать? Но тогда Ольга ни о чём таком не думала, она ходила за Сашей, как пришитая. Саша почти всё время проводил рядом с матерью, молча помогал по хозяйству, кормил скотину, строгал и пилил, приводя в порядок дом. И такое молчаливое присутствие сына действовало на Светлану Александровну успокаивающе, она тоже принималась за дела, которые не кончались, а значит, ей всегда будет, чем заняться. Ольга приезжала и шла за Светланой Александровной на огород, вставала к плите, а сама искала глазами Сашу. И когда он изредка уходил с альбомом на речку, Оля шла за ним. Однажды она заглянула в альбом через Сашино плечо: он нарисовал летящих на карусели двух мальчиков, чёрного и белого, и между ними девочку с огромными глазами потерявшегося щенка. Значит, Алёша жил в его сознании и подсознании, хотя Саша никогда не упоминал о брате. Через месяц Александр и Ольга подали заявление в загс. Светлана Александровна погладила Олю по голове:
- Я понимаю тебя, девочка, но смотри, не ошибись: братья очень разные.
Ольга ничего не замечала. Стоило ей оказаться рядом с Сашей, как она впадала в состояние блаженного покоя, как будто вернулся её Лёша: потерялся и снова нашёлся. Когда Оля немного пришла в себя, она увидела, что внутренне Саша другой, на брата совсем не похожий. Другой взгляд - отстранённый, не пускающий в себя, другое прикосновение - лёгкое и осторожное, как будто он боялся обжечься об Ольгу. Но иногда Саша смотрел на Олю с ласковой усмешкой и только этим взглядом напоминал ей Алёшу.
Ольга вышла замуж за художника, но почти ничего не знала о его работе. Саша после смерти брата перевелся на худграф пединститута их провинциального городка, чтобы быть рядом с матерью и женой. Он приезжал к Светлане Александровне почти каждые выходные, копал огород весной, рубил дрова на зиму, а потом уходил за село - в лес, в поля или на реку, иногда с мольбертом, а чаще без него. Ходил, смотрел, а потом запирался на мансарде (он благоустроил для своих занятий чердак и прорубил большое окно в сад) и работал по памяти. Писал акварелью пейзажи, лёгкие, почти прозрачные, и природа его родного села вставала на полотнах, воспроизведённая с почти математической точностью, но неуловимо изменённая воображением художника. Иногда Светлана Александровна говорила:
- Саш, этот кусок леса вырубили уже, там молодые посадки теперь.
- Знаю, но раньше мы с Лёшкой там рыжиков собирали.
Значит, он рисовал места их общего с Алёшей детства, отмечала про себя Ольга. Работы появлялись и исчезали, закрытые на мансарде. Ольге мало что удавалось увидеть. Уже после Сашиной смерти она вместе со Светланой Александровной отнесла их в багетную мастерскую, чтобы подготовить к выставке, и была потрясена, увидев, как много Саша успел написать. Тщетно искала Ольга в его картинах себя. Перебирая рисунки, женщина увидела клоуна, половина лица и туловища которого были закрашены черной тушью, а вторая половина оставалась белой. Выражение глаз и рисунок губ не по-клоунски серьёзны, а всё-таки светлая половина лица более мягкая и открытая.
Ольга оглянулась, удивляясь тому, как уютно было в Сашиной мастерской. Она здесь почти не бывала, хотя делала неоднократные попытки войти в эту комнату. Однажды Светлана Александровна застала Олю скребущейся в дверь мансарды и сказала ей:
- Девочка, Саше нужно оставлять личное пространство.
Ольга обречённо кивнула и спустилась с лестницы, думая про себя, что сама Светлана Александровна часто поступала вопреки всякой логике. В студенческие ещё годы приехала к ним с Сашей в общежитие ночью с дамской сумочкой и в шляпке, на шпильках. Соскучилась, говорит. Ольга тогда подумала, что могла бы приехать утром и привезти сумку с едой, из деревни всё-таки едет и всё-таки мать. Вообще, когда она думала об их с Сашей отношениях, часто представляла себя под дверью Сашиной мастерской. Ей казалось, что ещё немного, и она откроет дверь и войдёт, и ей станет тепло и уютно, как когда-то с Алёшей. Словно за Сашиной отстранённостью женщина выцарапывала Лёшину открытость, искала в одном человеке, чужом и далёком, другого - близкого и понятного. И, судя по Сашиным рисункам, вполне могла бы найти. Но не успела.
Светлана Александровна просила:
- Оля, надо бы Сашу рядом с Алёшей похоронить, дома.
Но Ольга не разрешила:
- Пусть останется со мной, я на могилку ходить буду.
