Перейти к основному содержанию
Графомания
Графомания (греч. grapho — писать, чертить, изображать, mania — страсть, безумие, влечение) Многие авторы прозы и стихов жестко и, порой, необоснованно грубо, встречают обвинения в графомании, мотивируя это тем, что критик и цензор превратно понимает и истолковывает их стремление творить разумное доброе и вечное. «Мания» - это слово, давно уже вошло в специальные медицинские термины, и ассоциируется у большинства людей в лучшем случае с каким-либо комплексом, в худшем с «паранойей». Несчастные авторы, стремящиеся дать на бумаге выход своим чувствам (видимо, не востребованным в жизни), «в-обе-ручь» отмахиваются от ярлыка «графомана», который с упорством достойным лучшего применения вешает на них каждый второй критик, не считая каждого первого. Злые языки здесь, вероятно, не преминут заметить, что «отрицание болезни – есть ее первый признак». В определенных случаях, данная панацея, безусловно оправдана, но в случае так называемой «графомании», на мой взгляд имеет место не болезнь, а определенная социологическая направленность, или даже движение… Как и любое движение, оно имеет своих почитателей, лидеров (На стихире это, безусловно, О. Кургузова), свою программу. Поскольку движение это уже выходит за рамки болезни, но еще не достигло масштабов эпидемии, предлагаю найти ему более емкое определение нежели «графомания». Наукой, изучающей данное направление несомненно явится «социальная графология» (к этому мы еще вернемся), а самоё движение, предлагаю назвать «графоложием» или даже «графоложеством». Сразу же глубоко извинюсь перед всеми участниками этого популярного, а стало быть динамически развивающегося движения, за то, что по скудости мыслей не могу подобрать название непосредственно самим участникам, но думаю при их талантах, обозначить себя самим будет не очень сложно и может быть даже интересно. В виде извинения, я попытаюсь внести скромную лепту в развитие «графоложества», упорядочив бессистемные и разрозненные данные накопленные человечеством в данном вопросе. Попробую также, выделить основные стороны движения, спозиционировать его направления, на фоне других творческих путей, и т.д… «Графоложество» – движение, самодостаточное, но активно пропагандирующее свободу слова и творчества, не испытывающее недостатка идей в силу субъективности восприятия реалий. Непримиримо отстаивая свои идеалы, «графоложество» прочно стоит в оппозиции традиций русского языка и здравого смысла. Стать участником или даже лидером движения просто и невозможно одновременно. Наряду с творческой неутомимостью (писать необходимо 2-3 произведения в неделю, независимо от их объема и содержания), должна присутствовать стойкость убеждений, и непоколебимая вера в собственное Эго, что у истинного графомана является Эгом Гения. Гений – это нечто незыблемое, поэтому наличие его в творческом потенциале легко определить несложным, но безошибочным тестом. Подобно математическому примеру где 2+2 непременно дает 4, ответ Гения на тестовый вопрос всегда столь же однозначен и недвусмыслен. Итак, если вы желаете проверить себя как потенциального участника движения, попробуйте сочинить экспромтом рифмованное двустрочное поздравление с днем Рождения. Если у вас сразу же родилась монументальная нетленка «с днем рожденья поздравляю счастья радости желаю», с допустимым расхождением 1-2 слова и 5-6 знаков препинания, то вас можно смело поздравить. Вы – Графоман. Это сложный и ответственный груз. Большая ответственность и масса усилий. Ввиду понимания тех трудностей, с коими на каждом шагу приходится сталкиваться участникам описываемого направления, попытаюсь максимально облегчить их титанический труд учебным пособием, в котором попытаюсь поэтапно изложить принципы касающиеся стихосложения. *** ГЛ. 1 Итак, с чего начать? Думаю начать надо с начала, а точнее с рифмы. Ведь именно рифма является краеугольным камнем, или точнее фундаментом любого стихотворения. Смысл, может присутствовать, может отсутствовать (без него порой даже легче), но именно рифма делает стих стихом. ЭТАП №1 ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОДНОКОРЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ Нельзя назвать это самой распространенной формой рифмовки. Не смотря на гладкость восприятия подобной рифмы, и отсутствие в ней какой-либо недосказанности, не всегда можно подобрать