Путь змея на скале"
«Всякая женщина – зло; но дважды бывает хорошей:
Или на ложе любви, или на смертном одре…»(Паллад).
Явно древний грек покривил душой, но оставляя это на его совести, хочу напомнить об еще одной ипостаси женщины (когда, практически всякий нормальный и здравомыслящий мужчина затягивает: « Ах! какая женщина. Какая женщина! Мне б такую…») – заступница (надежда и опора). Пример из той же древности: «… И, когда враги окружили крепостные стены города и жители уже задыхались от дыма пожаров и погибали от голода и жажды во время затяжной осады, предводитель осаждавших вдруг смилостивился и повелел разрешить выход из города всем женщинам и пусть они возьмут с собой самое необходимое для них, что бы это ни было. Многие женщины вынесли на себе своих мужей. Честь и слава этим женщинам и, какие же счастливцы их мужья – позавидовали враги (и оставшиеся в крепости)».
Одной из таких женщин (Государь и Воин) была царица массагетов Томирис(Тумар).
В 530г. до н.э. Кир с огромным войском двинулся на Узбой, который впадал в то время в Каспийское море, в земли саков и массагетов(считавшихся предками Ахеменидов*).
***Сами Ахемениды не являлись персами, а были представителями «скифских» народов –
предков современных тюркских. На каменном цилиндре-печати ( второе тыс. до н.э.) из Северного Ирана, изображены всадники со среднеазиатскими прическами в виде косичек. На селевкидских монетах трон дома Ахеменидов изображен в виде юрты.
Во время наведения переправы он получил письмо от царицы массагетов Томирис: «Царь мидян*! (т.к. письмо явно авторская догадка самого Геродота, поэтому и речь такая напыщенная и обращение, чисто греческое, вряд ли массагеты называли соседей персов не персами и были плохо осведомлены о том, что и как творится в соседнем государстве) Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не захочешь последовать совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не сохранять мир (ну чем не речь прорицательницы в Дельфах). Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку (?). Переходи спокойно в нашу страну (как?), так как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю (чего ради?) то поступи также».
***Кир не достиг бы такого величия, если бы к тому времени персы не были озлоблены
господством мидян, мидяне — расслаблены и изнежены от долгого мира. (Н.Макиавелли. Государь.)
Персы перешли Узбой , отошли на большое расстояние от реки, но намеренно оставили в своем военном лагере на берегу большие запасы продовольствия и вина(практически, согласно письму: приглашение на свою территорию). Один из туранских отрядов, который возглавлял сын Томирис молодой Спаргапис, захватил добычу и, предаваясь пьянству, позабыл о существовании врагов. Прессы перебили беспечный отряд, а сына царицы взяли в плен.
Пораженная хитростью (!?) персов (а не возмущенная поведением сына – наследника) Томирис направила гневное письмо вероломному(?) Киру ( хотя ведь на войне, как на войне): «Кровожадный Кир, не гордись своим успехом. Ты одолел моего сына не силой оружия в честном бою, а коварным зельем виноградной лозы; даю тебе добрый совет: выдай моего сына и уходи, пока цел, из моей земли; если так не сделаешь, я напою тебя кровью, хоть ты и ненасытен, клянусь тебе в этом богом солнца – владыкой массагетов».
Сын Томирис покончил жизнь самоубийством, и небывалая в древнем мире битва развернулась на берегу Узбоя в августе 530г. до н.э. Персидская армия была наголову разбита, был убит и сам царь персов. Согласно преданию, Томирис опустила голову Кира в бурдюк с кровью со словами: «Ты все же погубил меня, т.к. хитростью одолел сына, который был моей надеждой после смерти мужа; но я осталась в живых и победила тебя в сражении; и вот я, как и обещала, напою тебя кровью».
Через несколько лет другой царь персов – Дарий Первый повторив поход Кира на земли саков и массагетов, также потерпел поражение от объединенной армии трех царей, в т.ч. и снова, царица Томирис??? (спорные сведения, некоторые ученые полагают, что речь идет об одном и том же походе персов).