Из санатория Ольга вернулась весёлая и отдохнувшая, часто стала задерживаться где-то после работы. Однажды пришла с цветами, и с тех пор вазочка на кухне никогда не пустовала. Хризантемы сменяли розы и гвоздики, Ольга выбрасывала ещё не успевшие завянуть цветы и ставила в вазу новые. Таня на цветы смотрела угрюмо и мать вечерами ждала истово. Иногда Ольга забегала домой, говорила:
- Танюш, вернусь поздно. Не жди меня, ложись спать. - Но девочка ждала, стояла у окна или под дверью, прислушиваясь всякий раз, когда на этаже останавливался лифт. Как-то Таня увидела в окно, как с водительского места их машины вышел мужчина, обошёл автомобиль и открыл маме дверцу. Они вошли в дом, и мама представила их друг другу:
- Моя дочь Таня. Таня, это дядя Витя, познакомься.
Ольга увидела, как улыбка застыла на обескураженном лице Виктора, и подтолкнула хмурую дочку к двери детской.
Она провела Виктора на кухню и поставила кофе. Мужчина осторожно осматривался.
Ольга усмехнулась:
- Нравится тебе у меня? Ты же видишь, у меня все есть. Мне человек рядом нужен, а не кошелёк.
Потом подняла на него глаза и прямо сказала:
- Если тебя что-то не устраивает, значит, расстанемся. Встречаться тайком я не хочу. У меня дочь растет.
На следующий день позвонила Светлане Александровне:
- Я выхожу замуж. Скоро разведётся. У него сын, Тане ровесник. Почему это он нехороший? Да не было там семьи! Мужчины, как дети. Если рядом нет настоящей женщины, значит, нет и семьи.
Раздражённая, Ольга положила трубку и наткнулась на потерянный взгляд дочки:
- Делай уроки, Таня, что ты всё слушаешь!
Женщина прошла на кухню, взяла полотенце и стала перетирать посуду в серванте:
- Я всё делаю правильно, и нечего на меня так смотреть, - спорила она мысленно с дочерью. - Сама же потом спасибо скажешь!
Через неделю Ольга снова позвонила свекрови:
- Всё замечательно устраивается. Витина жена с сыном уезжают к родителям, квартиру будем сдавать и эти деньги отдавать для мальчика. Нет, я не буду запрещать видеться с ребёнком. Сегодня Витя ходил с сыном в кино, на детский сеанс, в 9 утра. Да, это самый дешёвый сеанс. Да, приходится экономить!
Ольга вдруг заплакала:
- Мама, приезжайте, познакомитесь с Витей.
Перед Новым годом дядя Витя принёс сосенку, пушистую, пахнущую морозцем.
- А у нас поминки, - сдавленным голосом сказала мама.
- Сегодня помянем, а завтра Новый год будем встречать. Как можно без елки? - бодро ответил дядя Витя.
Он поставил ёлку в крестовину. К вечеру ёлочка расправила ветки, и мама достала с антресолей ящик с игрушками.
- Тань, может, вместе нарядим? - позвала она дочку.
Таня молча покачала головой и ушла в свою комнату. На стене над кроватью висел папин рисунок с пастушками, чёрным и белым. В тусклом свете ночника пастушки казались нежно задумчивыми, и мелодия, которую они играли на своих дудочках, наверняка была грустной. Хотя белый пастушок улыбался и приплясывал, девочке подумалось, что он, скорее всего, улыбается через силу, чтобы развеселить братца. На улице тяжёлыми, крупными хлопьями пошёл снег, первый в этом году. Он плотно укрывал мёрзлую, как будто озябшую, землю, и деревья с удовольствием кутались в белый мех. Тане почудилось, что это папа где-то там, далеко, продолжает рисовать в своих любимых контрастных тонах: белым по чёрному.
2009 г.
До чего же нравится мне погружаться в мир Ваших произведений... Жить жизнью Ваших героев, ощущать их переживания, как свои собственные... Все образы близки и понятны, будто бы даже я знаком или когда-то давно-давно был знаком с этими людьми.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, Наташа!!!
СПАСИБО!
С Теплом,
Андрей.
Коровёнков
вт, 17/09/2013 - 10:27
Наталья Сафронова
ср, 18/09/2013 - 16:51
Мне тоже нравится читать Ваши произведения.
С теплом,
Анатолий.
Антосыч
вт, 17/09/2013 - 15:09
Наталья Сафронова
ср, 18/09/2013 - 16:50
Спасибо за рассказ!!! :flower: Добра Вам и радости. С теплом, Мари
Merrisa
ср, 18/09/2013 - 20:42
Наталья Сафронова
ср, 18/09/2013 - 21:53
Трогательный рассказ,Наташа!Иллюстрации интересные,видно,что художница почувствовала излюбленную черно-белую манеру рисования Саши
Каменный гость
вс, 12/01/2014 - 00:22
Наталья Сафронова
вс, 12/01/2014 - 14:52
Наташа, почему вы не издаетесь? Я имею в виду какое-нибудь солидное издательство ( хотя после того как эксмо купило аст, оно у нас одно). Да, я понимаю, тренды-бренды и все такое... НО ведь читают же ТОкареву, и тиражи приличные! А ваш уровень мне кажется гораздо выше, чем у Маши Трауб, которая, вроде бы, тоже тиражный автор? Может, отослать работы? Извините, что лезу с советами...
румата
пн, 31/08/2015 - 11:38