описательность происходящего действия. Зато, если это получилось – стихотворение автоматически занимает достойное место в анналах графоложества. Начинающим и практикующим графоманам на каждом этапе рискую предложить буриме с примером. Это послужит закрепляющим материалом и даже практическим руководством. … … ... ... ... .. нашел … ... ... ... ... ... взошел ... ... ... ... ... ... пришел ... ... ... ... ... ... ушел Пример: Альпеншток в горах нашел, С ним на гору я взошел, Посмотрел куда пришел, Оглянулся и ушел. ЭТАП №2 ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ Эта форма рифмы наиболее распространена. Постоянный рептиз из четырех конечных букв, дает практически неограниченную возможность стихосложения. ... ... ... ... ... ... светиться ... ... ... ... ... ... влюбиться ... ... ... ... ... ... учиться ... ... ... ... ... ... жениться Пример: Как от счастья не светиться, Если я успел влюбиться Не хочу теперь учиться, А хочу скорей жениться! ЭТАП №3 ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Одна из наиболее ярких возможностей русских глаголов, т.к. затрагивает то, что только должно совершиться. Неограниченный простор для полета фантазии, и изображения внутреннего мира автора. ... ... ... ... ... ... уснуть ... ... ... ... ... ... тонуть ... ... ... ... ... ... метнуть ... ... ... ... ... ... вздремнуть Пример: Мне бы лечь и уснуть, В сладком сне бы тонуть, Душу в небо метнуть, И на небе вздремнуть To be continue… В дальнейших главах я, в обязательном порядке, рассмотрю: манипулирование именами прилагательными, нагнетание пафоса методом абстракционизма (т.е. употреблением слов «тьма», «свет», «добро», «зло», глаголов «лучиться», «яриться» и т.д.). Также не последнее место будет занято темой сохранения размера строки путем добавления вспомогательных слов таких как «так», «ведь», массы предлогов. Желающие, дополнить, улучшить или просто участвовать в создании данного пособия, или разработки теории «графоложества» пишите… Всегда рад. С уважением Василий Богданов.
Уважаемый автор, у меня давно напрашивался вопрос к людям, которые вместо того, чтобы работать, писать, искать что-то действительно новое и достойное в литературе, одержимы болезненным влечением к слову графомания. Это что комплекс собственной (творческой) несостоятельности? Отсутствие мыслей, идей? Как вам кажется, кому интересны подобного рода деления на "графоманов" и "поэтов", для кого вы пишете, позвольте узнать? Не кажется ли вам, что это время, затраченное на такую публицистику, можно было бы использвать с большей пользой, ибо статья сама по себе не предполагает ни вопроса ни ответа, не несёт и просвещения. Демагогия, вызывающая зевоту.Косточка, уже не раз объеденная другими. По-моему лучше бросить силы на собственное дело и постараться его делать максимально правдиво. И ещё, по поводу рифмы: вы глубоко заблуждаетесь, что она и есть фундамент стих-ия. Это архаичное убеждение. Поэзия имеет намного больше граней и форм, чем вы себе представляете. Старалась не обидеть,
Большое спазибо за отзыв. Попробую объяснить зачем я эту ахинею вообще разместил. Дело в том, что невозможно что-либо писать и совершенно ничего ни читать, вы согласны? А что читать, если читать нечего? Если пользуясь свободой размещения на сайты выбрасывают (или выливают?) тонны отбросов... Вы не заметили, что большинство нынешних и-нет авторов отбросив качество делают упор на количестве? Любые просьбы и убеждения вроде попыток урезонить их словесный понос и все-таки сделать упор на более тщательном разборе собственного творчества воспринимают в штыки - "Я поэт, а кто со мной не согласен - идите в ...". И спасения от этого нет... кто возьмется модерировать скажем СТИХИР, когда туда сваливается по 1000 произведений в день. Вот эта безысходность, нежелание разыскивать жемчужину в куче дерьма и подтолкнула меня поиздеваться (пусть и не слишком тонко) над такими писаками... Кстати, пародия на буримэ и само начало - тоже примитивный стеб. И заключение тоже. И все содержание. Это не руководство к действию и не докторская диссертация. Ну не могу я читать эээ... секунду... http://www.stihi.ru/poems/2005/05/12-1558.html вот... и подобное не могу... и сделать, чтобы такого не было, тоже не могу... Вот и издеваюсь (как могу). Не знаю достаточно ли полно ответил на ваш вопрос, в любом случае с уважением, что не так - спросите...