Древнегреческий историк Полиэн в своих «Стратигемах»(Военных хитростях) приводит рассказ о хитрости сакского табунщика Сарыка. Когда Дарий в 515г. до н.э. выступил против объединенных туранских племен (саков и массагетов) Сарык предложил свои услуги их царям Сакесфару, Омаргу и Томирис. Он сказал, что берется погубить персов, если цари позаботятся о его семье. Те дали слово, что не оставят в беде детей табунщика. Сарык отрезал себе нос и уши и явился к Дарию, сказав, что это сородичи его так покалечили, поэтому, в отместку, он берется, провести персидскую армию в самое сердце турана. Дарий поверил* Сарыку и выступил в поход. Долго шли персы по пустыне, у них уже вышли все запасы продовольствия и питьевой воды, а песчаной, безводной и бесплодной пустыне все еще не было ни конца, ни края. Армия «таяла» на глазах. Когда стало понятно, что Сарык намеренно завел «столь многочисленное войско в такую степь, где нет ни одного ключа, не видно ни птицы, ни зверя и откуда не возможно ни пойти вперед,, ни возвратиться назад», его казнили. Лишь случайный дождь помог персам пополнить запасы воды и горстка солдат во главе с Дарием дошла до реки Бактр(Амударьи?).
***У саков за кражу, как за одно из тяжких преступлений виновнику отрезали уши, изгоняли из
племени, а семья его попадала в рабство. Видимо Сарык, совершивший раннее такое преступление и будучи изгнанным из общества решил спасти свою семью, искупив свою вину кровью . Заслышав о вторжении вражеских войск, он и пошел с просьбой о помиловании к царям. Дарий же, увидев табунщика с отрезанными ушами и носом, не испытал и тени сомнения в его искренности, ибо он знал, что перед ним стоит изгой. (Гундогдыев О. «Рыцари Азии»).
Дальнейшая судьба Царицы неизвестна. Но византийский историк Иордан(6в. н.э.) после своего описания битвы Томирис с Киром, говорит о ее военных успехах: «Тогда царица Томира, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, … ныне называется Малой Скифией, и там, на мезийском берегу Понта (Черного моря) построила город Томы, (назвав его) по своему имени».
Туркменские ученые-историки при описании военных действий, которые вели женщины полководцы (предки современных туркмен) на территории Турана, особое внимание уделяют именно царице Томирис, как одной из реальных прообразов легендарных амазонок. В качестве дополнительного доказательства приводится еще один исторический эпизод.
В 539г. до н.э. царь Персии Кир Второй во главе внушительной армии вступил на земли саков и массагетов. В районе Мерва* в битве с амюргийскими саками был взят в плен их царь Аморг. Но царица саков Спаретра(!), узнав о поражении и пленении мужа, собрав новые силы, вывела в бой триста тысяч боеспособных мужчин и двести тысяч женщин(!) Кир, побежденный воинственной женщиной, вынужден был выдать царя и мужа и заключить с ним военный союз.
•*** … в клинописных документах древнеперсидских архивов сохранились упоминания о скифских племенах: «скифы хаомаварга» и «скифы амюргийские». Академик В.Струве еще задолго до открытия Маргианы пришел к выводу, что это одного и тоже племя, в различных самоназваниях которого сохранилась информация о его происхождении и занятиях. Название «амюргийские скифы» со всей очевидностью указывает, что оно произошло от названия реки или речной долины, где обитало племя(скорее всего р. Мургаб). Наименование же «скифы хаомаварга» , т.е. «скифы, приготовляющие хаому», отражает наиболее характерное занятие этого племени(В.Сарианиди «Маргуш»).
Хаома – опьяняющий напиток(из эфедры род кустарниковых растений, содержащий алкалоид эфедрин – азотосодержащее лекарственное вещество со свойствами галлюциногена), употребляемый зороастрийскими жрецами во время религиозных мистерий. В Авесте хаома выступает как божество, исцеляющее от всех недугов.(В.Сариониди там же).
***Мерв находится на территории современного г. Байрамалы (город моего детства; а для многих он известен по советскому фильму «Белое солнце пустыни») в Туркменистане.
Мне с детства не давал покоя рассказ моего отца (от его деда МоллаРозы, который обошел на удивление много для своего беспокойного времени 20-40гг. стран и узнал много о культуре и народном творчестве и устном, и прикладном, этих народов) о дворце-крепости (девичьей), развалины которой и сейчас существуют на территории заповедника древний Мерв – хозяйничали в ней женщины-воины (охрана??? крепости-города). Для доказательства папа всегда приводил в пример национальный наряд девушки туркменки – это же настоящее воинское обмундирование. Так называемые женские серебряные украшения – это стилизация фрагментов защиты тела от ран и ударов. В «Рухнама» указывается, что вес полного боекомплекта – 60 кг.
