Наблюдашки из Протвино. Город
Протвино… Город, чуть старше пятидесяти лет. Меня поразило то, что стоит он в самом настоящем сосновом бору. Если у нас сначала строится дом, а потом он обсаживается деревьями, так что по их возрасту легко определить и возраст постройки, то здесь, чтобы возвести здание, деревья вырубались. Сами дома - яркие, оригинальные. Спортплощадка с настоящим покрытием, а не разрисованный для комиссии, что принимает объект с вертолёта, асфальт. Шикарное озеро с мягкой, тёплой водой. В наших реках вода жёстче и холоднее.
Когда-то сюда с гордостью ехали молодые учёные, большинство из которых, как нам рассказывали, живёт теперь за границей. Когда-то…
А сейчас на улицах редкие прохожие, какая-то заторможенность, заброшенность, заспанность повсюду.
То ли дело, наш Оренбург: живой, искрящийся, шикующий своими клумбами, детским смехом, подростковыми стайками. Только недавно он обновил свою главную улицу и уже полностью перестраивает важнейшую транспортную артерию, проспект Победы. Вечерами улыбается уютными кафе. Во всех учреждениях, начиная от малюсенького магазинчика и заканчивая шикарным представительством, работают кондиционеры. И, прокалившись на сорокоградусной жаре, всегда можно найти, куда нырнуть охладиться. Повсюду – урны. Каждый двор пытается превзойти остальные оригинальностью детских площадок. Некий предприниматель мне недавно жаловался, что комиссия администрации влепила ему штраф за некошеную траву («Три былинки всего торчало!») и не покрашенные детские качели.
Здесь кондиционер был редкостью, урна – объектом поиска, детских площадок вообще не наблюдалось. Помню, как мы бродили с пакетом мусора, пытаясь найти контейнер (горничные проблемой уборки, как я уже говорила, озабочены не были), и, ничего не найдя, оставили пакет возле одинокой урночки, с трудом найденной на просторах города.
У нас просто невозможна ситуация, когда в кафе, не окажется никакой закуски к бокалу пива. А здесь такое было! Ни орешков, ни сухариков, ни чипсов, не говоря уже о шашлыках, без которых у нас немыслимо ни одно уважающее себя, даже летнее, заведение! Ничего! И, обсудив итоги поездки, похлёбывая нефильтрованное пойло, в последний наш вечер в Протвино мы шли в номер, где можно было настругать салатик из купленных ранее помидоров, огурчиков и зелени.
Как это показательно: пиво - отдельно, закуска – отдельно. Настоящее лицо летних мастерских, где организаторы и приехавшие были такими же отдалёнными друг от друга. Вот тогда я и дала себе слово, что, не смотря ни на что, буду учить! Учить думать! Чтобы мои ученики никогда не попали в сети псевдоумельцев, которые ловко умеют дурить людям головы.
Как-то раз мы шли по улице Протвино, лавируя между редкими прохожими, горячо обсуждая какой-то очередной казус нашей деятельности. Навстречу двигался пожилой мужчина. Пропустив нас, он обернулся и крикнул вслед:
- Девчонки! Вы такие красивые!
Думаю, что он имел ввиду отнюдь не наши симпатичные мордашки. Спасибо тебе, незнакомец! Это был лучший комплимент в моей жизни.
Мне так хочется, чтобы Протвино не оказался спящим богатырём из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, а, как Финист Ясный Сокол из одноимённого фильма, пробудился и скинул со своих плеч накипь, которая смеет использовать в качестве рекламы его славное имя.