Я с вами согласна полностью, но, увы, на то они и общественные (сайты). Отличная ссылка - поэтесса просто находка! Я сначала не догадалась посмотреть объём стихов, но при таком количестве, буду читать, не торопясь. Печально не то, что люди пишут плохо, а то, что у них совсем отсутствует слух на собственные творения. Я поначалу восприняла вашу статью как, простите меня,одну из написанных рукой воинствующего дурака,от разглагольствований коего спасу тоже нет, но теперь вижу, что это вовсе не так. Я ошибалась. С ув. А. П.
Спасибо за понимание. Рад что смог нормально объяснить свою точку зрения... Мне кажется, что Поэзия воспринимается интуитивно и даже делится на "твое-мое". Т.е., например: я ознакомился с вашим творчеством, согласен с идеей, с содержанием, но сама подача, немного отлична от моих вкусов. Но это не дает мне права на критику. (В чем? В том, что у нас различные вкусы?)... Ну, что-то меня не в ту степь понесло... Очень приятно, что вы изменили свое мнение обо мне. С ув. и еще раз спасибо. Василий
http://www.stihi.ru/assist/ . Бредятина, конечно, но после этого все слова о рифме пусты... :)))
В том и прикол. Даже этой бредятиной пользоваться не хотят. Вы по моей стихирной ссылке заходили (с предыдущего ответа А. Полонской)? Похоже, что автор (со стихира) пользуется хотя бы намеком на здравый смысл? Ладно, согласимся с предыдущим рецендентом, что рифма не главное, тем паче, что это действительно так. Но смысл-то должен быть! Какое-нить уважение к "великому и могучему"!!! К читателю в конце-то концов!!! Прямым текстом сказано - "мои рифмы - индивидуальны", "пошли все на..."... Зайдите на ссылку bomonstera, в самом низу. Да, смешно... так смешно, что плакать хоца...
Ходил я туда. Получил удовольствие несказанное. Но... Как-то, давным-давно я думал на эту тему, и вот что придумал: а ведь это хорошо! Ведь не самая худшая из маний. Пусть мучают несчастный, хоть он велик и могуч, все лучше, чем стекла бить, или как-то себя выражать совсем нелицеприятно. Сеть ведь даже не бумага, стерпит все. Я поначалу возмущался, к языку у меня отношение трепетное, с некоторым трудом заставил себя хоть стихов не писать, не позориться. Потом подумал - а пусть их, во времена моей юности не было такой возможности - публиковать все подряд, а то бы тоже не удержался. Про отделение зерен от плевел помните? Ведь есть зерна, и нашел я их только благодаря сети. Остальное мне жить не мешает, стараюсь не встревать. Не всегда удается правда. А что касается зерен - благодаря сети я завел много знакомств, приятных во всех отношениях. И меня кто-то завел. Собственно, и писать-то стал из-за того, что читать стали. Плохо разве? Единственно, что иногда хочется увидеть мной написанное в печатном виде. Но за неимением королевы...
Восхищен вашим поистине христианским терпением. Сам я увы не таков. Не считаю себя "гением", но просто нетерпим к самовлюбленным дуракам. Статья сырая, недописанная, но просто накатило после прочтения очередного "шедевра"...
Не забудьте (очень прошу!) про УЖей и ЛИШЬайники!:-)
Постараюсь :bigwink: Уж лишь ведь дайте срок...
Н-да, сходила я по ссылке... Ну что сказать? Подобная плодовитость меня, конечно, не радует, - но и не огорчает. Вызывает недоумение? Да, наверное. Лёгкое. И с примесью сожаления - потому что чуть грустно видеть подобную... несамокритичность, что ли? Чуть грустно - и смешно. А статью я скопировала, почитаю в оффлайне, если будут предложения - поделюсь. С уважением,
Жду с нетерпением... Дело в том, что задумка была более полная, т.е. с последующими главами и т.д., с заключительным "мастерским" стихо а-ля на ссылке. можно даже сделать подобные "опусы" хрестоматийными примерами того, как писать не надо... с уважением и нетерпением,
Василий, хочу поделиться одной сегодняшней находкой, имеющей, как мне кажется, неплохие шансы стать девизом описываемого вами движения: "Не бывает плохой литературы - бывает плохой читатель" ((с ) сэр Алекс... Штамм). Неплохо? :)
Гениально. Только подать это нужно так, что вы все невежды, неучи и т.д., совершенно неспособные разобраться в чуткой и нежной душе графомана... Спасибо за находку.
Ладно,ну что вы...
Да ладно, мы ничего - это они...