« СУСАНИНЩИНА» - злой рок персидских походов. Приложение к «Путь змея на скале (1)»
При прочтении работы Н.Гумилева «Эфталиты – горцы или степняки» меня очень заинтересовал один такой знакомый эпизод:
В 482 г.(н.э.) шахиншах Пероз с многочисленным войском попал, вернее, был заманен в глубокое ущелье, замкнутое тупиком. Узкий вход в ущелье эфталиты преградили отборным отрядом, и все персидское войско оказалось в ловушке без пищи и воды . Среди персов воцарилось уныние, но эфталитский царь Хушнаваз оказался весьма гуманным и умеренным. Он предложил Перозу мир на таких условиях, которые тот с восторгом принял, скрепив клятвой. Однако клятву Пероз нарушил, возобновив войну в 483 или 484 г.(тоже неудачно, согласно сведениям от Прокопия Кессарийского).
***(Балями(перс.) передает подробности этого похода несколько иначе. По его версии, персов заманил в бесплодную пустыню лазутчик(!), намеренно искалеченный для внушения доверия персидскому шаху. Этот рассказ полон литературных реминисценций (ср., например, с легендой о взятии Дарием Вавилона при помощи Зопира) и невероятен по подробностям…(комментарии Н.Гумилева).
Я сравнила с легендой о взятии персами Вавилона.
Год и семь месяцев продолжалась безрезультатная осада города. Все были чрезвычайно раздосадованы, что не могли взять Вавилон, несмотря на всевозможные уловки и хитрости. Вспомнили, как некогда Кир вошел в город, пытались сделать то же, но жители неусыпно несли стражу, и эта попытка не удалась.И тогда Зопир, сын Мегабиза, одного из семи персов, свергнувших мага(отдельная история о самозванцах), стал обдумывать, как ему передать Вавилон в руки Дария. Он полагал, что сможет сделать это, если, изувечив себя, перебежит к врагам. И с легким сердцем Зопир нанес себе страшные увечья: отрезал нос и уши, безобразно остриг волосы и со следами ударов бича предстал перед Дарием. Он объяснил царю, что в таком виде он удачно проникнет в город …, жители встретили его с жалостью… — Я принес вам благо: я знаю царские тайные замыслы и хитрости и желаю ему отомстить, — сказал Зопир. Вавилоняне, видя знатного перса с отрезанными ушами и носом и покрытого кровавыми рубцами от ударов плетей, поверили ему и решили, что он пришел к ним как друг и союзник. Они доверили ему отряд, как он просил. Когда же он получил его, то стал действовать так, как было условлено с Дарием…..
Так Вавилон был взят во второй раз. Овладев городом, Дарий прежде всего повелел разрушить стены и сломать ворота. Даже Кир не поступил так, взяв Вавилон. Затем царь приказал распять 3000 знатнейших граждан. Остальным вавилонянам позволил жить в городе.
Дарий считал, что никто из персов ни прежде, ни после не превзошел Зопира в доблести, кроме одного Кира, но с ним ни один перс не дерзнет себя сравнить. Зопир получил Вавилон в управление! (С 22 декабря 522 г. до н.э. вавилонские документы датировались уже по Дарию, царю Вавилона, царю стран). Таково краткое изложение сути легенды.
Если честно, то напрашивается мысль о «Вавилонском проклятии».
Получается, что в походе персов 515г. до н.э.на скифские племена, скифы «отработали» прием, примененный некогда персами же, но уже для защиты своей территории, а не нападения.
Спрашивается: насколько хорошо знали историю войн соседей персов цари( военные советники/ученые) скифских племен. Или это домыслы «отцов всемирной истории». Все-таки в данном конкретном случае склоняюсь ко второму.
Зачем повторять/перерабатывать известные легенды уже в более современное время, когда «историков/комментаторов/свидетелей» еще больше и расстояния для рукописных сведений уже не непреодолимы (наоборот, за любыми сведениями обо всех государствах и просто народах и поселениях идет реальная, хорошо оплачиваемая охота). Одно событие могут прокомментировать и освидетельствовать несколько очевидцев (причем не сговариваясь). Оставляю сообщения о «хитростях» эфталитов и «доверчивости» персов (военизированной державы во все времена, достижениями которой восхищался и Ал. Македонский, значит - было чему!) Балями на его совести и в качестве утешения снова говорю о «вавилонском проклятии»: «.. и даже если никто из врагов/соседей не узнает о каких-либо ваших неудачах, потерях, и поражениях, вы (персы) сами нашлете позор и осмеяние на свою голову , сообщениями об это всему миру от своих же историков/летописцев и обязательно, чтобы очередной покалеченный «Зопир» также жестоко обманул ваше доверие. Аминь!»
