« СУСАНИНЩИНА» - злой рок персидских походов
Приложение к «Путь змея на скале (1) и "Луч предков"
При прочтении работы Н.Гумилева «Эфталиты – горцы или степняки» меня очень заинтересовал один такой знакомый эпизод:
В 482 г.(н.э.) шахиншах Пероз с многочисленным войском попал, вернее, был заманен в глубокое ущелье(горы Копетдага), замкнутое тупиком. Узкий вход в ущелье эфталиты* преградили отборным отрядом, и все персидское войско оказалось в ловушке без пищи и воды . Среди персов воцарилось уныние, но эфталитский царь Хушнаваз оказался весьма гуманным и умеренным. Он предложил Перозу мир на таких условиях, которые тот с восторгом принял, скрепив клятвой. Однако клятву Пероз нарушил, возобновив войну в 483 или 484 г.(тоже неудачно, согласно сведениям от Прокопия Кессарийского).
***(Балями(перс.) передает подробности этого похода несколько иначе. По его версии, персов заманил в бесплодную пустыню лазутчик(!), намеренно искалеченный для внушения доверия персидскому шаху. Этот рассказ полон литературных реминисценций (ср., например, с легендой о взятии Дарием Вавилона при помощи Зопира) и невероятен по подробностям…(комментарии Н.Гумилева).
***туркменское племя Абдалы - потомки Эфталитов.
Я сравнила с легендой о взятии персами Вавилона.
Год и семь месяцев продолжалась безрезультатная осада города. Все были чрезвычайно раздосадованы, что не могли взять Вавилон, несмотря на всевозможные уловки и хитрости. Вспомнили, как некогда Кир вошел в город, пытались сделать то же, но жители неусыпно несли стражу, и эта попытка не удалась.
И тогда Зопир, сын Мегабиза, одного из семи персов, свергнувших мага(отдельная история о самозванцах), стал обдумывать, как ему передать Вавилон в руки Дария. Он полагал, что сможет сделать это, если, изувечив себя, перебежит к врагам. И с легким сердцем Зопир нанес себе страшные увечья: отрезал нос и уши, безобразно остриг волосы и со следами ударов бича предстал перед Дарием. Он объяснил царю, что в таком виде он удачно проникнет в город …, жители встретили его с жалостью… — Я принес вам благо: я знаю царские тайные замыслы и хитрости и желаю ему отомстить, — сказал Зопир. Вавилоняне, видя знатного перса с отрезанными ушами и носом и покрытого кровавыми рубцами от ударов плетей, поверили ему и решили, что он пришел к ним как друг и союзник. Они доверили ему отряд, как он просил. Когда же он получил его, то стал действовать так, как было условлено с Дарием…..
Так Вавилон был взят во второй раз. Овладев городом, Дарий прежде всего повелел разрушить стены и сломать ворота. Даже Кир не поступил так, взяв Вавилон. Затем царь приказал распять 3000 знатнейших граждан. Остальным вавилонянам позволил жить в городе.
Дарий считал, что никто из персов ни прежде, ни после не превзошел Зопира в доблести, кроме одного Кира, но с ним ни один перс не дерзнет себя сравнить. Зопир получил Вавилон в управление! (С 22 декабря 522 г. вавилонские документы датировались уже по Дарию, царю Вавилона, царю стран). Таково краткое изложение сути легенды.
Если честно, то напрашивается мысль о «Вавилонском проклятии».
Получается. что в походе персов 515г. на скифские племена, скифы «отработали прием, примененный некогда персами же, но уже для защиты своей территории, а не нападения. Спрашивается: насколько хорошо знали историю войн соседей персов цари( военные советники/ученые) скифских племен. Или это домыслы «отцов всемирной истории». Все-таки в данном конкретном случае склоняюсь ко второму.
Зачем повторять/перерабатывать известные легенды уже в более современное время, когда «историков/комментаторов/свидетелей» еще больше и расстояния для рукописных сведений уже не непреодолимы(наоборот, за любыми сведениями о всех государствах и просто народах и поселениях идет реальная, хорошо оплачиваемая охота). Одно событие могут прокомментировать и освидетельствовать несколько очевидцев(причем не сговариваясь).Оставляю сообщения о «хитростях» эфталитов и «доверчивости» персов(военизированной державы во все времена, достижениями которой восхищался и Ал. Македонский, значит было чему!) Балями на его совести и в качестве утешения снова говорю о «вавилонском проклятии»: «.. и даже если никто из врагов/соседей не узнает о каких-либо ваших неудачах, потерях, и поражениях, вы(персы) сами нашлете позор и осмеяние на свою голову , сообщениями об это всему миру от своих же историков/летописцев и обязательно, чтобы очередной покалеченный «Зопир» также жестоко обманул ваше доверие. Аминь!»
А м.б. и не было этих эпизодов в захватнических войнах персов, поэтому у них они и не описаны. Ну не мог же Балями не знать не такую уж и далекую, такую героическую историю своей страны, тем более, что Дарий постарался оставить память потомкам, закрепив вехи своих побед на «Бехистуне». М.б это все эти приукрашивания (для «остроты восприятия» исторического факта) уже более поздние наложения историков(причем чужих), переписывающих, зачастую, сведения друг у друга. К примеру история персов(с чужих слов, естественно) просто изобилует повторениями, и уже трудно отличить походы, и действия Кира от действий Дария(так много совпадений, повторений, несоответствий, не считая всех Киров (если учесть, что КИР в пер с мидийского - "господин", каких было достаточно много) и Дариев, вообще). В защиту Балями - он тоже что-то такое слышал, читал, ну и для оправдания поражения соотечественников (возвеличивая душевную красоту Шахиншаха ) приписал понравившийся ему эпизод из чьей-то войны, факт же поражения он не утаил.
Апрель2013