О времена! О нравы!
Подборка исторических зарисовок из книг известных писателей-ученых приведена мною единственно только лишь для ознакомления широкого круга читателя с историческими сведениями о предках туркмен. Читателям, пожелающим обвинить меня в пропаганде жестокости сразу отвечаю: именно потому, что мир устал от такого существования (те обрывки Великой мировой истории, которые приведены мной) и возникла эпоха Возрождения человечества - поворота к его первоначальной сущности бытия – Гуманизму (человечности), с высоты которой в настоящее время все мы и вглядываемся в наше общее прошлое (такое страшноватое и ужасное, но для предков наших даже очень приличное, ведь они с таким восторгом описывают некоторые моменты своего времени, от которых у потомков холодеет кровь). Это наши общие предки – а родителей, как известно, не выбирают.
Исторические зарисовки о ГУННАХ (являющихся одними из предков туркмен).
Воспитание жестокости у женщин и собак
Был когда-то в советское время фильм с таким названием, очень даже не плохой, но в связи с моей темой, я бы добавила еще и слово – ДЕТЕЙ!.
«…если бы не эта победа, «нам, пожалуй, пришлось бы ходить непричесанными, застегивать одежду налево и испытывать иноплеменное господство» .Конфуций* (ужас перед хуннами был настолько сильным. Что еще очень долго китайцы вздрагивали при упоминании о них)
Шаньюй* Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим – Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление тюмень, т.е. 10000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист181. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа – так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не захотевшими повиноваться отцеубийце и узурпатору, и объявил себя шаньюем(209 г. до н.э.). Дунху(соседнии племена), узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня – сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь или одну женщину?» – и отдал то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни (на юго-запад от Калгана), неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам ее: на западе хунны, на востоке дунху. Старейшины хуннов сочли, что из-за столь неудобной земли незачем затевать спор: «Можно отдавать и не отдавать». Но Модэ заявил: «Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!» – и всем, советовавшим отдать, отрубил головы. После этого он пошел походом на дунху. Они не ожидали нападения и были наголову разбиты. Вся их территория, скот и имущество достались победителю. Остатки дунху поселились у гор Ухуань и в дальнейшем стали известны под названием ухуань. Вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. По возвращении из похода против дунху он не распустил войска, а напал на юэчжей(тоже соседи) и прогнал их на запад. С этого времени началась длительная война между хуннами и юэчжами, подробности которой нам неизвестны. Около 205-204 гг. Модэ покорил ордосские племена лэуфань и баянь и совершил первые набеги на Китай, где только что пала династия Цинь и свирепствовала гражданская война. Численность войска Модэ определялась в 300 000 человек. Таковы подробности основания хуннской державы, сообщаемые китайским историком Сыма Цянем. Многое здесь, возможно, прибавлено и приукрашено и самим историком и его осведомителями, но главное, видимо, верно: Модэ объединил 24 хуннских рода и создал державу, настолько сильную, что китайцы сравнивали ее со Срединной империей.
Приключения Нильса с дикими гусями (китайский вариант).
О существовании народа хунну стало известно из китайских источников. Его наименование оказалось гораздо более долговечным, чем сам народ. Оно широко известно, несмотря на то, что носители его погибли полторы тысячи лет назад,
До сих пор нередко слово «гунн» звучит как синоним свирепого дикаря. И это не случайно, ибо хунны на протяжении тысячи лет выступали не только как созидатели, но часто и как разрушители. …. они назывались ху, т.е. степные кочевники. Итак, хунны были первым народом, победившим пустыни. А для этого надо было обладать мужеством и упорством. В священной книге «Рухнама» хунны выведены как одни из самых ранних предков туркмен.
Китай всегда стремился «управлять» своими соседями и тем более хуннами, так как в Китае уж очень сильно их боялись ( китайская поэзия окрестила их «небесными гордецами», а грубая проза – «злыми невольниками»). Когда очередной заговор с целью перемены хуннских правителей – шаньюей был раскрыт возмущенный шаньюй приказал казнить непосредственных участников, а прочим членам китайского посольства было предложено для сохранения жизни вступить в хуннское подданство, «добровольно» отрекшись от своей родины. От этого предложения отказался только один глава посольства Су У, вследствие чего он упоминается в позднейшей китайской литературе как образец верности и мужества. Однако хунны его не казнили, но отправили в далекую ссылку в Сибирь. Там он бедствовал 19 лет, пока не дал знать о себе в Китай, где его уже считали погибшим. По легенде, он написал письмо на крыльях перелетного гуся, которого в Китае подстрелил охотник, и, когда письмо было доставлено ко двору, император добился возвращения пленного посла.
(по материалам книги Л.Н. Гумилева «Хунны»)
«В стране Давань (Фергана) есть «добрые лошади (аргамаки), которые происходят от небесных лошадей? и имеют кровавый пот». Происхождение их описывается следующим образом: «В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: почему выбирают пятишерстных, т.е. пестрых, кобылиц и пускают при подошве гор – для случки с горными жеребцами. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом, и посему называются жеребятами породы небесных лошадей»
(Из доклада китайскому императору первый век до н.э.)
Для полевой войны император У-ди создал большое конное войско, но китайская лошадь, малорослая, слабосильная, тихоходная и маловыносливая, не могла равняться с крепкой неприхотливой хуннской лошадью.
Император У-ди решил во что бы то ни стало добыть из Давани жеребцов-производителей и развести в Китае «небесных лошадей».
Но даваньцы сами весьма ценили аргамаков и отнюдь не стремились снабжать ими Китай, которого они не без основания опасались.
Первый поход продолжался два года (104-103 гг. до н.э.). из почти тридцатитысячной армии в Китай вернулась жалкая горстка .
Второй поход в Давань обошелся Китаю еще дороже. Из 60 тыс. человек, вышедших в поход в 102 г., вернулась в 101 г. 10 тыс., а из 30 тыс. лошадей – всего тысяча. И это несмотря на то, что армия была полностью снабжена и в сражениях не было больших потерь.
В итоге - взяли несколько десятков аргамаков и 300 кобыл. Но даже такое приобретение стоило таких жертв, с точки зрения императора.
Я бы хотела выслушать знатоков лошадников: в чем причина «кровавого» пота? Если это не метафора и не торгашеское «набавление цены» тогда как такое явление может случиться? Лошади единственные животные, которые потеют как и человек. И в данном случае получается, что через поры каким-то образом выходит кровь? Если я не ошибаюсь, то актер А.Миронов умер от болезни с таким же явлением, в последние годы жизни его одежда очень часто, особенно во время сильных нагрузок была смочена кровью, кажется, эта кровь тоже выходила через поры. Как же могли жить и существовать такие кони?.