А м.б. и не было этих эпизодов в захватнических войнах персов, поэтому у них они и не описаны. Ну не мог же Балями не знать не такую уж и далекую, такую героическую историю своей страны, тем более, что Дарий постарался оставить память потомкам, закрепив вехи своих побед на «Бехистуне». М.б это все эти приукрашивания (для «остроты восприятия» исторического факта) уже более поздние наложения историков (причем чужих), переписывающих, зачастую, сведения друг у друга. К примеру, история персов (с чужих слов, естественно) просто изобилует повторениями, и уже трудно отличить походы, и действия Кира(кстати, КИР – «господин» с мидийского? м.б. поэтому его так много у греков, не вдававшихся особенно в подробности кто есть кто???) от действий Дария (так много совпадений, повторений, несоответствий, не считая жизнеописаний всех Киров и Дариев, вообще). В защиту Балями - он тоже что-то такое слышал, читал, ну и для оправдания поражения соотечественников (возвеличивая душевную красоту Шахиншаха ) приписал понравившийся ему эпизод из чьей-то войны, факт же поражения он не утаил. Апрель2013
«СУСАНИНЩИНА» 2 - злой рок не только персидских походов.
…Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки…
(Песенка несчастного, реально несчастного студента).
Чтобы понять о несчастии студента(в данном случае историка, кажется мне) читателю нужно все же для начала почитать мою работу «СУСАНИНЩИНА» - злой рок персидских походов .
Возможно, я начну коллекционировать все известные захватнические походы всех времен и народов, которые провалились, благодаря «Иванам Сусаниным» всех времен и народов. Л.Н. Толстой сказал, что только несчастливые семьи несчастливы по-своему(счастливые – счастливы одинаково). Но вот история (или все-таки снова поднимаю вопрос об исторической ценности пишущих от ее имени) доказывает мне, что многие неудачные военные походы (захватнические в частности) несчастливы просто под копирку: все атрибуты и реквизит для несчастий – стандартны, причем место, время и народы не играют, практически никакой роли - только фон для очередной трагедии.
Занимаясь в очередной раз поиском перехода «ПЕРСИИ» в «ИРАН» вдруг натыкаюсь на как-то не замечаемое мною раньше (хотя Плутарха очень люблю, но вот читала видать очень давно или до знания о других военных походах подобного рода) описание «битвы при Каррах» (ориетировочно 53-54гг до н.э.) под руководством Марка Красса и при наличии его сына Публия.
«Битва при Каррах» приводится как памятник жадности и вероломности Марка Красса и героической отваги и умения успешно воевать парфян.
Коротко кто такие парфяне. Происхождение этнонима парфян неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе (ведич. parśu-), персы,пуштуны — от индоиран. *parśṷ(a)- букв. «грудастый» (ср. древне-славянское "перса" - грудь), то есть «крепкого телосложения», «богатырь»[1]: Pahlav > Paθrav > Parθava > *parśavā > *parśṷ(a)-. Производное от этого названия закономерно отражается в совр. перс. پهلوان [pæhlævɒːn] «богатырь» (< др.-перс.*parθavāna- < древнеиран. *parśavāna-). При этом др.-перс. pārsa- — этноним персов и название Персии — представляет собой вриддхи-форму от этого этнонима (*pārśṷa «относящийся к богатырскому племени»). Это из Википедии.
Ну а я предполагаю, что возможно та часть парфянских воинов, которая называлась « неуязвимыми» (по легендам они были заговоренными и были «не ранимыми» и тем более - «не убиваемыми»), уже после поглощения Парфии мидянами, а затем и собственно Персами\Фарсами(в описании царствования Кира есть сведения о наличии 200 парфянских семей, претендующих на свою исключительность) создали новые семьи\кланы известные уже в истории как «благородные»(истина, основа,стержень), что собой представляет реальный перевод термина «ИРАН»(см. мой словарь «Восток дело тонкое… АРИИ).
