Мораль сей жизни… какова?
Недавно мне попалась подборка примеров тем сочинений, предлагавшихся российским гимназистам в начале XX века. Приведу только некоторые из них: о скоротечности жизни, о непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве, о проявлении нравственного начала в истории.
Моральный человек начала XX века понимался как совершенный человек, не только в смысле телесной красоты, технического или иного профессионального умения, уровня образованности, (хотя все это, конечно, предполагалась), а прежде всего в смысле осуществления своего человеческого назначения, выработки общей культуры жизни. И в гимназиях учили этому.
Я задумался и написал эту статью.
Идут навстречу друг другу два наших глубоких предка с дубинами. Свободные от любых проявлений сентиментальности и человеколюбия, они всегда готовы огреть любого по черепу и отобрать его добычу. Но… и это так естественно… они вдруг начинают взвешивать, делать расчет: соблазнительно, конечно, попробовать схватить чужое, но, все же, есть риск остаться без собственной головы или клыков. И они вежливо улыбаются друг другу, раскланиваются и идут каждый своей дорогой, оглянувшись – а не передумал ли другой?
Кто не действует в собственных интересах? Только сумасшедшие, которые не способны к расчету и поэтому мы называем их ненормальными. И маленькие дети, в которых еще не развился разум и поэтому они совершают поступки без пользы для себя.
Нормальные люди просчитывают, что пойдет им на пользу. Мы называем таких людей рассудительными, умными, уважаем их, стремимся походить на них. Чем больше человек зарабатывает или знает, тем больше мы ценим его. Но когда слышим от кого-то альтруистические идеи, мы отталкиваем их. Ведь они противоположны всей нашей сути, там нет реального заработка и точного расчета. Кто пойдет на это?
Работодатель платит хорошую зарплату не потому, что он честен и порядочен, а потому что заинтересован в моем труде и не хочет, чтобы меня переманили. Продавец любезен не из хорошего ко мне отношения, а потому что поставлен в такие условия и поощряем материальными стимулами.
И так во всем. Человечество – это огромная сложнейшая система сообщающихся сосудов, сдерживаний и противовесов, устремленная на максимализацию прибыли. Мы заточены в этом направлении.
А в системе царствует мораль, в которой нравственное содержание отдано на откуп целям. Еще первый Ильич говорил: — «Неужели мы не истребим кучку офицеров ради будущего счастья человечества»? В нашей человеческой буче именно целесообразность определяет мораль. И средства достижения цели зависят от того, за что борются.
За всю свою историю человечество изобрело различные религии и философские системы. И каждую из них поддерживала определенная мораль, выгодная той или иной религии или философскому течению. Сегодня мы наблюдаем мировой кризис духовной культуры, философия и религия уже исчерпали свои творческие возможности и находятся в тупике. Их место заняла идея тотального потребления.
И вся мораль общества потребления, во всех ее формах, от житейской и патриотической, до партийной и корпоративной – это система расчета выгоды. Целевая мораль. Она ошеломляюще усовершенствовалась со времени той встречи наших предков на тропе охоты. Над целевой моральной системой подтрунивают, ее страстно обличают, но соблюдают все. Она превратилась в образ жизни.
Мораль всегда общественна и насильственна, и она определяет нашу линию жизни. Не оставляет свободы выбора, ограничивает, не давая свернуть ни вправо, ни влево: вот загон, в котором мы должны существовать. И тогда у нас нет проблем, аномалий, поисков, которые могут увести неизвестно куда.
Свободный же выбор человека начинается с того момента, когда мораль окружающего общества, точнее, мораль окружающего мира, перестает его удовлетворять. Нет с ней согласия и нет в ней ему наполнения.
Человек живет и не понимает цели своего существования. Внутреннее переживание от этого становится доминирующим. В его душе идет борьба света и тьмы. В такой двойственности становится невозможно жить. Поэтому в наше время мораль ненавистна человеку — он не хочет подчиняться никакой морали.
Она противоречит его новому внутреннему миру. То, что написано на бумаге или сказано в телевизоре, кажется ему несусветной глупостью и даже вызывает ненависть. Разрушается само понятие справедливости, исчезает доверие к обществу. Для думающих иначе людей оно становится слишком циничным, грязным и непонятным. Следствием этого является большое количество убийств и суицидов.
Тогда такие люди уходят из социальной жизни и начинают искать для себя другую среду обитания. Искать тех, кто сочувствует им, понимает и одобряет их стремления. И вместе они объединяются в некую группу людей, и новая мораль становится их убежищем, домом, всем. Потому что такое единство мыслей и чувств создает в группе равновесие, гармонию, подобно тем, что царят в природе.
И тогда они с удовольствием сядут за сочинение на тему: «Как я пришел к любви к ближнему».
Влад Рутус
Источник – сайт «Глобосфера» http://www.globosfera.info/