А теперь к самому интересному, на мой взгляд.
(По Плутарху) …Хотя в постановлении Народного собрания, касавшемся Красса, ничего не было сказано о парфянской войне, но все знали, что Красс к ней неудержимо стремится. ….народный трибун Атей обнаружил намерение препятствовать походу Красса и многие к нему присоединились, считая недопустимым, чтобы кто-либо пошел войной против людей, ни в чем не провинившихся, да притом еще связанных с Римом договором….(очень похоже на действия одной сверхдержавы по отношентю ко ВСЕМ своим "друзьям"????)
Далее идет описание многих неудач, преследующих войско и Мапка Красса лично.
После переправы через реку Зевгму… явился вождь арабского племени по имени Абгар, человек лукавый и коварный, ставший для Красса и его войска самым большим и решающим злом из всех, какие судьба соединила для их погибели….. он был подослан военачальниками парфянского царя с тем, чтобы, сопутствуя Крассу, попытаться завлечь его как можно дальше от реки и холмов на необъятную равнину, где можно было бы его окружить, ибо парфяне решили пойти на все, лишь бы избежать встречи с римлянами лицом к лицу.
Ну а дальше по накатанной дорожке!!! .
Краткое содержание с какого-то околонаучного сайта. … Парфяне ждали в окрестностях Карр (греческое название Харрана, где две тысячи лет назад проживало семейство Авраама и где пять с половиной столетий назад Ассирия приняла последнюю битву).
Видна была только малая часть парфянского войска, и римляне ринулись вперед, искренне веря, что достигли внезапности. Однако, когда они ввязались в бой, обычные всадники сбросили плащи и засверкала броня. То были смертоносные катафракты.
Прежде чем римляне осознали, что они ввязались в решающее сражение и их самих застали врасплох, запели парфянские луки и римляне начали падать со всех сторон. Красс в отчаянии приказал собственной кавалерии под командой своего сына Публия Красса атаковать парфян и попытаться отогнать их.
Римская кавалерия пошла в атаку, и парфяне сразу же отступили, отстреливаясь через плечо. Легковооруженные и поэтому более быстрые римляне, уже настигая их, внезапно поняли, что их навели прямо на остальную парфянскую армию, с ее собственной легкой кавалерией, далеко превосходившей римскую по численности и мастерству.
Римляне дрались с упорством отчаяния, но это была бойня, и к концу они погибли почти до последнего человека. Публий Красс младший также погиб, парфяне отрубили ему голову и насадили на копье. Затем парфянская кавалерия перестроилась и вновь атаковала главные силы римлян, неся высоко, как знамя, голову Публия.
Дух римлян упал от такого зрелища, хотя Марк Красс старший оказался на высоте положения, крикнув солдатам: «Эта потеря моя, не ваша!»
Битва продолжалась, римляне несли новые потери, и на следующий день Красс вынужден был отступить. Парфяне следовали за ним по пятам, и сам Красс был в конце концов убит. Наконец парфяне захватили боевые значки римских легионов – величайший позор в глазах Рима.
У меня вопрос: Когда и для Кого Древнегреческий историк Полиэн(например) в своих «Стратигемах»(Военных хитростях) приводит рассказ о хитрости сакского табунщика Сарыка??? Когда Дарий в 515г. до н.э. выступил против объединенных туранских племен (саков и массагетов) Сарык предложил свои услуги их царям Сакесфару, Омаргу и Томирис. Он сказал, что берется погубить персов, если цари позаботятся о его семье. Те дали слово, что не оставят в беде детей табунщика. Сарык отрезал себе нос и уши и явился к Дарию, сказав, что это сородичи его так покалечили, поэтому, в отместку, он берется, провести персидскую армию в самое сердце турана. Дарий поверил Сарыку и выступил в поход. Далее см «Путь змея на скале 1».
Даже если многие римские полководцы и были невежественны и книг разных (кроме как о личных доходах напр. Марк Красс) не читали, некогда: нужно воевать и успевать награбленное подсчитывать, но устные – то рассказы\ анекдоты о жизни и походах всех тех, кто воевал и грабил до них, наверняка передавались из поколения в поколение. Или тогда снова вопросы о времени написания многих жизнеописаний «великих и не очень» встают(во всяком случае передо мной – точно), не хотят уходить и закрывают собой тексты. Декабрь 2015.